- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по литературному чтению во 2 классе. В. Осеева Три товарища
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе. В. Осеева Три товарища
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наумова Т.А. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Тема. В.А. Осеева «Три товарища».
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий «честь- бесчестие» для развития учебных и читательских умений.
Формировать представление обучающихся о дружбе.
Задачи.
Учить составлять характеристику героя на основе анализа его поступков, развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц, развивать критическое мышление, воспитывать желание быть лучше, добрее, дружелюбнее.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: применять правила делового сотрудничества; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; эмоционально прожить текст, выражать свои эмоции; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;
метапредметные:
регулятивные - планировать решение учебной задачи, оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу;
познавательные - воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверять, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу и интернет, делать выводы в результате групповой работы;
коммуникативные - воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения, составлять небольшие устные монологические высказывания, договариваться с одноклассниками о правилах общения и следовать им, учиться работать в группе, выполнять различные роли;
предметные: воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; учиться называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказ и мультфильм; выделять главную мысль произведения.
Оборудование:
Конверт с фигурками мальчиков, древо предсказаний, мультимедийный проектор, презентация, «лесенка успеха», кружочки.
Технология: развитие критического мышления.
Приёмы: прогнозирование по названию, древо предсказаний, кластер,
чтение с остановками, синквейн.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Слайд №1. Чтение хором.
Я буду учиться.
Не буду лениться.
Я буду читать, размышлять,
О многом из книг узнавать.
Речевая разминка
А) Прочитай скороговорку, причитывай по одному слову.
У осы не усы, не усищи, а усики.
От топота копыт пыль по полю летит.
Б) Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой.
осы мак
кот усы
рот кит
рак рог
I. Вызов.
1.Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихов С. Маршак, О. Григорьева, Э Успенского. Какое стихотворение вам показалось самым забавным? Почему?
2.Актуализация знаний.
Учитель:
-Сегодня работу мы начнём с притчи Леонардо да Винчи.
- О чём эта притча?
Высунув голову из гнезда, орлёнок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы? - спросил он.
- Наши друзья, - ответила орлица сыну. - Орёл живёт в одиночестве - такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу, - наши верные друзья.
Удовлетворённый маминым разъяснением орлёнок продолжал с интересом наблюдать за полётом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай-ай, они украли у нас еду!
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орёл ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почёт и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.
Леонардо да Винчи
Ответы детей (о дружбе, о помощи)
Учитель:
- Дети, скажите, пожалуйста, что для вас обозначает слово «дружба»?
- А зачем человеку друг?
- Кто может быть вашим другом?
- Какова тема нашего урока?
3. Сообщение темы и цели урока.
Мы познакомимся с произведением В.А. Осеевой «Три товарища». Поговорим о дружбе и друзьях. Выясним, какой человек может быть достоин этого звания. Узнаем, что надо делать, чтобы нас всегда окружали верные друзья.
Учитель: К нам в класс пришло письмо с радиостудии. Нас просят помочь в создании радиоспектакля по рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».
Слайд №2 Портрет писательницы. Книга «Три товарища».
В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:
"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы,
я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
- Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
- Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась.
- Мало уметь читать, надо уметь думать,- сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших
и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и
о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло,
то я написала для вас короткие рассказы,
чтобы вам легче было научиться читать и думать".
Читать вы все умеете.
Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.
С чего мы начнём?
Дети: Прочитаем рассказ, познакомиться с героями произведения, с характерами персонажей, вживёмся в образ, разыграем радиоспектакль. (План работы записывается на доске и учениками).
Учитель.
Как вы думаете, о чём будет идти речь в рассказе?
Предположение детей.
О дружбе (укрепляется на древе предсказаний).
Учитель.
В конверте лежат 4 фигурки мальчиков (фигурки выставляются на доску}.
Как вы думаете, кто эти мальчики?
Дети. Это герои рассказа. Товарищи, друзья (укрепляется на древе
предсказаний).
Учитель. Кого можно назвать другом, товарищем?
Запишите свое мнение на листочках, обменяйтесь мнением с соседом.
Работа в парах.
Дети. Называют свое определение.
Составляется кластер. Слайд №3.
Физкультминутка.
П. Осмысление.
4.Знакомство с новой темой.
Учитель. Итак, мы прочитаем сейчас рассказ и проверим свои предположения. Познакомимся с героями произведения.
а) Первичное чтение текста учителем с остановками.
Чтение до слов:
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть,- сказал Миша....
Учитель. Как вы думаете, чем закончилась эта история? Предположение детей - мальчики поделись завтраком, Витя нашёл свой завтрак (укрепляются на древе предсказаний).
б) Самостоятельное чтение рассказа.
Учитель. Прочитайте рассказ, сравните свои предположения. Что вас удивило?
Сравнение своих предположений с текстом автора (обращение к древу предсказаний).
Дети. Удивило то, что только один мальчик поделился завтраком с Витей.
Учитель. Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?
Почему автор назвал текст «Три товарища»? (Заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг.)
в) Работа над образами героев.
Где произошёл этот случай? Почему Витя стоял в сторонке и не завтракал? Зачитайте этот отрывок. Выберите фигурку мальчика.
( Фигурки мальчиков достаточно выразительны. Витя, потерявший завтрак, стоит, опустив голову. Коля готовится откусить большой кусок белого хлеба. Миша достаёт свой завтрак из портфеля).
Как звали его товарищей? Выберите фигурки Коли и Миши. Стало ли им жалко Витю? Захотели ли они помочь Вите? Как нужно прочитать слова Коли и Миши? Найди и прочитай эти слова равнодушно.
Как повёл себя Володя? С каким чувством нужно говорить его слова?
Прочитай.
Что можно сказать о Вите?
Каким было его настроение?
Какие слова подсказывают, что Вити был расстроен?
Прочитайте слова Вити с расстроенной интонацией.
Физкультминутка.
III. Рефлексия
4. Практическая работа.
Прочитайте и обозначьте слова персонажей. Самостоятельно каждая группа готовит чтение по ролям.
-
Разыгрывание радиоспектакля.
-
Творческая работа. Работа группами.
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Как вы думаете, как будут развиваться события дальше? Придумайте
продолжение рассказа.
7. Игра «Собери пословицу».
Слайд №4
В народе сложено много пословиц о дружбе. Пословицы рассыпались.
Друзья познаются в беде.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Какова тема нашего урока?
С чем на уроке мы познакомились?
Кто из героев соответствует всем характеристикам настоящего друга?
(обращение к кластеру).
Сколько на самом деле друзей оказалось у Вити?
Что значит быть хорошим другом?
В.Составление синквейна. Своё понимание слова «товарищ». Слайд №5.
Кто? Товарищ.
Какой? Верный, надёжный.
Что делает? Поможет, поддержит, -подскажет.
Основная мысль. Не бросит в беде одного.
Вывод. Настоящий
9. Обобщение ответов.
Чему учит нас этот рассказ?
В рассказе нет прямых советов. Автор показывает жизненную сценку. Читая,
мы сочувствуем одним героям и осуждаем других. Художественное
произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих
отношениях.
10. «Лесенка успеха» (нарисована на ватмане, крепится к доске).
Оцените свою работу на уроке.
Дети крепят на лесенке кружочки, в зависимости от того, как они оценили свою работу.
Я работал хорошо
Я мог работать лучше
Я работал плохо
11. Домашнее задание. Придумать ситуацию, в которую может попасть Витя, чтобы ему требовалась помощь товарищей. Как поведут себя остальные персонажи рассказа?
Урок заканчивается песней
«Настоящий друг»
автор слов - Пляцковский М., композитор - Савельев Б.
Слайд №6. На фоне песни картинки на тему «дружба».