Особенности памяти младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности памяти младших школьников.

Несколько слов о памяти

Память составляет основу интеллекта, основу нашей разумности. Благодаря памяти человек «присваивает» информацию, делает ее своей, превращает информацию в свои знания. Необходимость памяти мы ощущаем каждодневно и ежеминутно. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти по крайней мере несколько секунд. Если бы не было памяти, мы бы не смогли понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств стала бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями. Память неоднородна. Память многолика. Существует 5 групп памяти:

  1. В зависимости от продолжительности хранения информации различают 3 вида памяти:

- кратковременная память;

- оперативная память;

- долговременная память.

2. В зависимости от воспринимающего анализатора различают 5 видов памяти:

- зрительная память;

- слуховая память;

- обонятельная память;

- осязательная память;

- вкусовая память.

3. В зависимости от цели деятельности различают 2 вида памяти:

- произвольная память;

- непроизвольная память.

4. В зависимости от характера запоминаемой информации различают 4 вида памяти:

- словесная память;

- образная память;

- двигательная память;

- эмоциональная память.

5. В зависимости от уровня развития процессов запоминания различаются 2 вида памяти:

- непосредственная память;

- опосредствованная память.

Путь развития памяти открыт и доступен каждому из нас. Но что значит развивать свою память? Развивать память - означает выстраивать систему способов запоминания, систему приемов обработки запоминаемой информации.

Память человека можно представить в виде дерева, где корневую систему составляет природная память, а ствол и крону - культурная.

Показ дерева

То, что изображено на рисунке не является чем-то фантастическим. Память действительно можно сравнить с волшебным лесом, который бывает тихим, спокойным и застывшим, а может быть развивающимся, шумным, заметным, растущим.

Когда человек постоянно думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, и человек быстро и успешно справляется с задачей. Когда человек запоминает материал, просто повторяя или заучивая, то его мозг напоминает лес в тихую погоду. В этих случаях мозг не развивается, используется только его природные резервы. Такие люди долго запоминают, мучительно вспоминают, много забывают.

Какую же роль в развитие памяти играют приемы запоминания памяти? Приемы - это своего рода солнечные лучи, без которых невозможно вырастить, усилить память. Приемы - это основа развития памяти. Процесс развития памяти ребенка 7-10 лет с необходимостью включает 2 этапа. На первом этапе ребенка надо познакомить с приемом; ребенок должен знать, к примеру, что такое разделить материал на части; знать сущность приема и уметь его реализовать. На втором этапе необходимо научить использовать тот или иной прием для запоминания и воспроизведения конкретной информации.

Диагностика уровня развития памяти

младшего школьника 7 лет. Память ребенка в начале младшего школьного периода и в конце кардинально различаются. Ребенок в 7 лет всячески демонстрируют свою избирательность, свое мнение, свою новую школьную жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать.

Данная диагностика проводится с учащимися 1 класса на начальный период обучения.

Диагностика природной памяти детей 7 лет

Диагностический материал: карточка №1 с 3 пересеченными линиями.

Инструменты: карандаш или ручка, часы с секундной стрелкой, чистая бумага.

Первый этап диагностики:

Инструкция: Сейчас на короткое время я покажу Вам карточку, на которой нарисована фигура. Постарайся её запомнить, а затем - нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее тебе ещё раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь. О том, что я покажу карточку, буду предупреждать тебя словом «Внимание». После того как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать.

Ребенок после каждой попытки рисует на новом листе бумаги.

Показ рисунка: 1 секунда

Пробный эксперимент, вне зависимости от результата, можно ограничить 5 показами.

Второй этап основной диагностики.

Диагностический материал: карточка №2 с 4 пересеченными линиями.

Процедура эксперимента идентична процедуре первого этапа работы. Карточка №2 демонстрируется испытуемому по 2 секунды столько раз, пока рисунок не будет напоминать оригинал. В рисунке должны будут соблюдены:

- приблизительные размеры фигуры;

- наклон фигуры;

-количество линий и количество пересечений.

Чтобы сделать вывод о продуктивности природной памяти, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться: 2 сек. *кол-во показов карточки.

Оценка полученного результата

Менее 18 секунд - хорошая природная память.

От 20 до 30 секунд - средняя продуктивность.

Более 30 секунд - продуктивность ниже среднего.

Диагностика культурной памяти ребенка 7 лет

Диагностический материал: 32 карточки с рисунками (диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка, самолет, географическая карта, щетка, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка, труба, свеча). Перед ребенком разложить картинки.

Инструкция: Учитель называет слова, а учащийся должен их запомнить. Для того чтобы было легче запомнить, ты можешь к каждому слову подобрать картинку, которая поможет тебе это слово запомнить.

Затем учитель зачитывает учащемуся 15 слов с интервалом приблизительно от 30 секунд до 1 минуты.

Перечень слов: дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. Во время эксперимента необходимо следить за тем, чтобы отобранные карточки были перевернуты и отложены от остальных на край стола. После того, как ребенок к каждому слому подберет картинку, можно начать проверку результатов. Учитель показывает ребенку каждую из отложенных им карточек и просит вспомнить слово, которое ученик запомнил. Результаты фиксируются.

Оценка результатов:

12 слов и более - хорошая культурная память.

9-11 слов - эффективность культурной памяти средняя.

8 слов и менее - эффективность культурной памяти ниже среднего.

Диагностика эффективности природной памяти для детей 10 лет.

Диагностический материал: карточка №1 с 5 пересеченными линиями.

Инструменты: карандаш или ручка, часы с секундной стрелкой, чистая бумага.

Первый этап диагностики:

Инструкция: Сейчас на короткое время я покажу Вам карточку, на которой нарисована фигура. Постарайся её запомнить, а затем - нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее тебе ещё раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь. О том, что я покажу карточку, буду предупреждать тебя словом «Внимание». После того как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать.

Ребенок после каждой попытки рисует на новом листе бумаги то, что запомнил.

Показ рисунка:

С 1 по 10 показ - 1 секунда

С 11 по 20 показ - 2 секунды

С 21 по 30 показ - 3 секунды

Обработка полученных результатов

Продуктивность природной памяти

Время запоминания (в секундах)

  1. Очень высокая

  2. Высокая

  3. Выше среднего

  4. Средняя

  5. Ниже среднего

  6. Низкая

  7. Очень низкая

1-5

6-12

14-24

26-33

36-45

48-60

Более 60 секунд

Диагностика культурной памяти 10 лет проводиться в 3этапа

Тест № 1

Диагностический материал: 20 слов (украинец, душа, каша, татуировка, поэзия, любовь, ножницы, помощь, глина, словарь, масло, бумага, сладости, ложка, дружба, глагол, прорыв, радость, свеча, вишня).

Инструкция: Учитель называет слова. Минимальное допустимое время предъявления экспериментального материала - 40 секунд.

Обработка результатов: Эффективность запоминания проверяется сразу. Ребенок может воспроизводить слова как устно, так и письменно. Эффективность запоминания вычисляется по формуле: число правильно воспроизведенных слов * 100% : 20 - эффективность запоминания.

Тест № 2

Диагностический материал: 12 чисел (43, 57, 12, 33, 81, 72, 15, 44, 996, 7, 37, 38).

Инструкция: Ребенку за 40 секунд предлагается запомнить 12 чисел в определенном порядке.

Обработка результатов: Эффективность запоминания проверяется сразу. Ребенок может воспроизводить числа как устно, так и письменно. Эффективность запоминания вычисляется по формуле: число правильно воспроизведенных чисел * 100% : 12 - эффективность запоминания.

Тест № 3

Диагностический материал: текст

Инструкция: Предлагается запомнить 10 основных предложений. Ребенок читает текст. Ему нужно постараться запомнить его. На запоминание дается 1 минута.

Обработка результатов: Эффективность запоминания проверяется сразу. Ребенок может воспроизводить предложения как устно, так и письменно. Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

число правильно воспроизведенных основных положений * 100% : 10 - эффективность запоминания.

Итоговая оценка результатов:

Оценка эффективности культурной памяти предусматривает суммарную оценку трех тестов: % теста 1+ % теста 2 + % теста 3

Шкала оценок суммарного результата:

90 - 100% - отличная память

70 - 90 % - очень хорошая память

50 - 70 % - хорошая память

30 - 50 % - удовлетворительная

10 - 30 % - плохая память

0 - 10 % - очень плохая

Диагностика природной памяти учащихся в сравнении

за 2012-2013уч.год и 2014-2015 уч.год





Диагностика культурной памяти учащихся в сравнении

за 2012-2013 уч.год и 2014-2015 уч.год

В течение 4 учебных лет я изучала память своих учащихся, изучала виды памяти, эффективные приёмы запоминания для развития природной и культурной памяти детей младшего школьного возраста. Заключительным этапом моей работы по теме самообразования «Роль игровых упражнений и заданий для развития памяти младших школьников» было составление сборника игр для развития памяти. Игры в сборнике разделены на две группы: для развития природной памяти - 1 группа и 2 группа - для развития культурной памяти. Эти игры можно использовать на всех уроках в начальной школе. Диагностика памяти учащихся 4 класса показала, что данные игры эффективны в учебно-воспитательном процессе для развития памяти.

Занимаясь развитием памяти, необходимо помнить, что с поступлением в школу для ребенка начинается новая эпоха, новая жизнь, основное правило которой - соблюдение большого количества разнообразных правил - будет преследовать человека всегда. Психологи утверждают, что ребенок, вступив на эту многотрудную ступень неуклонно развивается в направлении произвольности, организованности, самостоятельности и ответственности.

В младшем школьном возрасте необходимо учить ребенка не только приемам запоминания, но и развивать умение ими пользоваться. Другими словами, развивать способности управлять собственной памятью.

Формируя регуляцию памяти, нельзя забывать о том, какое влияние успехи хорошей памяти или неуспехи плохой могут оказывать на личностное развитие того и иного ребенка. Следует особое влияние обратить на влияние познавательного развития на личностную динамику в связи с тем, что эти моменты не всегда просчитываются взрослыми.

Педагоги и психологи бьются над проблемой: почему же дети в начальной школе не хотят учиться? Может быть, ответ надо искать здесь - во влияние характера учебного процесса на структуру личности ребенка.

Итак, уверенность в себе - это великая вещь, одно из условий счастливой жизни. Одним из факторов воспитания уверенного в своих силах ребенка является эффективная, точная, прочная, объемная, надежная и гибкая память.







Семинар на тему:

«Роль игровых упражнений и заданий для развития памяти младших школьников»

Подготовила и провела учитель начальных классов:

Пономаренко - Стрижак С.Г.

2015 уч.год


© 2010-2022