- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Факультатив Театральный «Солнышки»
Рабочая программа Факультатив Театральный «Солнышки»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Галунчикова Е.Н. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
Факультатив
Театральный «Солнышки»
(художественно-эстетическое направление)
2 класс
Пояснительная записка
Все дети - творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие - к конструированию, третьи - к сочинительству, а четвёртые - ещё к чему-либо. Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Благодаря занятиям жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы .
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010 Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией Цель образовательной программы - эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.
Задачи:
-
Формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
-
Развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
-
Формирование интереса к театру как средству познания жизни духовному обогащению.
-
Развитие творческих способностей.
Цель занятий : развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- реализация творческого потенциала личности младшего школьника;
- знакомство учащихся с основами театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, музыкальное оформление пьесы, декорации, история кукольного театра);
- систематическое и целенаправленное развитие зрительного восприятия, пространственного мышления, фантазии, речи детей;
- развитие художественного и ассоциативного мышления младших школьников;
- обогащение эмоционально-образной сферы школьников;
- формирование художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
- развитие коммуникативной культуры детей.
В основу курса положены:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
- обучение в порядке постепенного усложнения - от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
- построение занятий согласно логике творчества - от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка - в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
- взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
- построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
- построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
- использование кукол разных систем: рисованных кукол (театр на фланелеграфе), перчаточных, тростевых, кукол-марионеток, «кукол»-людей. «Актёры» и «актрисы» в кукольном театре должны быть яркими, лёгкими и доступными в управлении. Совершенно не обязательно пользоваться готовыми куклами, можно изготовить их своими руками, привлечь к выполнению этой работы детей и их родителей.
- создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека.
Планируемые результаты Личностные: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 8) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
- умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- использование музыкальных и художественных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций;
- приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Учебно-тематический план I года обучения.
- N п\п Содержание программы Всего часов
1. Вводное занятие, заключительное занятие
2
2. Театральная игра
8
3. Культура и техника речи
7
4. Ритмопластика
6
5. Основы театральной культуры
4
6. Просмотрово-информационный раздел
3
7. Индивидуальная работа
4
Итого:34
Содержание. 1. Вводное занятие, заключительное занятие
- решение организационных вопросов;
- подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
- Культура и техника речи
- Ритмопластика
- Основы театральной культуры
- Индивидуальная работа.
- Просмотрово-информационный
Календарно-тематический
№
Тема занятий
Всего
часов
Теория
Практика
Дата
1
Вводное занятие. Мир вокруг нас
1
0,5
0,5
2
Театрализованная игра «Вместе весело играть»
1
-
1
3
В гостях у сказки
1
-
1
4
Культура и техника речи. Упражнения-тренинги.
1
-
1
5
Театральная игра. Игры-драматизации.
1
-
1
6
Ритмопластика. Пантомимические этюды и упражнения.
1
-
1
7
Просмотрово-информационный раздел «В гостях у сказки», «Делаем декорации».
1
-
1
8
Волшебный мир театра «Что такое театр»
1
0,5
0,5
9
Театральная игра. Творческие игры со словами.
1
-
1
10
Театральная игра. Упражнения и эпизоды на создание игрового образа.
1
-
1
11
Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения.
1
-
1
12
Просмотрово-информационный раздел.
«Играем в театр с режиссером Актеркиным»
1
-
1
13
Игры драматизации
1
-
1
14
Сценки «Живые картинки»
1
-
1
15
Индивидуальная работа.
1
-
1
16
Театральная игра. Инсценировка эпизодов
1
-
1
17
История кукольного театра
1
-
1
18
Упражнения и эпизоды на создания игрового образа
1
-
1
19
Ритмопластика. Чувство ритма и координация движений.
1
-
1
20
Кукольный театр «Теремок»
1
-
1
21
Музыкальные игры
1
-
1
22
Игры и упражнения на расширения
словаря
1
-
1
23
Игры драматизации
1
-
1
24
Мастерская Деда Мороза
1
-
1
25
Ритмопластика. Движение и музыка
1
-
1
26
Индивидуальная работа
1
-
1
27
Культура и техника речи. Упражнения на развития голоса
1
-
1
28
Ритмопластика. Упражнения для развития выразительности мимики, жестов и движений
1
-
1
29
Театральная игра. Музыкальные игры и упражнения.
1
-
1
30
Творческие игры, слова помощники
1
-
1
31
Индивидуальная работа
1
-
1
32
Театральная игра. Музыкальные игры-импровизации. Наша мастерская
1
-
1
33-34
Заключительное занятие
-
1
Итого:
34
1
32
Список литературы: 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc 3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000. 4. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. - М.: Баласс, 2009. 6. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
7. Как развивать речь с помощью скороговорок? skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
8. Сборник детских скороговорок. littlehuman.ru/393/