Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный эколог

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Заброденская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области


Рассмотрена:

на заседании ШМО

учителей начальных классов

от 25.08.2014г.

Протокол № 1

Принята:

на заседании

педагогического совета

МКОУ Заброденская СОШ

от 28.08 2014 года

Протокол № 1

Утверждена:

приказом директора

МКОУ Заброденская СОШ

от 01.09 2014 года № 127 Директор школы:

_________ /Г. В. Шилова./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Юный эколог»

Направление «Научно-познавательное»

на 2013 -2017 г.

135 часов (1 час в неделю)




Учитель: Маслова Н.Н.

Стаж: 21 год,

категория: ВКК

Год аттестации: 2011



Согласовано:

зам. директора по УВР

______________ Юрченко О.Г.

«__» __________ 2014 г.



Пояснительная записка


Программа «Юный эколог» научно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 - 4 классов. Количество часов в год: 1 класс - 33 часа, 2-4 класс - по 34 учебных часа в год. Цели данной программы:

  • формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
  • формирование осознанного отношения к объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры);
  • формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающего мира.
Задачи программы
  • формировать интерес к изучению природы родного края;
  • воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
  • углублять уже имеющихся знаний о родном крае;
  • изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
  • формировать представления о природных сообществах области;
  • формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих - растений и животных - помогает ребёнку по-новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру. Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток и пр. Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе. Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества. В экологическом воспитании детей важно опираться на единство интеллектуального и эмоционального восприятия природной среды в сочетании с практической деятельностью по ее улучшению. Необходимо, чтобы эта работа носила непрерывный характер, основанный на взаимосвязях глобального, национального и краеведческого подхода к экологическим проблемам в системе: человек-природа-общество. Связь экологии и культуры почти прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность - духовно, интеллектуально, нравственно. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребенком, как таблица умножения. Программа «Юный эколог» основывается на следующих принципах. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Пример - педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы - яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка. Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым. Основная идея программы состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятие законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность; позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной - наш район, наш город, наш регион.







Учебно-тематический план

1-й год обучения


Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Введение

1

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- предвосхищать результат;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные УУД:

-осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого характера;

-узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Мой дом за окном

10

Я и моё окружение

11

Гигиена моего дома

11

Итого:

33





Календарно-тематическое планирование

1-й год обучения


№ п/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

теория

практика

всего

Введение

1


1

1

Что такое экология?

1



Мой дом за окном

6

4

10

2

Мой дом

1



3

Дом, где мы живём

1



4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»


1


5

Откуда берётся и куда девается мусор?

1



6

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»


1


7

Деревья твоего двора

1



8

Экскурсия по территории школы


1


9

Птицы нашего двора

1



10

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»


1


11

Дорога из дома в школу

1



Я и моё окружение

7

4

11

12

Моя квартира

1



13

Моя семья

1



14

Соседи-жильцы

1



15

Мой класс

1



16

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»


1


17

Дом моей мечты

1



18

Комнатные растения в квартире, классе

1



19

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»


1


20

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»


1


21

Экскурсия в лес


1


22

Животные в доме

1



Гигиена моего дома

7

4

11

23

Уход за квартирой

1



24

Гигиена класса

1



25

Практическое занятие «Гигиена класса»


1


26

Бытовые приборы в квартире

1



27

Экскурсия в школьную кухню


1


28

Природа в квартире и в классе

1



29

Наша одежда и обувь

1



30

Русская народная одежда

1



31

Русская народная одежда

1



32

Практическая работа «Уход за одеждой»


1


33

Экскурсия в школьный музей


1


Итого:

33







Содержание программы

1 класс (33 ч) Введение. Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком. Мой дом за окном. Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы. Я и моё окружение. Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение. Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить». Соседи - жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы - соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа. Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе. Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде. Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака - друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль - меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки. Гигиена моего дома. Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации. Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями. Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.





























Предполагаемая результативность курса


Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы внеурочной деятельности «Юный эколог», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов: Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия
  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей.

К концу первого года обучения школьники должны знать:
  1. Секреты живой и неживой природы
  2. Простейшую классификацию экологических связей
  3. Условия, необходимые для жизни растений и животных города
  4. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу первого года обучения школьники должны уметь:
  1. Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
  2. Оказывать помощь птицам в зимнее время
  3. Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе

Учебно-тематический план

2-й год обучения


Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Введение.

1

Личностные:

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- предвосхищать результат;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные УУД:

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

Познавательные УУД:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

Вода - источник жизни

10

Солнце и свет в нашей жизни

10

Воздух и здоровье

2

Мой край

5

Весенние работы

6

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование

2-й год обучения


№ п/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

теория

практика

всего

Вода - источник жизни


7

5

12

1

Вода в моём доме и в природе

1


2

Стихи, рассказы о воде и природе

1


3

Экскурсия к водоёму

1


4

Осень в нашем крае

1


5

Экскурсия в лес

1


6

Вода в жизни растений

1


7

Вода в жизни животного мира

1


8

Вода и здоровье человека

1


9

Личная гигиена

1


10

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»

1


11

Защита проектов «Вода - источник жизни на Земле»

1


12

Защита проектов «Вода - источник жизни на Земле»

1


Солнце и свет в нашей жизни


7

3

10

13

Солнце, Луна, звёзды - источники света

1


14

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1


15

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света

1


16

Отношение к свету и теплу различных животных

1


17

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1


18

Электрический свет и тепло в моём доме

1


19

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1


20

Телевизор в моём доме

1


21

Сколько стоят свет и тепло

1


22

Итоговое занятие

1


Воздух и здоровье


1

1

2

23

Воздух и здоровье человека

1


24

Практическое занятие «Уборка в классе»

1


Мой край


3

1

4

25

Растительный мир области

1


26

Животный мир области

1


27

Исчезающие растения и животные родного края

1


28

Экскурсия в краеведческий музей

1


Весенние работы


1

5

6

29

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

1


30

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

1


31

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

1


32

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

1


33

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними

1


34

Итоговое занятие

1


Итого

34
























Содержание программы

2 класс (34 ч)
Вода - источник жизни. Вода в моём доме и в природе. Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется. Куда удаляется? Вода, которую мы пьём. Вода сырая, кипячёная, загрязнённая. Сколько стоит вода? Почему её надо экономить? Как можно экономить воду? Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте? Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека? Как расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Солнце и свет в нашей жизни. Солнце, Луна, звёзды - источники света. Влияние тепла и света на комнатные растения. Наблюдение по выявлению светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений. Как животные относятся к свету и теплу. Роль света в жизни человека. Освещённость рабочего места. Глаз - орган зрения. Гигиена зрения. Зарядка для глаз. Влияние ТЭЦ, АЭС, газопроводов на экологическое состояние планеты. Экономия света и тепла. Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра. Источники света и тепла в русской избе. Воздух и здоровье. Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Чистый и загрязнённый воздух. Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики. Проветривание. Мой край. Растительный и животный мир родного края. Многообразие растений и животных области. Основные экогруппы растений. Особенности жизни животных области. Знакомство с исчезающими растениями и животными родного края. Причины исчезновения их и необходимость защиты каждым человеком. Красная книга области. Весенние работы. Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке. Разбивка грядок. Посадка растений. Уход и наблюдении за всходами.


Предполагаемая результативность курса
К концу второго года обучения школьники должны знать:

  1. Элементарные традиции нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормы экологической этики
  2. Простейшие взаимосвязи в неживой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края
  3. Знать особенности методов наблюдения за живой и неживой природой

К концу второго года обучения школьники должны уметь
  1. Уметь выполнять правила безопасного и экологического поведения в природе
  2. Подбирать материал о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России.
  3. Уметь выражать эстетические чувства и переживания творческими средствами.


Учебно-тематический план

3-й год обучения


Содержание курса

Количество часов


Перечень универсальных действий обучающихся

Введение.

1

Личностные:

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- предвосхищать результат;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные УУД:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Растительность Воронежской области

17

Насекомые Воронежской области

8

Рыбы, обитающие в Воронежской области

8

Итого:

34

Содержание программы

3 класс (34ч)


Вводное занятие. Воронежская область на карте России Растительный мир Воронежской области. Растительный мир (общее понятие). Характерные признаки растений. Леса. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения Воронежской области. Лекарственные растения края, посёлка. Раннецветущие растения. Охрана растений. Красная книга области. Насекомые Воронежской области. Насекомые: виды, места обитания. Насекомые-вредители. Ядовитые насекомые. Где и как зимуют насекомые. Охрана полезных насекомых. Насекомые нашей области. Красная книга области. Рыбы, обитающие в Воронежской области. Рыбы, обитающие в реках и озёрах области. Промысловые рыбы. Рациональное их использование. Прудовые хозяйства области. Аквариумные рыбы. Охрана рыбных хозяйств.

Предполагаемая результативность курса



К концу третьего года обучения школьники должны знать: 1.Реальные местные экологические условия. 2. Способы охраны природы 3.Некоторые охраняемые растения и животные Воронежской области
К концу третьего года обучения школьники должны уметь: 1. Анализировать экологические ситуации и искать возможности их решить 2.Использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе, на пришкольном участке 3.Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя или педагога дополнительного образования






Учебно-тематический план

4-й год обучения


Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Птицы Воронежской области

15

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Коммуникативные УУД:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные УУД:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.

- установление причинно-следственных связей;

Животный мир. Звери, обитающие на территории Воронежской области.

19

Итого:

34

Содержание программы


4класс (34 ч)


Птицы нашей области. Птицы. Птицы нашей области. Кочующие, оседлые, перелётные птицы. Хищники. Водоплавающие птицы. Птицы леса и открытых пространств. Охрана птиц. Красная книга. Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области. Животный мир (общее понятие). Звери, обитающие на территории нашей области. Жизнь зверей зимой. Роль животных в жизни человека. Охрана животных. Красная книга области.

Предполагаемая результативность курса
К концу четвёртого года обучения школьники должны знать: 1.Некоторые методы, стимулирующие самостоятельную деятельность по формированию экологической проблемы 2.Нравственные и правовые принципы природопользования 3. Причины необходимости посильного участия в охране природы родного края К концу четвёртого года обучения школьники должны уметь: 1.Реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах 2.Пропагандировать идеи правильного природопользования в борьбе со всем, что губительно отражается на природе 3. Использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении К концу четвёртого года обучения у школьников будут сформированы представления об общечеловеческих ценностях, какими являются: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

















Информационно-методическое обеспечение.


Печатные работы:

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.
  2. Времена года. Православный календарь. Текст - Ростов н/Д. АО «Книга»
  3. Елизарова, Е. М. Знакомые незнакомцы Текст /Е. М. Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Коваленко Л.И. Изучение разнообразия природы России на уроках природоведения в начальной школе: Дидактический материал для учителей. - Саратов: Лицей, 2003.
  5. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2004
  6. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.
  7. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2008.
  8. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. -Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  9. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. - Кемерово, 2006.
  10. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. - Кемерово, 2008.
  11. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  12. Энциклопедия животных. - М.: ЭКСМО, 2007.

Оборудование:

  1. Магнитная доска

  2. Мультимедийный проектор

  3. Ноутбук.

  4. Принтер.

  5. Экспозиционный экран



© 2010-2022