Поделитесь с коллегами:
Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова» Класс: 3 УМК: «Школа России». Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова. Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Цель: развитие умения видеть в юмористических произведениях серьезное и делать выводы. Задачи: Обучающие: познакомить учащихся с биографией и творчеством М.М. Зощенко; создать условия для развития у них навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом. Развивающие: способствовать развитию интереса к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей; стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения, доброжелательности и чувства доброты, заботливого отношения к другим людям, воспитывать любовь к книгам и чтению. Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично -поисковый, эвристический. Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая. Оборудование: тесты, дидактический материал для чтения, карточки с заданиями, портрет писателя, проектор, презентация, читательские альбомы, учебник «Родная речь. 3 класс».
Ход урока:
- Организационный момент. (Цель - проверить готовность учащихся к уроку, нацелить на плодотворную работу, положительный настрой, активизацию внимания.)
Учитель: Для ребят звенит звонок, Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. - Пробуждение интереса к пробуждаемой теме. (Цель - активизация опыта и предыдущих знаний обучающих, активизация деятельности учащихся, формирование мотивации на учебную деятельность, постановка учащимися индивидуальных целей в учебной деятельности.)
На доске записаны два слова: Этика, этикет. Учитель: Что общего у этих слов? Учащиеся: Это однокоренные слова. Учитель: Кто сможет дать объяснения эти словам? /Уч-ся пытаются лексическое значение слов./ Учитель: У меня на столе лежит «Толковый словарь» В. Даля. Давайте сверим наши предположения. /Ученик находит слова и читает объяснение./ Этикет - общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми. Этика - это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Учитель: Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? Учащиеся: Человек, который следует правилам этика - это воспитанный человек. Учитель: Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми. Сейчас вы познакомитесь с небольшим рассказом В. Осеевой, который называется «Навестила» (Приложение 1). После прочтения постарайтесь ответить на вопрос: «Муся - воспитанный человек?» (вопрос записан на доске). Ответ свой обоснуйте. /У каждого на парте лежит текст. Дети читают жужжащим чтением./ Учитель: Муся - воспитанный человек? Примерные ответы учащихся: Муся безразлична к просьбам больной подруги. Посещая Валю, Муся не облегчила её страдания. Вряд ли Вале захочется, чтобы Муся ещё раз к ней пришла. Я считаю, что Муся - невоспитанный человек. Учитель: Кого же можно назвать воспитанным человеком? Учащиеся: Человек с хорошими манерами не будет ставить людей в неловкое положение. Он умеет вести себя так, чтобы другим было приятно с ним общаться. - Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
/На экране появляется портрет писателя./ Учитель: Знаете ли вы, этого человека? Слайд №2 Учащиеся: М.М.Зощенко. Учитель: Что вы о нём знаете? /Учащиеся рассказывает подготовленный дома материал, учитель добавляет./ Ученик: Родился писатель в семье художника (1894 - 1958 гг.). Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс - капитана, был ранен (демобилизовался) был уволен из армии. Новая война - гражданская - позвала добровольцем в Красную армию. После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными. Учитель: Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Талант сатирика помогал ему показывать, по его собственным словам, «подлинную и неприкрытую жизнь живых людей с их желаниями, вкусом, мыслями». В Санкт - Петербурге находится музей М.Зощенко. Учитель: Ребята, как вы думаете, в чем уникальность этого музея? Слайд № 3 /Если учащиеся знают, то говорят, если нет читают информацию на слайде./ Учащиеся: Уникальность музея состоит в том, что в кабинете все вещи подлинные, обстановка в которой жил писатель, воссоздана с детальной точностью. Учитель: Какие произведения М.Зощенко вы читали? Учитель: На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг и читательских альбомов. /Учащиеся зачитывают несколько отзывов о ранее прочитанных произведениях из своих читательских альбомов./ Учитель: Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне». Слайд № 4 Учитель: Сформулируйте тему нашего урока? Учащиеся: Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. - Ознакомление с новым материалом
Учитель: Как мы уже говорили, М.Зощенко был писателем - сатириком. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей. Учитель: Сегодня мы познакомимся с рассказом «Золотые слова». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя. Учитель: Ребята, как вы думаете, в названии рассказа «Золотые слова» слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему? Учащиеся: Слово «золотые» употреблено переносном значении, потому что слова не сделаны из золота. Учитель: Какие слова могут считаться «золотыми»? Учащиеся: Слово «золотые» в переносном смысле могут обозначать волшебные, дорогие, ценные, нужные. Учитель: Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»? Учащиеся: У каждого воспитанного человека в словарном запасе обязательно должны быть такие слова, и он должен ими пользоваться. Учитель: Нельзя быть вежливым в какое-то определенное время. Человек должен быть вежливым всегда. Сейчас мы узнаем, кто больше знает «волшебных слов»? /Учащиеся работают в парах. Записывают все «волшебные» слова, которые знают. Зачитывают те пары, кто больше вспомнил таких слов. Учитель к доске прикрепляет карточки с «волшебными» словами./ простите
здравствуйтездравствуйтездравствуйте
извините
До свидания
спасибо
Спокойной ночи
Доброе утро
благодарю
пожалуйста
Доброй ночи
Учитель: Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении. Учитель: Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить внимание на некоторые слова. Словарная работа. /На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./ Прельщала - стала заманчивой, приятной. (Во-первых, на стол ставилась вкусная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.) Угореть - отравиться угаром, потерять соображение. Угоревший - отравился угаром. Развязно - излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. (В виду того что дети, действительно вели себя развязно и тем самым они не оправдали наших надежд ….) Раскаяться - сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. /У детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах. Проверяем. Слайд № 5/
- Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения
- Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.
Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. 1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».) Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. Учитель: От чего имени ведётся рассказ? Учащиеся: Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора. Учитель: Почему дети любили ужинать со взрослыми? Свои ответы дети подтверждают словами из текста. Учитель: Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Учитель: Как наказал отец Миньку и Лёлю? Учитель: Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. Учитель: Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе? Лексическая работа. Учитель: Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания. /Работа в группах по 4 человека. Дети советуются и дают объяснение./ Учащиеся: Тараторила без конца - говорила очень быстро без остановки. Сидела как на иголках - сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. Желала загладить происшествие - исправить положение - Физкультминутка
Учитель: Сейчас, мы проверим, насколько вы внимательны. Учащиеся выполняют команды, только в том случае если учитель скажет «пожалуйста». Упражнения 1. И.п.: сидя за партой, руки к плечам. 1-3 - одновременные круговые движения руками назад; 4 - и.п. 2. И.п.: стойка ноги врозь, руки к плечам. 1 - поворот налево; 2 - и.п.; 3-4 - то же направо. 3. И.п.: о.с., руки на пояс. 1-3 - медленно присесть; 4 - вернуться в и.п. Методические указания Направлено на формирование правильной осанки. Дыхание равномерное, круговые движения выполнять с полной амплитудой. Выполнять повороты, спину держать прямо. Имитирует «пружинку», сохранять равновесие. - Продолжение чтения произведения
2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».) Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают. Учитель: Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Учитель: Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему? Учитель: Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться. Учитель: Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Учитель: Почему это произошло? Учитель: Как вы думаете, чем закончится рассказ? Чтение рассказа до конца. Учитель: Почему папа назвал их поведение глупым? Учащиеся: Лёля и Минька беспрекословно исполняли приказания. Но всё надо делать с умом, с учётом изменившейся обстановки. Иначе получится абсурд. - Каждому ученику предлагается тест (Приложение 2). Дети работают самостоятельно. Проверка. Ответы на вопросы, является подготовкой для следующего этапа работы.
- На доске дается план в деформированном виде. Задание: восстановить правильно порядок событий. Ребята объединяются в группы по 4 человека, каждая группа получает задание (Приложение № 3).
Слайд № 6 - Работа в группах. Выбери правильное слово. Объясни свой выбор. Задание даётся каждой группе (Приложение № 4).
Слайд № 7,8 - Подведение итогов урока.
1. Беседа о смысле выражения «золотые слова». Учитель: Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »? Учащиеся: Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. И эти слова вам надо золотыми буквами записать в своём сердце. Иначе получится абсурд (152 стр.). Учитель: Слово «золотой» в переносном значении означает «ценный, дорогой». Учитель: Помогает ли понять основную мысль произведении название рассказа? Учитель: В чем она заключается? Учащиеся: Мальчик не сразу понял папины слова, но зато впоследствии он их понял и оценил. И всегда придерживался во многих случаях жизни. И может быть поэтому, он стал сравнительно счастливым человеком. И людям, может быть, поэтому не так много огорчений. 2. Прием «Эссе» Предварительный этап: - работа в черновиках; - внесение поправок (может осуществляться в паре в процессе взаимообмена); - редактирование, исправление замечаний, сделанных в ходе правки. Чтение перед классом. Учитель: Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком. Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя? Учитель: Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых, мне бы не хотелось, чтобы со мной не произошла такая история, как с героями этого рассказа. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки. Ученик: Мне очень хочется быть воспитанным человеком. Я знаю волшебные слова и постараюсь, как можно часто применяет их в своей речи. Своим поведением никого не буду ставить в неловкое положение других людей. Чтобы не оказаться на месте героев рассказа, буду всё делать с умом. - Домашнее задание.
- Составить краткий пересказ текста.
- Выразительное чтение по ролям.
Ребята в группах готовят выразительно чтение любого отрывка по ролям.