Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса ОС Школа 2100

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5



Утверждаю Согласовано Рассмотрено

Директор СОШ№5 Методический совет на заседании МО

«____»_______20___г. Протокол №__от «__» 20_г. Протокол №__от «__» 20_г.

_____________________ _________________________ руководитель МО_______

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир»

для 1 «Г» класса

Учитель: Москвина Елена Николаевна,

первая квалификационная категория

Рыбинск 2012 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру разработана для 1 «Г» класса, который обучается по Образовательной системе «Школа 2100», на основе: 1.Приказа Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО». 2. ООП НОО СОШ №5 г. Рыбинска. Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.

3. Методического письма преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2012/2013 уч.году (Материалы ГОАУ ЯО «Институт развития образования», г.Ярославль, 2012 г.)

4. Авторской программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова , А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.) Авторская программа по окружающему миру используется без изменения содержания.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 66 часов в год на преподавание учебного предмета «Окружающий мир», из расчета 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук и требует особой организации учебной деятельности школьников в форме организации исследовательской деятельности, решения проблемных творческих продуктивных задач.

Современное образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества.

Практическая сторона предмета «Окружающий мир» связана с формированием предметных и универсальных способов деятельности, духовная - с личностным развитием человека, эмоционально-оценочным отношением к миру. Практическая полезность предмета окружающего мира обусловлена тем, что в начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии, географии, истории и обществоведения. Предмет «Окружающий мир» содержит элементарные, доступные для восприятия обучающихся младшего школьного возраста сведения о живой и неживой природе; человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе, его истории и культуре, помогая стать образованным человеком. Ключевая идея заключается в знакомстве обучающихся с целостной картиной мира и формированием оценочного, эмоционального отношения к нему. Предмет «Окружающий мир» приучает детей к целостному интегральному рациональному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, развивает личность обучающихся. Цели и задачи предмета В системе предметов общеобразовательной школы предмет «Окружающий мир» реализует следующие цели: - осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира; - создание фундамента значительной части предметов основной школы: физике, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач: - умение наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Новизна данной программы определяется тем, что предполагает осуществлять индивидуальный контроль за формированием предметных и метапредметных компетенций, пользуясь новой системой оценки планируемых результатов. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий: деятельностный метод обучения, технология проектной и исследовательской деятельности, проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений, технология продуктивного чтения, технология дифференцированного обучения

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:

- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития - умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития - умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Выразительно читать и пересказывать текст.

Планируемые результаты: Обучающиеся научатся :

  • называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
  • объяснять, как люди помогают друг другу жить;
  • называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
  • называть основные особенности каждого времени года.
  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться: - ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; - наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны; - проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.. Принципы, лежащие в основе построения программы Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности); Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой); Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности обучающегося, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности). Виды и формы организации учебного процесса Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей. Формы: урок; практическая работа; исследование; экскурсия; проект. Методы: беседа; рассказ; наблюдение реальных объектов в реальных условиях; анализ; сравнение; классификация; опыты; проблемный диалог. Технологии: проблемно - диалогическое обучение, формирование типа правильной читательской деятельности, проектная технология, технология оценивания, здоровьесберегающая, технология дифференцированного обучения. Система оценивания: Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используется система оценивания: текущие самостоятельные работы, проверочные работы, одна итоговая работа в конце года, качественный анализ учебной деятельности, портфолио ученика.
Формы организации учебного процесса:
  • Сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, форм уроков: традиционных уроков, обобщающих, а так же нетрадиционных форм уроков: интегрированных, уроков-игр, уроков-экскурсий, практических занятий и др. (обучение строится на деятельностном подходе - основном способе получения знаний, т.е. освоение знаний и умений происходит в процессе деятельности).
  • Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся.

Контроль УУД Контроль универсальных учебных действий осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка. Диагностические материалы опубликованы в пособии Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы 1 класс.- М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»). Данная диагностика разработана для обучающихся 1-х классов, включает в себя две итоговые проверочные работы, каждая представлена в четырёх вариантах.

Содержание учебного предмета Как мы понимаем друг друга (9 ч) Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец - простейший способ общения. Рука. Указательный палец, его роль в показывании предметов. Речь - основной способ общения людей. Использование слова для называния предмета, признака, действия. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем). Польза обмен знаниями между людьми. Передача и накопление жизненного опыта - основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «Раньше» и «позже». Как мы узнаём, что перед нами (4 ч) Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками. Как ты узнаёшь мир (4 ч) Органы чувств человека. Глаза - орган зрения, уши - орган слуха, нос - орган обоняния, язык - орган вкуса, кожа - орган осязания. Память - хранилище опыта. Ум. Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия. Твоя семья и твои друзья (7 ч) Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Осторожность при взаимоотношениях с чужими и незнакомыми людьми. Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга. Значение общения в жизни человека. Умение общаться. Роль вежливых слов в общении. Улыбка и её роль. Выражение приветствия и прощания, благодарности, просьбы, извинения, отказа, несогласия. Как нужно слушать собеседника. Чудеса общения (слушание, разговор, музыка, рисунки, танцы и т.д.). Виды общения у человека и животных, их сходство. Что нас окружает (10 ч) Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Взаимопомощь людей разных профессий - основа жизни города. Путешествие по городу: жилые районы, заводы и фабрики, деловой и научный центр города, зона отдыха. Село, его особенности. Жизнь людей в сёлах и деревнях. Выращивание растений в огородах, садах и полях, разведение домашних животных. Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба. Сказочный герой Колобок и его путешествие. Хозяйство человека. Роль природных богатств. Добыча из подземных кладовых. Изготовление вещей на заводах и фабриках. Сельскохозяйственные растения и животные, их помощь человеку. Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство. Сфера обслуживания. Транспорт. Зависимость человека от природы. Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Силы природы - ветер, солнечный свет, течение рек. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Твёрдые, жидкие и газообразные тела, их отображение в русском языке. Три состояния воды: твёрдое (лед, снег), жидкое (вода), газообразное (пар). Экскурсия «Безопасная дорога в школу». Живые обитатели планеты (14 ч) Растения, грибы, животные, человек - живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение - свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли. Сходство растений и животных: дыхание, питание, рост, развитие, размножение. Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом. Растения - «кормильцы». Животные чаще подвижны, ищут добычу, поедают пищу. Их «профессия» - «едоки». Охрана живых организмов в природе - важнейшая забота человека. Многообразие растений (цветковые и нецветковые растения). Грибы. Многообразие животных. Связь живых организмов разных «профессий» друг с другом. Их приспособленность к своему месту жизни. Культурные растения и домашние животные - наши друзья. Забота человека о них. Собаки - помощники человека. Происхождение и породы собак. Комнатные растения - пришельцы из разных стран. Уход за растениями (регулярный полив, свет). Сельский дом и его обитатели - животные, их использование человеком. Забота о домашних животных. Культурные растения. Садовые, огородные и полевые растения - кормильцы человека. Фрукты и овощи. Съедобные части растений. Человек, как и животное: дышит, питается и рождает детёнышей. Сходство человека с животными. Знакомство с назначением различных частей тела человека. Человек - разумное существо. Изготовление вещей. Поступки, свойственные разумному существу. Забота о природе. Экология - наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Правила поведения в природе. Задания учащимся на сообразительность: что можно, а чего нельзя делать в природе. Бережное отношение к окружающему миру. Отчего и почему (2 ч) Последовательность событий и её причины. Причина и следствие. Времена года (13 ч) Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме. Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Помощь животным. Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы - первоцветы. Птицы и их гнёзда. Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния). Народные приметы. Всё живое приносит потомство, созревание плодов. Грибы. Путешествие воды. Правила поведения при грозе. Гнёзда и логова животных.











Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол - во

Примечание

Дидактическое и методическое обеспечение



1. А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан. Окружающий мир, 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник в 2 частях.- М.: Баласс, 2011.

26 шт.


2. А. А.Вахрушев, Д.М. Данилов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.2011

26 шт.


3 Авторская программа А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова , А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов для начальной школы / Под научной редакцией Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011 г.- 432 с.)

1 шт.


4. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2011.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

26 шт.


5. А. А.Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2012.

26 шт.


6 . карта Ярославской области

1 шт.


Технические средства


1. компьютер

1 шт.


2. флешка

1 шт.



Интернет-ресурсы. 1. Официальный сайт Образовательной системы «Школа2100». - Режим доступа : school2100.ru 2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru 3. Справочно-информационный Интернет-портал. - Режим доступа : gramota.ru 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа : nsc.1september.ru/urok 5. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа : nachalka.info/about/193

Учебно - методический комплект

Автор, год издания

Название пособий

Вид пособия

1

А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С. Раутиан

М.: Баласс, 2011

Окружающий мир, 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник в 2 частях

Учебник для 1 класса

2

А. А.Вахрушев, Д.М. Данилов.

М.: Баласс, 2011

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса

Рабочая тетрадь

3.

А. А.Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина. М: Баласс.2012.

Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир»

( Я и мир вокруг) для 1 класса

Пособие для ученика

4.

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В.

М.: Баласс, 2011

Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.

Пособие для ученика

А.А.Вахрушев, Ю.А. Барышева,

Д.Д. Данилов и др. .- Москва: Баласс , 2011.

Методические рекомендации к учебнику «Я и мир вокруг» 1 класс

Пособие для учителя

4. Авторская программа А.А.Вахрушева, О.В.Бурский, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа./ Под научной редакцией А.А.Леонтьева. - М.:Баласс, Изд. дом РАО, 2012.-с. 213-235).

Сборник программ

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Название раздела Кол-во часов Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) - на необходимом уровне, (П) - на программном уровне Формируемые УУД Предметные результаты 1. Как мы понимаем друг друга 9 ч.

Познакомиться с учителем и одноклассниками (Н).

Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе (Н).

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах (Н). Практическая работа: составить режим дня (Н).

Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление (Н). Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире (П).

Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками;

Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в учебную деятельность на уроке; работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять устно свою речь;

Познавательные: ознакомиться с понятиями «окружающий мир», «взаимопонимание», «школьник»; отличать новое от уже известного с помощью учителя; учиться ориентироваться в пространстве, времени.

Обучающиеся получат возможность научиться:

находить класс, свое место в классе;

показывать и называть предметы, находящиеся в классе; предметы, действия и признаки предметов, изображенных на рисунках.

Обучающиеся научатся:

что слова помогают нам сообщать о том, что случилось раньше или может случиться позже, называют даже такие предметы, которые на самом деле не существуют, обозначают предметы, их признаки и действия; что услышанный или прочитанный рассказ позволяет нам путешествовать, не выходя из класса;

что вместе можно сделать то, что не под силу каждому из нас в отдельности; что слова могут радовать, но могут и ранить; пользоваться словами в общении друг с другом; рассказывать, что делают дети на рисунках, как люди помогают друг другу; рассуждать о том, какие новые знания появились; составлять рассказ вместе с товарищами; объяснять смысл пословиц; правильно называть предметы, расположенные вверху, внизу от самого себя; рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся, отвечать на вопрос когда? ориентироваться во времени. 2. Как мы узнаем, что перед нами 4 ч.

Называть окружающие предметы и их признаки (Н). Различать предметы и выделять их признаки (Н.)

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу;

Развивать умение определять свое отношение к миру;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению;

Познавательные: называть окружающие предметы и их признаки; различать предметы и выделять их признаки.

Обучающиеся получат возможность научиться:

называть окружающие предметы и обнаруживать их взаимосвязи; называть предметы и определять их признаки; отличать предметы по набору их характерных признаков;

оперировать свойствами предметов в окружающем мире, обнаруживать зависимость и изменения в группах предметов в процессе их группировки, сравнения; определять признаки, свойства частей, действий предметов; находить, подбирать и называть предметы-признаки по рисункам и по представлению, с опорой на жизненный опыт;

рассматривать рисунки; определять, какие предметы помогли определить, что изображено на каждом рисунке; придумывать название для каждого рисунка; выбирать среди разрезанных карточек подходящие картинки к каждому рисунку.

Обучающиеся научатся:

что в роли признаков могут выступать отдельные предметы, составляющие комплекс;

что предметы часто встречаются в определенных сочетаниях, которые имеют особое название.


3. Времена года 13 ч.

Различать времена года по признакам (Н).

Характеризовать времена года (Н).

Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года (Н). Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года» (П).

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учиться высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией учебника;

Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»

Коммуникативные: определять цели по достижению усвоения материала; оформлять свою мысль в устной речи; Познавательные: характеризовать времена года; устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений, животных и времен года.

Обучающиеся научатся:

времена года; правила поведения в природе; основные признаки каждого времени года;

отличать времена года друг от друга; оценивать правильность поведения в природе.

Обучающиеся получат возможность научиться: определять:

- признаки погоды

- деревья: хвойные и лиственные

- признаки осенних растений

- птиц.
4. Как ты узнаешь мир 4 ч.

Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются (Н).

Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки (П). Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека (Н).

Личностные: проявлять интерес и любознательность к изучаемому материалу; оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; усвоить связь между своими ощущениями и органами чувств, которые их обеспечивают;

Регулятивные: развивать умения ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни; учиться высказывать свое мнение, предположение; учить пользоваться книгой;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; правильно и грамотно выражать свою речь в общении с партнером; Познавательные: ознакомиться с ролью и спецификой разных органов чувств; понять роль памяти и ума; учиться пользоваться своей памятью; понимать роль родителей и учителей; учить ценить родителей и учителей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.

Обучающиеся научатся:

что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума;

о роли родителей, учителей, книг в ознакомлении детей с окружающим миром, о значении книг в жизни человека и его личном опыте.
5. Твоя семья и друзья 7 ч.

Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями (Н).

Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками (Н).

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных (Н). Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями (Н). Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями (П). Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе (Н). Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста (Н). Оценивать реальные и игровые ситуации общения (Н). Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой (Н).

Практическая работа по освоению правил поведения в доме (Н).

Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном (Н). Записывать телефоны экстренной помощи (Н).

Личностные: проявлять интерес к изучаемой теме; объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье;

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения;

Познавательные: знать о том, что самое дорогое у человека - его семья; основа благополучия - взаимопомощь членов семьи;

Учиться правилам безопасного поведения в квартире; объяснять основные правила общения с газом, электричеством, водой.

Обучающиеся научатся:

что огонь и вода - наши друзья, но они же могут стать причиной несчастья; правила пользования электроприборами, газовыми приборами;

что открыть дверь можно

только хорошо знакомому человеку;

нельзя называть незнакомцам свой

адрес и номер телефона;

правила дружбы, общения;

смысл понятий: взаимопомощь, взаимовыручка, взаимовежливость,

Обучающиеся получат возможность научиться: придумывать рассказы по

рисункам; рассказывать о правилах безопасного поведения дома;

анализировать поступки

детей;

рассказывать о своем друге; выбирать советы для себя и своего

друга; называть правила дружбы;

говорить друг другу добрые слова; анализировать конкретные ситуации из жизненного опыта и описанные в произведениях художественной


6.

Что нас окружает 10 ч.

Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями (Н).

Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни (Н).

Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации (П).

Подобрать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры (П).

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр (П).

Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения (Н).

Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии (П).

Характеризовать разные виды транспорта (Н).

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону (П).

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни (Н).

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей (Н).

Приводить примеры использования человеком богатств природы (Н).

Анализировать примеры использования человеком богатств природы (П).

Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства (П).

Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний (П).

Личностные: развивать интерес к изучаемому материалу; проявлять самостоятельность и настойчивость в достижении цели; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; в предложенных ситуациях делать выбор, какой поступок совершить;

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться работать по предложенному учителем плану;

Способность к мобилизации сил и энергии; к преодолению препятствий;

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; формировать свое мнение и позицию; договариваться и приходить к общему мнению;

Познавательные: знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства; Наблюдать и знать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.

Обучающиеся научатся:

что в городе живет множество людей, все они ведут городское хозяйство, взрослые работают и пользуются плодами труда друг друга;

что в селах и деревнях люди выращивают растения и животных, обеспечивают горожан пищей.

Обучающиеся получат возможность научиться:

сравнивать рисунки; называть отличия города от села; рассказывать, где в городе можно жить, работать, учиться, лечиться, отдыхать; объяснять, для чего нужен транспорт горожанам; профессии людей, живущих в городе;

Иметь представление о жилом районе города, о заводах и фабриках, о научных и деловых центрах, о зоне отдыха;

рассказывать, в каких местах города бывали с родителями и что видели; объяснять значения слов «банк», «фирма», «правительство», «посольство», «реклама»; сравнивать город и село; рассказывать, чем заняты люди в селе; объяснять, почему горожане ездят отдыхать на дачу в сельскую местность; что можно приготовить из капусты, молока; чем занимаются сельские жители; для чего нужны сельскохозяйственные машины.



7.

Живые обитатели планеты 14 ч.

Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы (Н).

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам (П). Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями (Н).

Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам (П).

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности) (Н). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние-дикие животные; культурные -дикорастущие растения (П). Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности) (П).

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности (Н).

Приводить примеры особенностей человека как разумного существа (Н).

Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире (П).

Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере) (Н).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере (П).

Оценивать конкретные примеры поведения в природе (П).

Личностные: проявление любознательности к изучаемому материалу; формировать любовь к природе и ее взаимосвязи с человеком, бережное отношение к живым организмам;

Регулятивные: принимать и сохранять учебный материал и активно включаться в деятельность; оценивать конкретные примеры поведения в природе; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

Коммуникативные: выражать четко свои мысли и действия; выразительно читать и пересказывать изучаемый текст; слушать и понимать речь других;

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отличать растения и животных; группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам;

уметь отличать съедобные грибы от ядовитых; домашних животных от диких; культурные растения и комнатные.

Обучающиеся получат возможность научиться:

обращаться бережно с живыми организмами; делить предметы на группы
(живые и неживые организмы); рассказывать о свойствах живых организмов по рисунку; находить общие черты и различия в каждой паре рисунков; рассказывать о своих домашних животных; проводить опыт с семенем фасоли.

Обучающиеся научатся:

что все живые организмы дышат воздухом, пьют воду, питаются, растут и приносят потомство;

что водоросли, мох, ромашка, береза и сосна - это растения; дождевой червь, рак, пчела, карась, лягушка, ящерица, воробей, заяц - животные; растения - это «кормильцы», а животные - «едоки»;

названия групп животных и существенные признаки каждой группы животных (насекомые - 6 ног, пауки - 8 ног, рыбы - плавники и чешуя, земноводные - 4 ноги и голая кожа, пресмыкающиеся - 4 ноги (кроме змей) и чешуя, птицы - 2 крыла, 2 ноги
и перья, звери - 4 ноги
и шерсть).


8.

Отчего и почему


2 ч.

Приведение примеров простейших причинно-следственных связей (П).

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на ее решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; учиться выполнять различные роли в группе; слушать и понимать речь других;

Познавательные: уметь объяснять свое отношение к миру, называть отличительные признаки лета;

Знать правила безопасного поведения в природе. Обучающиеся научатся: что, задавая вопрос «почему?» и отвечая на него, мы находим причину; что слово «поэтому» помогает найти следствие.

Обучающиеся получат возможность научиться:

объяснять, что такое «причина явления»; находить причину; различать причину и следствие; рассказывать по рисункам, каков правильный ход событий; находить на рисунке главную причину всех изображенных явлений. 9.

Повторение


3 ч.

Применение полученных знаний и умений на уроках в жизни (Н).

Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу; развивать устную речь;

Регулятивные: развивать умения ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни; учиться высказывать свое мнение, предположение; учить пользоваться книгой;

Коммуникативные: выражать четко свои мысли и действия; выразительно читать и пересказывать изучаемый текст; слушать и понимать речь других; Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего.

Обучающиеся получат возможность научиться:

пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.

ИТОГО: 66 ч.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Контроль

Примечание


Как мы понимаем друг друга(9ч)



1

Знакомство с новым учебным предметом.

Текущий. Устный опрос.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

2

Я - школьник.

( знакомство с учителями и одноклассниками).

Урок-экскурсия.

Текущий. Устный опрос.

3

Путешествуем, не выходя из класса.

Урок-игра.

Текущий. Беседа.

4

Ценный совет. (сила слова)

Урок-путешествие.

Текущий. Устный опрос.

5

Жизненный опыт. ( знания помогают в жизни).

Урок-викторина.

Текущий. Викторина.

6

Рука и указательный палец - самый простой способ общения.

Урок-игра.

Текущий. Беседа по вопросам.

7

Речь - основной способ общения людей.

Текущий. Беседа по вопросам

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

«Способ общения»

8

Понятия верх и низ.

Урок-игра.

Текущий. Беседа по вопросам

9

Временные понятия раньше и позже.

Урок-игра.

Текущий. Беседа по вопросам.


Как мы узнаем, что перед нами(4ч)

10

Предметы и их признаки

(представление о признаках предметов;описание предметов, их частей).

Текущий. Беседа.

11

Предметы и их признаки

(упражнение в узнавании предметов по их признакам, частям, описанию).

Текущий. Устный опрос.

12

Сочетания предметов

(признаки сочетаний: предметы в качестве признаков).

Текущий. Беседа.

13

Сочетание предметов (выделение предмета,

выполняющего роль признака другого, более крупного

предмета).

Текущий. Беседа.


Времена года(2ч)

14.

Осень-природа готовится к зиме.

Урок-викторина.

Текущий. Беседа.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

«Осень»

15.

Осенняя экскурсия в природу

(особенности времени года).

Текущий. Экскурсия.


Как ты узнаешь мир(4ч)



16

Наши помощники-органы чувств.

Текущий. Беседа.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

«Органы чувств»

17

Наши помощники - память и ум.

Текущий. Беседа.

18

Родители, учителя и книги.

Текущий. Беседа.

19

Повторение и самостоятельная работа по разделу:

«Как ты узнаешь мир»

Тематический. Самостоятельная работа.


Твоя семья и друзья7ч)

20

Ты и твоя семья.

Урок-викторина.

Текущий. Викторина.

21

Режим дня (организации домашней работы).

Текущий. Самоконтроль.

22

Учимся быть самостоятельными

( личная гигиена, как вести себя на кухне, в ванне).

Текущий. Самоконтроль.

23

Один дома.

Текущий. Самоконтроль.

24

Друг и друзья.

Текущий. Самоконтроль.

25

Ты и твои друзья.

Текущий. Самоконтроль

26

Повторение и самостоятельная работа по разделу:

«Ты и твоя семья».

Тематический. Самостоятельная работа.


Времена года(5ч)

27

Зима - покой природы.

Урок-викторина.

Текущий. Викторина.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

«Зима»

28

Зимняя экскурсия в природу

(особенности времени года).

Текущий. Экскурсия.


29

Повторение и самостоятельная работа по теме:

«Времена года».

Тематический. Самостоятельная работа.

30


Учимся решать жизненные задачи.

Текущий. Беседа.

31

Проверочная работа №1 по разделу:

«Времена года».

Тематический.. Проверочная работа.


Что нас окружает(10часов)

32

Мой дом, моя улица.

Урок-путешествие.

Текущий. Беседа.

33.

Город, в котором мы живем.

Урок-путешествие.

Текущий. Беседа.

34

Экскурсия по теме:«Безопасная дорога в школу».

Текущий. Экскурсия.

35

Учимся быть самостоятельными в городе

(безопасное поведение на дорогах).

Урок-игра.

Текущий. Беседа.

36

Хозяйство человека (роль животных и растений в

жизни человека).

Текущий. Беседа

37

Хозяйство человека (значение сельхоз.труда для городского населения).

Текущий. Самоконтроль.

38

Повторение и самостоятельная работа по разделу:

«Что нас окружает».

Тематический. Самостоятельная работа.

39

Богатства природы

Текущий. Беседа

40.

Комплексная диагностическая работа за 1-е полугодие.

Итоговый. Диагностическая работа.

41

Повторение и самостоятельная работа по разделу:

«Что нас окружает».

Тематический. Самостоятельная работа.


Времена года(4ч)

42

Весна: пробуждение природы.

Урок-викторина

Текущий. Викторина.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

«Весна»

43

Признаки весны

(неживая и живая природа).

Текущий. Беседа по вопросам.

44

Весенняя экскурсия в природу(особенности

времени года).

Текщий. Экскурсия.

45

Проверочная работа №2 по теме:

«Времена года».

Итоговый. Проверочная работа.


Живые обитатели планеты(14 часов)

46

Живое и неживое.

Урок-игра.

Текущий. Беседа.

47

Растения и животные

(растения:

разнообразие: части растений,

условия необходимые для жизни).

Текущий. Беседа по вопросам.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

«Части растений»

48

Растения и животные родного края.

Урок-виктрина.

Текущий. Викторина.

49

Связь живого и неживого.

Текущий. Беседа.

50

Равновесие в природе.

Текущий. Беседа.

51

Многообразие живых организмов ( животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери).

Текущий. Беседа.

52

Многообразие живых организмов

(особенности внешнего вида, питание, размножение).

Текущий. Беседа.

53

Домашние любимцы и комнатные растения.

Текущий. Взаимоконтроль.

54

Домашние животные и растения - наши друзья.

Текущий. Беседа.

55

Культурные растения.

Текущий. Взаимоконтроль.

56

Повторение и самостоятельная работа по разделу:

«Живые обитатели планеты».

Тематический. Самостоятельная работа.

57

Человек - разумное существо.

Текущий. Беседа.

58

Природа и мы.

Текущий. Беседа.

59

Итоговая контрольная работа № 1 за год.

Итоговый. Контрольная работа.

Времена года(2ч)

60

Лето - природа цветет и плодоносит.

Текущий. Беседа.

Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru

«Лето»

61

Правила поведения в природе.

Текущий. Беседа.

Отчего и почему ( 2 часа)

62

Последовательность событий и ее причины.

Текущий. Беседа.

63

Причина и следствие.

Текущий. Беседа.

Повторение (3 часа)

64

Комплексная диагностическая работа за год.

Итоговый. Диагностическая работа.

65

Повторение по теме:

«Живые обитатели планеты».

Текущий. Беседа.

66

Экскурсия в природу

(правила поведения в природе).

Текщий. Экскурсия







© 2010-2022