В гости к зиме. Урок-экскурсия

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«В гости к зиме» (урок-экскурсия)

Цели урока: Познакомить детей с зимними явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира зимой. Систематизировать и обогатить знания детей о природных связях. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:
Лопатки, линейки, карточки-названия привалов, рисунки «Следы на снегу», лупа для рассматривания снежинок.

Ход урока

I. Организационный момент

- Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы скажите сами.

Все кругом бело-синее, Всё в тонком кружеве теней. Алее укрыт пушистым инеем, Уснул до первых вешних дней. (Зима.)
- Подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем лесу? (Ответы детей.)

- Правильно. В лесу нельзя шуметь - птицы разлетятся и мы их не увидим. Нельзя сходить с тропы, можно провалиться глубоко в снег.
- А сейчас - в путь!

II. Первый привал «Неживая природа зимой»
- Как вы думаете, когда наступает зима? По каким признакам мы узнаем приход зимы? (Ответы детей.)

По календарю зима начинается 1 декабря. Но ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день низко поднимается на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

- Посмотрите вокруг. Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

- Что такое снег? Из чего он состоит? (Ответы детей.)
Правильно, снег - это множество красивых снежинок. А что это такое, нам расскажет наша одноклассница.


Рассказ ученицы:

Раньше думали, что снег - это замерзшие капельки воды, но тайна снежинок была не разгадана. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, но они никогда не превратятся в снежинки.
Высоко над землей, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки-кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это еще не снежинки. Кристаллики все время растут и наконец становятся красивыми звездочками. Они собираются в хлопья и падают на землю.

- Вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, сначала пушистый, рыхлый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу.

По возможности предложите ребятам рассмотреть снежинки под лупой.

- Что вы можете сказать о снежном покрове в настоящее время? (Дети рассматривают снег, разгребают его и на основе своих наблюдений дают ответы.)

- Правильно, снег в настоящее время плотный, очень сложно увидеть снежинки, они сломали все свои лучики.

- А где снега больше? На открытой местности или под деревьями?
Проводится практическая работа по измерению глубины снега.

- Какую роль выполняет снег для растений? (Ответы детей.)

- Правильно, снег для травянистых растений - теплое пуховое одеяло.
Снег укрывает и корни деревьев, защищая их от морозов.

III. Привал «Секреты животного мира»
- Оказывается снег не только защищает растения, но и согревает животных. Лось в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью.

- Как встречают зиму другие животные? (Ответы детей.)

- Лесные мыши и мыши-полевки живут под снегом, они роют себе ходы и свободно передвигаются. Мы с вами не можем услышать их, но ласки и лисицы очень хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них.

- А еще хотелось бы услышать рассказ о птицах, которые в снегу делают себе убежища.

Рассказ ученика:

Рябчики, тетерева, глухари, куропатки роют небольшую пещерку, реже ныряют в снег прямо с лета или ближайшего дерева. Ход делают на глубине 20-30 см. Угнездившись, птица закроет ход рыхлым снегом. От того, насколько тщательно она это сделает, зависит температура в убежище.
Такие ночевки устраивают себе и большие синицы.

- Как вы думаете, можно ли увидеть зимой насекомых? (Ответы детей.)

- Оказывается можно!

Леднички, зимние комарики, снежные паучки и ногохвостики прогуливаются по снегу, если температура воздуха не ниже -10°.

Если внимательно приглядеться к старой лыжне, то можно увидеть, что она шевелится словно живая. Оказывается, по снегу передвигаются тысячи «снежных блошек».


Посмотрите, а вот и хозяйка зимнего леса - белка. Расскажите, как онаживет зимой? (Ответы детей.)


Давайте внимательно посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите? (Ответы детей.)


- Следы каких животных вам знакомы? (Дети называют следы птиц, белки.)

Можно показать следы зайца, лося, кабана, лисы, глухаря, мыши, волка, нарисованные на специальных карточках.
Почерк белки разобрать легко и просто. Она короткими передними лапками обопрется - длинные задние далеко вперед вынесет и широко расставит. От передних лапок след маленький - две точки отпечатаны. А от задних след как от крошечной ручки с тонкими пальчиками.

Лисий следок похож на след маленькой собаки. Только лиса держит лапу в комке, крепко сжимает пальцы.

Волчий след тоже похож на след собаки, но большой. Разница - та же, лапа у волка сжата в комок.

У мышей почерк мелкий, но тоже простой. Вылезая из-под снега, мышь делает петельку и потом бежит прямо. Получаются двоеточия на одинаковом расстоянии.

Птичий почерк. Вот след сороки - от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого - прямая черточка.

Зная следы животных, без особого труда можно узнать, кто побывал на этой зимней поляне.

- Особый разговор у нас будет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой? (Ответы детей.)

- Страшнее голода для птиц ничего нет. Ведь сытой птице не страшен мороз. И птиц греют их перья - их бывает несколько слоев.

- Посмотрите на рябину. Кого вы увидели? (Снегирей.)

- Правильно, это снегири. Кто может рассказать о них? (Рассказы детей.)

- Еще любитель полакомиться ягодами рябины - свиристель. Послушайте рассказ об этой птице, а может нам посчастливится ее увидеть.

Рассказ ученика

Свиристели прилетают к нам с севера и остаются на всю зиму. Крылья у них черные с яркими желтыми полосками. На концах перьев и на голове разбросаны красные пятнышки. Очень нарядная птица. Поют они негромко, обычно нежно посвистывают. Про их песню говорят в народе: «Ишь как свистят». За эту песенку их и прозвали свиристелями.

- Каких птиц еще можно встретить зимой? (Ответы детей.)

- Птицы нуждаются в нашей помощи. Как мы можем помочь птицам?
(Ответы детей.)

- Давайте повесим кормушки для птиц, которые сегодня принесли и насыпем корм. (Дети развешивают кормушки.)

- Сейчас мы сделали доброе дело, но не забывайте взять с собой корм
для птиц, когда отправляетесь на лыжную прогулку с родителями.

IV. Привал «Игровой»

Выбрать небольшую поляну для зимних забав.

Учитель делит класс на две команды и предлагает детям игру «Снежный брейн-ринг». Каждый участник игры имеет право бросить снежок перед этим назвав:


Зимние природные явления;


Зимующих птиц;


Зимующих зверей.


Побеждает та команда, игрок которой был последним.

V. Итог работы

Домашнее задание

Написать сочинение на тему «Кто зимой в лесу не спит».


© 2010-2022