Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме Правописание предлогов и приставок

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

Тема урока

Правописание приставок и предлогов

Педагогические
цели

Способствовать развитию умений распознавать приставки и предлоги, находить их в тексте, правильно писать приставки и предлоги

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Распознают части речи на основе усвоенных признаков, устанавливают отличие предлогов от приставок,
наблюдают за способами образования слов при помощи приставки, пополняют словарь слов с непроверяемым написанием, выделяют в слове приставки и корни, дают толкование слова

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие сотрудничества с учителем и сверстниками на уроке; проявляют способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи; воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют из них существенную информацию.

Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, определяют трудности, видят способы их преодоления; выполняют действия по инструкциям, содержащимся в справочном материале учебника; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Приставка, предлог, часть слова и часть речи, орфограмма «Написание приставок и предлогов»; фразеологизм, лексическое значение

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Правописание предлогов и приставок»


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

I. Мотивиро-вание к учебной
деятельности

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Приём «Эстафета доброты»

- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?

- Я желаю вам новых свершений и открытий.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлеж-ностей на столе

Л - проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

Наблюдение учителя

II. Актуализа-ция знаний.

Чистописание

Фронтальная, индивидуальнаяПрактический. Письмо

- Откройте рабочие тетради, запишите:

Восемнадцатое декабря.

Классная работа.

- Какие изученные орфограммы встретились в этих записях?

- Предлагаю сегодня поработать с буквой «О». Что вы о ней можете рассказать?

- Какое задание по чистописанию можно предложить? (выходит ученик к доске, придумывает и прописывает узор с заданной буквой; все уч-ся его прописывают в тетрадях)

- Назовите слова, в написании которых присутствует эта буква. Запишите несколько слов.

- Какое задание можно выполнить с данными словами? (Предлагают, например, разобрать слова по составу, составить предложение, выполнить фонетический разбор и т.д.)

- Выполните любое понравившееся вам задание.

Организует проверку.

Формулируют для одноклассников различные задания; выполняют задания

Пр. - вырабатывают
каллиграфический почерк; повторяют ранее изученные темы

Правильное написание

III. Создание проблемной
ситуации.
Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.
Беседа. Практический. Письмо

- Без труда и стараний знания нам, действительно, не достаются. Я тоже предлагаю вам выполнить моё задание: справитесь ли вы с таким узором? Пропишите его

- Ребята, заметили ли вы что-то необычное в этом узоре?

- Так что это: приставки или предлоги?

Где приставка? Где предлог?

Кто бы нам понять помог?

Проблемная ситуация:

- Прочитайте запись:

Не бегай с (под)носом у меня (под)носом.

- Что вы прочитали? (Предложение)

- Докажите, что это предложение.

- Что интересного вы заметили в данном предложении?

- Как же нам правильно его записать? (высказываю мнение). Хватает ли вам знаний, чтобы выполнить это задание?

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке?

Сформулируйте тему. Определите цели урока, продолжив фразы:

- Узнать, что такое…

- Научиться различать…

- Научиться правильно…

- Перед вами лежит карточка самооценки, ознакомьтесь с ней. В конце урока она нам понадобится (Приложение 1)

Карточка самоконтроля

В конце урока я

ЗНАЮ

В конце урока я

УМЕЮ

1) Что такое приставка

2) Что такое предлог

3) Как пишутся приставки и предлоги

1) Различать приставки и предлоги

2) Правильно писать приставки

3) Правильно писать предлоги

- Где вы можете найти ответы на эти вопросы? (в учебнике, в Интернете, спросить у учителя)

- А интереснее всего открыть новое знание каким образом? (разобраться самим)

- Вернитесь к предложению и попробуйте разобраться в его написании.

Организует разбор предложения

Выполняют задания учителя.

Анализируют слова, предложенные учителем; находят критерии для их классификации, выбирают вариант написания
и объясняют его.

На основе анализа языкового материала делают выводы
о том, какова тема урока, и высказывают предположения
о цели урока

Пр. - распознают части речи на основе усвоенных признаков; устанавливают отличие предлогов от при-ставок.

П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

Р - проявляют познавательную инициативу, определяют трудности, видят способы их преодоления.

К - участвуют в диалоге, общей беседе

Фронтальный
(устный опрос); индивидуаль-ный
(правильное выполнение письменного
задания
в тетрадях)

IV. Актуализа-ция знаний.

Работа с учебником (упр. 257,
с. 131)

Фронтальная. Словесный.

Беседа. Наблюдение над языковым материалом. Решение
проблемной
ситуации

- Сегодня на уроке вы будете работать в парах, заполняя с помощью карточек-опор итоговую таблицу после каждого выполненного задания (Приложение 2).

- Вспомним, что нам известно о приставках и предлогах. Отгадайте загадки (Приложение 3)

Приставляем всегда мы в начале слова

И меняем без труда смысл его на новый.

- Почему вы решили, что это приставка?


Он не станет членом предложения,

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

Объединять и связывать способен,

Незаменим м помнит роль свою.

- Почему вы решили, что это предлог? Докажите.

- какую цель мы с вами достигли сейчас?

- Мы выполнили первое задание. Посовещайтесь в парах и приклейте зелёные карточки в таблицы.

- Посмотрите на словосочетания в упр. 257 учебника: найдите в них приставки и предлоги.
Сравните их звучание и состав. Сравните их написание

Отгадывают лингвистические загадки.

Выясняют, что предлоги и приставки
могут одинаково звучать и состоять
из одних и тех же букв, однако приставки пишутся со словами слитно, а предлоги - раздельно. Выполняют задания
(учебник, упр. 257)

Пр. - знают отличие приставок от предлогов, наблюдают за способами образования слов при помощи приставки.

П - строят несложные рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи

Фронтальный (устные ответы
на вопросы)

V. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(с. 132, упр. 258)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

- Расшифруйте пословицу из упр. 258. Объясните ее смысл.

- Найдите в учебнике (с. 132) правило о правописании приставок в словах и предлогов со словами.

- Попробуйте сделать вывод: как отличить предлог от приставки?

Выполняют устно
задание упр. 258, объясняют значение пословицы.

Работают с теорети-ческим материалом учебника (с. 132),
пытаются ответить
на проблемный вопрос, поставленный учителем

Пр. - различают предлоги и приставки; знают о раздельном написании пред-логов со словами и слитном написании приставок.

П - воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют из них существенную информацию.

Р - выполняют действия по инструкциям, содержащимся в справочном материале учебника.

К - строят монологическое высказывание

Фронтальный (ответы на во-просы),

Индивидуаль-ный
(моноло-гическое высказывание)

Физкульт-минутка

Коллективная. Практический. Пальчиковая гимнастика

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л - осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются режима дня

Правильное выполнение движений

2. Работа
по учебнику
(упр. 259)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа, коммен-
тированное письмо

Поясняет задание, контролирует правильность выполнения

Отрабатывают умение различать приставки и предлоги

Пр. - различают предлоги и приставки; знают о раздельном написании предлогов со словами и слитном написании приставок

Фронтальный (комментированное письмо), беседа

VI. Закреп-ление знаний
и способов действий.

1. Лексическая работа (учебник, упр. 261)

Групповая.

Словесный
(ответы на во-просы). Индивидуальный
(представление творческих работ). Практический
(письмо)

- Прочитайте фразеологизмы (учебник, упр. 261). Попробуйте объяснить их лексическое значение. Определите, к какому фразеологизму относится предложенный рисунок. Какие рисунки можно придумать к другим фразеологизмам?*

- Запишите понравившиеся вам три фразеологизма, выделите в них приставки и обозначьте предлоги.

- Составьте предложение с одним из фразеологизмов

Объясняют лексическое значение фразеологизмов, предложенных каждой группе, находят соответствие между рисунком
и фразеологизмом;
защищают самостоятельно выполненные творческие
работы.

Выполняют письменное задание, выделяют приставки и находят предлоги

Пр. - имеют представление о фразеологизмах,
приобретают опыт их использования и различения; различают предлоги
и приставки; знают о раздельном написании предлогов и слитном написании приставок.

К - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Индивидуальный
(монологическое высказывание представителя каждой группы; представление самостоятельной творческой работы;
правильное выполнение работы по различению приставок и предлогов)

2. Работа по культуре речи. Редактирование словосочетаний

Работа в парах. Практический. Письмо

- Предлоги требуют очень бережного к ним отношения. Частенько они ставят перед нами каверзные задачки: какой предлог нужно употребить в том или ином случае. Предлагаю вам быть внимательными и исправить ошибки в словосочетаниях.

Материал к заданию:
пришел со школы, работал в заводе…

Слушают задание
учителя. Работая
в парах, редактируют словосочетания.

Записывают их
в исправленном виде

Пр. - овладевают изучаемыми нормами русского языка, правилами культуры речевого поведения; находят грамматические ошибки в построении словосочетания.

Индивиду-альный. Устный

VII. Рефлексия учебной деятельности
на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Организует работу по заполнению итоговых таблиц.

- Какое открытие сделали на уроке? Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

- Как отличить приставку от предлога?

- Какой вид работы понравился больше?

- О чем хотели бы узнать подробнее?

- Возьмите карточку для самоконтроля, оцените свои знания и свою работу на уроке.

- Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить? За что?

Работают с таблицей.

Отвечают на во-
просы

П - строят рассуждения,
делают выводы.

Р - осмысливают и оценивают свою деятельность
на уроке.

Л - ориентируются на развитие сотрудничества
с учителем и сверстниками на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание (учебник, упр. 260)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р - принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития

Фронтальный (проверка правильности записи
в тетради)


Приложение 1 Карточка самоконтроля

В конце урока я

ЗНАЮ

В конце урока я

УМЕЮ

1) Что такое приставка

2) Что такое предлог

3) Как пишутся приставки и предлоги

1) Различать приставки и предлоги

2) Правильно писать приставки

3) Правильно писать предлоги

Приложение 2

Предлог

Приставка

Часть речи

Часть слова

Можно вставить другое слово или вопрос

Нельзя вставить другое слово или вопрос

Не дружит с глаголом

Дружит с глаголом

Пишется раздельно

Пишется слитно



Приложение 3

1. Приставляем всегда мы в начале слова

И меняем без труда смысл его на новый.


2. Он не станет членом предложения,

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

Объединять и связывать способен,

Незаменим м помнит роль свою.



© 2010-2022