Конспект урока познания мира на тему Вода. Свойства воды (2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата: 26.11.2014 год

Время: 45 минут

Урок познания мира

Класс: 2 «Б»

Тема урока: Вода. Состояния воды. Свойства воды.

Модули обучения и преподавания:

-новые подходы в обучении и преподавании;

-критическое мышление;

-критериальное оценивание;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся;

-работа с талантливыми и одарёнными уч-ся;

-ИКТ.


Цель урока: сформировать общее понятие о воде.

Ресурсы:

для уч-ся:

учебник, рабочая тетрадь, капельки жёлтого и зелёного цвета;

для учителя:

предметы, необходимые для проведения опытов(вода, стаканы, пластиковые бутылки, разноцветная бумага, молоко, лимон, лук, платок, сахар, соль, песок, глина, кусочек льда, ложка), таблицы, ТСО(ноутбук, телевизор, ДVД, презентация), стикеры.

Задачи урока: дать учащимся научное представление о воде, её состояниях и свойствах;

развивать творческое мышление уч-ся, умение самостоятельно раскрывать смысл вещей и явлений, делать определённые выводы;

развивать наблюдательность и любознательность детей;

развивать самоконтроль и умение оценивать свою работу;

используя разнообразные опыты, показать значение воды в хозяйстве;

воспитывать коммуникативные способности, чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу, бережное отношение к воде.

Ожидаемые результаты:

предметные:

уметь определять свойства воды путём проведения опытов;

личностные:

проявлять любовь к природе, бережное использование воды;

системно-деятельностные:

применять навыки наблюдения, анализа, сравнения и формулирования вывода при проведении опытов.






Время

Этапы прове-

дения урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коммента

рии

2 мин


2 мин




5 мин





5 мин










2 мин

12 мин



5 мин






3 мин


3 мин

2 мин

3 мин



1 мин

I.Орг. момент.

Эмоцио-

нальный настрой.


II.Сообще-

ние цели и задач урока.




III.Работа по теме урока.















IV.Физми-

нутка-упражне-

ния для глаз (снеговик)

на слайде.

V.Практи-

ческая работа.



VI.Закреп-

ление






VII.Итог урока



VIII.Реф-

лексия

- Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира.

- Каким вы хотели бы видеть наш урок?

- Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?

- Какое настроение мы возьмем с собой?

Стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

Не умыться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды.

Без воды прожить не может

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

-Сегодня мы поговорим о воде, о состояниях воды и выясним свойства воды.

-Мы должны будем ответить на вопросы:

Что такое вода? Для чего она нам нужна? Где мы её видим?

В каких состояниях бывает вода?

Какими свойствами обладает вода?

1.Что такое вода?

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

- Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей).

По ходу ответов детей, учитель на доске рисует схему.

Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. На нашей планете большую часть земной поверхности занимает вода. Её почти в три раза больше, чем суши. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме: массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.

-Для чего нам нужна вода?

2. Состояния воды.

-На земле большинство веществ находятся в твёрдом, жидком или газообразном состоянии. Вода- это особенное вещество, которое может быть жидким,твёрдым и газообразным.

-Сейчас вы это определите,отгадав загадки.

*На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

Град

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

Дождь

*Он как алмаз:

И твёрд, и чист,

На солнышке сверкает,

Но пригревать начнут лучи,

Он тут же тает.

Лёд

*Пушистая вата

Плывёт куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

Облако

*Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог

Нас он летом, в самый зной

Ледяной поит водой.

Родник

*Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем- не найдём.

Роса

*Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Снег

*Молоко над рекой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко.

Туман

-Посмотрите на слова, помещённые на доске:

В какие группы их можно объединить? Почему?

-В каких состояния мы встречаем воду в природе?

Учитель включает слайд

Для того, чтобы определить свойства воды,

вы должны будете провести эксперименты.

-Я поделила вас на шесть групп по количеству экспериментов.

-Каждая группа проводит один эксперимент по карточке на столе и записывает результат в тетради.

Лидеры групп остаются, а остальные переходят за другой стол. Лидеры рассказывают суть эксперимента вновь прибывшим, а они делают под их руководством вывод и записывают в тетрадь.

7-ой эксперимент мы выполним вместе.

Проверим, как вы поняли, какими свойствами обладает вода.

-У вас у каждого на столе карточка, которую вы должны заполнить, а потом мы проверим её по компьютеру.


да

нет

Не

зн

аю

1

Вода не

имеет формы




2

Вода не имеет

цвета




3

Вода прозрач

ная




4

Вода не имеет

вкуса




5

У воды нет запаха




6

Вода-жид

кость




7

Существуют растворимые и нерастворимые

вещества




-Проверим ваши ответы.

-Оцените свою работу по шкале:

7 да-5

6 да, 1 нет или не знаю-4

5 да, 2 нет или не знаю-3

4 да, 3 нет или не знаю-2

-Какие вопросы мы ставили в начале урока?

-Что такое вода?

-Состояния воды.

-Какими свойствами обладает вода в природе?

-Получили мы ответы на вопросы?

-Человек не может обойтись без воды. Но вода может приносить человеку не только пользу, но и вред. Человек в свою очередь тоже может навредить воде. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

-Послушайте интересные факты о воде.

Мультфильм о капле(видео)

-Предлагаю провести аукцион знаний по теме.

Вы должны будете назвать по одному предложению по теме урока. Победителем аукциона становится ученик, назвавший последнее предложение.

Если вам было всё понятно на уроке и вы поняли всё, о чём мы говорили прикрепите на доску синюю капельку.

Если вы что-то не поняли, прикрепите зелёную капельку и я пойму, кому нужна моя помощь.

Посчитайте свои стикеры и давайте определим ваши оценки за урок.

Домашнее задание:

Нарисовать рисунок или написать сочинение «Как берегут воду в моей семье?»

-Спасибо за урок!

До свидания!


Уч-ся отвечают на вопросы.







Уч-ся отвечают



Отвечают на вопрос










Град,лёд,снег

Дождь,родник,роса

Облако, туман

Твёрдое

Жидкое

Газообразное

Уч-ся повторяют движения снеговика.



Уч-ся выполняют эксперименты, двигаясь от стола к столу по часовой стрелке и записывая результаты в тетради.

Уч-ся заполняют карточки.








Заранее подготовленные уч-ся делают сообщения.







За ответы уч-ся получают стикеры.





Прикрепляют отгадки на доску












Учитель следит за выполнением эксперимен

тов






Правильные ответы на компьютере.

Конспект урока познания мира на тему Вода.Свойства воды (2 класс







Вид: урок изучения нового материала.

Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая:

  • формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;

  • познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;

  • учить работать с гипотезой (предположением, через практический подход).

Развивающая:

  • развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;

  • развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;

  • развитие самоконтроля;

Воспитывающая:

  • воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;

  • бережное отношение к воде, к природе в целом.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Расширение представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости содержательно-смысловых фрагментов о воде.

  • Создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать представленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).

  • Организация учебного процесса учащихся 2-го класса через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.

  • Развитие устных речевых умений учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Общеклассное: стаканы различной формы с водой, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, полоски цветной бумаги, медицинская груша, магнитофон.

ТСО : компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1.) Microsoft office Power Point 2007 г.,

Индивидуальное: учебник 2 класса «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь с печатной основой «Учимся думать и фантазировать» № 2, карточки с таблицами, два листика с изображением синей и жёлтой капельки.

ВОДА

ДА

НЕТ

Имеет ли запах?

Имеет ли цвет?

Имеет ли форму?

Есть ли в воде воздух?


ЛЁД

ДА

НЕТ

Имеет ли запах, цвет?

Тает ли при нагревании?

Легче ли лёд воды?

Хрупкий ли лёд?

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Каким вы хотели бы видеть наш урок?

- Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?

- Какое настроение мы возьмем с собой?

2. Знакомство с новым материалом. Вода в природе.

2.а. Вода в природе.

(Слайды 2, 3, 4, 5, 6 - стихотворение о воде.)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

- Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей). Давайте рассмотрим схему.

(Слайд 7 - отсканированная схема из учебника)

Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой.

(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса.)

Вывод: вода - одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.

(Слайд 8- важность воды)

2.б. Три состояния воды

- Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях (Слайд -9), а теперь проанализируем. Посмотрите на рисунки.

(Слайд 10 - роса, дождь) - какое состояние воды вы видите? (жидкое)

(Слайд 11 - лёд, снег) - … (твёрдое)

(Слайд 12 - пар, туман, облака) - … (газообразное)

О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим.

2.в. Круговорот воды в природе.

Работа с учебником и схемой. (Слайд 13 - круговорот воды в природе)

- Чтобы у себя дома превратить воду в пар достаточно поставить чайник на плиту и под воздействием высокой температуры вода превратиться в пар, а чтобы превратить в лёд - нужно поставить в морозильную камеру ёмкость с водой, и при низкой температуре вода превратиться в лёд. А как же в природе вода меняет своё состояние? Да так же - под воздействием температуры. Сейчас мы узнаем это поподробнее из рассказа о капельке.

Работа с учебником. (Учащийся читает вслух текст учебника стр.89-90, чтение с остановками, на которых ученики обращают внимание на схему круговорота воды в природе).

3. Физкультминутка - релаксация.

(Магнитофон с записью шума воды - дождя, реки, водопада, морского прибоя)

- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.

4. Свойства воды.

(Слайд 14 - свойства воды.) А сейчас мы подробнее узнаем о свойствах воды. Для этого проведём опыты. (На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, медицинская груша, ножницы, у детей на парте таблички для заполнения)

ВОДА

ДА

НЕТ

Имеет ли форму?

Имеет ли цвет?

Имеет ли запах?

Есть ли в воде воздух?

Опыт 1. (Имеет ли вода форму)

- Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 2. (Имеет ли вода цвет и запах?)

- Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.)А если её понюхать? (вода не имеет запаха)

Вывод запишите в таблицу.

Опыт 3. (Определить, есть ли в воде воздух)

- Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки - это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.

Вывод запишите в таблицу.

А теперь посмотрите на экран (Слайд 15 - вода под микроскопом) в воде под микроскопом видны мельчайшие пузыри воздуха.

- А теперь подумаем, какими свойствами обладает ЛЁД, посмотрите на вторую таблицу и ответьте на вопросы. А дома самостоятельно или с родителями проведите опыты, доказывающие свойства льда и заполните эту таблицу.

Опыт 4. (Проверить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут)

- А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие - тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее - то тонет). Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.

5. Водоёмы в природе.

- Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Разберите это слово по составу, в этом слове два корня -вод - и - ём - т.е.вода и ёмкость. Какие вы знаете водоёмы?

(Слайды 16,17,18, 19, 20 - океан, море, река, озеро, болото).

Кругом вода,
А с питьём беда (море) (Слайды 17)

Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит- не выбежит. (река) (Слайды 18)

И месяц, и звезды - все в нем отражается.

Как же это зеркало называется? (озеро) (Слайды 19)

Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (болото) (Слайды 20)

¾ поверхности Земли занимает вода. А об обитателях этих водоёмов мы поговорим на следующих уроках.

- А чтобы закрепить ваши знания, выполните самостоятельную работу в тетради на стр. 27 (№ 2,3,4,5). А если у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться учебником или спросить соседа по парте.

6. Домашнее задание

  • не забудьте заполнить таблицу о свойствах льда;

  • прочитайте ещё раз о путешествии капельки в учебнике на стр. 89-90

7. Подведение итогов.

- Подведём итоги нашего урока.

-Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?

- Кто из ребят помогал вам понять лучше новый материал?

-Какие три состояния воды вы теперь знаете? Что такое круговорот воды в природе?

- Если вы хотите узнать больше о воде, я предлагаю вам энциклопедии, журналы для дополнительного чтения.

Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.

(Слайд 21 - Спасибо за сотрудничество, вы молодцы!)


© 2010-2022