Урок по русскому языку для 2 класса «Имя прилагательное (Общее понятие)»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Имя прилагательное. (Общее понятие)

Тип урока: открытие нового знания.


Цели:

Образовательные: знакомство с прилагательным как частью речи; формирование орфографической зоркости, каллиграфического письма.

Развивающие: развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте; формирование и развитие речевой деятельности.

Воспитывающие: воспитание любви к родной речи и русскому языку; бережного отношения к животным.

Универсальные учебные действия:

Коммуникативные:

  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;

  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов;

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной целью;

  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей, рисунком, схемой);

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

  • формирование представления об имени прилагательном как части речи;

  • формирование умения соотносить слова - названия признаков предметов, вопросы, на которые они отвечают;

  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

  • развитие умения составлять предложения из данных слов;

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

  • расширение словарного запаса учащихся.

Личностные:

  • самоопределение деятельности;

  • формирование личностной заинтересованности учащихся в приобретении и расширении знаний и умений;

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;
  • нравственно-этическое оценивание.

Оборудование:
Индивидуальные задания: - учебник «Русский язык», 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий; - карточка со словами для построения предложения.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Ребята проверьте готовность к уроку. На парте - учебник, рабочая тетрадь, ручка, линейка, простой карандаш.

  1. Каллиграфическая и орфографическая пятиминутка.

Я тетрадочку открою

И с наклоном положу.

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу!

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!



  1. Работа в тетради.

- Запишите число. Классная работа. (Слайд 2)

  1. Мотивационный этап:

а) орфографическая минутка.(Слайд 3)

- Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнали? Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….
- Прочитайте их названия.

- На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)

- Вспомним, как проверяются парные согласные на конце слова?

- Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).

б) Минутка чистописания.
Цель: Именно эти буквы мы и повторим сегодня на чистописании.

  1. Актуализация знаний.

    1. Развитие речи. (Азбука добрых дел.) (Слайд 4 - 5)

- Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются с этих букв и отвечают на вопросы какой? какая? какие? какое?(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное, благородный, бережливый, благополучный).

- Молодцы, у меня есть ещё несколько слов. Прочитайте их.

  1. Постановка темы и целей урока.

- На какие вопросы отвечают все эти слова?

- Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? (признак предмета).

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? ( Будем изучать имена прилагательные).

  1. Определите тему урока. (Имя прилагательное). (Слайд 6)

- Прочитайте тему и цели урока. «познакомиться с именем прилагательным; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи; воспитывать любовь к природе».



  1. Открытие нового знания.

1. Наблюдение над ролью имён прилагательных в речи (Слайд 7)

- Ребята, давайте подумаем, для чего нужны имена прилагательные в речи.
- Прочитайте слова.

Непоседа … ,
Птица … ,
Птица … ,
Самая … .
- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему это сделать трудно? (не указаны признаки).
- Давайте попробуем вставить пропущенные слова: (пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).
2. Словарная работа

- О какой птице идёт речь? (сорока).

- Какое это слово? (словарное)

- Какие слова помогли нам угадать эту птицу? (говорливая, длиннохвостая, пёстрая, болтливая.)

- На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?)

- А что обозначают эти слова? (признак предмета)

- Какой частью речи они являются? (прилагательные).
- Запишите загадку и отгадку самостоятельно. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. (Слайд 7)

Вывод: - Итак, имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета)

3. Лексическое значение слова сорока. (Слайд 8)

  1. Физкультминутка.



  1. Работа с учебником.

- Откройте учебник на с.86. (прочитайте научный текст, который приготовила к уроку Мудрая Сова). Чтение хорошо читающим учеником. VI. Закрепление изученного.

1. - А теперь мы поработаем рубрике «Давай подумаем» и вспомним ещё об одной красивой птице.
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво (Слайд 9).

К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.

- Запишите это предложение. Подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях).

- Вспомним тему урока. (Имя прилагательное)

- На какие вопросы отвечает? (…).

- Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?) красногрудые)

- Как подчеркнём имя прилагательное? (Волнистой линией).
- Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?

Сообщение: Птица снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая народная примета. Как только пойдет первый снежок - жди снегиря.
- А почему именно зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма)

- А что лично мы с вами, наш класс сделал для птиц. (На уроке технологии мы сделали кормушки и повесили их в лесу. Поднимите руку, кто с родителями зимой кормил птиц?)

  1. Самостоятельная, дифференцированная работа. Упражнение 149, с.86.

1 вариант - подчеркнуть им. прил. волнистой линией.

2 вариант - обозначить им. прил. над словами прил.



  1. Итог урока.

Рефлексия учебной деятельности. (слайд10)

Медведь (какой?) бурый.

Заяц (какой?) трусливый.

- Составьте и запишите словосочетания из этих слов.

- С какими словами познакомились на уроке?

- Что они обозначают?

- На какие вопросы отвечают?

- Какое задание было особенно интересным?

- Что показалось трудным?

- Что необходимо сделать, чтобы преодолеть трудности?

- Что вам помогло получить новые знания? (Нам помогли рисунки, научный текст, упражнения.)

- подведем итог урока: Какие цели и задачи ставили в начале урока? Каких целей достигли? (мы узнали, что имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета. Делает нашу речь красивой и полной.)

Домашнее задание. с.86 прав., упр.151, сл.сл. «у»

© 2010-2022