- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку Слова с разделительным знаком (2 класс)
Урок по русскому языку Слова с разделительным знаком (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Антипкина В.Д. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
Урок русского языка во 2 классе
Тема. Слова с разделительным мягким знаком.
ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ АНТИПКИНА В.Д-
Г. СНЕЖНОЕ 2013г.
Тема. Слова с разделительным мягким знаком.
Цель» ознакомить учащихся с функцией разделительного мягкого знака;
-
развивать умение правильно произносить слова с разделительным мягким знаком, орфографическую зоркость;
-
воспитывать культуру поведения
Оборудование: магнитные дощечки, фонограмма песни «Про варенье», сказочные герои Маша и Медведь, словарные слова, карточки №1, карточки №2, мячик.
Ход урока
-
Организационный момент.
(Касаются одноимённых пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят)
-
желаю (большой палец)
-
успеха (указательный палец)
-
большого (средний палец)
-
во всём (безымянный палец)
-
и везде (мизинец)
-
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
-
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Учитель. Наш урок математика.
-
Проверка домашнего задания.
Учитель. Мы настроились на дружную работу.
-
Начнём с проверки домашнего задания упражнение 73 и правило.
-
Расскажите правило.
-
Что нужно было сделать в упражнении?(списать слова, вставить пропущенные буквы и проверить по словарю)
-
В каких словах спрятался звук [й]? (чья, заяц)
-
Почему? (буква я обозначает 2 звука)
-
Оцените свою работу ! X С на полях тетради
-
Актуализация опорных знаний.
-
Мозговой штурм.
-
Как проверить безударную гласную?
(надо изменить слово или подобрать родственное слово, чтобы гласная стояла под ударением)
-
Какая буква пишется в сочетании жи, ши?
(жи, ши пишется с буквой и)
-
Как проверить написание согласной буквы?
(нужно изменить слово или подобрать родственное проверочное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная.)
-
Как пишутся сочетания чк, чн, нч. нщ, щн?
(сочетания чк, чн, нч, нщ, щн пишутся без мягкого знака)
-
Какая буква пишется в сочетании ча, ща?
(ча, ща пишутся с буквой а)
-
Как пишется начальное слово предложения?
(начало предложения пишется с большой буквы)
-
Какая буква пишется в сочетаниях чу, щу?
-
Как определить сколько в слове слогов?
(сколько в слове гласных, столько и слогов)
-
Как переносят слова?
(слова переносят по слогам; одну гласную не переносят и не оставляют на строке; слово, состоящее из одного слога нет переносят; ь ъ й не отрываем от впереди, стоящей буквы)
-
Что такое ударение?
(это произнесение звука с большей силой)
-
Назови согласные звуки непарные твёрдые.
(ж,ш,ц)
-
Назови согласные звуки непарные мягкие.
-
Назови согласные звуки непарные звонкие.
(л,м,н,й,р)
-
Назови согласные звуки непарные глухие.
(щ,ц,ч,х)
-
Как передаётся на письме звук [й]?
(звук [й] может передаваться на письме буквами й, е, ё, ю, я.)
-
Групповая работа.
Игра-эстафета «Найди пару».На каждый ряд раздаются карточки№1
-
Соединить парные согласные по звонкости и глухости.
-
Игра «Попади в цель». Учитель показывает словарные слова с пропущенной орфограммой на полосках бумаги, а дети на магнитных дощечках пишут пропущенную букву, которую надо вставить.
Физминутка. Звучит фонограмма из м/фильма «Маша и Медведь»
-
Новый материал
-
.Постановка проблемы
-
О чём песня? (о варенье)
-
Кто написал правильно слово? Маша или Медведь?
ВАРЕНЕ ВАРЕНЬЕ
[э] [йэ]
-
Сколько звуков обозначает буква е в каждом слове?
-
Когда мягкий знак разделяет буквы, то появляется звук [й] и ь знак называется разделительным.
-
Сообщение темы и целей урока.
-
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно писать и произносить слова с разделительным знаком.
-
Каллиграфическое письмо.
-
Прописываем буквы н, верхнее соединение с ь, среднее соединение с буквой е .
-
Работа с учебником с.65 упр. 74
-
Прочитайте и выберите заглавие.
-
В каком из выделенных слов мягкий знак обозначает мягкость предыдущего звука?
-
В каких - буква после него обозначает два звука? Какие это звуки?
-
Спишите выделенные слова и подчеркните мягкий знак.
-
Работа над правилом. С.65 На доске:
Пю - пью, лёт - льёт, чи - чьи, бёт - бьёт, семя - семья.
Читаем хором.
Прочитаем только слоги Прочитаем слова.
Сравните и найдите отличия
( Между Ю,Ё,И,Я и согласными стоит разделительный Ь)
Значит, что разделяет Ь?
(Согласный и гласный).
А что вы можете сказать про согласный перед разделительным Ь?
(Согласный стал мягким)
Вывод. Какую работу выполняет разделительный Ь?
Разделительный Ь разделяет согласный и гласный, гласная Е,Ё,И,Ю,Я после него даёт два звука, а согласный перед ним становится мягким.
Физ. пауза.
Встали около парт, если слышим, что в слове надо вставлять разделительный Ь, то мы приседаем. А если мягкий знак в конце слова, то хлопаем в ладоши 2 раза.
Листья, семья, пень, день, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень. Молодцы!
-
Закрепление.
-
Самостоятельная работа. Дифференцированное задание.
-
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Подчеркните их.
-
Кто работает на ! -все 3 предложения, X -2 предложения, С - 1 предложение Осен..ю л..ёт дождь и осыпаются лист..я.
Зимой бывают В-.юги.
Весной журчат руч..и, начинается половод..е.
Проверка фронтально.
-
Работа в парах по карточкам.
-
Выпишите слова с разделительным мягким знаком.
Льдина, хлопья, письмо, тюльпан, вьюга, стулья, братья, пью, фильм, прутья, Софья, ружьё.
-
Проверьте себя, (хлопья, вьюга, стулья, братья, пью, прутья, Софья, ружьё)
-
Игра «Наоборот»
(учитель бросает ученику мяч и называет слог со слитным или раздельным произношением согласного и гласного звуков, а ученик называет слог с иным произношением (вя-вья, лья-ля и т.д.)
-
Работа над кроссвордом.
-
Мужское имя. (Илья)
-
Огнестрельное оружие.(ружьё)
-
Домашнее животное.(Свинья)
-
Фрукты или ягоды, сваренные в сахарном сиропе.(Варенье)
-
Плохая непогода, (ненастье)
1
и
л
ь
Я
2
Р
У
ж
ь
Ё
3
с
в
и
н
ь
Я
4
в
а
Р
е
н
ь
Е
5
н
е
н
а
с
т
ь
е
-
Домашнее задание.
С.66 упр.75
-
Итог Урока
Тест.
-
Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
-
Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
-
Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
-
Вставь буквы.
В . юга круж . т над з . млёй. Сне . падает пуш . стыми хлоп . ями на д . рев .я и кусты.
МОЛОДЦЕЦ!
-
Услышим скоро мы звонок.
Пора заканчивать урок.
Учитель. Буратино хочет подвести итог урока, а я ему помогу. Показываем палец на руке и заканчиваем моё предложение.
-
большой - для меня было важно....
-
указательный - для меня было интересным
-
средний - мне было трудно
-
безымянный - моё настроение на уроке...
-
мизинец - я ещё не умею, не научился...
-
Урок окончен.
-
Как проверить безударную гласную?
(надо изменить слово или подобрать родственное слово, чтобы гласная стояла под ударением)
-
Какая буква пишется в сочетании жи, ши?
(жи, ши пишется с буквой и)
-
Как проверить написание согласной буквы?
(нужно изменить слово или подобрать родственное проверочное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная.)
-
Как пишутся сочетания чк, чн, нч. нщ, щн?
(сочетания чк, чн, нч, нщ, щн пишутся без мягкого знака)
-
Какая буква пишется в сочетании ча, ща?
-
Как пишется начальное слово предложения?
(начало предложения пишется с большой буквы)
-
Какая буква пишется в сочетаниях чу, щу?
(чу, щу пишется с буквой у)
-
Как определить сколько в слове слогов?
(сколько в слове гласных, столько и слогов)
-
Как переносят слова?
(слова переносят по слогам; одну гласную не переносят и не оставляют на строке; слово, состоящее из одного слога нет переносят; ь ъ й не отрываем от впереди, стоящей буквы)
-
Что такое ударение?
(это произнесение звука с большей силой)
-
Назови согласные звуки непарные твёрдые.
(ж,ш,ц)
-
Назови согласные звуки непарные мягкие.
(й,ч,щ)
-
Назови согласные звуки непарные звонкие.
-
Назови согласные звуки непарные глухие.
(щ,ц,ч,х)
-
Как передаётся на письме звук [й]?
(звук [й] может передаваться на письме буквами й, е, ё, ю, я.)
-
Как проверить безударную гласную?
(
Тест.
-
Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
-
Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
-
Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
-
Вставь буквы.
МОЛОДЦЕЦ!
Тест.
-
Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
-
Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
-
Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Г ласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
-
Вставь буквы.
МОЛОДЦЕЦ!
Тест.
-
Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
-
Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
-
Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
-
Вставь буквы.
МОЛОДЦЕЦ!
Тест.
-
Выбери верное утверждение:
А) Мягкий знак обозначает звук.
Б) Мягкий знак не обозначает звук.
-
Выбери верное утверждение:
А) Разделительный Ь разделяет согласный и гласный.
Б) Разделительный Ь разделяет две гласные.
-
Выбери верное утверждение:
А) Гласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают два звука после разделительного Ь.
Б) Г ласные Е,Ё,Ю,И,Я обозначают один звук после разделительного Ь.
-
Вставь буквы.
МОЛОДЦЕЦ!