Разработка Занимательный русский язык

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Занимательный русский…»

2 класс Цель: формирование интереса к русскому языку посредством игрового и занимательного материала.

Задачи: обучающая: создать условия для развития навыков выполнения нестандартных заданий; формирования и обогащения словарного запаса обучающихся; развивающая: развивать внимание, логическое мышление, познавательный интерес к русскому языку; воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения, толерантного отношения, умения работать в команде. Формируемые УУД:

  1. ПознавательныеУУД: формировать умение находить и подбирать антонимы, синонимы…
  2. РегулятивныеУУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умение контролировать, корректировать, оценивать.
  3. Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
  4. Личностные УУД: формировать мотивацию к обучению и познанию, формировать способность детей к саморазвитию.

Ход мероприятия

Девиз нашего мероприятия:

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает» Р.Сеф

Беседа с учащимися о русском языке. В истории русского народа есть пословица известная всем: «По одёжке встречают - по уму провожают». Она очень точно указывает на то обстоятельство, что в человеке, прежде всего, необходимо ценить разум, его мысли. А свои мысли люди выражают при помощи слов. О вежливости и образованности человека мы судим, прежде всего, по его речи: кричит, грубит, хамит - злой человек. Если человек говорит вежливо, ласково - хочется думать, что добрый. К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и красоте русского языка, правильная речь стала редкостью. - О чём же сегодня мы будем говорить? / о русском языке, о его богатстве/ Сегодня наше занятие мы посвятим русскому языку, таинственному и прекрасному, серьёзному и весёлому, загадочному и плутовскому (хитрому).

В школу ходим мы не зря.
Без наук никак нельзя!
В жизнь не грамотным войдёшь -
За минуту пропадёшь.
Чтоб ошибок избежать
Ум свой надо развивать.
Приглашаю вас сейчас
Поиграть в веселый час.

Заморочки из мешочка. Учащиеся открывают «киндер-сюрприз», из рассыпавшихся букв (слогов) нужно составить слово ... , которое определяет задание.

ПОСЛОВИЦЫ

Диск «Развитие речи» Пословица 1 Части пословиц перепутались: начало - от одной пословицы, а конец - от другой. Собери пословицы правильно. Проведи нужные стрелки. Объясни смысл пословицы. 1.На то и голова, чтобы в ней ум был. Говориться о том, что надо всё тщательно обдумывать. 2.Не кивай на соседа, а гляди на себя. Кто- то у окружающих замечает мелкие недостатки, а у себя и больших не видит. 3.Не торопись отвечать, торопись слушать. Больше слушай, меньше говори, чтобы не сказать лишнего.

Диск «Развитие речи» Пословица 2 1.Голод не тётка, пирожков не поднесёт. Нуждающемуся человеку не надо сидеть, сложа руки и ждать помощи. 2.Собака на сене, сама не ест и скотине не даёт. Кто-то имеет всё, даже ему не нужное, но никому не даёт ничем пользоваться. 3.И на Солнце бывают пятна. Не бывает идеальных людей, даже опытные люди могут ошибаться. «Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится». Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной.

КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ Крылатые выражения вошли в лексику из исторических либо литературных источников и получили широкое распространение благодаря своей выразительности. Вы знаете крылатую фразу из сказки про лису и волка «Битый небитого везёт». Каков смысл этого выражения? Виновный сваливает всю вину на невиновного, либо просто кто-либо ябедничает на другого.

Диск «Развитие речи» Крылатые выражения 2 Укажи стрелками, что означает каждое крылатое выражение. Купить кота в мешке - купить неизвестно что. Мутить воду

  1. сбивать с толку окружающих
  2. хитрить
Мартышкин труд
  1. бесполезные усилия
  2. ненужная работа.
Использование крылатых выражений /фразеологизмов/ делает речь более живой, богатой, образной, яркой...

СИНОНИМЫ Синонимы - это слова, различные по звучанию, но близкие по значению. Кого вы видите на слайде? Как можно сказать по-другому? /собака, пёс, псина/ Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме или в рассказе одно и то же слово, можно заменить его другим, близким по смыслу. Наступила весна. Дети вышли на улицу. Дети /ребята/ пускают кораблики. Дети /малыши/ ходят по лужам. Дети /девочки и мальчики/ играют в догонялки. На улице шум и веселье. Использование синонимов делает нашу речь точной, выразительной и яркой. Распределите данные слова на три группы. В каждой группе должно быть по три слова. По какому признаку нужно распределить слова на группы. БЕДА, БУРЯ, ТРУД, УРАГАН, ГОРЕ, ШТОРМ, НЕСЧАСТЬЕ, РАБОТА, ДЕЛО. БЕДА, ГОРЕ, НЕСЧАСТЬЕ БУРЯ, УРАГАН, ШТОРМ ТРУД, РАБОТА, ДЕЛО Знание синонимов помогает выражать свои мысли наиболее точно, со всеми необходимыми оттенками.

АНТОНИМЫ Антонимами называют разные по звучанию слова с противоположным значением.

Диск «Игры и задачи» «Проиллюстрируй пословицу»



Диск «Игры и задачи» «Спасите Василису».

Вставьте пропущенные слова в пословицы.

  1. Больше думай, … говори. /меньше/
  2. Будет день - будет и … . /ночь/
  3. Горькая правда лучше … лжи. /сладкой/
  4. Добро помни, а зло … . /забудь/
  5. Большому уму и в … голове не тесно. /маленькой/
  6. Новых друзей наживай, а … не теряй. /старых/
Употребляются антонимы в тех случаях, когда необходимо подчеркнуть противоположность. Антонимы помогают высказать свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык.

МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА Многозначным называется слово, имеющее несколько лексических значений (два и более). Одним и тем же словом могут называться разные предметы, признаки, действия. При этом между данными предметами имеется сходство в форме. Отгадайте загадки и найдите рисунок отгадку.

  1. Отгадай, что за вещица -
Острый клювик, а не птица. Этим клювиком она Сеет, сеет семена. Не на поле, не на грядке - На листках твоей тетрадки. Шариковая ручка
  1. Если хочешь ты войти к себе домой,
Поздоровайся-ка за руку со мной, А на улицу собравшись погулять - Попрощайся вежливо опять. Дверная ручка
  1. Твои помощники - взгляни -
Десяток дружных братцев. Как славно жить, когда они Работы не боятся. Ручки

Распределите картинки на две группы: многозначные и однозначные.

однозначные


многозначные

ель

хвост

самолёт

коса

лопата

корень

кастрюля

ключ

«Найди пару». Найди картинки, обозначающие другие значения многозначных слов соедини линией: кран, плитка, гребешок, труба, лисички. Многозначность слов является одним из свойств, свидетельствующим о богатстве, яркости и выразительности нашего родного языка.

ЗАГАДКИ Загадка - это вопрос, заданный в форме замысловатого краткого описания какого-либо предмета или явления.

  1. Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. Лук.
  1. Сто одёжек и все без застёжек. Капуста.
  2. Сидит старуха на завалинке, вся в заплатках,
Кто ни пройдёт, всяк заплачет. Лук.
  1. Был ребёнок - не знал пелёнок,
Стал стариком - сто пелёнок на нём. Капуста.
  1. Скинули с Егорушки золотые пёрышки.
Заставил Егорушка плакать и без горюшка. Лук. Загадка развивает в человеке остроту ума, догадливость, сообразительность.

РЕБУСЫ Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами. Разработка Занимательный русский язык Разгадывание ребусов развивает мышление, тренирует память и внимание.



САМООЦЕНКА Оцените свою работу на занятии бочонками: - зелёный - хорошо работал; - жёлтый - что-то не получалось; - красный - плохо работал.

РЕФЛЕКСИЯ - Я узнал… - Я понял… - Я запомнил…

-Дорогие ребята! Вы все сегодня доказали, что любите русский язык и хорошо его знаете. Вы показали, какие вы внимательные, какая у вас замечательная память, как вы логично рассуждаете. Вы просто - молодцы! Желаю вам дальнейших успехов!



© 2010-2022