- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие коммуникативной активности младших школьников на уроках познания мира через применение компетентностно-ориентированных заданий в условиях КРО
Развитие коммуникативной активности младших школьников на уроках познания мира через применение компетентностно-ориентированных заданий в условиях КРО
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Калиева Г.Т. |
Дата | 20.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие коммуникативной активности младших школьников на уроках познания мира через применение компетентностно-ориентированных заданий в условиях КРО
Калиева Гульмира Торебаевна
Учитель начальных классов КРО.
Государственное учреждение «Школа-гимназия № 8»
г. Щучинск
e-mail: [email protected] В данной работе раскрывается важность развития коммуникативной активности младших школьников в коррекционных классах. Рассматривается система педагогических условий, способствующих эффективному процессу активизации общения младших школьников, исследуются структурные компоненты коммуникативной активности, а так же критерии и показатели её сформированности. Одним из путей повышения коммуникативной активности автор видит использование компетентностно-ориентированных заданий. Автор раскрывает сущность этого вида заданий, их структуру и основные требования. Так же в данном материале автор делится личным опытом применения компетентностно-ориентированных заданий в педагогической практике.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить.
Р. Левин В своём Послании «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно». Необходимо отметить, что в новом Законе Республики Казахстан "Об образовании" сделан акцент на формирование всесторонне развитой личности. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Компетентность как способность и готовность личности к выполнению определенного вида задач развивается в активной деятельности. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большой мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и речевого общения детей. Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство общения, служит и важнейшим инструментом социализации учащихся. Поэтому развитие речи у младших школьников является одной из актуальных проблем активизации речевого общения детей. Одним из путей решения этой проблемы считается «метод учебного проекта», в основе которого заложены компетентностные задания В теоретическом плане проблема обучения общению к настоящему времени разработана достаточно глубоко, разносторонне, многошагово. В целях проводимого нами исследования специального освещения требуют проблемы сущности и структуры коммуникативной деятельности, а также развитие коммуникативных умений и навыков, как основной фактор для ее реализации особенно в условиях КРО. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения, поэтому нам для осуществления дальнейшего исследования следует уточнить соотношение таких ключевых понятий, как «коммуникация» и «общение», «общение» и «деятельность», раскрыть сущность понятий «умения», «коммуникативные умения», «формирование коммуникативных умений» применительно к младшим школьникам. В психолого-педагогической литературе существует два подхода к решению проблемы соотношения понятий «коммуникация» и «общение». В соответствии с одним из них оба понятия отождествляются. Так, в словаре иностранных слов коммуникация (communicatio) определяется как «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании». В Большом энциклопедическом словаре коммуникация трактуется как общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия. Понятия «коммуникация» и «общение» также отождествляются в педагогическом и философском энциклопедическом словарях. Образование до 10 лет призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности (базиса личностной культуры). Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования. Объективным основанием может послужить ориентация на культурные традиции как общечеловеческие, так и национальные. Формирование у школьников ключевых компетентностей, особенно в коммуникативной сфере - основная задача школы. Фундамент этого закладывается в начальных классах. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников является целостным процессом побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению, преодоление пассивной и стереотипной коммуникативной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самостоятельности и самообразования. В основе активизации коммуникативной активности младших школьников находится специально разработанная система педагогических условий, способствующих эффективному процессу активизации общения младших школьников:
- развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников с опорой на взаимосвязь интеллектуальной, мотивационной и эмоциональной сфер;
- включение учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха;
- стимулирование коммуникативной деятельности учащихся путем ориентировки на те области предметно-практической деятельности, которые отвечают их потребностям и интересам.
- мотивационный (стремление принимать активное участие в речевом общении, потребность в выполнении заданий, требующих мыслительной деятельности, познавательный интерес к неродному языку, как ведущий мотив изучения языка),
- креативно-деятельностный (использование коммуникативных знаний, умений, навыков в процессе общения, обогащение личного коммуникативного опыта),
- интеллектуальный (самооценка личностных качеств, в том числе коммуникативных, оценка личностных качеств и коммуникативной деятельности сверстников).
- в инициативности в общении;
- в активности мышления;
- в сознательности выполнения коммуникативных заданий;
- в умении подбирать языковые средства, адекватные ситуациям общения;
- в придании коммуникативной деятельности творческого характера;
- в исследовательском подходе к учению.
- КОЗ, развивающие мыслительную деятельность;
- КОЗ, формирующие сознательность и инициативность в осуществлении общения;
- КОЗ, формирующие умение правильно строить поведение и управлять им в соответствии с задачами общения;
- КОЗ, стимулирующие гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.
- учебные проекты;
- ролевые игры;
- сюжетные игры;
- технология развития критического мышления (ТРКМ);
- другие…
- готовность к разрешению проблем,
- технологическая компетентность,
- готовность к самообразованию,
- готовность к использованию информационных ресурсов,
- готовность к социальному взаимодействию,
- коммуникативная компетентность.
- Ценностно-смысловая
- Общекультурная
- Учебно-познавательная
- Информационная
- Коммуникативная
- Социально-трудовая
- Компетенция личностного самосовершенствования
- Формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении
- Развитие общеучебных умений и навыков
- Формирование не просто умений, а компетенций, т.е. умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности
- Развитие познавательного интереса учащихся
- Реализация принципа связи обучения с жизнью.
1) тундра 2) тайга
3) пустыня 4) арктическая пустыня Пример компетентностно-ориентированного задания открытого типа: Задание 2. Определи природную зону и укажи знаком «+» её признаки.
Название:
Растения: бук, каштан, бамбук
Встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты
Реки полноводные, много озёр
Растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки
Встречаются глинистые участки - такыры
Лето короткое и холодное
Здесь живёт священный скарабей - один из самых знаменитых жуков на свете
Создан заповедник «Аксу-Джабаглы»
При выполнении подобного задания (задания-дополнения) ученик должен проанализировать данные таблицы, соотнести их с определённой природной зоной и дать её название, указывая на характерные признаки. Представленные ниже компетентностно-ориентированные задания направлены на развитие у детей информационных, коммуникативных компетентностей и компетентности разрешения проблем, позволяют научить их поиску и отбору информации, публично выступать перед одноклассниками, ставить и отвечать на заданные вопросы. Задания организуют деятельность учащихся, а не воспроизведение ими информации или отдельных действий. Компетентностно-ориентированные задания:
- «Что лишнее».
- «Верно - неверно».
- «Ромашка вопросов».
- «Ключевые слова».
- «Продуктивные задания».
- I уровень - общекультурный: ученик понимает основные положения темы, может объяснить правило, применить его по образцу, отвечает на вопросы продуктивного характера.
- II уровень - прикладной: кроме перечисленного ученик выполняет задания в изменённой ситуации, умеет демонстрировать понимание системности (взаимосвязей) понятийного аппарата темы, не выходя за его рамки.
- III уровень - творческий: ученик способен решать проблемы, выходящие за рамки, самостоятельно выходить за пределы изучаемой темы, применять знания на практике, самостоятельно выбирать цели и программу действий.
- во-первых, использование КОЗ уже на первых уроках позволили вовлечь в учебную деятельность всех учащихся, включая ребят с серьезными пробелами в знаниях;
- во- вторых, появилась возможность оценить каждого, что очень важно для учащихся класса КРО;
- в-третьих, заметно повысился интерес и к предмету, и к самому процессу учебной деятельности;
- в- четвертых, повысилось качество знаний учащихся
- в-пятых, учащиеся стали намного активнее выражать своё мнение, стали менее скованными в общении между собой и на уроках
Список используемой литературы
- Щипицина Л.М., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и детьми. СПб., 2000
- Давидчук А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей. М., 2000
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2000
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М., 1995
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1996
- Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: Практическое пособие. -М., 2007.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции: технология конструирования // Народное образование. 2003.№5
- Батыршев А.В. Организационные и коммуникативные качества личности. - Таллинн, 1998.
- Бодалев А.А. О коммуникативном ядре личности - // Сов. педагогика. №5, 1990.
- Дашкин М.Е. Коммуникативные умения специалистов «Человек-человек». - М., 1999.
- Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. - М. 2005.
- Жирова Н.А. Текстовая деятельность в обучении студентов - М., 1997.
- Зимняя И.А., Путиловская Т.С. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи
- Стернин И.А. Типы коммуникативных действий и коммуникативное поведение человека,// Прагматические аспекты функционирования языковых единиц. М., 1991.
- С.Е., Князьковой Т.Н., Плоскиной О.В., Лысюк С.Н. - Кемерово. 1996.
10