Сценарий интегрированного урока на тему Как приходит зима. Г. Сапгир Четыре конверта

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира.



Тема: Как приходит зима. Г. Сапгир «Четыре конверта». Цели: • развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся; • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух; • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам; • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили; • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.



1. Организационный момент. 2. Введение в тему урока. - А теперь послушайте стихотворение Генриха Сапгира «Четыре конверта». - А в конце урока мы ответим на вопрос «как приходит зима и что происходит в природе?» Слайд-1. (Читает наизусть Зуев Альфред) - конверт в руках

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.




1. Работа с текстом.. 1. Выявление первичного восприятия. - Что заметили, почувствовали? О чём хочется сказать, чем поделиться? Стихотворение шуточное или серьезное? (Стихотворение - «взрослое», серьёзное, это не только картины поздней осени, но и размышления о жизни. Если же дети этого не увидят и не скажут, нужно привести их к этому выводу в результате чтения и анализа.) 2. Чтение учащимися про себя. - Разделите на смысловые части. 3. Повторное чтение (дети читают вслух по смысловым частям (части распределены), учитель комментирует, помогает вести диалог с автором).
Генрих Сапгир ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА Слайд -2 Вот конверт (Расулов) Большой и жёлтый. Как же нас, конверт, Нашёл ты? Листья по ветру неслись. И конверт летел, Как лист. (Заметили: конверт по цвету - как осенний лист, и летит, как лист. Представили?) (показать конверт желтого цвета)!!! Через поле - (Петросян) Ниже, Выше, Прошуршал По скату крыши, (Крыша наклонная.) Соскользнул Тихонько Вниз И улёгся на карниз. (Услышали звуки - шуршание листьев, шум ветра? (Да, здесь много звуков [ж] и [ш].) Что ещё заметили? (В каждой строчке по одному слову - поэт показывает, как летел конверт.) При выразительном чтении нужно передать с помощью интонации это движение.) Тут на стул Алёнка встала (Яровая) И конверт легко достала. На конверте адрес мой. А обратный чей? Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Интерес, изумление, радость, восторг. Ещё бы: письмо из леса!)
Смотрим не без интереса, (Графеева) Что же пишут нам из леса? Пишут Лисы, Слайд-3 Пишут Лоси, Пишут Зайцы: «Осень! Осень!» (Что заметили интересного? (Имена лесных жителей написаны с большой буквы.) Почему?) «Пожелтело всё вокруг», - (Парфенова) Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это?) Вот записка и от Белки. (Зима) Почерк Белки очень мелкий. (Почему? У белки лапки маленькие…) Полчаса мы разбирали, Над словами хмуря лбы, Наконец-то прочитали: «Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки? Что хотела нам сказать белка? - Приходите за лесным урожаем!) Пишут Утки с озера: (Мойсеенко) Слайд-4 «Ночью подморозило. Ox, озябли Наши лапки. Наши лапки Очень зябки. (Озябли - то есть… замёрзли; лапки очень зябки - то есть… слово однокоренное - легко мёрзнут.) Рано утром (Соломашенко) Мы собрались

И на юг Лететь собрались. И решило Всё собранье Передать вам «До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Собрались - 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье - то есть все утки, которые собрались. Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!) Пишет Михаил Иваныч: (Мкоян) Слайд-5 «Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…) Утки тянут В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.) До весны! Ложусь в берлогу». Пишет Ёжик: (Ивахненко) Слайд-6 «Листопад. На пеньке - семья опят. Тут же под корнями пня Комнатёнка у меня. На постели - Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…) Ждите весточки - весной». Ящерица написала: (Асеева) Слайд-7
«Бегать по лесу устала. Кто - в берлогу, Кто - в нору. Я же прячусь Под кору». (Для чего? Чтобы уснуть до весны.) И ещё два Ерша (Гаджиев) Слайд -8 Нацарапали спеша Извещение о том, Что река Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?) Переписка Прекращается. До весны Ерши прощаются.
3. Обобщающая беседа. СЛАЙД-9 а)- Откуда пишут? (из леса, с озера, с реки) Как называется место обитания этих животных? (экосистема)

- Кто же авторы письма? Перечислите. Как мы их называем?(потребители). Что они делают? Почему их называют потребителями?

- Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать - что же? (О ПРОИЗВОДИТЕЛЯХ, О ЦЕПИ ПИТАНИЯ…) Что относится к производителям? Какова их роль?(Они питают органическими веществами) О каких живых организмах мы забыли сказать? (Разрушители) Но кто из вас найдет и прочитает о них? Что говорится? Чем они занимаются? Кто входит в эту группу?

- В стихотворении говорится о трех экосистемах , но СЕГОДНЯ МЫ ПОВТОРИМ И ЗАКРЕПИМ СВОИ ЗНАНИЯ ОБ ЭКОСИСТЕМЕ ЛЕСА. !!!

СЛАЙД -10.-читает один ученик.

СЛАЙД-11 - читает один ученик.

СЛАЙД- 12 -читает один ученик.

4. Работа в группах (дети предварительно разделены на 3 группы: «Производители», «Потребители», «Разрушители»:

- Мы с вами будем в роли производителей, потребителей, разрушителей леса.

1) Задание для первой группы - производителей.

- вам нужно сочинить рассказ, стихотворение, загадку про растения или от имени растения. (Собрать коллаж из рисунков)--- приготовить лист и разрезанные рисунки. Лист, клей, картинки…

2) Задание для второй группы - потребителей.

- дописать рассказ (карточка).

3) Задание для третьей группы- разрушителей.

- составить памятку для учащихся нашей школы об охране природы.

5. Выразительное чтение по частям.

- Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы в группах.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог. - Как бы вы ответили на вопрос, который у нас возник в начале урока: как приходит зима? (природа готовится, с наступлением холодов деревья сбрасывают листья, т.к. им не поступает минеральные вещества, разрушители в холодное время года не могут разрушать, а потребители ищут выход из положения: некоторые животные готовятся к спячке, птицы улетают на юг, но не все. Почему? ) - Как бы вы оценили свою работу на уроке?

ΙV. Домашнее задание. 1. Творческое задание по выбору: а) Записки от имени лесных обитателей на кленовых листочках. б) Письмо в белом, голубом или зелёном конверте. в) Иллюстрация к стихотворению «Четыре конверта».

7

© 2010-2022