• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект и презентация по русскому языку на тему Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами

Конспект и презентация по русскому языку на тему Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка по теме:

«Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.»

Составитель:

Романова Оксана Викторовна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 77 г.Екатеринбурга




Тема урока: « Развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. Знакомство с антонимами.»

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: формировать представление об антонимах.

Задачи:

  • Выработать алгоритм правописания имен существительных с основой, оканчивающейся на шипящий звук; научить применять на практике правило правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; формировать представление о грамматической функции мягкого языка как показателя женского рода;

  • Развивать орфографическую зоркость, словесно-логическое мышление; умение анализировать свою деятельность;

  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Оборудование: учебник «Русский язык» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В.Прониной 3 класс 2 часть, интерактивная доска, классные тетради, индивидуальные карточки (раздаточный материал)

План урока:

  1. Организационный этап. (1 минута)

  2. Повторение изученного материала. Актуализация знаний. (7 минут)

  3. Изучение нового материала. (20 минут)

  4. Физкультминутка (1 минута)

  5. Закрепление изученного на практическом материале и систематизация полученных знаний и умений. (9 минут)

  6. Подведение итогов. Рефлексия (2 минуты)

Схема оформления доски:

+(Приложение № 1)

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ребенка

Самоанализ

Психологический настрой учащихся

Ребята, внимание, давайте встанем красиво: поприветствуем друг друга. Посмотрите на свое рабочее место, готово ли оно к работе? А теперь, пожалуйста, покажите, как вы готовы к нашему уроку. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. Присаживайтесь, ребята.

Приветствие, проверка рабочего места

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Организация работы

( 2 мин.)

Открываем свои тетради. Прежде, чем начать писать, посмотрите, пожалуйста, на экран, давайте вспомним, как правильно нужно сидеть при письме!

Записываем дату (сегодня пятое марта), «классная работа».

Дети вспоминают правила правильной посадки при письме. Записывают дату, «классная работа».

Включение учащихся в деятельность. Подготовка к работе.

Повторение изученного. Актуализация знаний.

(7 минут)

Послушайте, пожалуйста, загадку.

Пришла, улыбнулась - утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

-Кто же это пришел?

-Назовите первый звук в слове «весна».

- Дайте ему характеристику. Какой это звук? Какой буквой обозначается?

Эта буква будет хозяйкой минутки чистописания.

Итак, посмотрите на доску, как нужно писать букву «в». Обратите внимание на закругление буквы и на соединительные элементы.

Словарная работа: на доске уже знакомые для вас словарные слова с пропущенными орфограммами. Предлагаю побыть вам исследователями. Первое задание для исследователей. Посмотрите внимательно на эти слова, выясните, какую орфограмму мы должны повторить?

Вет_р, в_н_грет, вн_мательный, в_рота.

Запишите слова в тетради, записывая необходимую букву вместо пропуска. Подчеркните орфограммы, проверьте себя по словарю.

Следующее задание для юных исследователей: сравните эти слова, чем они похожи? Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? Что означает имя прилагательное? На какие вопросы отвечают? Как изменяется? С какими словами связано?

Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием! Желаю на уроке вам быть внимательными.

Учащиеся слушают загадку, готовятся отвечать.

-Весна

- [в']

- Звук [в'] - согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «в»

Учащиеся зрительно анализируют образ буквы, записывают буквосочетания в тетрадь.

Учащиеся читают на доске слова. Анализируют. Выполняют исследовательскую работу.

-Мы должны повторить орфограмму «Написание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Учащиеся записывают слова в тетради, подчеркивают орфограммы, выполняют проверку по словарю. Один из учащихся комментирует запись слов.

Похожи слова тем, что все начинаются на букву «в»; лишнее слово «внимательный», т.к. все слова имена существительные, а это слово - имя прилагательное. Один ученик дает полный ответ: имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?». Они изменяются по родам и числам и связаны с именами существительными.

Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности





Актуализировать знания по изученной теме.

Изучение новых знаний, формирование новых умений

(20 мин.)

Знайка оставил для вас интересное задание. Посмотрите на экран. Я вам прочту его.

«Чужая мама!

Поздравляю тебя с этим печальным праздником! Желаю, чтоб над твоей головой всегда было темное небо и тусклое солнце! Ты у меня, мамочка, самая злая и страшная!»



Ребята на что похож этот текст? Можно ли его использовать? Какое здесь настроение? Обратите внимание, какие слова вам сейчас помогли переждать ваше настроение. Что нужно сделать, чтоб настроение в этом письме поменялось и оно не стало обидным для мамы? Кто знает, как называются такие слова? Антонимы - это слова с противоположным значением. Давайте запишем это слово в наш словарь и подчеркнем в нем орфограммы.

Много ли антонимов среди прилагательных, как вы думаете?

Что сегодня на уроке мы будем учиться делать?

Итак, наша тема сегодня «Знакомство с антонимами». В конце урока мы должны с вами получить результат - письмо с другим настроением (праздничным, радостным). А чтоб достичь какого-то результата, что необходимо? Вот и мы сегодня будем работать на результат. Посмотрите внимательно на письмо Знайки. Какие умения нам понадобятся?

Всё верно. Молодцы! В добрый путь на пути к результату через задания Знайки.

1 задание: решение орфографических задач.

2 задание: написание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. Работа выполняется самостоятельно в тетради, взаимопроверка с опорой на образец.

3 задание: восстановление текста.

Подчеркните все прилагательные, выделите окончания.

Итак, ребята, сделайте вывод. Какие слова нам помогли поменять настроение в данном письме? О чем надо помнить, записывая имена прилагательные с существительными.

Учащиеся слушают текст, участвуют в учебном диалоге.



Этот текст похож на письмо. Использовать нельзя, т.к. здесь грустное, хмурое настроение. Настроение помогли передать имена прилагательные

Нужно поменять слова. Данные имена прилагательные на противоположные по смыслу. Антонимы.

Записывают слово в словарь, подчеркивают орфограммы.

Среди прилагательных много слов антонимов.

Мы будем учиться образовывать пары слов-антонимов.

Необходимо выполнить какие-то действия.

Учащиеся зачитывают слова.

Умения решать орфографические задачи, умение писать правильно окончания имен прилагательных, умение образовывать пары слов-антонимов.

1 задание один ученик выполняет у доски, остальные в тетради. Учащиеся оценивают одноклассника, работающего у доски. (Назвать все орфограммы, объяснить их написание).

Антонимы помогли нам изменить настроение. Надо помнить, что имена прилагательные согласуются в роде и числе с именами существительными.

Работа с опорой на интерактивную доску.

Формирование действия контроля.

Организация подводящего диалога, направленного на построение нового учебного содержания.

Целеполагание.

Постановка орфографической задачи на основании наблюдения.

Создание мотивации.

Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. Формирования умения контроля и оценивания, уважения к своей работе и работе одноклассников.

Развитие речи учащихся, развитие умения обобщать материал, делать выводы.

Физкультминутка

Дружно маме помогаем -

Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем, Полощем, отжимаем. Подметаем все кругом И бегом за молоком. Маму вечером встречаем, Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем.

Дети выполняют упражнения

Создание условий для психоэмоциональной и физической разгрузки учащихся.

Закрепление, систематизация новых знаний и умений

  1. мин)

Давайте откроем учебник на странице 81. Прочитайте правило. Совпали наши выводы об антонимах с автором учебника? Совпали. Где используют часто антонимы?

Приведите примеры.

А сейчас начнем работать с упражнением 331. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

Выводы совпали. Антонимы встречаются в математике: низкий, высокий. В музыке: тихий, громкий. На физкультуре: быстрый, медленный и т.д.

Необходимо подобрать слова антонимы к данным именам прилагательным, дописать безударные окончания прилагательных, обозначить орфограмму.

Закрепление умения образовывать пары слов-антонимов, объяснять написание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.

Задание на дом

Запишите домашнее задание. В учебнике на странице 81 - выучите правило о том, что называют антонимами, упражнения № 331 (выполнить в тетради по образцу). Стр.171-работа со словарем. В двух первых столбиках слов найти все имена прилагательные, выписать их в тетрадь, подчеркнуть орфограммы. Подберите к прилагательным антонимы, там, где это возможно. Есть вопросы по домашнему заданию? Успешной работы дома!

Записывают домашнее задание в дневник.

Ориентировка учащихся на образец, выполненный в классной работе. Создание ситуации успеха при выполнении домашнего задания.

Подведение итогов работы, рефлексия

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Продолжите мои предложения…

- Я узнал , что…

- Было интересно…

- Мне захотелось…

-У меня получилось…

- Я учился…

  1. Познакомились с понятием «антонимы».

  2. Повторили написание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  3. Подбирали слова-антонимы к прилагательным.

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Высказывания детей.



















© 2010-2022