- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок обучения грамоте для 1 класса по теме «Согласный звук [щ], буквы Щ, щ»
Урок обучения грамоте для 1 класса по теме «Согласный звук [щ], буквы Щ, щ»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Енькова Н.Н. |
Дата | 30.01.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок обучения грамоте «Согласный звук [щ´], буквы Щ, щ.»
Цель: 1. Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком [щ´]
Буквами Щ, щ.
2. Учить сравнивать звуки, различать буквы.
3. Закреплять умение делить слова на слоги, определять ударный
слог.
4. Развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и
знания.
5. Способствовать продуктивному формированию навыка чтения.
Оборудование:
-
Буквы Щ, щ, ща-щу.
-
Предметные картинки с изображением: клещи, щётка, ящик, ящерица, щука.
-
Схемы классные и индивидуальные
-
туча, дождинки - слоги.
-
Слоговые карточки с буквой щ.
Ход урока.
I. Оргмомент. Проверка домашнего задания. 1) Что общего у слов? эхо Элла это экран 2) Чтение рассказа «Поиграем в эхо» (2 часть инсценируется) (стр. 183) 3) Конкурс чтецов. Стихотворения про эхо. (стр. 183)
II. Повторение изученного. - На какие группы можно разделить буквы? (гласные и согласные)
я ч е б и г ю ё д - Назовите гласные. Какая буква лишняя?
я е и ю ё (Лишняя буква и, она обозначает один звук) - Что можете сказать об остальных буквах?
(В начале слова и после гласных они обозначают 2 звука) - Назовите согласные. Какая буква лишняя? Почему?
ч б г д
(Лишняя буква ч, потому что она обозначает [ч´], который всегда мягкий).
III. Физминутка: Раз - поднялись, потянулись. Два - согнулись, разогнулись. Три - в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - за парту тихо сесть.
IV. Работа по новой теме. - Сегодня мы познакомимся еще с одним звуком и буквой. А с каким звуком познакомимся, вы скажите сами, если будете внимательными.
(На доске - предметные картинки с изображением: клещи, щётка, ящик, ящерица,щука) 1) Игра «Найди одинаковый звук в словах». - Какой это звук? [щ´]. - Дайте ему характеристику (согласный, мягкий, глухой). - Почему он согласный? Докажи. (выдыхаемый воздух встречает препятствие на пути и т.д.) - Почему он глухой? Давайте послушаем его в наушниках. (Дети ладонями закрывают уши и произносят его) - Мы слышим только шум, а голоса нет, значит [щ´] - глухой звук.
2) Игра, разучивающая логическое мышление, - «Найди лишнее». На доске напечатаны слова: ЛИСА ЗАЯЦ ОКУНЬ МЕДВЕДЬ - Какое слово лишнее, почему? (выслушивая все ответы детей, учитель подводит к тому, что лишним словом является ОКУНЬ, потому что это рыба, а остальные слова - названия животных). - Еще с одной рыбой мы познакомимся на странице 187. - Как называется эта рыба? (лещ) - Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится на конце? [щ´]. Дайте характеристику этому звуку. (Он согласный, при произнесении образуется преграда. Глухой: участвует только шум. Мягкий всегда).
3) «Услышь звук». Если в слове встречается [щ´], дети хлопают в ладоши. шёлк щекотать щипать шапка шептать честный щипцы щепка
4) Посчитайте, сколько в стихотворении слов, в названии которых есть звук [щ´]. Щуку тощую с реки Притащили рыбаки. Щука хищная страшней, Чем страшилище Кощей. Мы ей дали овощей И погуще жирных щей. (10 слов)
5) Задание с «ловушкой». - Возьмите зеленый квадратик и синий. Учитель называет слова, а дети сигнализируют. клещи щётка ящик лещ - Почему показывали только зеленый квадратик? (Звук [щ´] всегда мягкий).
V. Физминутка. Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше.
VI. Знакомство с новыми буквами Щ, щ. 1) - А теперь посмотрим, какой же буквой обозначается [щ´]. (Для обозначения [щ´] используют букву щ. Учитель показывает карточку с буквой щ). - Где мы «поселим» эту букву в «ленте»? (С согласными в нижнем ряду, потому что эта буква обозначает глухой звук [щ´]). - Эта буква называется «ща». Произнесите хором. Посмотрите, как выглядят печатные и письменные буквы. (Учитель прикрепляет на магнитной доске карточку с печатными и письменными буквами). - Для чего используют большую букву? (С большой буквы начинается предложение. С большой буквы пишутся имена людей, клички животных, названия городов). - На что похожа буква щ? Что она вам напоминает? На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну что же!
2) А теперь будем учиться читать а) слоги-слияния с буквой щ. (на слоговых карточках) - Что заметили? (Используются не все гласные буквы) Учитель читает сказку «Приключения шипящих букв». Обращается внимание на написание ща, щу. б) Прочитайте еще раз слоги и придумайте с ними слова. ща (щавель) ще (щегол, щенок) щу (щука) щи (щи, щипать) в) Игра «Дождик». Соберите дождинки-слоги и получите слова.
щу нок ще ро ка ща
(щука, щенок, роща)
- Какое слово лишнее, почему? (Лишнее слово роща, т.к. это неживой предмет)
- На какой вопрос отвечают слова, обозначающие неодушевленный предмет? (они отвечают на вопрос что?)
- Какой вопрос можно задать к другим словам? (Вопрос кто?)
- Подберите слово к схеме.
(Щука)
- А Незнайка подобрал слово роща. Вы с ним согласны? Почему?
VII. Работа с «Азбукой».
- Чтение слов с. 187 с пометами, объясняют смысл помет. Объяснение значения каждого слова в форме беседы.
- Чтение стихотворения о лещах с. 187. Работа над выразительностью.
- Чтение скороговорок, сначала медленно, потом быстрее.
VIII. Подведение итогов. - Каким получился урок? - Чему учились на уроке? - Какое задание было интересным?
Учитель словесно оценивает работу каждого ученика на уроке.
Средняя школа №22
Печатная работа для городского
методического сборника
Конспект урока
обучения грамоте по теме:
«Согласный звук [щ´], буквы Щ, щ».
город Тамбов