Планирование внеурочной деятельности «Колобки идут по следу»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

«Колобки идут по следу»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе курса «Колобки идут по следу» В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования. Программа курса «Колобки идут по следу» составлена на основе Программы внеурочной деятельности для начальной школы Д.В.Григорьева, Б.В.Куприянова. Издательство « Просвещение» Москва 2011г. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования - формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач. Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую - в единое образовательное содержание.

Программа «Колобки идут по следу» рассчитана на детей 6-11 лет. Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся один раз в неделю Объем программы - 1 класс - 33 часа, 2-4 классы - по 34 часа. Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины. Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.

Данная цель направлена на решение следующих задач:

- дать знания об истории родной школы, поселка, района;

- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей поселка;

- развивать эстетическое восприятие и чувства. Использование и популяризация новых технологий образования происходят в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.

Формы организации работы с аудиторией:

· лекции

· экскурсии;

• консультации;

• литературные и исторические гостиные;

• киносеансы;

• встречи с интересными людьми;

• исторические игры, викторины;

• проектная и исследовательская деятельность;

• использование интернет - технологий;

• создание видеопрезентаций;

• посещение музеев района и края;

• оформление выставок, обновление экспозиций;

• встречи с ветеранами войны

Прогнозируемые результаты:

1) В обучающей сфере - приобретение учащимися глубоких знаний по истории Майнского района, Ульяновской области, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.

2) В воспитательной сфере - воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.

3) В развивающей сфере - достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость В результате реализации программы «Колобки идут по следу» учащиеся познакомятся:

- с историей, традициями родной школы, района, края;

- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций своей малой Родины;

- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;

- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района,

- посетят театры, музеи, памятники района, края;

- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;

- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Способы проверки ожидаемых результатов:

- педагогическое наблюдение;

- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

- анкетирование родителей;

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:

- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;

- создание фотоальбомов;

- открытые занятия;

- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

- викторины, кроссворды, игры;

- итоговые концерты для родителей. Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России. Тематический план по курсу:

«Колобки идут по следу» для учащихся 1 класса

Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1:

«Я и моя семья»

5

0

Занятие 1. «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе.

1

Занятие 2. «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках.

1

Занятие 3. «Своя хатка - родная матка». Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Моё жилище».

1

Занятие 4. «Лень в дому - бери суму» .

Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье»

1

Занятие 5. В гостях у бабушки Загадушки. Предметы быта в моем доме - сегодня.

1

Тема 2:

«Здравствуй, школа!»

8

2

Занятие 1. Экскурсия по школе.

1

Занятие 2. Заочный экскурс «История моей школы»

1

1

Занятие 3. Ролевая игра «Я - пешеход»

1

Занятие 4. Выставка рисунков «Моя дорога в школу»

1

Занятие 5. Беседа. «Почему в поселке так названы улицы?»

1

1

Занятие 6. Рассказ «Мои родители учились в этой школе»

1

Занятие 7. Конкурс рисунков: «Первый раз в первый класс»

1

Занятие 8. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры.

1

Тема 3:

«Моя родная Майна»

9

2

Занятие 1. Прогулка по поселку «Повсюду здесь знакомые места».

1

Занятие 2 Экскурсия в ЦДТ и ДШИ. «Чем занимаются ученики в свободное время?»

1

Занятие 3. Экскурсия « Работа наших родителей»

1

Занятие 4. Беседа «Правила поведения в транспорте и общественных местах».

1

1

Занятие 5. Аллея Славы. Для кого она создана? (экскурсия)

1

Занятие 6. Памятники в нашем поселке. (Экскурсия)

1

Занятие 7. Ролевая игра «Расскажи гостю о нашем поселке»

1

Занятие 8. Викторина: «Что я знаю о поселке Майна?

1

1

Занятие 9. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры.

1

Тема 4:

«Семейные традиции»

7

2

Занятие 1. Беседа. «На свет народился, с людьми породнился». Узнать у родителей, какие обычаи и праздники стали в вашей семье традиционными.

1

Занятие 2. Игровое занятие. Разучивание песен, танцев к Рождеству.

1

Занятие 3. Беседа. Правила поведения в театрах, музеях, библиотеках.

1

1

Занятие 4. Экскурсия в поселковый музей. Экспозиция «Народный быт».

1

Занятие 5. «Старинные детские игрушки».

1

1

Занятие 6. Праздничный концерт для родителей: «Рождественские встречи».

1

Занятие 7. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Народные игры.

1

Тема 5 :

«Майнцы в годы ВОВ»

Занятие 1. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.

Занятие 2. Рассказ «Война в моей семье» (с помощью родителей)

Занятие 3. Ярмарка благотворительности, посвященная Дню Победы.

4

1

2

1



Тематический план по курсу:

«Колобки идут по следу» для учащихся 2 класса

Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

Теория

Тема 1:

«Земля отцов - моя земля»

6

1

Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать Ульяновский край…»

1

1

Занятие 2. «Моя малая Родина -поселок Майна». (Стихи, песни, сказки)

2

Занятие 3. Творческое задание: Герб поселка Майна.

1

Занятие 4. Стихотворения о Гербе Майнского района

1

Занятие 5. Выставка рисунков «Я- щедрая Майнская земля»

1

Тема 2:

«Природа родного края»

13

3

Занятие 1. Экскурсия на местное озеро.

1

Занятие 2. Заочный экскурс «Памятники природы Ульяновского края»

1

1

Занятие 3. Рассказы (презентации) о памятниках природы.

1

Занятие 4-5. Познавательная прогулка с последующим описанием «Лесное богатство края».

2

Занятие 6. Викторина «Знаешь ли ты растения леса?»

1

Занятие 7. Тест «Природа моего края».

1

1

Занятие 8-9. Сезонные изменения в нашем крае. Выставка рисунков «Мой край».

2

Занятие 10. Познавательная игра «В гости к Осени».

1

1

Занятие 11. Рисунок-фантазия «Какую бы зиму я хотел увидеть в поселке».

1

Занятие 12-13. Коллективная аппликация «Растения в моем саду - весной»

2

Тема 3.

«Водоемы нашей местности»

6

2

Занятие 1. Кроссворд «Угадай водоем Майнского района»

1

Занятие 2. Сказка о больших и маленьких водах.

1

Занятие 3-4. Правила поведения у водоема.

Коллективный плакат «Охрана водоема»

2

2

Занятие 5-6. Экскурсия на берег водоема. Сбор природного материала.

2

Тема 4.

«Растительный мир нашей местности»

6

2

Занятие 1. Игра «Я знаю это растение».

1

Занятие 2. Викторина «Во саду ли, в огороде?»

1

Занятие 3. Редкие растения нашего района.

1

1

Занятие 4. В гостях у бабушки Загадушки «Природные лекари».

1

Занятие 5. Серьезный разговор «Осторожно! Ядовитые растения!»

1

1

Занятие 6. Конкурс знатоков местной флоры.

1


Тема 5.

«Наш край»

Занятие 1. Что я знаю о своем районе? Достопримечательности Майнского района.

3

1

3

1

Занятие 2. Создание фотоальбома: «Мой любимый поселок» (продолжение).

1

1

Занятие 3. Конкурс стихов «Ой, поселок родной»

1

1




© 2010-2022