Публикации на тему: «Развитие орфографической зоркости и речи младшего школьника»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие орфографической зоркости» Размышляя о психологических закономерностях формирования орфографической зоркости, Г.Г. Граник в одной из своих работ называет саму проблему обучения школьников орфографически правильной письменной речи банальной, но в то же время важной. Важность проблемы обусловлена тем, что она не замыкается на самой себе, поскольку владение человеком всеми формами устной и письменной речи связано с механизмами мышления и понимания. По мнению психологов, трудности в усвоении орфографии нередко возникают из-за большого сходства формальных особенностей многих языковых явлений, которые должны быть четко отдифференцированы друг от друга для успешного использования орфографических правил, но смешиваются из-за их объективного сходства и недостаточного различения. Целенаправленное формирование умения различать орфограммы может способствовать преодолению этих трудностей. Основным содержанием работы в процессе обучения орфографии является не столько изучение орфографических правил, сколько формирование у учащихся умений, называемых собственно орфографическими. К их числу относят следующие умения: обнаруживать орфограммы; различать орфограммы / определять тип орфограммы/ и соотносить их с определенным правилом; выполнять действие по правилу; осуществлять орфографический самоконтроль.
Анализ работ известных специалистов в области методики правописания позволяет отметить определенные различия в названии соответствующего действия. Некоторые авторы пишут об умении обнаружить /Н.С. Рождественский, М.Р. Львов/ или находить /Е.Г. Шатова/ орфограммы, другие - об умении опознавать /М.И. Разумовская/, распознавать орфограммы /ТТ. Рамзаева/ или об умении ставить орфографические задачи /П.С. Жедек/. В работах Н.Н. Алгазиной использовались такие варианты названия, как умение обнаружить, опознать, определить орфограмму. Так что же такое орфографическая зоркость? С точки зрения фонематической концепции орфографическая зоркость -это умение оценивать каждый звук в слове, то есть различать в какой позиции он стоит: в сильной или слабой. Звук в сильной Позиции однозначно обозначается буквой по слуху / кроме орфограмм сильных позиций/, а звук в слабой позиции может быть обозначен разными буквами при одном и том же звучании. М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание првил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». Так как же сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Как формировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания? Эти вопросы волнуют не только нас, учителей, но и самих учеников, и родителей. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но таких ведь единицы. Больше детей, которые знают правила, а пишут неграмотно. Вывод напрашивается сам: ученики должны знать правила и уметь их применять. В чем же причина неумелого применения правил? Очевидно, в неумении увидеть нужную орфограмму. Проблема орфографической зоркости вызывает у меня большой интерес. Прочитала о ней не одну статью из журнала «Начальная школа», а также работы известных методистов П.С. Же дек «Методика обучения орфографии», М.В.Львова «Правописание в начальных классах», ... и пришла к таким выводам: работу по развитию грамотного письма нужно начинать уже в букварный период; чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки, ввести понятие «опасное место» или «трудное место»; обучать правильному списыванию текста; прививать интерес к чтению; развивать словарный запас детей; орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений; развивать фонетический слух.
Пока урок русского языка не вызывает у ребенка потребности в овладении знаниями, пока ребенок не умеет определять границы своего знания и незнания, а значит, ставить учебные задачи, пока он не поймет, что обнаруженный способ действия дает возможность двигаться вперед, занятия по русскому языку не могут считаться результативными. Дело даже не в более высоком уровне грамотности, а в том, как меняется личность ребенка, пробуждается интерес к языку, желание думать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Поэтому, самой главной моей задачей в этой работе является воспитание интереса к урокам русского языка. Дети на эти уроках должны чувствовать красоту родного языка, осознавать его богатство, его способность выражать самые различные мысли и чувства, «типы и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких». /Н.В. Гоголь/. Работая с детьми, я поняла, что серьезный и большой по объему материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Существует связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, с ее живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием. Я всегда стараюсь разнообразить играми, загадками, кроссвордами, яркой наглядностью. Стараюсь делиться с детьми всем тем, чем сама владею и восхищаюсь. Большое внимание уделяю оформлению доски. Очень помогает мне занимательные рисунки, герои из разных сказок, ребусы, кроссворды, веселые человечки. Они вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке, могут оживить и конец урока при закреплении изученного. Вот что писал о значении загадок К.Д. Ушинский: «Загадку я помещал не с той целью, чтобы ребенок отгадал сам загадку, хотя это часто может случиться! Так как многие загадки просты; но для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение; приладить загадку, дать повод к интересной и полезной классной беседе, которая закрепится в уме ребенка именно потому, что живописная и интересная для него загадка заляжет прочно в его памяти, увлекая за собой все объяснения, к ней привязанные». Поскольку любой навык, в том числе и орфографический, «формируется в деятельности и является результатом многократных действий». /Д.Н. Богоявленский/, в методике обучения орфографии уделяется серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей. Из очень многих компонентов складывается грамотность учеников, сюда входит и способ чтения, и начитанность и многое другое. К тому же цель обучения орфографии в начальной школе не сводится к тому, чтобы сделать учеников абсолютно грамотными, а создать прочную базу для изучения орфографии в средней школе.

«Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге»

Младший школьный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребёнком определённых ценностей культуры. Развитие речи ребёнка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным -это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека. В этом контексте представляется интересным показать возможности учебного диалога в решении задач развития речи младших школьников.

Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников.

В последнее время современная школа всё больше стала опираться в построении процесса обучения на его интерактивные формы и рассматривает эти формы как основу личностного развития школьников. Учебный диалог при такой организации процесса обучения занимает одно из первых мест. Говоря о возможности приобщения ребёнка младшего школьного возраста к ценностям культуры посредством развития его речи, уточним, что исходным положением для нас является диалоговая концепция Бахтина-Библера.В свете новой парадигмы образования, в основу которой полагается представление о гуманистическом типе личности, модель культуросообразного человека, нам представляется возможность показать, как в учебном диалоге формируется личность школьника, его культура, как развивается и реализуется его речевой потенциал.Л.С.Выготский указывал на тот факт, что именно на основе диалога формируется монолог-высшая форма речи, развившаяся исторически позднее, чем диалог.

Говоря об учебном диалоге, в ходе которого детьми усваивается содержание образования, мы всегда подразумеваем сотрудничество ребёнка и взрослого.Следует заметить, что впоследствии самоприсутствии взрослого в ситуации выстраиваемого детьми учебного диалога накладывает существенные ограничения на детскую самостоятельность. Здесь огромную роль и в психическом, и в речевом развитии ребёнка играют сверстники. «Общение со сверстниками создаёт условия для развития творческого, самобытного начала в ребёнке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих достижении»(Л.Н.Галигузова)Исследования показывают, что в общении со сверстниками увеличивается связность, адресованность, точность речевого высказывания. Таким образом, искусству речи ребёнка обучает не только взрослый, но и сверстники, чья речь, понятно ещё далека от совершенства. А само несовершенство партнёра по общению может стать развивающим фактором, следовательно, сотрудничество несовершенных становится условием развития речи каждого.




Доклад на тему: «Развитие познавательной активности

на уроках природоведения»

Фалина Дильбар Гайсовна,учитель 1 квалификационной категории Анатышской начальной общеобразовательной школы Рыбно - Слободского района Р.Т

В современной методике и практике обучения природоведению в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно - воспитательные задачи программы.

Важным условием активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности, мышления является дидактическая игра.

Содержание дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растении, животных, труд людей в различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, т. е. содержание действующих программ по природоведению в начальной школе.

Игры - путешествия можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе. Они способствуют углублению, закреплению учебного материала. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей в игре, их устными сообщениями, переживаниями.

«Путешествие по природным зонам», «Путешествие в зимнюю страну», «Путешествие по родному краю», «Путешествие по нашему организму», «Путешествие с Красной книгой», «По страницам каменной книги», «Азбука зимнего леса» - эти игры - путешествия в основном используются на обобщающих уроках.

Учитывая главную задачу природоведения - формирование научного мировоззрения, учитель должен использовать в своей практике разнообразные приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность школьников. Учебный материал по природоведению дает для этого неисчерпаемые возможности. Необходимым условием деятельности учителя является вовлечение учащихся в такие виды учебной деятельности, которые способствуют развитию познавательной деятельности школьников. Этому способствуют такие активные формы, как проблемные беседы, учебные дискуссии, исследовательские опыты, познавательные игры, самостоятельные виды работ, алгоритмические упражнения. На уроках я задаю детям вопросы, которые заставляют их думать, размышлять, сопоставлять. На каждом уроке природоведения я стараюсь создать проблемную ситуацию, которая повышает интерес учащихся. Часто использую небольшие рассказы, а детям предлагаю подумать над такими вопросами: «Растет ли дерево зимой?», «Вьют ли перелетные птицы гнезда на юге?», «Какая птица названа именем человека?», «У какого животного детеныши рождаются зимой?» и т.д. При этом ученик должен не только ответить на вопрос, но и обосновать его.

В младшем школьном возрасте ребята сами стремятся к познанию окружающего мира, но смотреть и видеть - совсем не одно и то же. Научить их читать книгу природы, видеть экологическую информацию во многих объектах и явлениях природы, необычное в привычном - вот задача учителя. Большие возможности в ее решении имеют экскурсии, так как позволяют максимально использовать образовательный потенциал урбанизированного природного окружения. Учитель готовится к урокам природоведения, к экскурсиям в природу, учит детей наблюдать за растениями и животными, формирует у учащихся элементарные экологические представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания, об их пищевых и информационных связях. А иногда учитель пользуется и художественной литературой, где содержатся образные, поэтические описания окружающей нас природы. Используя поэтические образы в учебном процессе, учитель ищет соответствие поэтических характеристик реальной действительности. Стихотворный образ служит для лучшего восприятия и запоминания учащимися сведении о животном.

Активизирует познавательную деятельность учащихся работа с пословицами - загадками, кроссвордами. Пословицы можно использовать в течение учебного года при работе с календарем природы. Например: «Что стучит без рук?» (Гром). «На землю падает, от земли не отлетает.» (Дождь). «Мостится мосток без досок, без топора, без клина.» (Лед). «Вечером наземь слетает, ночью на земле пребывает, утром опять улетает.» (Роса). Использование мной пословиц на уроках природоведения подтвердило эффективность и целесообразность такого приема активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, такая работа позволит школьникам лучше усвоить программный материал, приобщает к культуре, а также развивает такие качества, как наблюдательность, стремление объяснить природные явления.

Тематические кроссворды на уроках природоведения помогают повысить активность учащихся, развить их память, внимание. Работая с кроссвордами дети проявляют большой интерес к изучаемой теме, лучше усваивают материал, учатся систематизировать, делать логические построения.

И все же, истинной задачей уроков природоведения является нравственное воспитание детей, воспитание любви и бережного отношения к природе. А с воспитания любви к природе начинается воспитание любви к Родине. Чтобы ребенок научился любить свою Родину, понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, надо прививать ему эти чувства с раннего возраста. Именно начальная школа играет исключительно важную роль в воспитании этих чувств. Младший школьник должен понимать и знать, что уже сейчас он может многое сделать, оберегая те растения и тех животных, которых он видит вокруг себя.

Доклад на тему:

«Слова с непрверяемыми и труднопрверяемыми написаниями »
Проблема усвоения слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями близка всем учителям начальных классов. Специальные упражнения для работы с такими словами приходится готовить практически к каждому уроку. Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и труднопроверяемых написании в начальной школе невозможно без ответа на целый ряд вопросов:

  1. Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?
  2. Сколько раз эти слова должны встречаться на последующих уроках, чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?
  3. Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения непроверяемых написаний? Как организовать обучение с учётом этих особенностей?
  4. Как отбирать приёмы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приёмов?
Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запоминать. С орфографической точки зрения состав этих слов неоднороден. Орфографические различия дают основание разделить все слова на три группы. В первую группу можно включить с непроверяемыми написаниями. При помощи запоминания младшие школьники должны усваивать и написание ряд слов, подчиняющихся правилам, которые изучаются только в средней школе ( вторая группа ). К третьей группе стоит отнести слова, которые являются проверяемыми, но подбор проверочного слова может оказаться сложным для младших школьников. При изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонетического слуха, внимания и памяти учащихся. П. П. Иванов пишет: " Учитель в процессе обучения детей орфографии должен не забывать о развитии различных типов памяти у учащихся, с одной стороны, и максимально способствовать облегчению формирования орфографического навыка через наиболее развитой тип памяти - с другой ". Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Как формировать орфографическую зоркость и добиться качественных результатов обучения детей правилам правописания? Эти вопросы волнуют не только нас, учителей, но и самих учеников и родителей. Большое внимание на уроках я уделяю на изучение так называемых словарных слов, т.е. слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Все словарные слова я разбила на блоки (на смысловые группы). С одним блоком слов мы работаем 5 дней.
1 день- ознакомление с группой слов, запись их в отдельные тетради с выделением орфограмм и расстановки ударении. (сильные, слабые позиции) На этом уроке дети находят некоторые слова в своих толковых словарях и знакомятся со смыслом этих слов.
2 день- работа продолжается с новым заданием. Дети должны записать эти слова, комментируя их написание. Подбирают однокоренные слова.
3 день- дети составляют с этими словами предложения. Самые удачные записываем на доске и в тетрадях. В этот же день получают новое задание: приготовить карточку с этими словами, но с пропущенными орфограммами для своего соседа.
4 день - работа с карточками. Работу проверяет и оценивает подготовивший карточку ученик. Затем - учитель.
5 день - словарный диктант. Дети пишут небольшой текст под диктовку, словосочетания или слова по памяти.
Материалы классной работы с трудными словами, с новыми словарными словами помещаются на стенде «В мире слов». Иногда в процессе работы при проверке знании учащихся, экономя время на уроке, использую различные перфокарты, которые активизируют самостоятельную работу детей. Эти перфокарты позволяют вести разнообразную работу по закреплению выученных правил и повторению словарных слов. Я считаю, что проведение такой работы по запоминанию слов с непроверяемыми написаниями носит развивающий характер и способствует лучшему их усвоению, что в свою очередь повышает качество грамотности учащихся.

Наш первоклассник. Мамы и папы, бабушки и дедушки! 1 сентября - знаменательный день не только для вашего сына или дочери, внука или внучки, но и для вас. «Первый раз в первый класс» - это переломный момент в жизни каждого ребёнка. Маленький человек, перешагнув порог школы, занимает уже иное положение в обществе. У ученика появляются определённые обязанности. Он должен учиться. Но, не только писать, читать, считать, но и строить свои отношения с людьми, жить в коллективе, трудиться. Готов ли ваш ребёнок психологически к этому? А если не готов? Как научить малыша всему этому? Мои ученики впервые переступили порог школы и впервые сели за парты. Радостные и взволнованные, они все хотели учиться только на пятёрки. Они все были равны. Не было среди них ни непосед, ни лентяев, ни «неспособных». И сейчас все в классе хотят учиться хорошо, но уже знают, что учёба - это труд, причём труд, требующий от них много сил, усидчивости, внимания, сосредоточенности, аккуратности. Всё это очень трудно. Одним этот труд по плечу, а другим кажется непосильным, потому что они психологически не очень хорошо подготовлены к учёбе в школе. Среди первоклассников встречаются умные и развитые дети, которые с удовольствием занимаются лишь тем, что их увлекает в данную минуту. А вот «переключиться», то есть заниматься на уроке не тем, чем хочется, а тем, что необходимо, могут не все. Именно такая Вика. Она живая, сообразительная, и когда ей интересно, отвечает толково, пишет аккуратно. Но её интерес к любому занятию держится недолго: вывела две - три буквы красиво, а дальше пошла писать кое - как. Что делать? Как заставить Вику работать систематически? Начали с того, что стали разбирать с ней каждую написанную букву. Она и сама охотно объясняла, чего у какой буквы «не хватает». Сравнивала свои буквы с буквами других детей класса. Я часто предлагала ей самой оценивать написанное.Постепенно Вика стала усидчивее, у неё появился интерес к конечному результату работы. А как она радуется, когда получает пятёрку! А вот наша тихоня Настенька весь урок поглядывает по сторонам. Ей всё интересно: как пишут «соседи», что у них на партах, кто это прошёл за окном. В школе столько нового и интересного! Где уж ей сосредоточиться на объяснении учительницы! Конечно, со временем она ко всему этому привыкнет и научится работать на уроке, не отвлекаясь по разным пустякам. Умение работать при любых условиях пригодится Насте не только в школе, но и в жизни. Булат тоже частенько бывает рассеян на уроке, но его отвлекает не то, что происходит вокруг, а собственные мысли. Булат - фантазёр и мечтатель, и я уже начинаю привыкать к необычайным взлётам его фантазии. Вот на уроке письма он замер с ручкой в руке и улыбается. Говорю ему: - И что же ты ещё интересного придумал? - Ничего… А сам улыбается, глаза хитрые. Приходится всё время ему напоминать, что он сидит на уроке. Конечно, нет ничего страшного в том, что он любит пофантазировать. Плохо другое: мальчик совершенно не в ладах со временем. В будущем, когда уроков у него прибавится, ему трудно придётся. Лучшим лекарством против этого может послужить игра «Береги время!».Нужно научиться определять время по часам и, давая ему различные задания, указывать, сколько на каждое из них потребуется минут. Сделал всё вовремя - молодец! Закончил дело раньше срока - ещё лучше! Вот так, играя, Булат и научится работать, понимая цену каждой минуте. И, конечно же, в каждом классе всегда есть пара неугомонных ребят. Что можно посоветовать их родителям? После занятии в школе, где ребята сидят за партой не один час, надо дать им возможность «размяться», поиграть. Лучше, конечно, на свежем воздухе. Ну, а если погода плохая и гулять нельзя, то придётся разрешить поиграть дома. Или предложите им какое - нибудь дело, требующее физической нагрузки. Только постарайтесь увлечь детей, а не навязывайте им работу. Тогда дело станет для них отдыхом, а после него можно переключить детей на занятие, позволяющее незаметно, исподволь вырабатывать у них усидчивость, внимательность. По моему, такая смена занятии и может стать «ключиком» к воспитанию непоседливых ребятишек.

Фалина Дильбар Гайсовна,учитель 1 квалификационной

категории

Доклад на тему:

«Проблемы преемственности при переходе из начальной школы в основную»

Переход учащихся из начального в среднее звено школы - одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе - один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической и психологической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической - снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.

Соблюдение правила преемственности в обучении, воспитании и развитии принципиально значимо. Правило преемственности является одним из важнейших составляющих систематичности и последовательности в обучении и единства педагогического воздействия в воспитании.

Несоблюдение правила преемственности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях, что в свою очередь может привести к ухудшению здоровья ученика.

Вопрос об осуществлении преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную не является новым. Но мы, педагоги, рассматриваем его каждый год по-новому, на качественно ином, более высоком уровне, так как внедряются современные методики обучения, воспитания и развития, выявляются новые подходы.

Структура преемственных связей в системе обучения, воспитания и развития

Данный вопрос актуален. Это подтверждается результатами психолого-педагогической диагностики, демонстрирующей снижение общей успеваемости учащихся, наличие при­знаков дезадаптации у некоторых школьников. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье школьников ухудшается из года в год. Одна из причин - школьные проблемы. По результатам психолого-педагогической диагностики общая успеваемость учащихся снижается из года в год. Причины - снижение интереса к учебе, отсутствие мотивации, учебные затруднения...

Недостаточное внимание к принципам наглядности, доступности в обучении отрицательно влияет на качест­во приобретаемых знаний и умений ученика. Неполное осуществление преемственности в обучении, воспитании и развитии ведет к ухудшению здоровья ученика.

При переходе на новый этап обучения наблюдается снижение эмоционального благополучия учащихся и их родителей. Обнаруживаются признаки дезадаптации у многих школьников. Причина - несоблюдение прави­ла преемственности в обучении в 3 (4)-х и 5-х классах.

В течение 11 лет обучения многие школьники меняют образовательный маршрут (переходят в другую школу - авторскую, гимназию, специальную, или в другой класс -гимназический, общеобразовательный, специальный, коррекционный). Процесс адаптации к новым требованиям и к новым условиям обучения не всегда проходит глад­ко. Дезадаптация может быть следствием несоблюдения принципа преемственности.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРЕЕМСТВЕННОСТИ

Главная задача каждого педагога, каждого руководителя образовательного учреждения - сохранение здоровья ребенка. Главная цель работы по преемственности - объединение усилий педагогического коллектива образовательного учреждения для повышения эффек­тивности его работы, использование передового опыта, достижений педагогической и психологической науки в практической деятельности каждого учителя, классного руководителя.

Особенностью работы по преемственности является обмен опытом педагогов и психологов начальной и основной школы, их взаимодействие и взаимосодействие, что позволяет избежать трудностей у пятиклассников в сложный период адаптации, связанный с привыканием к новым условиям обучения, к другому педагогическому стилю, к требованиям многих учителей в основной школе, к возросшим учебным нагрузкам.

Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации, так или иначе, идёт. Обычно он в школах проходит спонтанно, резко и достаточно быстро, носит формальный характер. В этот период снижается успеваемость, у учащихся появляются осознанные и неосознанные реакции отторжения школы. Во многом это происходит из-за рассогласования образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном и методическом уровнях.

Переход из начальной школы в основную школу, как правило, связан:

- с переходом на предметное обучение с участием большого количества новых для детей педагогов, следствием чего становится разброс требований к учащимся, которые часто не стыкуются, либо противоречат друг другу;

- с переходом на кабинетную систему проведения уроков, что резко ограничивает детей в возможностях их образовательного пространства;

- с изменением социального окружения и системы деятельности (новая учебная ситуация новой ступени образования).

Ситуация новизны является для учащихся в определённой степени тревожной. Ребёнок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределённости представлений о требованиях учителя, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса. Такое психическое напряжение, будучи достаточно длинным, может привести к школьной дезадаптации: ребёнок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстаёт в учёбе, быстро утомляется. Всё это осложняет учебный процесс, так как продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывает, что они очень растерянны, не могут понять, как строить взаимоотношение с педагогами, какие требования обязательны для выполнения - к школьнику впервые предъявляется много требований со стороны многих человек. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Есть и такая категория детей, которые в силу своего эмоционального состояния, создают множество организационных трудностей.

Для преодоления существующих недостатков, связанных с переходом из начальной школы в основную, необходимо специально выделить переходный этап как особое образовательное пространство. Без него невозможно будет полноценно решить задачи, стоящие перед основной школой.

В адаптационный период следует обратить внимание на:

- адаптацию к «разноголосице требований»;

- введение самоконтроля (нет постоянно классной «мамы»);

- принятие новой позиции - ученик второй ступени.

Каковы причины трудностей в адаптации учащихся к требованиям учителей-предметников?

1 причина - недостаточное изучение данных о выпускниках начальной школы, их возможностях и реальных учебных результатах, следствие- несоответствие оценок реальным результатам обучения.

2 причина - неподготовленность учителей основной школы к работе с детьми младшего школьного возраста, следствие - неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста. Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения.

3 причина - рассогласование в содержании учебных курсов начальной и средней школы, следствие - непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе.

4 причина - рассогласование в сложности содержания образовательных программ, следствие - неподготовленность к восприятию усложнённого содержания курсов в 5 классе.

Есть ещё одна причина - недостаточная психологическая готовность учащихся к переходу в 5 класс. Психологическая готовность учащихся определяется той системой требований, которые школы второй ступени предъявляют к ним. Связаны они, как показывают исследования отечественных психологов, с изменением социальной позиции ученика, а также со спецификой учебной деятельности в основной школе. Формирование психологической готовности учащихся зависит от взаимодействия психолого - педагогической преемственности в работе учителей начальных классов и учителей - предметников.

В настоящее время, когда школа вступила в процесс модернизации, когда в практику внедряются новые технологии, программы, методики, разные учебные пособия, этот вопрос становится наиболее важным.
Наличие комплекта учебников - важная составляющая преемственности, но не решающая. Любой учитель-профессионал может перестроить содержание в соответствии с подготовкой детей. Материал учебника 5 класса, как правило, обеспечивает взаимосвязь усвоенных и новых знаний в процессе изучения нового. Одна из задач преподавания русского языка состоит в реализации идей преемственности обучения по характеру ведущей деятельности, которая определяется психологическими особенностями данного возраста учащихся.
Вопросам преемственности в изучении русского языка посвящены специальные исследования, в которых основное внимание уделяется дифференциации языкового материала по степени сложности и распределению его по ступеням обучения.

Для успешного обеспечения адаптационного периода учащимся 5 классов по предмету «русский язык и литература» учитель должен знать:

  • специфику содержания и методическую концепцию учебных предметов начальной школы "русский язык» и «литературное чтение» той обучающей системы, в которой работали учащиеся;

  • способы, средства, методику и формы организации учебной деятельности в 4 (выпускном) классе данной образовательной модели;

  • систему оценивания и учебных заданий (как классных, так и домашних заданий), в русле которой работал учитель начальной школы.

Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах, особенности которых должен учитывать учитель-предметник в своей образовательной области:

  • осуществление коммуникативного подхода к изучению русского языка, т.е. направленность учебной работы на становление всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения;

  • системное развитие орфографической зоркости и орфографического самоконтроля;

  • органическое сочетание изучения языка с работой над культурой устной и письменной речи;

Практика показывает, что благополучно преодоленный адаптационный период способствует дальнейшему развитию функциональной грамотности учащегося, речевой культуры, читательских умений и навыков.

Проблема преемственности начального и основного звена - одна из самых актуальных. Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.

И в завершении хочется сказать, что наша задача свести к минимуму трудности переходного периода, повысить успеваемость учащихся. Успешность преемственности во многом зависит от обеспечения плавного, постепенного и нетравматичного перехода учащихся из начальной школы в основную.



Работа с одарёнными детьми.



Одарённого ребёнка можно сравнить с цветком, особенным, привлекающим к себе внимания окружающих. Особого, пристального внимания. Если за этим цветком не ухаживать или неправильно ухаживать, он завянет. То же самое можно сказать о талантливом ребёнке. Важно вовремя выявить эту «особенность» у ребёнка и стараться помочь ему. В моём классе 9 учеников. Конечно же, все они талантливы по своему. Мы ведь все знаем, что неталантливых детей не бывает. Юля и Никита- эмоциональные, артистичные, Толя и Настя- будущие спортсмены: быстрые, ловкие, гибкие, Алёша, Дима и Булат любят рисовать, Руслана интересует всё, что связано с природой, а Вика любит делать разные поделки, вяжет крючком. Я стараюсь всячески их поддерживать, помогать: подсказки, советы, дополнительная литература, дополнительные задания и беседы с родителями. Стремление раскрыть свой внутренний потенциал проявляется уже в детстве и оно должно поддерживаться и формироваться. Весь первый год я «изучала» своих детей и с радостью обнаружила, что Дима и Алёша не только любят рисовать, они хотят рисовать и неплохо это у них получается. Во 2 классе я на каждом уроке изобразительного искусства и технологии давала им дополнительные задания, показывала новые приёмы. В 3 классе продолжила эту работу, но уже не во время уроков, а во внеурочное время. Параллельно Дима занимался и в художественной школе. Склонность одарённого ребёнка к соревновательности отмечали многие учёные. Соревновательность, конкуренция- важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера. Опыт побед и поражении, приобретаемый в ходе различных состязании, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни. Без этого нельзя воспитывать творца, не боящегося жизненных трудностей. И наше участие в конкурсах являются своего рода результатом работы двух лет. В 3 классе Дима принял участие в двух конкурсах. Это- «Всероссийский конкурс детских рисунков, посвящённый творчеству Гоголя» и районный конкурс «Радуга талантов»-участвовали Алёша и Дима, где Дима занял 1 место в номинации «Юный художник». Готовясь к этим конкурсам, мальчики много работали, очень старались. Родители тоже всячески помогали им: занимались дома, успокаивали, настраивали, советовались со мной. Ведь, если Алёша активный, общительный мальчик, то Дима- наоборот, ребёнок стеснительный, на первый взгляд, даже неуверенный в себе. А такие дети очень нуждаются в поддержке, им важно знать, что в них верят. Я уверена, что через такие конкурсы (соревнования) у ребёнка формируется собственное представление о своих возможностях, он самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма». Ведь в таких конкурсах участвуют только одарённые дети. И многие исследователи постоянно говорят о необходимости соревнования не столько с «нормальными», сколько с такими же одарёнными детьми, причём особенно ценен опыт не побед, а поражении. Не зря ведь говорят: «За одного битого, двух небитых дают».










© 2010-2022