Конспект урока по ФГОС, по литературному чтению на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Конспект урока литературное чтение

в 3 классе на тему «Люби живое» В. Астафьев «Капалуха»

Педагог: Машина Надежда Васильевна

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

 Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева;

 Учить детей анализировать содержание прочитанного и объяснять его смысл, понимать настроение писателя, оценивать поступки героев;

Задачи:

- обучающие

 Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

 Пересказывать произведение на основе плана;

-развивающие

 Развивать связную речь, навыки выразительного чтения, пополнять словарный запас учащихся, знакомить их со словарями;

 Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, давать развёрнутые ответы, быть самостоятельными.

-воспитательные

 воспитывать интерес к предмету, уважительное отношение к мнению одноклассников, прививать любовь и бережное отношение к природе;

УУД, формируемые на уроке:

Личностные:

-повышать интерес к новому материалу, касающемуся конкретных фактов;

- мотивация учебной деятельности;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

Коммуникативные:

-вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре,группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;

Познавательные:

-выполнять универсальные логические действия:

(анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, выстраивать логическую цепь рассуждений);

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

-учиться выполнять действия по заданному алгоритму;

Оборудование и технические средства обучения:

компьютер, проектор,

Наглядные пособия: презентация

Планируемые результаты:

 Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;

 Читать и воспринимать на слух произведения;

 Определять жанр произведения;

 Выбирать виды деятельности на уроке;

 Видеть и понимать поступки героев;

 Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер;

 Пересказывать произведение на основе плана;

 Придумывать свои рассказы о животных.

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Формирование УУД

1.

Организацион ный момент

Эмоциональный настрой

Нас звонок собрал всех в класс,

Урок чтения у нас.

Будем думать и читать,

Запоминать и рассуждать...

Стоят около парт


Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

2.

Проверка домашнего задания

- Какое произведение читали дома?

- Кто автор?

- Какова главная мысль?

- А сейчас проверим как вы внимательно читали. Выполним тест и оценим себя.

Отвечают на вопросы.

Тест. Презентация.

Самостоя тельно выполняют. Самопровер ка. Оценива ют себя по шкале достижений

Личностные:

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

3.

Актуализация новых знаний

- Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем. (Лес) Слайд№2, №3

Лес - это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу:

-не мешай лесным жителям;

- не разоряй птичьих гнёзд; - не разводи костров; - не оставляй мусор; - не шуми в лесу. Слайд№4

-Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.

Обращение к заголовку Слайд№5

- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?

-Послушайте описание, и попробуйте догадаться о какой птице идет речь:

«Весной, как только сойдет снег - в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает - будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет - и поэтому ее называют …(глухарь) Слайд№6

Отгадывают загадку

Участвовать в диалоге

.

Отвечают на вопросы.



Личностные:

-повышать интерес к новому материалу;

-Ценностное отношение к природному миру

Познавательные - анализировать схему и объяснять с её помощью особенности пове дения в лесу; - строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные:

- использовать речь для регуляции своего действия

4.

. Введение в тему урока.

1. Постановка проблемного вопроса

-Определите тему нашего урока .

-Как связаны глухарь и капалуха?

- Назовите цели урока

- А сейчас послушайте доклад.

2.Словарная работа.Слайд№10, №11.

-Прочитаем и объясним значение незнакомых слов.

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;

ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

КОСМЫ- взлохмаченные пряди волос, ЧЕРНИЧНИК - заросли черники. АЛЬПИЙСКИЕ УРАЛЬСКИЕ ЛУГА- это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря

Пастьба - луг, где пасут скот.

Озираться - оглядываться.

Покоробленные леса - искривлённые.

Редкопалые ели - редкие ветви.

Робкая листва - в безветренную погоду лёгкое колыхание листьев.

Ощупывать глазами - осматривать внимательно.

Закостенелые крылья - неподвижные.

Дрёмная плёнка - закрывались глаза от удовольствия

3. Рассказ учителя об авторе. Слайд№12, №13, №14, №15, №16

Называют цели урока

-Понять о ком или о чём это произведение -Понять как автор относится к главному герою

-Понять основную мысль произведения

-Характе ризовать героев

1.Доклад про глухаря. Слайд №7,№8,№9. (читает ученица) остальные слушают

Читают

Объясняют




Слушают

Смотрят презентацию

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности

Целеполагание.

Способность прогнозировать деятельность на уроке.

Познавательные

извлекать информацию в соответствии с заданием;

Познаватель ные: осуществлять поиск не-обходимой информации

Коммуникативные: задавать вопросы

5.

Физкультминут ка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем,

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети. Слайд№17

Делают зарядку

под музыку

6.

Работа по теме урока

1.Чтение рассказа учителем и сильными уч-ся

-Какую птицу охотники называют капалухой?

2. Беседа после прочитанного.

- Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята? Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?

3. Выборочное чтение.

- Какие словосочетания помогают представить ситуацию?

- Найти эпизод в рассказе, в котором описывается как мечется капалуха.

- Как понимаете предложение: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце».

- Какие строки говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам?

- Как закончилась встреча мальчиков с капалухой? Изменится ли их отношение к природе после этого случая?

-Прочитать последний абзац

- Почему этим абзацем заканчивается рассказ?

-- Что решили сделать мальчики с гнездом?

- Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?

-Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.

4. Анализ героев рассказа.

- Назовите героев рассказа В. П. Астафьева

-Давайте составим синквейн, который поможет нам охарактеризовать капалуху.

5.Работа в группах. Подготовка к пересказу.

- Как вы думаете, сколько основных моментов можно выделить в этом рассказе? Назовите их.

План

I. Описание местности, куда пришли ребята.

II. Описание черничника.

III. Дети увидели гнездо.

IV. Поведение глухарки при виде опасности.Слайд№18

- А теперь давайте разделим текст на части и выделим основную мысль. Для этого поработаем в группах.

1-я часть до слов «В одном месте…

- На что обратили внимание?

2-я часть - Читаем следующую часть. Какова основная мысль этой части рассказа?

3-я часть Какова основная мысль этой части?

4-я часть - А вот теперь осталась самая важная часть рассказа. Почему?

Читают

Слушают

Отвечают на вопросы

Рассуждают






капалуха, мальчишки, автор

Работа в парах.

Составление синквейна

Капалуха.

Взъерошенная, заботливая.

Согревает, мечется, успокаивается.

Она как наша мама!

Героиня!

Работа в группах

Выразительное чтение

Делить на части

Выделять главную мысль

-На красоту описания природы

-Автор показал где обитают глухари

-Увидев гнездо, дети решают как поступить с ним

-Здесь рассказывается о том, как вела себя глухарка, почуяв опасность для своих детей

Коммуникативные: отвечать на вопросы


Познаватель ные: -осуществлять поиск не-обходимой информации

-умение сравнивать, анализировать.

Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение работать с учебной книгой




Коммуникативные: - работать в паре






Коммуникативные: - работать в группе

7.

.Рефлексия. Подведение итогов урока.

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

- Оцените с помощью шкалы достижений свою работу на уроке.

-Какая основная мысль произведения?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая?

выражают свои чувства по отношению к прочитанному

Оценивают себя по шкале достижений

рассуждают

Личностные:

Самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности.

8

Домашнее задание. Дифференциро ванный подход.

Жёлтый кружок - выразительно читать.

Синий - пересказ

Красный - придумать продолжение рассказа

задание записать в дневник

с.98-102

8


© 2010-2022