- Преподавателю
- Начальные классы
- Интеллектуальное развитие учащихся начальных классов на уроках русского языка
Интеллектуальное развитие учащихся начальных классов на уроках русского языка
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Подкорытова Н.Н. |
Дата | 12.05.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Президент РФ Дмитрий Медведев назвал интеллектуальный потенциал России главным конкурентным преимуществом нашей страны и заявил, что для его развития будут создаваться все необходимые условия. Поэтому на современном этапе развития общества при стремительном увеличении объема информации наиболее актуальной задачей школы становится формирование у учащихся способности мыслить.
У детей, которые приходят в 1 класс, формы мышления значительно ниже нормы, они затрудняются обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Им трудно устанавливать закономерности. В связи с этим у детей пропадает интерес к предметам и, в целом, к учению. А пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности. Поэтому, основная цель педагога, школы - научить ребенка мыслить.
Слайд 3
-
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает учителю начальных классов разнообразные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие учащихся.
-
Однако трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет в полном объёме обеспечить динамичное развитие интеллекта младших школьников.
-
Возникает противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развития учащихся и недостаточной технологической разработанностью этого процесса.
- Поэтому возникает необходимость совершенствования технологии обучения, соответствующей данному направлению, а именно: интеллектуальному развитию учащихся.
Слайд 4 Общепринято считать, что наибольшее развивающее воздействие оказывают математика и русский язык. Изучая эти предметы, учащиеся всех возрастных ступеней выполняют активную познавательную деятельность, учатся решать учебные задачи, овладевают новыми способами деятельности. Русский язык - важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. Изучение этого предмета обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение. Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.
Слайд 5 Итак, я представляю педагогический опыт «Интеллектуальное развитие учащихся на уроках русского языка». Цель моей работы: - повысить качество устной и письменной речи учащихся с помощью их активного включения в постановку, формулировку и решение учебных задач. Поставила перед собой задачи, которые представлены на слайдах: - повысить интерес к обучению, сформировать мотивацию на интеллектуальную деятельность в будущем; - формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия). - активно развивать речь (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения), развивать внимание, память, мышление; - разработать дидактический материал, систему игр, заданий по русскому языку для развития памяти, внимания, мышления на уроках русского языка. Дидактический материал представлен в приложении опыта моей работы.
Слайд 6 Прежде чем углубиться в суть проблемы, уточним понятие «интеллект». В психолого-педагогической теории существуют разные подходы. В психологическом словаре интеллект - основная форма познания человеком действительности. В "Кратком психологическом словаре" под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского большое внимание уделяется исследованию взаимоотношения практического и теоретического интеллекта, их зависимости от эмоционально-волевых особенностей личности. Д. Векслером интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Я рассматриваю интеллект как совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. Составляющие интеллекта представлены на слайде.
Слайд 7 Чтобы развивать интеллект, необходимо выявить причины трудностей при обучении русскому языку.
- стойкие нарушения чтения и письма, обусловленные несформированностью языковых средств;
- низкая концентрация внимания;
- ограниченный словарный запас;
- низкая продуктивность мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, сопоставление, классификация)
- особенности памяти - "медленное запоминание, быстрое забывание."
- Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка. Учитель подбирает и составляет упражнения в процессе выполнения которых у учащихся совершенствуются ряд интеллектуальных качеств: мышление, внимание, память, речь.
- Принцип действенного подхода к обучению заключается в поиске детьми собственных, неординарных путей решения проблем, в максимальной степени активизируется мыслительная деятельность.
- Принцип обоснованного ответа. Задания формулируются таким образом, что школьники оказываются поставленными перед необходимостью находить свой вариант решения проблемы.
- Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
- Нахождение слова по определённому коду
- сопоставление двух изученных слов с целью нахождения возможно большего количества общих существенных и несущественных признаков.
- поиск противоположных предметов путем сопоставления их существенных и несущественных признаков
- исключение слова из трёх возможных
- использую загадки и пословицы. Работа над загадками - это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей.
Слайд 18 При изучении нового материала использую различные методы и приемы обучения, разные типы уроков, с помощью которых у учащихся развиваются устойчивость и сосредоточенность внимания, абстрактное мышление, умение анализировать, переходить на высокий уровень обобщения, давать определения понятиям, способность устанавливать логическую последовательность между предметами, прослеживать причинно-следственные связи. Слайд 19-21 По методике Полтевой-Лазарис использую упражнения и задания по словообразованию, которые вы можете наблюдать на следующих слайдах. Слайд 22 Работа над словом проводится по следующей методике: 1) поиск "ошибкоопасных" мест в слове; 2) анализ исследуемого слова: фонетический, морфологический, морфемный, этимологический; 3) классификация орфограммы; 4) запись нужной буквы. Систематическая работа в этом направлении ведет к тому, что уже не учитель (как на первых порах), а сами дети находят "ошибкоопасные" места в слове, то есть ставят перед собой проблему и пытаются решить ее, развивая при этом внимание, восприятие, память. Слайд 23-27
- При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем подбора языкового материала и лексико-орфографических упражнений.
- Зрительные и слуховые диктанты
- Упражнения на избирательность запоминания
- Дидактические игры
Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, создает положительный эмоциональный настрой в ходе урока, а также задания на развитие мышления. Итак, на любом этапе урока учителю не следует давать готовую информацию, необходимо предоставлять уч-ся право первым формулировать понятия, правила, темы уроков, чаще давать им возможность задавать вопросы, создавать доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества.
Результативность опыта
Слайд 31-32 В первом классе, в первые дни учебных занятий, провели психолого-педагогическая диагностика готовности учащихся к обучению в школе. В ходе педагогического обследования определялась интеллектуальная и личностная готовность к школе по следующим параметрам: - общая осведомлённость, словарный запас; - способность к мыслительным операциям: анализу, синтезу; - способность к логическому мышлению; - внимание, память, наблюдательность. Думаю, применение комплексного интеллектуального развития на уроках русского языка дало прекрасную возможность для развития личности моих учеников, их мышления и речи, восприятия и памяти. Итак, результат работы:
-
К третьему году обучения у 79% учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка;
-
более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
-
повысился качественный показатель выполнения письменных работ;
- Использование системы интеллектуального развития даёт положительные результаты: увеличивается объём памяти, развивается мышление, речь, внимание.
Диаграмма показывает: динамика развития интеллектуальных способностей учащихся положительная. Увеличивается количество учащихся с высоким уровнем интеллекта. Количество учащихся с низким уровнем развития уменьшается с каждым годом. Слайд 33
Слайд 35 По теме интеллектуального развития младших школьников показала ряд открытых уроков и внеклассных мероприятий. Делилась опытом работы с коллегами по данной теме на школьном методическом объединении учителей начальных классов и педсовете. Приняла участие в муниципальном конкурсе «Методическая разработка», где заняла первое место. Опытом работы также делилась с коллегами на городском методическом объединении учителей специального коррекционного образования. Дмитрий Медведев, выступая в Кремле, отметил: «Россия - страна с высоким интеллектуальным потенциалом». Именно в этом он видит основное конкурентное преимущество нашей нации. Я искренне верю, что своей работой внесу посильную лепту в формирование интеллектуального потенциала нации.