Работа с деформированным текстом

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ-ПРОЕКТ УРОКА

учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №1» Кожевниковой Алены Ивановны


Тема: решение проектной задачи по восстановлению деформированного текста и изготовлению кормушки для птиц.

Предмет: русский язык, технология, окружающий мир

Класс: 3 «А» класс ТИП УРОКА: закрепление ВЕДУЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ: решение проектной задачи на интегративной основе с использованием приемов технологии проблемного обучения Е.Мельниковой (занятие межпредметной направленности, основанное на привлечении возможностей разных дисциплин для развития УУД: личностных (формирование нравственных цен­ностей и чувств, мотивации к творческому труду, работе на результат); регулятивных (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция); познавательных (общеучебные, логические); коммуникативных (социальная компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми)

ЦЕЛЬ: к окончанию урока мои ученики будут иметь представление: о текстах официально-делового стиля (инструкции) П; будут знать: что такое инструкция П; об условиях жизни зимующих птиц П; будут уметь: устанавливать логические, смысловые связи между предложениями, последовательность при конструировании текста П-Р; изготавливать простейшие кормушки из подручных материалов Л-Р; искать разные способы решения задачи П-Р; смогут: составить инструкцию (текст) по изготовлению кормушек для птиц из вторичного сырья П-Р-Л; смогут поразмышлять: о бережном отношении к живой природе (птицам), о необходимости заботиться о тех, кто нуждается в помощи Л; продемонстрируют: навыки коллективной мыследеятельности, совместного проектирования, толерантности К-Л-Р.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ индивидуальная групповая

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ фронтальная коллективная
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

  • по источнику знаний:
словесные практические наглядные;
  • по уровню познавательной активности:
проблемный частично-поисковый исследовательский репродуктивный объяснительно-иллюстративный
  • по принципу расчленения или соединения знаний:
аналитический синтетический сравнительный обобщающий классификационный

ОБОРУДОВАНИЕ: Картинки - экземпляры простых кормушек, ветка дерева на подставке, конверты с деформированным текстом «Чем кормить птиц», презентация к уроку, аудиозаписи: вьюга, пение птиц, музыка для физминутки (На землю ложится веселый снежок»), загадки о птицах, зимующих в средней полосе, модели птиц, изготовленные на уроке технологии, маркерная доска для записи слов, ножницы, клей, по 20 магнитов на каждую группу, конверты с разрезными текстами инструкций по изготовлению кормушек, подручный материал для изготовления кормушек (коробки от круп, веревочки, цветная бумага для украшения кормушек), корм для птиц (овес, семечки подсолнечника, семена тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды, кусочки фруктов, несоленое сало. А вот ржаной хлеб, кожура бананов и цитрусовых, конфеты - для выбора нужных).      
СТРУКТУРА УРОКА:

Время

Вид деятельности (этапы) (Что?)

Инструкции, формы работы (Как?)

Микроцели.

3 мин













3 мин































3 мин.






















2 мин


































5 мин


15 мин




































6 мин

































3 мин


  1. Оргмомент.

Учитель. Сегодня у нас необычный день. Праздничный. Посмотрите, сколько у нас на уроке гостей. Повернитесь, еще раз поприветствуем всех. Садитесь.

2. Этап актуализации знаний.

Презентация: 1-2 слайды.

- Кто же это? Может, кто-то еще не успел к нам придти?

Дети: Это зима.

- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?

Дети: снег, мороз, вьюга.

- Найдите орфограммы в этих словах

Слайд 3. голоса птиц

- Еще не все гости собрались? Кто же это?

Дети: птицы.

- Какие птицы прилетели к нам, вы узнаете из загадок.

Слайд 4.

  • Птичка, птичка, не стесняйся,
Подлетай и угощайся. Если зерен будет мало, Дам тебе кусочек сала (синица) Печенюк Н. Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом тут как тут (снегирь). Осипова Д. Непоседа пестрая Птица длиннохвостая Птица говорливая Самая болтливая. (сорока) Паськов М. Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи собирает По полям ночует, Коноплю ворует (воробей). Калюжная К. Пестрая птичка Сама невеличка, А голос хорош! Песню на ветке завел звонкоголосый (щегол) Ибрагимова С.
- Почему именно эти птицы прилетели к нам? - Это те птицы, которые зимуют, не улетают в теплые края (А у нас, на Севере, все эти птицы зимуют?)

Слайд 5. голоса птиц

- Почему же птицы опять защебетали? Когда они особенно активны?

- Может, мы найдем ответ в тексте домашнего задания?

- Дома вы восстанавливали деформированный текст и должны были придумать свое название.

Птицы зимой. Многие птицы с наступлением холодов улетают на всю зиму в жаркие страны, чтобы весной вновь вернуться. А воробьи и галки, вороны и синицы, дятлы, сороки и голуби никуда не улетают. Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. За короткий зимний день они едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабленные птицы замерзают.
- Какая основная мысль текста? (Плохо птицам зимой, холодно, голодно.) - Из каких предложений вы сделали такой вывод? - У всех получился такой же текст? - А можно ли было какие - то предложения поменять местами? - Получился ли текст? - Вспомним, что знаем о тексте.


таблица

  • Текст состоит из предложений.
  • К тексту можно придумать заглавие.
  • Все предложения в тексте имеют границы.
  • Предложения в тексте имеют определенную последовательность.
  • В тексте о чем-то или о ком-то говорится.
  • Текст можно разделить на части.
  • Каждая часть текста записывается с красной строки.
__________________________________________________________ - Как вы думаете, что же мы сегодня будем делать на уроке? (Работать с текстом, конструировать текст и т.д.)

- Мы хотели найти ответ в тексте, почему щебетали птицы? (им плохо, холодно и голодно)

- А когда кому-то плохо, конечно же, ему нужно помочь и не только птицам, а и людям тоже.

- Есть ли у вас дома животные?

- Чем вы их кормите? Едят ли они из рук?

- Птицы - очень пугливые животные, как же их накормить? (сделать кормушки)

- Так чем же мы сегодня будем еще заниматься?

- А вы видели когда-нибудь кормушки?

- Из чего их делают?

- Давайте рассмотрим рисунки с образцами кормушек.

- Из каких материалов сделана кормушка?

- Что общего у кормушек?

- Главное, чтобы корм не разлетался.

- Обратите внимание на отверстие кормушек (их несколько, птицы боятся замкнутого пространства, поэтому отверстий должно быть не менее двух).

- Так давайте же сегодня сделаем кормушки для птиц.

- Дети из 1 класса, узнав о том, что мы будем сегодня делать на уроке кормушки, попросили, чтобы мы приготовили для них инструкцию по изготовлению кормушки, чтобы самим сделать кормушки.

- Давайте уточним, чем же мы будем сейчас заниматься? (Не только изготавливать кормушки, но и составлять инструкцию для других ребят)

- А что такое инструкция?

Давайте проверим правильность ваших предположений (зачитывается толкование слова в толком словаре) ИНСТРУ́КЦИЯ, инструкции, ·жен. (·лат. instructio). Руководящие указания, подробное наставление, свод правил для выполнения чего-нибудь. Дать точные инструкции кому-нибудь. Получить инструкцию. Действовать по инструкции.

3. Практическая работа.

  • Открыть конверты, достать части текста, прочитать, расположить предложения по порядку действий, обсудить в группе правильность своего варианта, придти к единому решению, составить на магнитной доске инструкцию по изготовлению кормушки.
  • Представителю группы взять из коробки нужные материалы для изготовления кормушки.

Инструкция по изготовлению кормушки.

Взять пустой молочный пакет, коробку или пластиковую бутылку.

По шаблону обвести отверстие - окошко.

Проткнуть ножницами коробку.

Чуть выше дна коробки вырезать отверстие - окошко для входа.

Сделать то же самое с противоположной стороны коробки.

К верхней части коробки привязать веревочку.(Можно переставить)

Можно украсить коробку (кормушку) любыми деталями.

Кормушка готова.

Насыпьте корм.

Приятного аппетита!




- Одинаковы ли решения? Вариант беседы, если способы решений разные: Кто прав? Почему? Докажите… и т.д. Вариант беседы, если решения одинаковы: - А если переставить предложения, изменится ли смысл, получится ли кормушка, если мы нарушим последовательность наших действий? В каком случае не нарушится? (рассматриваются 3 варианта инструкции)
Итог Чаще на уроках мы читаем с вами сказки, рассказы - это художественный стиль. А сегодня мы познакомились с текстом - инструкцией (вопрос). Это официально - деловой стиль. С ним подробнее вы познакомитесь в старших классах. Но мы сегодня убедились в том, что последовательность большинства предложений нарушать нельзя (вопросом).

Слайд 6.

- Но почему же опять наши птицы опять защебетали? Что им еще не нравится? Мы все сделали по инструкции? (надо насыпать корм).

- А чем будем кормить птиц?

- Давайте поработаем еще с одним деформированным текстом и узнаем, чем же нужно кормить птиц.

Чем кормить птичек?

1 группа

Традиционный корм для птиц в зимнее время - овес, семечки подсолнечника, семена тыквы, крошки пшеничного хлеба, пшено, сушеные ягоды, кусочки фруктов и, даже, несоленое сало. А вот ржаной хлеб, кожуру бананов и цитрусовых птицам лучше не давать - это опасно для их здоровья.

2 группа

К кормушке, в зависимости от «меню» наведываются разные пернатые. Дятлы, поползни и синицы предпочитают семена тыквы и подсолнечника, кусочки сала. Щеглы, зеленушки и воробьи - просо, овес и пшено.

3 группа

А вот свиристели и наши зимние гости - снегири, любят полакомиться гроздьями ягод рябины, бузины и калины. Клесты и дятлы с удовольствием клюют желуди, шишки и орехи.

4 группа

У каждой птицы свои предпочтения. Главное - не дать им погибнуть в зимнюю стужу от голода. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

- А можно ли в этом тексте переставить предложения местами? (Нет)

- Так чем же можно кормить птиц?

- Настало время накормить наших птиц. Выберите корм из коробки, положите в кормушки (представитель от группы)

Итог:

- Чему мы научились на уроке?

- Какие задания было особенно интересно выполнять?

- Каких успехов мы достигли?


Домашнее задание: творческая работа - составить инструкцию по изготовлению кормушки, красиво оформить на альбомном листе Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь - сосед Будет вам зимой обед.

Клише на партах:

Я (мы) думаю (ем) ...

Я (мы) считаю (ем) ...

Я (мы) предполагаю (ем) ...

Я (мы) согласен (согласны)…

Я (мы) не согласен (не согласны)…

Фронтально

Беседа

Звуки зимы, метели, вьюги.

Запись слов в тетрадях, подчеркивание орфограмм (взаимопроверка),

на маркерной доске (учителем по необходимости при анализе)

Фронтально

Подготовленные дети загадывают загадки, ученики отгадывают, макеты птиц помещаются на чудо - дерево.

На слайде появляются птицы.



Беседа




Проверка домашнего задания.

Фронтально-беседа.

Индивидуализация: спросить уч-ся, испытывающих затруднения на прошлом уроке, с которыми была проведена индивидуальная работа в ГПД.


Фронтально-беседа




Работа со словарем.

Инструктаж.

Работа в группах.

Дифференциация, индивидуализация по требованию (приготовить наводящие вопросы, клише)


Проблемный диалог. Учащиеся демонстрируют составленный текст, идет обсуждение и устранение ошибок.

Сформулировать вопросами.

Беседа - фронтально.

Работа в группах.



Проверка (зачитывают)

Перечисляют для целостного восприятия.

Сюрпризный момент.

Представление оценочных листов.


Настроятся на рабочий лад.

Создание нужной атмосферы, настроения.

Вспомнят, привлекут нужные для работы слова по ассоциациям.

Повторят орфограммы, которые встретятся в работе на заключительном этапе.

Подводящий к теме диалог (зимующие птицы)

Цель: логический переход к следующему этапу, удивление, занимательность, повышение интереса к уроку.

Продемонстрируют кругозор, смекалку.

УУД-П: умение по ассоциациям, скрытым сравнениям находить правильный ответ.

Познакомятся с зимними птицами (+НРК)

Подводящий к теме диалог (условия жизни птиц) +

актуализация (привлечение знаний, умений выстраивать логику текста, закрепление)

Проверят правильность выполнения домашнего задания.

Логическая связка, настрой на основной этап работы.

Продемонстрируют умения находить ключевые предложения, выражающие основную мысль текста, устанавливать последовательность предложений.

Вспомнят основные правила конструирования текста (обобщение изученного).

Сформулируют

1-ю часть темы

Привлечение жизненного опыта.

Сформулируют 2-ю часть темы.

Подводящий к теме диалог (ко 2-й части темы- непосредственно к выполнению практической части работы - изготовлению кормушек)

Уточнят тему урока

Закрепят умение работать со словарем, узнают точное значение слова «инструкция»

Закрепят знания об употреблении словоформ в инструкции. Познакомятся с условиями работы. Установят логические, смысловые связи между предложениями, последовательность при конструировании текста П-Р; изготовят простейшие кормушки Л-Р; составят инструкцию (текст) по изготовлению кормушек сырья П-Р-Л; продемонстрируют навыки коллективной мыследеятельности, совместного проектирования, толерантности К-Л-Р.

Отрабатываются навыки поиска разных способов решения задачи.

Обобщат усвоенное.

Логический переход к заключительному этапу.

Узнают, чем кормят птиц зимой, расширят представления о жизни птиц.

Еще раз потренируются в установлении логических связей между предложениями.

Уточнят знания о том, что существуют текстовые задачи с несколькими способами решения, и задачи, которые можно решить только одним способом.

Смогут оценить результаты, проявить навыки адекватной оценки и самооценки.


5

© 2010-2022