- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира «Глобус и карта. Их сходство и отличие»
Урок окружающего мира «Глобус и карта. Их сходство и отличие»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Брагина Я.М. |
Дата | 04.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира (А.А. Вахрушев - 2 класс)
Тема урока: «Глобус и карта. Их сходство и отличие».
/Брагина Я.М., МАОУ «Гимназия № 34» г. Ульяновска/
Цель урока:
1-я линия развития - знакомство с целостной картиной мира.
Познакомить учащихся с особенностями глобуса и карты полушарий и их сходствами и отличиями.
Задачи: Обучающие:
Максимум: к концу второго класса учащиеся должны различать глобус и карту, понимать условные обозначения на них, владеть элементарными приёмами чтения карты. Понятие: Западное и Восточное полушария.
Минимакс: находить экватор на карте и глобусе и знать, что это такое. Понятие «экватор».
Максимум: знания о параллелях, меридианах - нулевой меридиан, полушариях, координатах на глобусе, экватор - нулевая параллель.
Оборудование: глобус и карта полушарий - демонстрационные и индивидуальные (в паре), развёртка глобуса, разрезанная и аккуратно снятая кожура апельсина у каждого ученика.
Развивающие:
- развивать монологическую речь уч-ся, умение строить высказывание, отвечать на поставленный вопрос;
- развивать творческое воображение, мышление, память;
- развивать познавательные способности уч-ся;
- развивать умение адекватно оценивать свою деятельность на уроке;
Воспитательные:
- создать условия для развития у учеников ключевых компетенций: информационной, коммуникативной;
- формировать умение взаимодействовать друг с другом - работа в паре;
Методы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый прогнозирование собственной деятельности.
Структура урока:
I. Организационно-мотивационный.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
III. Совместное «открытие» знаний.
IV. Самостоятельное применение знаний и способов действий.
V. Итог урока.
VI. Рефлексия.
I. Организационно-мотивационный.
/Психологическая установка на урок/
- Ребята, какое сегодня чудесное утро! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы - мне и друг другу, а теперь улыбнитесь гостям! Я желаю вам успеха.
Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Помогаем мы друг дружке.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
- C какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (с планом и различными картами)
- Что главное для себя запомнили?
Сходство плана и карты: (появляется на экране)
-
изображение схематическое;
-
вид сверху;
-
уменьшенное, обозначен масштаб;
-
имеют условные обозначения;
-
обозначены направления на стороны света.
Отличие:
-
на картах не обозначаются дома;
-
на картах обозначаются реки, озёра, города;
-
план подробнее карты.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Посмотрите на схематичный план урока, как будет строиться наш урок?
- Прочтите тему урока: Глобус и карта.
- Как вы думаете, на какой вопрос мы должны будем найти ответ? Что выяснить? - после предположений детей открываю главный вопрос на доске (В чём сходство и различие глобуса и карты?)
- Что вы уже знаете о глобусе и карте? (глобус - шар, карта - плоское
изображение Земли; глобус - модель земли, на нём, как и на карте, есть меридианы, параллели и экватор, обозначены направления на стороны света: север, юг, запад, восток).
- Посмотрите, какие бывают глобусы (презентация).
Один из первых глобусов, дошедших до нашего времени, был глобус, созданный Мартином Бехаймом в 1492 году, называемый «земным яблоком». А это Большой Готторпский (академический) глобус-планетарий, привезённый в Петербург в 1717 году в качестве дипломатического подарка Петру I, и установленный в здании Кунсткамеры, где находится и сейчас. Внутри глобуса находится карта звёздного неба и деревянная платформа с сиденьем для зрителей. Глобус вращается вместе с сидящими внутри людьми. Его диаметр 3,2 метра.
(Ученица читает стихотворение «Глобус»)
Мне купили глобус -
Шарик голубой.
Словно в руки дали
Целый шар земной.
Если великаном
Стать бы я могла,
То такой порядок
Всюду навела:
Полила б обильно
Степи и пустыни,
Чтоб цвели там вишни,
Зрели апельсины.
А потом очистила б
Реки и моря,
Чтоб жила в них рыба,
А не гибла зря!
Собрала б оружие,
Чтоб не стало войн,
И вместе с болезнями
Выбросила вон!
III. Совместное «открытие» знаний.
- А сейчас вы попробуете самостоятельно открыть новые знания. Откройте учебник на с.128-129 (карту полушарий) и поставьте перед собой глобус. Перед вами задача - сравнить глобус и карту по внешним параметрам. Что заметили? (глобус - целый, а карта состоит из двух частей, у глобуса видна ось вращения, а на карте её нет).
- Чем они похожи и в чём их отличие? Давайте, попробуем, опираясь на уже имеющиеся знания, сформулировать ответ на этот вопрос.
Сходство: по ходу ответов на экране появляются таблички.
-
уменьшенное изображение земной поверхности;
-
это изображения сверху;
-
имеют масштаб;
-
условные обозначения;
Отличия:
-
глобус - объёмная фигура;
-
карта - плоская;
-
глобус изображает всю Землю, а карта может изображать и её часть;
- на карте изображение искажается (а в этом знании вы убедитесь опытным путём в практической работе)
- На какие части делит глобус экватор? (на Южное и Северное полушария)
- Закройте их руками.
- Назовите материки, которые пересекает экватор, океаны.
- А можно ли сказать, что такие линии начерчены на нашей планете?
(Нет, на самом деле таких линий нет - они воображаемые.)
- Теперь исследуйте вертикальные линии. Как они называются? - меридианы.
- Отличаются ли они по длине, где начинаются, где заканчиваются?
(Меридианы одинаковые по длине, начинаются у одного полюса и заканчиваются у другого).
- Какой материк пересекают все меридианы? Какой океан? (Антарктиду, Северный Ледовитый)
- Есть ли среди них особенные? - один из меридианов более тёмного цвета.
- Это нулевой меридиан или Гринвичский, он делит земную поверхность на две части: Западное и Восточное полушария.
- Закройте руками Западное и Восточное полушария.
- Какие материки пересекает нулевой меридиан?
- Что такое земная ось? Видна ли она на поверхности Земли? - не видна, это воображаемая линия, вокруг которой вращается наша планета.
Физминутка - релаксация (под спокойную музыку).
Я превращаю вас в маленькие семена красивых садовых цветов. Присядьте на корточки - и так, вас посеяли в землю. Тёплое солнышко пригрело вас, дождик поливал. И вы стали расти - подняли руки вверх. Вы росли, росли - медленно поднимаетесь, покачивая руками-веточками. Тянулись к солнышку - встали, потянулись, прогнулись, почувствовали напряжение в мышцах. Но вот солнце стало греть всё сильнее и сильнее, и цветы стали вянуть - опустите руки, расслабьтесь и медленно присядьте, опустите голову. Вдруг полил дождь, и цветы вновь ожили, потянулись к свету. Какая роскошная у нас клумба! Тихо сядьте за парты, продолжаем урок.
- А сейчас вы попробуете сделать собственное «открытие» знаний. Работать будете в парах. Давайте вспомним правила работы в группе, в паре.
1. Помоги товарищу, если ему трудно.
2. Помоги так, чтобы товарищ учился сам преодолевать трудности.
3. Взялся помогать - не подведи, доведи дело до конца.
4. Помогай не только другу, но и любому члену коллектива.
5. Помогая одному - думай об успехе всего коллектива!
- Рассмотрите в учебнике на с. 84-85 различные способы, с помощью которых можно глобус превратить в карту. Расскажите друг другу об этих способах, используя в качестве модели снятую кожуру апельсина.
- Можно ли получить из апельсиновых корок плоское изображение, не растягивая их? Можно ли создать карту всего земного шара без искажений?
- Так чем же ещё карта отличается от глобуса? - на ней изображение искажается сильнее.
- Оцените свою работу в Листах достижений, учитывая степень своего участия.
Давайте вспомним критерии оценки своей деятельности:
+ - я уверен в своих знаниях;
? - сомневаюсь;
- - мне нужна помощь;
IV. Самостоятельное применение знаний и способов действий.
а) работа в парах по карточкам
(сначала один задаёт вопросы другому, затем наоборот, если сомневаются в ответах - можно развернуть карточку и ознакомиться с правильным ответом)
- Оцените свою работу в Листах достижений.
б) динамические пары
(ещё раз закрепляются и обобщаются полученные знания, терминология)
- Оцените свою работу, для этого посчитайте свои жетоны: если вы ответили на все вопросы и набрали 7-6 жетонов - это «+», 5-4 - «?», меньше 4 - «-»
V. Итог урока.
- Кто сможет дать ответ на главный вопрос?
- Что нового для себя открыли?
- Было ли трудно?
- За что можете себя похвалить?
- Как думаете, пригодятся ли вам полученные знания? Где?
VI. Домашнее задание: с.84-88, высокий уровень - с.89, задания в тетради с.27-28.
VII. Рефлексия.
- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. У вас на столах в файле лежат яблоки, бабочки и цветы. У меня на доске - Древо Творчества. Посмотрите в свои Листы достижений, оцените свою деятельность на уроке, своё эмоциональное состояние - выберите из предложенных предметов один и разместите на нашем дереве:
Плод - если урок для вас прошёл плодотворно и вы довольны своей работой;
Цветок - вы хорошо выполняли задания, но слегка затруднялись;
Бабочку - если вы испытывали трудности при выполнении заданий.
- Я благодарю вас за работу! Сдайте, пожалуйста, карточки и Листы достижений. Наш урок закончен.
Приложения к уроку.
Лист достижений.
-
№
этапы урока
+
?
-
1.
работа с глобусом и картой
2.
работа в парах
3.
динамические пары
Карточки.
I вариант.
1. Какая линия получится, если натянуть нитку между точками, где ось «выходит» из глобуса? (меридиан)
2. На какие полушария можно разделить поверхность Земли? (Южное и Северное, Западное и Восточное)
II вариант.
1. Какая линия получится, если раскрутить глобус и приставить к нему карандаш? (параллель)
2. Различаются ли изображения на глобусе и на карте? (на карте изображение искажается)
Вопросы и задания для динамических пар.
(для 1-ой команды «учителей»)
1. Что удобнее взять в путешествие глобус или карту?
2. Какая линия делит земную поверхность на Западное и Восточное полушария?
3. Что такое глобус?
4. Что такое карта?
5. Как называются горизонтальные линии на глобусе и карте?
6. Как называются вертикальные линии, соединяющие два полюса?
7. Как называется самая длинная параллель?
(для 2-ой команды «учителей»)
1. Назови стороны света.
2. Покажи руками в воздухе направление параллелей и меридианов.
3. Каким цветом на глобусе и карте изображают сушу, каким - воду?
4. На какие полушария делит Землю экватор?
5. Что такое экватор?
6. Какой материк пересекают все меридианы?
7. Что такое земная ось?