Презентация и урок русского языка во 2 классе по теме «Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Урок русского языка Образовательная система "Школа 2100", 2 класс Тема урока: "Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов" Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель как деятельность учеников:

  • метапредметные познавательные УУД: развиввать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать обобщения;
  • личностное развитие: развитие умений анализировать однокоренные слова, определять лексическое значение корня и общего значения однокоренных слов;
выделять корень в группе однокоренных слов и отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем (сходных по звучанию слов).

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Актуализация знаний:


2. Введение в тему урока. Определяем основной вопрос урока


3. Открытие нового знания





Физминутка



4. Применение знаний. Развитие умений.











































5. Проверка знаний.

Отгадывание загадок, запись слов в две строки

- Кто снег белый разбросал,

Речку крепким льдом сковал?

С вьюгой, холодом пришла…

Как зовут ее? (зима)

- Скатерть бела весь свет одела (снег).

Комментарий учителя: Во время выполнения задания сформулируйте ответы на вопросы по материалу прошлого урока.

Проверка (слайд 2).

Предупреждение ошибки (е-и в корне слова)

- Какое слово вы не написали?

- Одинаковый ли корень в словах снежный, снегурки, снедь?

-Чем они похожи и чем различаются?

-Какую задачу будем решать на уроке? (Слайд 3)

Возврат к заданию:

- Что нужно сделать, чтобы доказать, что слово снедь лишнее?

На основе упр. 119

-Что обозначает значок перед упражнением?

- Прочитайте слова, данные в упражнении.

- Что общего у слов?

-Можно ли назвать эти слова однокоренными, потому что у них одна общая часть?

-Есть ли у каких-то слов общий смысл?

-Как это доказать?

-Докажите

Вывод: Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем? (слайд 3)

-Сравним свой вывод с текстом в учебнике.

-Обозначьте в словах колокол и колокольчик корень.

- У всех ли получилось одинаково?

Составление алгоритма (слайд 4)

-Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень?

  1. Подбор однокоренных слов

  2. Определить значение слов (через слово)

  3. Выделить общую часть (корень)

Слайд 5.

Лепим мы снеговика:

Руки, ноги и бока.

Лепим снегом

Белым- белым.

Будет он большим

И смелым.

Будет бегать,

Будет прыгать

И руками будет

Двигать.

Вот хлопки

Над головой,

Настоящий он,

Живой!

Опора на СЛАЙДЫ 6-9

1 группа.

Разбейте слова на две группы. В одну с корнем лед, в другую - с корнем мороз.

Ледник, морозец, ледовый, заледенеть, заморозить, морозный, ледокол, морозильник, леди, Морзе.

-Какие слова оказались лишними?

2 группа. Выберите группу однокоренных слов:


Снежная сказка

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

(С. Погореловский)

-Обратить внимание на слово снегурки.

3 группа. Игра «Третий лишний».

Холод, холмик, холодный.

Лист, лисица, лисенок.

Море, моряк, морж.

Лось, лосенок, лосось.

Водяной, вода, водитель.

4 группа. Вставьте однокоренные слова в текст.

Пришла снежная зима. Дети слепили во дворе снеговика. Ночью ударил сильный мороз. Красивые снежинки он превратил в скользкий лед. Ребята катаются с ледяных горок. Они любят зимние забавы.

-О ком идет речь в тексте? Назовите слово-синоним.

- Будут ли они однокоренными? Почему?

Выполнение тестовой работы

Дополнительно:

Найди ошибку (слайд 10)

Корень - общая часть всех слов.

Корень - главная часть предложения.

Корень - общая часть однокоренных слов.

Самооценка. Рефлексия(слайд 12).
- Напоследок предлагаю прочитать и запомнить выражение- фразеологизм: «Зри в корень»

- Как вы это понимаете?

Самостоятельная работа (в парах)

Задание: (на доске) Запишите однокоренные слова группами, выделите корень. -Зимушка, снежный, снегурки, зимовать, снедь.


Выдвижение гипотез

(похожие по звучанию корни, но слова не являются однокоренными).

(Как не ошибиться в подборе однокоренных слов или Как отличить однокоренные слова от слов с похожим корнем).

Проверка гипотез

Обращение к Толковому словарю русского языка (выяснение значения слова снедь)

(будем наблюдать)

Есть общая часть кол

Нет, должен быть и общий (близкий) смысл.

Колокол и колокольчик

Запись слов

Предположения детей

Колокольчик-1.маленький колокол,

2. цветок, по форме напоминающий колокол. Многозначное слово.

Нужно определить значение, объяснить слова, найти в них общий смысл.

Чтение правила на с. 87

Работа в парах

Кол, колокол

Подобрать однокоренные слова

Запись в тетрадь колокольный (звон)

Комментирование действий



Групповая работа

Проверка. Слайд 6.


Проверка. Слайд 7.


Проверка. Слайд 8.

Проверка. Слайд 9.


Дети, ребята

Тема 9. Части слова. Корень.

Задания №1,3,4,5

Проверка (слайд 11 )

Смотри в корень - выделяй главное

Корень слова - значимая часть.

Над словами родственными

Держит власть.

Выясни умело линию родства -

Однокоренные подбери слова.




ПРИЛОЖЕНИЕ


Задания для работы в группах

1 группа. Игра «Третий лишний». Запишите группы однокоренных слов.

Холод, холмик, холодный. Лист, лисица, лисёнок. Море, моряк, морж.

Лось, лосенок, лосось. Водяной, вода, водитель.

  • Выделите корень в словах.

2 группа. Выберите группу однокоренных слов:

Снежная сказка


Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

Песню просвистели.

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

(С. Погореловский)


  • Выделите корень в словах.

3 группа.

Разбейте слова на две группы. В одну с корнем лед, в другую - с корнем мороз.

Ледник, морозец, ледовый, заледенеть, заморозить, морозный, ледокол, морозильник, леди, Морзе.

  • Выделите корень в словах.

4 группа. Вставьте в текст однокоренные слова с корнем снег и лёд.

Пришла _______________зима. Дети слепили во дворе __________________. Ночью ударил сильный мороз. Красивые __________________он превратил в скользкий_______. Ребята катаются с _________________горок. Они любят зимние забавы.

  • Выделите корень в словах.




© 2010-2022