Конспект урока по предмету «Литературное чтение» 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3В классе

Учитель: Максимова Валентина Николаевна

Тема: Н.Н.Носов «Федина задача».

Цели: 1)расширить знания детей о жизни и творчестве Н.Н.Носова;

2)познакомить с произведением Н.Н.Носова «Федина задача»;

3) совершенствовать навыки беглого, сознательного, выразительного чтения;

4)дать представление о сатире и юморе;

5)воспитывать прилежание к учебной деятельности.

Оформление кабинета:

1)выставка книг Н.Н.Носова.

Оформление доски:

1)портрет поэта;

2)скороговорка;

3)словарные слова;

4)пословицы;

5)слова «Юмор» и «Сатира».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Ребята , сегодня у нас на уроке литературного чтения гость______________________.

Поприветствуем гостя.

- ХАЙ ФАЙВ (дословно «дай пять» - сигнал тишины и привлечения внимания)

- Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу (действия: кулачками прикасаются друг с другом с партнёрами по лицу, а по плечу руками «дай пять»)

2.Речевая разминка.

-Прочитайте скороговорку про себя (на доске).

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

  1. Читаем шёпотом.

  2. Немного громче.

  3. А теперь читаем громко и внятно.

  4. Читаем скоро и быстро.

-Проговаривают скороговорку вслух 1 участники от каждой команды.

3.Проверка дом задания.

-Что было задано на дом? (прочитать М. Зощенко «Великие путешественники»).

1) СИНГЛ РАУНД РОБИН (учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу)

-Почему автор назвал детей Великими путешественниками? Обсудите, пожалуйста.2 стол согласен?

2)У вас на столах лист с заданием. А задание такое.

РАУНД ТЭЙБЛ (по очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

Восстанови порядок событий.

.Стёпка предлагает Лёле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает общее собрание путешественников.

.Лёля и Минька встречаются с родителями.

.Дети готовятся к путешествию.

.Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. Хитрость Лёли.

.Дети возвращаются домой.

.Путешественники отправляются в путь.

-Прочитывает свой ответ 2 участник 1стола, 2 участник 2 стола согласен с таким порядком событий рассказа.

4.Новая тема.

1.Актуализация знаний.

Викторина «Отгадайте по первым буквам произведения» (на столах листы)

* «Фан…» («Фантазёры»)

* «Живая…» («Живая шляпа»)

* «Огур…» («Огурцы»)

* «Мишкина …» («Мишкина каша»)

* «Огород…» («Огородники»)

* «Незнайка на …» («Незнайка на Луне»)

* «Витя Малеев …» («Витя Малеев в школе и дома»)

-Кто является автором всех этих произведений? (Н.Н.Носов).

Сегодня у нас в гостях детский писатель Н.Н.Носов. Н.Н.Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. На нашей выставке представлены некоторые из них. Прочитай, пожалуйста.

2.Биография Н.Н.Носова (читает ученик).

Вспомним биографию. Н.Н.Носова. Подготовил его биографию….

Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте, где снимают кино. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: " В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…». А как же он стал писателем? А случилось это неожиданно: подрастал сын, постоянно требовал все новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В 1938 г. в сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан 1-й рассказ Носова «Затейники». Затем рассказы появились на страницах журналов «Костер», «Затейник», газеты «Пионерская правда». Николай Николаевич Носов был признан мастером юмористического жанра в детской литературе. За свои заслуги в писательском деле неоднократно получал государственные премии, ордена. Книги его переведены на разные языки. В 1976 году Н.Н. Носова не стало, но память о нём жива в его весёлых рассказах.
3.Тема: -Сегодня познакомимся ещё с одним произведением Н.Н.Носова . (стр 164) - Как называется? («Федина задача»).
ЭЙ АР ГАЙД (Предположения)
-Попробуйте предположить по названию - О чём будет это произведение?) - О чём будет произведение по иллюстрации? (с166- невнимательно решает задачу) Почему так решили? (футбольный мяч рядом, телевизор) Цели: (поставим на уроке?) - учиться правильно и выразительно читать рассказ «Федина задача»; изучить его содержание; выделить главную мысль рассказа
4.Словарная работа (по словарю). ( на столах листы)-ознакомтесь

Рокочущим басом - низким мужским голосом

Титулярный советник - высокий служебный чин в дореволюционной России

Кафтан - длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

Борзая - быстрая

Задачник - учебник

Отрегулировал - настроил

Репродуктор - радиоприемник

Чурбан - глупый человек

Растолковал - объяснил.

Полудённом-южный, полдневный (тёплое)

5.Чтение рассказа (учитель - ученик).

ЭЙ АР ГАЙД (после раздражителя - рассказа)

-Оправдалось ли ваше предположение, о чём будет рассказ?

6.Беседа по содержанию.

-Как Федя собирался делать уроки? (Никто мне не будет мешать делать уроки)

-Почему Феде так и не удалось решить задачу? (отвлекался)

7.Выборочное чтение.

-Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитайте. (Решил обратиться за помощью к Юре Сорокину)

8.Творческая работа (2 партнёра)

-Разыграть встречу Феди и Юры .Какой разговор состоится между друзьями?

- А как лучше, дать списать или объяснить?

-А вы, к кому бы из одноклассников обратились за помощью.

9. Музыкальная минутка.

МИКС ПЭА ШЭА (смешиваются под музыку, двигаясь по комнате, когда музыка закончится,, «Встаньте в пары», ученики образуют пару с ближайшим учеником и «дают пять» (взяться в воздухе за руки), учитель задаёт вопрос, 3-5 сек на размышление в паре, обсуждают предложенную тему, используя РЕЛЛИ РОБИН (короткие ответы) и

ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (развёрнутые ответы)


Вопросы.
* Что нужно для того, чтобы решить любое домашнее задание? (Тишина, Внимание, Знания, Сосредоточенность, Мышление) (у нескольких пар)

*Какой рассказ Н.Н.Носова больше всех понравился? Почему? (Какими мыслями поделился ивой партнёр?)

*В каком городе родился Н. Н. Носов?

Случается ли с вами такая же история , как с Федей?

ПРОЩАЛЬНАЯ ФРАЗА: Спасибо! Я был рад встретиться с вами!

10. Чтение ещё раз.

-Проследим какую задачу решал Федя.

На мельницу доставили 450 мешков ржи, по 80 кг в каждом. Рожь смололи, причём из 6 кг зерна вышло 5 кг муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по 3 тонны муки?

-Какой был № задачи? (№639)

-Посчитайте, сколько раз приступал Федя к чтению задачи? (9) Попробовать решить задачу с помощью взрослых дома. - Д/З

-Сколько мелодий прослушал Федя? (3) (7)

11.Характер произведения. ДЕЙСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

-Каков характер произведения? (Юмористический или сатирический?)

-Что нужно знать, чтобы выяснить «юмористическое или сатирическое произведение»?

Понять , что такое Юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия, добрый смех.

Сатира - это осмеивание с оттенком возмущения, недовольства; высмеющий смех.

- Как автор относится к герою рассказа? 1)посмеивается над ним;недовольный;-20 раз прочитал и ничего не понял!

2)осуждает его:

3)или помогает ему что-то понять

Вывод:

Сатирический рассказ, но сатира мягкая, добрая. Ведь речь идёт о детях.

-Какой человеческий порок высмеивает Н.Н.Носов? (одновременно заниматься несколькими делами)

11.Основная мысль рассказа.

-с 169 вопрос 4

-Почему автор озаглавил свой рассказ «Федина задача? Что отражается в названии -тема или идея произведения?(основная мысль)

-Какую задачу, по мнению писателя, должен решить мальчик?

(Необходимо развивать некоторые черты характера)

ФИНК-РАЙТ_РАУНД РОБИН (Подумай-запиши-обсуди в команде)(прикрепить на доске)


  • Дисциплинированность

  • Целенаправленность

  • Чёткость выполнения

  • Умение преодолевать трудности

  • Ответственность

  • Трудолюбие

(Прочитывают свои ответы )

12) Чтение и анализ пословиц.

Прочитайте пословицы и скажите:

- Какая пословица больше подходит к нашему тексту?

На доске:

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Ум хорошо, а два лучше.

Делу время, потехе час.

Сделал дело, гуляй смело.

13. Дифференцированная работа по карточкам (Обучающиеся выбирают задание по желанию)

1)Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.

2) Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

3) Пересказ понравившегося отрывка.

4) Устное рисование портрета Феди Рыбкина.

5) Составить вопросы к тексту.

14.Итог.

Послушаем тишину!

-Над чем задумались ? (перечисляют по кругу)

15.Д/З ( по выбору)

1)с164- 169 выразительное чтение

2) пересказ понравившегося рассказа

3)придумать коротенький рассказ с элементами сатира и юмора о себе и о своих друзьях

16. Оценочный лист.

Самооценка

Активно работал

на уроках

Соблюдал

правила

совместной

работы

Участвовал

в

обсуждении

Был

внимательным

читателем

17.Партнёры по плечу выполнят 1 рисунок , какие моменты нужно соблюдать при выполнении домашних заданий.


© 2010-2022