«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья. «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ».


Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благодатную почву найдут!

(поэт К.Хетагуров) Нравственное воспитание школьника начинается с его первых шагов по дороге знаний. Нравственное воспитание в системе российского образования является основой всестороннего развития личности в школе первой ступени, важнейшим средством воздействия на юные сердца, условием формирования чувств и гуманистических нравственных качеств. Уроки гуманистического и эстетического цикла являются основными в воспитании нравственных качеств российского школьника. Многообразие русского языка, который познают дети на уроках как средство общения, как литературный язык великих русских поэтов и писателей, историческое и культурное наследие прошлого являются самой первой благодатной почвой для развития и формирования нравственной личности младшего школьника, художественного видения мира и приобщения к общечеловеческому богатству мировой культуры. На своих уроках мы приобщаем детей к духовному наследию нашей Родины, готовим их к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации. Воспитание нравственной творческой личности является актуальной задачей в нашей педагогической деятельности. И воспитание нравственных качеств, как показал наш опыт педагогической работы, невозможен без интегрированных уроков - практикумов, так как дети начальной школы, в отличие от взрослых, имеют ограниченный творческий опыт. Нравственное воспитание на уроках интегрированного типа приобретает творческое применение, и способствуют дальнейшему развитию креативности учащихся, прочному заложению нравственных норм поведения младшего школьника. Из своего опыта работы ярким примером воспитания нравственных норм являются интегрированный урок - презентация мира вокруг нас и изобразительного и художественного труда в третьем классе «Золотое кольцо России. Городецкая роспись». Благодаря современной технологии дети в ходе урока путешествовали по городам Золотого кольца. Увидели историческое прошлое российских городов, их самобытную архитектуру и духовную ценность. Практическое значение данного урока заключается в самостоятельной творческой росписи в стиле Городецких мастеров. Урок литературного чтения, изобразительного и художественного труда по теме: Былины. В.Васнецов «Богатыри». На уроке дети знакомятся с особенностями литературного жанра «былина» и творчеством Виктора Васнецова, его картинами «Витязь на распутье» и «Богатыри». Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев. Данные интегрированные уроки имеют значение в воспитании патриотизма, любви к Родине. Нравственно эстетически воспитанный человек - это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты. В нравственном воспитании подрастающего поколения важную роль играет искусство: общение с ним определяет нравственное становление личности. Впечатления, полученные от художественных произведений (будь то музыка, живопись, литература и т.д.), ребёнок перерабатывает и реализует в собственном художественном творчестве. Детское художественное творчество - средство самовыражения и самоутверждения. Искусство развивает способности ребенка к художественному творчеству. Оно широко используется ребёнком в учении, труде, игровой деятельности. Искусство заполняет свободное время школьника социально ценным содержанием, удовлетворяет эстетические потребности ребёнка и способствует их всестороннему развитию. Искусство, кроме того, осуществляет своеобразную психотерапию, способствует снятию напряжения от учёбы, труда и спорта. Всеобщность нравственного воспитания связана с тем, что в любом возрасте каждый человек соприкасается с нравственно-эстетическими явлениями духовной жизни, труда, искусства, природы. Поэтому нравственное образование каждого ребёнка является важнейшим условием формирования с детства социально активной личности. Школа осуществляет нравственное воспитание благодаря тому, что самые различные виды искусства взаимодействуют между собой. Это взаимодействие основано на межпредметных связях различных школьных дисциплин, например, литературы, изобразительного искусства и музыки. Осуществляется нравственно-эстетическое воспитание за счёт раскрытия красоты науки, труда, физической культуры, эстетики взаимоотношений в школьном коллективе. Значительный простор для нравственного воспитания ребёнка предоставляет посещение спектаклей. Если мы хотим достичь максимального эффекта - глубокого влияния искусства на ребёнка - его нужно к этим встречам готовить. Рассмотрим возможности такой подготовки на примере спектакля «Конёк-горбунок». Общеизвестно, что основу спектакля составили сказка П.Ершова. Значит, прежде чем наступит праздничный день - посещение театра, нужно прочитать с ребёнком эту замечательную книгу. Читать не торопясь, привлекая внимание к деталям изображения, к средствам, которые использовал иллюстратор. «Конёк-горбунок» переиздавался неоднократно с иллюстрациями разных художников: чёрно-белыми, цветными…разные стили, разная манера рисунков. И в каждой есть своя прелесть. Не менее интересен отбор эпизодов, которые привлекли внимание художников. А как интересно сопоставить изображение одного и того же сказочного персонажа разными художниками! От такого примера будет естественен переход к другому: предложить ребёнку самому изобразить конька-горбунка, Иванушку, его братьев, царя или царь-девицу… после посещения спектакля полезно сопоставить образ героя на рисунке и сценический образ. Полезна беседа с учеником по содержанию спектакля. Музыкальное сопровождение спектакля может быть различным. Но ведь в серии «Сказка за сказкой» существует альбом с записью этой сказки в исполнении О.Табакова. Там использована музыка А.Лядова и И.Стравинского. Сказку младшие школьники слушают с огромным удовольствием и до посещения спектакля, и после него. Не упустите новой возможности воздействовать на эмоциональный мир маленького школьника! Заметное влияние на нравственное развитие младших школьников оказывает слушание программной музыки. Рассмотрим эти возможности на примере общеизвестного произведения П.И.Чайковского «Детский альбом». Одни пьесы больше нравятся мальчикам («Марш деревянных солдатиков»), другие привлекут и растрогают девочек («Новая кукла», «Болезнь куклы», «Похороны куклы»), третья дадут мощный толчок фантазии тех и других. К чему сводится роль учителя? Краткими пояснениями следует дать первоначальный толчок эмоциям, несколькими фразами и выразительными движениями рук помочь ребёнку уловить ритм и обозначить словами характер музыки. Следующий этап - иллюстрирование музыки. Здесь огромную роль играет не техника рисунка («умение рисовать»), а материалы, при помощи которых можно добиваться большей выразительности и яркости иллюстраций. При повторном прослушивании программных произведений ребёнок может вносить в свои рисунки исправления и дополнения или создавать новые иллюстрации. Внепрограммная музыка может служить фоном для фантазирования… Не хочешь рисовать, полистай альбом с цветными репродукциями. Подбор иллюстраций к музыке увлекает ребёнка. Наш педагогический опыт показал, что только в тесном союзе учителя и ученика может быть решена главная задача нравственного воспитания младшего школьника - сделать доступным для каждого ребёнка мир прекрасного, научить его открывать прекрасное в природе, труде, человеческих отношениях, научить воспринимать и ценить искусство, приобщить детей к духовному наследию нашей Родины.

Учитель начальных классов С.В.Фирсова,

МБОУ СОШ № 85, г. Ульяновск, Россия.

© 2010-2022