Обобщение педагогического опыта Организация и проведение комплексных работ в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания. Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход, позволяющий вести оценку достижения обучающихся всех трёх групп результатов образования:

  • личностных;
  • метапредметных;
  • предметных.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке. Особого внимания требует оценивание метапредметных результатов, достижение которых обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. умственных действий. В связи с этим, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией. Оценка предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Поэтому объектом оценивания предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются письменные комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий. Для проведения комплексной оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования необходимо использовать специальные комплексные задания. Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у младших школьников в процессе изучения практически большинства основных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). Достижение предметных результатов обеспечивается за счёт основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Основным инструментом итоговой оценки являются итоговая комплексная работа, которая представляет собой - систему заданий различного уровня сложности по основным предметам начальной школы. Итоговая комплексная работа - это система заданий по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру, составленных к предлагаемому для чтения тексту. Работа направлена на выявление уровня сформированности предметных и метапредметных универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника. В комплексной контрольной работе используются разнообразные по форме ответа типы заданий:
  • с выбором правильного ответа из предложенных вариантов;
  • с записью краткого ответа (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте);
  • с записью развернутого ответа (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).
Комплексная (итоговая) контрольная работа проводится после изучения основного содержания учебных программ по предметам начальной школы. Задания позволяют установить уровень владения основными общеучебными умениями: - навыками осознанного чтения - умением работать с текстом - понимать и выполнять инструкции, которые помогают успешно продвигаться в освоении учебного материала. Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы и все имеют схожую структуру. Перед проведением письменной комплексной работы целесообразно убедиться заранее, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.
I. Структура комплексной работы Комплексная работа составляется на основе текста(с иллюстрациями), к которому даётся ряд заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру. Комплексная работа состоит из основной части и дополнительной. Основная часть состоит из 6-8 заданий. Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся в том порядке, как они расположены. Если учащийся затрудняется в выполнении какого-либо задания, он его пропускает и возвращается к нему позже. Задания дополнительной части выполняются обучающимися на добровольной основе. Задания имеют более высокую сложность. Их выполнение может потребовать самостоятельного «рождения» ребенком нового знания или умений в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта. Негативные результаты по заданиям дополнительной части интерпретации не подлежат. Успешное выполнение этих заданий можно рассматривать, как показатель достижения учеником повышенного уровня. Из всех заданий ребенок может выполнить любых три. Задания дополнительной части учащиеся могут выполнять в парах.
Основная часть Дополнительная часть

6-8 заданий по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, которые определяют уровень сформированности предметных и метапредметных учебных действий

5-7 заданий, которые определяют уровень сформированности метапредметных учебных действий

Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник научится»

Содержание и уровень сложности заданий определяются требованиями раздела планируемых результатов ООП НОО «Выпускник получит возможность научиться»
Цель комплексной работы: оценка достижения планируемых результатов у младших школьников по междисциплинарным программам. - русский язык

  • Звукобуквенный анализ (1 класс)
  • Первичное представление о частях речи (2 класс)
  • Элементарный морфемный и морфологический анализ (3 класс)
  • Грамматический и синтетический анализ (4 класс)
- математика
  • Умение видеть математическую проблему
  • Умение рассуждать и пояснять свои действия
- литературное чтение (техника и навыки чтения)
  • Умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, следовать инструкции при выполнении задания
  • Общая ориентация в структуре текста (деление текста на части с выделением ключевых мыслей в каждой части текса со 2 класса)
  • Сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения
- Окружающий мир
  • Объекты живой и неживой природы, их распознавание и классификация, некоторые свойства отдельных предметов
  • Тела и вещества, некоторые их характеристики
  • Некоторые географические объекты, их расположение
Комплексная работа предлагает четыре варианта. В каждом варианте сложность заданий незначительно варьируется за счет содержательного контекста или особенности формулировки задания. Причем 1 и 2 варианты полностью равноценны и могут быть предложены всем учащимся. Если в классе есть хорошо подготовленные дети, им целесообразно предложить 4 вариант, задания в котором несколько сложнее. Оценивается способность учеников:
  • работать с информацией, представленной в различном виде;
  • решать учебные и практические задачи на основе сформированных
предметных знаний и умений;
  • применять универсальные учебные действия
  • способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • владеть общим приемом решения задач;
  • преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу;
  • оценивать правильность выполнения действия и т. д.


II. Проведение комплексной работы 1. Правила проведения комплексной работы
  • Для проведения работы должна быть создана спокойная, доброжелательная обстановка.
  • Перед началом работы обучающиеся должны быть познакомлены с инструкцией по её выполнению.
  • Инструктирующий учитель обращает внимание обучающихся на составные части работы, объясняя, что дополнительная часть не является обязательной, а выполняется по желанию обучающегося.
  • Учитель имеет права по ходу выполнения работы давать краткие комментарии обучающимся, испытывающим затруднения или чувство психологического дискомфорта. Прямое подсказывание недопустимо.
  • Проведения работы осуществляется в течение 1-2 уроков (в соответствии с количеством заданий и уровнем их трудности).
  • В кабинете на видном месте должны находиться часы для ориентации обучающихся во времени.
2. Инструкция по выполнению комплексной работы для обучающихся.
  • Прочитайте внимательно текст и задания к нему.
  • Обратите внимание, что работа состоит из основной и дополнительной частей.
  • Внимательно выслушайте учителя, как выполняются эти части работы.
  • Обратите внимание, что обязательной для всех является основная часть работы.
  • Подумай о рациональном распределении времени.
  • Сначала приступайте к выполнению основной части комплексной работы.
  • Старайтесь выполнять задания в том порядке, как они расположены.
  • Если задание вызывает затруднение, пропустите его и переходите к выполнению следующего задания.
  • Вернитесь к выполнению пропущенного задания (пропущенных заданий), если у вас осталось для этого время.
  • При выполнении работы можно пользоваться справочными материалами.
III. Оценивание и анализ выполнения комплексной работы Выполнение комплексной работы оценивается в целом суммарным баллом, полученным за выполнение всех заданий. Комплексная работа проверяется в строгом соответствии с критериями оценки и кодами правильных ответов (в соответствии с содержанием комплексной работы).



Критерии оценивания заданий Тип ответа (решения) Параметры оценивания выбор правильного ответа из предложенных вариантов
  • 1 балл - правильный ответ;

  • 0 баллов - неправильный ответ

запись краткого ответа
  • 1 балл - правильный ответ;
  • 0 баллов - неправильный ответ
запись развернутого ответа
  • 2 балл - полный правильный ответ;

  • 1 балл - частично правильный или неполный ответ;

  • 0 баллов - неправильный ответ.

Результаты выполнения каждым учеником комплексной работы представляются как процент набранных баллов от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы в целом. Принятый минимальный критерий оценки выполнения комплексной работы находится в пределах 50% - 70% от максимального суммарного балла. Если ученик начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов ниже заданного минимального критерия оценки освоения учебного материала, можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения. Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий оценки освоения учебного материала, - он демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени. Проведение комплексной письменной работы важно потому, что она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и в определённом смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребёнка в решении разнообразных проблем. Учащиеся с подобными заданиями знакомятся в течении учебного года. ВАЖНО! Результаты детей с дисграфией или дислексией интерпретации не подлежат. Таких детей лучше вообще освободить от выполнения данной работы, дав им какое-либо иное задание.


© 2010-2022