Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»Муниципальное образовательное учреждение

Светлогорская средняя общеобразовательная школа















Конспект урока по обучению грамоте.



Тема урока: Звуки [р], [р,], буквы Р, р.

























Работу выполнила:

учитель начальных классов

Карасева Марина Александровна.















п. Светлогорск

Тема урока: Звуки [р], [р,], буквы Р, р. Цели: организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты обучения: Предметные: знают букву Р, р; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов. Метапредметные: Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия отрывка из рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело»; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи. Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами.
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, парная, индивидуальная.
Оборудование: Учебник: «Букварь» для 1 класса четырёхлетней начальной школы (авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О.), мультимедийный проектор, презентация, созданная средствами Power Point, лента букв, касса букв, наборное полотно, загадки, карточки с текстом. План урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности.
  3. Постановка учебно-практической задачи.
  4. Открытие нового знания.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Физкультминутка.
  8. Закрепление изученного.
  9. Рефлексия деятельности (итог урока).






























Ход урока

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД I.Организа-ционный момент.
- Какой сейчас урок? / Урок обучения грамоте./ - Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?/ Хорошее./ - Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.










Личностные - самоопределение. Регулятивные - целеполагание. Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. II.Актуализа-ция знаний и мотивация к деятельности. - Сегодня мы продолжим путешествие по стране букв и звуков. Посмотрите на ленту букв. Каким цветом наша лента? /Красным и синим./ - Почему одна половина ленты красная, а другая - синяя? /Буквы, обозначающие гласные и согласные звуки./ - Чем отличаются гласные от согласных? /Гласные тянутся, поются; при произношении не встречают преград. А согласные не тянутся, встречают во рту преграды./ - Сколько знаете гласных букв? /Десять./ - А гласных звуков? Назовите. /Шесть: [а],[о],[у],[ы],[и],[э]./ - Назовите изученные согласные. /М,Н./ - Все ли буквы нам известны? /Нет./ - Хотите познакомиться с новой буквой? / Да./ Личностные - желание прийти на помощь. Познавательные - использовать знаково-символические действия, находить нужную информацию в различных источниках. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, переносить план действий из игровой деятельности в учебную, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные - отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.

III.Постанов -ка учебной задачи. - Я предлагаю вам прочитать чистоговорку. (Слайд 2)

  • ра-ра-ра - начинается игра
  • ры-ры-ры - у мальчиков шары
  • ро-ро-ро - у нас новое ведро
  • ру-ру-ру - продолжаем мы игру
  • ре-ре-ре - стоит домик во дворе
  • ри-ри-ри - на ветках снегири
  • ар-ар-ар -закипел наш самовар
  • ор-ор-ор - созрел красный помидор
  • ре-ре-ре - несём воду мы в ведре
- Какой звук чаще всего произносили в чистоговорке? /[р] и [р,]/ - С какой буквой познакомимся на уроке? /С буквой Рр./ Личностные - умение поддержать разговор, формирование мотивации к учению. Познавательные - поиск и выделение нужной информации, группировать предметы на основе существенных признаков, находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и разлиную информацию. Регулятивные - определять цель выполнения задания на уроке. Коммуникативные - умение выражать свои мысли. IV.Открытие нового знания. Звуковой анализ слов «рысь», «речка». - Отгадайте загадку: Меньше тигра, больше кошки, Над ушами - кисти-рожки. С виду кроток, но не верь: Страшен в гневе этот зверь! /Рысь./ (Слайд 3) - Рассмотрите схему под рисунком. Составьте звуковую модель слова «рысь». - Назовите первый звук в слове «рысь». /Рррысь./ - Какой это звук? /Твёрдый согласный звук./ - Какой фишкой обозначим звук? /Синей./ - Назовите второй звук в слове «рысь». /Рыыысь./ - Что вы знаете об этом звуке? /Гласный, обозначим красной фишкой./ - Назовите третий звук в слове «рысь». /Рысссь./ - Какой это звук? /Мягкий согласный звук./ - Обозначьте соответствующей фишкой. /Зелёная фишка./ - Вот мы составили звуковую модель слова «рысь». (Слайд 4)

- Отгадайте следующую загадку: Течет, течет - не вытечет, Бежит, бежит - не выбежит. (Речка.) (Слайд 5) - Проведем звуковой анализ слова «речка». - Назовите первый звук. /[ р,]/ - Какой это звук? /Он согласный, мягкий./ - Какой фишкой обозначим? /Зеленой./ - Назовите второй звук. /[э]/ - Охарактеризуйте этот звук. /Это гласный звук. Обозначаем красной фишкой./ - Назовите третий звук. /[ ч,]/ - Как охарактеризуете этот звук? /Он согласный, мягкий./ - Какой фишкой обозначим? /Зеленой фишкой./ - Назовите четвертый звук. /[к]/ - Какой это звук? /Он согласный, твердый./ - Какой фишкой обозначим? /Обозначим синей фишкой./ - Назовите последний звук. /[а]/ - Охарактеризуйте этот звук. /Это гласный звук. Обозначаем красной фишкой./ - Итак, мы составили звуковую модель слова «речка». (Слайд 6)

- Буква, которой обозначаются звуки [р], [р,], называется «эр» . (Слайд 7) - Почему здесь две буквы «эр»? /Печатная большая, печатная маленькая./ - На что похожа буква «эр»? /На парус./ (Слайд 8) «Буква Р - на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь». В.Степанов - Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р,]. /Руслан, Виктория, Артем, Кирилл, Сергей, Карина, Пётр, Андрей./ - Определите, твердый или мягкий это звук? - Замените буквами первые фишки в схемах слов «рысь», «речка». Личностные - желание прийти на помощь. Познавательные - использовать знаково-символические действия, находить нужную информацию в различных источниках. Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, переносить план действий из игровой деятельности в учебную, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные - отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других.
V. Физкульт-минутка.


Мы ладонь согнем дугой И прижмем её к другой, И у нас у всех теперь Получилась буква «Р» Личностные - следить за здоровьем. Познавательные - анализировать, делать выводы. Регулятивные - организовываться. VI.Первичное закрепление. Работа по учебнику (с.66) Дифференцированная работа. 1 группа - прочитать слоги с буквой «эр», используя пособие -«окошечки». 2 группа - прочитать слоги по строкам (верхняя, средняя, нижняя); по столбцам: один слог из верхней строки, второй - из средней строки, третий - из нижней строки. 3 группа - прочитать предложения; найти и прочитать имена (Марина, Нина, Рома, Юра, Ира)

Коллективная работа. - Прочитайте слова по строчкам, по столбикам. - Прочитайте слова, в которых по две гласные буквы. - Прочитайте слова, в которых только один гласный звук. /Мир./ - Составьте и прочитайте слова по стрелочкам. /Марина, Нина, рана, имена./ - Прочитайте только имена.


Личностные - формирование мотивации к учению. Познавательные - развитие совместной поисковой деятельности через использование частично-поискового метода, группировать предметы на основе существенных признаков, отвечать на простые вопросы учителя. Регулятивные - сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные - умение применять первоначальные способы поиска информации, строить простое речевое высказывание. VII.Физкульт-минутка. У реки росла рябина А река текла, рябила. Посредине глубина Там гуляла рыбина. Эта рыба, рыба - царь Называется пескарь. - Назовите слова с новым звуком. /Реки, рябина, рябила, рыбина, царь, пескарь./

Познавательные - поиск и выделение информации. VIII.Закрепле-ние изученного.


Работа с текстом (с. 67 - 68). Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело». - Прочитайте название рассказа. Кто автор? Чтение начала рассказа читающими учениками вслух. - Кто герой рассказа? Что вы о нём узнали? - Как вы относитесь к поступку Алёши? Почему? - Как вы думаете, чем закончилась эта история? Узнаем её продолжение немного позже.

  • Группа хорошо читающих учеников (3 человека) готовит чтение по ролям. (Приложение 1)
  • Другие читающие учащиеся читают рассказ до конца шёпотом.
  • Игра «Радиотеатр». Слушание чтения по ролям.
- Почему Алёша решил опять пойти в школу? - Кто ему помог принять это решение? /Мама./ - Почему вы ходите в школу? /Научиться читать, писать, считать, узнать много нового./ Личностные - освоение роли ученика. Познавательные - поиск и выделение информации, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выразительно читать. Регулятивные - постановка учебной задачи, прогнозирование. Коммуникативные - умение читать вслух и про себя, выражать свои мысли, слушать и слышать товарищей, дополнять ответы, находить в тексте необходимую информацию. IX.Рефлексия деятельности (итог урока).


- С какой буквой сегодня познакомились?/ Рр/ - Какой звук обозначает буква Р?/ [р], [ р,]/ - Что было интересным на уроке? - Возникали затруднения? - Вы смогли их преодолеть? - Удалось вам сохранить хорошее настроение? - Возьмите листочки с нарисованным яблоком. (Слайд 9) - Закрасьте его зеленым цветом. Я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось. Я все понял. - Закрасьте яблоко желтым цветом. Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получилось на уроке. - Закрасьте красным цветом, если- Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь. (Приложение 2) Личностные - первоначальная ориентация на оценку результатов собственной учебной деятельности, выражать положительное отношение к процессу познания.





















Приложение 1.

Автор. Пришёл и говорит маме: Алёша. - Я больше не пойду в школу. Мама. - Что же ты будешь делать? Алёша. - Ну… работать буду. Мама. - Кем? Алёша. - Ну, как ты, например… Автор. А мама у Алёши работала врачом. Мама. - Хорошо. Вот тебе небольшое задание. Выпиши лекарство больному, у которого грипп. Автор. И мама дала Алёше маленький листок бумаги. Алёша. - А какое лекарство нужно? Мама. - Какое лекарство, ты сам должен знать. Ты же врач! Автор. Алёша подумал и сказал: Алёша. - Мне эта работа не очень нравится. Я завтра опять в школу пойду.











Приложение 2.



Урок по обучению грамоте на тему: «Звуки [р], [р’], буквы Р, р»

© 2010-2022