Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.Почва Краснодарского края, значение для жизни растений и животных.

Цели: познакомить с составом почвы, выявить основные свойства почв; развивать познавательные навыки, любознательность; воспитывать любовь к родному краю.


План


Сегодня мы поговорим о почве , её составе , значении для жизни растений и животных. Что такое почва? (Почва- это верхний плодородный слой земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород, останков растений и животных.) Какое основное свойство почвы? (плодородие) Показ образцов почв. Практическая работа. Опыт 1. Возьмем стакан с водой и бросим туда кусочек почвы. Что вы видите ? Выделяются пузырьки воздуха. Вывод: в почве содержится воздух. Размешаем почву палочкой и отставим в сторону. Опыт 2 Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы, прижмите почву плотно к бумаге. Что вы видите? Стряхните почву. Вывод: в почве содержится вода. Опыт3 Нагреем почву. Что вы видите ? Это сгорает перегной, который образовался из останков растений и животных. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Краснодарский край находится в степной зоне, где преобладают однолетние растения. Они отмирают каждый год, перегнивают, поэтому в Краснодарском крае самые плодородные почвы. Опыт 4 Возьмите стакан с водой и почвой. -Что вы видите ? Вывод : в почве содержится глина и песок.

  1. Составление схемы «Состав почвы».


почва



глина песок перегной вода воздух
В нашем крае почвы разнообразны: На Азово-Кубанской равнине распространены черноземные почвы. Черноземные почвы , активно пропускают воздух., необходимый растениям На этих почвах хорошо растут пшеница, подсолнечник , сахарная свекла и другие растения. В долинах и низовьях рек встречаются луговые почвы. Плавнево-луговые и болотные почвы приобрели большое значение, когда на Кубани стали возделывать рис. Эти почвы имеют ржаво- бурый цвет. В предгорьях, на северных склонах Главного Кавказского хребта, залегают щелочные черноземы, темно-серые лесные и подзолистые почвы. В горах, где растут леса, распространены бурые лесные почвы. Как вы думаете, почему эти почвы содержат значительное количество перегноя? (от ежегодно отмирающей листвы) Для Черноморского побережья характерны горно-лесные и перегнойно - карбонатные почвы. Эти почвы, пригодны для виноградных плантаций и фруктовых садов. Хорошо растут виноградники на каштановых почвах, на западе Таманского полуострова. Методический комментарий: рассказ о различных видах почвы может сопровождаться отметками на карте их названий. Давайте постараемся определить значение почвы для жизни растений и животных. В почве живут черви , насекомые и их личинки, кроты, землеройки и многие другие животные. Они поедают растения, переваривают их. Остатки пищи попадают в почву и удобряют её. Вы помните, что главная часть почвы - перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. Так происходит круговорот веществ в почве.
Так как почва имеет большое значение в жизни растений и животных её необходимо охранять. -Как вы думаете, какие меры нужны для охраны почвы? Вопросы для закрепления:
  • Из чего состоит почва?
  • Какие почвы преобладают в Краснодарском крае?
  • Каково значение почвы в жизни растений и животных?
Домашнее задание: Разгадайте кроссворд:

П






П





П









П










1. Верхний плодородный слой земли (почва)

  1. Одна из составных частей почвы (песок)
  2. Вещество ,повышающее плодородие (перегной)
  3. Основное свойство почвы (плодородие)







Разнообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана.

Тема урока : «Растения нашей местности» (урок - викторина «Поле чудес») Цель: 1. Продолжить знакомство детей с растительностью родного края. 2. Расширить представление о многообразии природы родного села. 3. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. 4. Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи. 5. Развивать мышление, смекалку.

Вопросы для отбора участников. 1. У кого одна нога, да и та без башмака? (Гриб.) 2. Назовите дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина.) 3. Много рук, а нога одна. (Дерево.) 4. Кто всех богаче? (Лес.) 5. Назовите дерево, которое плачет. (Ива.) 6. Маленький мужичок, костяная шубка. (Орех.) 7. Выкинем - не обеднеем, соберем - разбогатеем. (Зерно.) 8. На какое число приходится Всемирный день охраны окружающей среды? (5июня.)

Первый тур.
Это растение - лучшее украшение окон, малых садов и газонов. Народная медицина считает, что аромат листьев его снимает головную боль, прогоняет усталость. Об этом растении есть легенда, дошедшая до наших времен. У бедных крестьян тяжело заболел сын. Опечалились родители и обратились к лекарю. Лекарь посоветовал приобрести несколько кустиков душистого растения и установить над изголовьем кровати больного. Наутро болезнь миновала.

Г

Е

Р

А

Н

Ь


Жарче восходящей рани Пламенеет куст герани, В затемненном полусне Светит радугой в окне.
Второй тур. Листья этого дерева имеют форму сердечка. Люди любят это дерево. Его душистые цветы привлекают пчел. И какой вкусный получается мед! В старину из древесины этого дерева делали самую разнообразную утварь, без которой не обходилась ни одна крестьянская изба: ложки и чашки, ковши и прялки, блюда и веретена. А из его лыка в старину плели лапти. Что это за дерево?

Л

И

П

А

Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.
Третий тур.
В старину на Руси этот цветок связывали с именами Садко, Любавы и Волховы. Узнав о том, что Садко отдал свое сердце Любаве, царевна Волхова вышла из озера на берег и так горько плакала, что на месте падения ее слез вырос нежный и прекрасный цветок. Популярность цветка сослужила ему плохую службу: его рвут в таких количествах, что он был занесен в Красную книгу. Что это за цветок?

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

Проснулся лес, весной разбуженный, Деревья по ветру парят, Веселых ландышей жемчужины Под каждым кустиком горят.
Игра со зрителями. Ранней весной почки этого дерева похожи на пики. Из ягод этого растения пекут пироги, варят кисели, соком их подкрашивают вина и напитки. По народным приметам - зацвело это растение - пора сажать картофель. Это дерево растет во дворе одного из сидящего в этом зале.

Ч

Е

Р

Е

М

У

Х

А

Расцвела черемуха Около ручья, На апрельском солнышке Ветвями шепча. Легкая, как облачко, Чистая, как снег. Радовался деревцу каждый человек.
Финал. Представление участников финала.
В былые времена на Руси это растение считалось «травой от девяноста девяти болезней». Специальным царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, как оказалось, зря. Ее много и в лесах Европейской части России. Народная молва наделила траву «страшной» силой - дескать, косит она всякое зверье направо и налево. Отсюда и название травы. Что это за трава?

3

В

Е

Р

О

Б

О

Й


Суперигра. Осенью нет красивее дерева, чем это. Оно словно горит, поражая богатством оттенков багряного и зеленого, оранжевого и желтого. Листья с пятью-семью острыми выступами. Лесов из этого дерева не существует, но оно прекрасно чувствует себя в обществе дубов, осин. Из древесины этого дерева делают музыкальные инструменты и спортивный инвентарь, а из листьев черную и желтую краску. Что это за дерево?

К

Л

Е

Н

Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести: Двойной глубокой колеею Идешь - и нет конца пути... Кругом пестреет лес зеленый; Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист; Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с каштана лист И, как ковер, устлал дорогу...


Домашнее задание: придумать свои рассказы-загадки о растениях, которые нас окружают.


© 2010-2022