- Преподавателю
- Начальные классы
- Обобщение педагогического опыта в начальной школе
Обобщение педагогического опыта в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Артеева З.И. |
Дата | 17.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ» г. ТАРКО-САЛЕ |
ПУРОВСКОГО РАЙОНА |
Материалы по обобщению педагогического опыта.
Учитель: Артеева Зинаида Ильинична.
Модульное описание педагогического опыта.
ИПМ-1
- Наименование темы.
Обучение и воспитание младших школьников с опорой на истоки народной культуры.
- Актуальность темы.
В начале моей работы я столкнулась с проблемами:
- Потерей нравственных и культурных основ в воспитании младших школьников и необходимостью обращения к истокам народной культуры, опыта народов для усиления нравственного воспитания детей и воспитания любви к Отечеству.
- Большими возможностями народной педагогики и отсутствием наработок (опыта) применения народной педагогики в патриотическом воспитании детей;
- Постоянно растущему интересу у учителей и учащихся к малым народа Севера краеведческой работе и отсутствием достаточного познавательного материала в школьных учебниках;
- Введением в учебный план начальной школы нового предмета регионального компонента «Литературное краеведение» и отсутствием научно-методического обеспечения преподавания данного предмета;
ИПМ-2
Теоритическая интерпретация опыта
Сущность опыта : процесс обучения и воспитания строится с опорой на истоки народной культуры, с использованием нестандартных форм ,методов и приемов работы. Условия формирования опыта: на Ямале проживают люди многих национальностей, приехавших издалека. Дети практически ничего не знают об истории и культуре края, где они живут, о коренных жителях региона. Учитель развивает познавательные способности учащихся, стремление к познанию ими окружающего мира (жизни, обычаев, традиций и т.д., коренных жителей региона), создает учебный модуль, включающий блок информации, краеведческую деятельность учащихся и учителя, систему работы учителя на уроках «Литературного краеведения» с использованием современных методик, разработку подходов к организации внеклассной работы по краеведению, систему работы с родителями с использованием народной педагогики коренных жителей региона. Теоритическая база опыта: в работе используется методика «Погружения в образ» М.П.Щетинина, оптимизация учебного процесса М.М.Поташкина, развития познавательного интереса - Щукиной, поэтапного формирования умственных действий - Н.Я.Гальперина, проектная методика.
Новизна: система работы учителя по обучению и воспитанию учащихся с опорой на истоки народной культуры в процессе преподавания нового предмета в начальной школе «Литературное краеведение» и организации краеведческой и внеклассной работы ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний в процессе краеведческой деятельности, создаёт высокую мотивацию учения, способствуя, таким образом, формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.
Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными курсом «Литературного краеведения» и в процессе организации внеклассной и краеведческой работы. У учащихся появляется устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемому предмету, уважительное отношение к коренным жителям того края, в котором они живут, их истории, культуре, обычаям и традициям, что составляет основу национального самосознания младших школьников.
Трудоемкость опыта заключается в: вовлечении всех учащихся и их родителей в совместный труд учения, кропотливой краеведческой работе, разработке дидактического материала ко всем урокам как « Литературное краеведение» так и математически, русского языка, труда и т. Д., которые работают на создание единого образа при использовании метода «погружение в образ», в отсутствии методических разработок, дидактического и видеоматериала, специальной дополнительной литературы при подготовке учителя к уроку.
Возможность внедрения: опыт может быть использован каждым учителей начальных классов в процессе преподавания предмета «Литературного краеведения», организации внеклассной работы и работы с родителями.
ИМП - 3
Система работы учителя
(основные принципы и компоненты)
Процесс обучения и воспитания опирается на представления ненцев о мире, родстве. Священным деревом у ненцев считается лиственница - «дерево вечности», которое олицетворяет три мира. Корни дерева - это нижний мир, мир умерших. Ствол это средний мир - мир всего живого. Крона - это верхний мир, мир духов.
Процесс обучения - это «древо познания», которое стоит на исторических корнях.
Исторические корни - это сам процесс познания, в котором на равных участвуют учитель и ученики.
Ветви дерева, образующие крону,- это конечный результат - гармонично развитая личность. Каждая веточка - это определенное качество: духовное богатство, познавательный интерес, уважение к народу и его культурным ценностям, любовь к природе, бережное отношение к ней, доброта, гуманность, трудолюбие, любовь к Отечеству.
Процесс познания состоит из следующих компонентов:
-
Объект (что изучать?)
-
Способ (как изучать?)
-
Результат (для чего изучать?)
«Что изучать?»
Ученики знакомятся с культурой и историей народов, которые они представляют (в моем классе обучаются дети семи национальностей).
Особое внимание уделяю изучению истории и культуры коренных народов: ханты, манси, ненцев.
«Как изучать?»
В работе используются методы: оптимизация учебного процесса М.М. Поташкина, развитие познавательного интереса Щукиной, поэтапного формирования умственных действий Н.Я. Гальперина, «погружение в образ» М.П.Щетинина. Применяется проектная методика.
Проводятся нетрадиционные уроки: уроки- путешествия, уроки- экскурсии, уроки - соревнования, уроки - праздники, уроки - дни рождения, и т.п. Совместно с педагогами ИЗО, музыки, хореографии разрабатываются интегрированные уроки с использование краеведческого материала.
Проводятся уроки и внеклассные мероприятия с рассказами о своей семье, своей родословной, с песнями, танцами и национальными угощениями.
В организации и проведения таких уроков активно участвуют родители, гости - коренные жители Ямала.
«Для чего изучать?»
Результат - маленькие росточки - веточки на «древе познания». Дети с интересом читают книги о малых народах Севера, изучают традиции всех жителей, населяющих Ямал, пишут стихи о Ямале.
На уроке сегодня Ты друзей позови-
Я много узнал. Я совсем не шучу.
С днем рожденья тебя, И в подарок тебе
Наш любимый Ямал! Свой стишок напишу.
Саша (2кл)
ИМП- 4
« Метод погружения в образ»
Метод «погружения в образ» (тематическое погружение)М.П. Щетинина позволяет расширить объем знаний учащихся без увеличения времени, отводимого на изучение определенной темы. Погружение предполагается не в один отдельно взятый предмет, а в одну большую тему, тогда все предметы (большинство уроков недели) работают на один цельный образ:
Примеры:
Тема: «Кто в тундровом краю живет?»
-
Литературное краеведение.
Произведения: Л. Лапцуй «Тундра», И. Истомин «Авка», Ю. Шесталов «Олень»
-
Природоведение (авт.А.А.Плешакова)
Тема урока: Про животных
-
Русский язык (авт. Л. Я. Желтковская)
Тема урока: Слова отвечают на разные вопросы.
(Все задания подобраны по теме «Животные нашего края»)
-
Трудовое обучение
Тема урока: Лепка из пластилина. Олененок.
Тема: «Имя на карте»
-
Литературное краеведение.
Произведения: Р.Ругин «Салехард», Л.Лапцуй «Уренгой»
-
Природоведение:
Тема урока: Город и село. Наш дом.
-
Русский язык
Тема урока: Закрепление пройденного. Тематический урок «На Ямале мы живем»
-
Математика (курс Л.Г.Петерсон)
Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел. (на основе краеведческого материала).
ИМП - 5
Задания на основе краеведческого материала
Русский язык
-
Минутка чистописания
Называются слова, дети записывают первую букву: ягушка, малица, аргиш, Лапцуй.(Яя, Мм, Аа, Лл).
-
Какое слово получилось? Что оно означает?
-
Вспомните, какие слова я называла, объясните их значение.
Ягушка - Верхняя женская одежда.
Малица - Верхняя мужская одежда.
Аргиш - обоз, караван из оленьих упряжек.
Лапцуй - ненецкий поэт.
На доске предложение: На Ямале мы живем.
-
Почему слово Ямал пишется с большой буквы?
-
Спишите предложение.
-
Звуко - буквенный анализ.
-
Отгадайте загадку:
В ночь беззвездную до чума
Кто добраться нам поможет?
Кто разыщет путь по ветру,
Если в тундре бездорожье?
(олень)
-
Основная пища оленя?(ягель)
-
Ненецкие сани, в которые впрягают оленей? (нарты)
-
Выберите любое слово для звуко- буквенного анализа.
-
Письмо под диктовку с различными видами заданий.
-
По глубокому снегу мчится оленья упряжка.
-
Ненцы живут в чуме. Они пасут оленей и ловят рыбу. Около чума стоят нарты. Эдейка взял тынзян и поймал оленя. Молодец, Эдейка!
4. Карточка для индивидуальной работы.
Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы, определи падеж имени существительного «олень».
Нед…леко от ч…ма п…сется олень. У (олень) кр…сивые р…га. К (олень)подош…л …стух. Он запря… (олень) в нарты. Мы п…едем на (олень) в гости. Олень д…ет человеку пищ…,…..,…...,……,……,
Распространи последнее предложение однородными членами, разбери его по членам предложения.
5.Тексты о морошке для различных видов знаний.
Загадки.
-
Лежат на кочках кусочки янтаря
В рот положишь - тут же растают. (морошка)
-
Летом, красным сукном одетая,
На одной ножке стоит. Морошка.
-
Морошка, морошка, тоненькая ножка.
Ягодка - фонарик, сладостью подарит.
Солнца - луч в окошке - золотые рожки.
-
На болотных кочках, у дорожки,
Ягодки душистые морошки,
Как живые капли янтаря,
Собирает Девушка - заря.
-
Морошка - северная ягода семейства травянистых растений. Произрастает в болотистой местности на кочках. Цветет в июле. Ягоды созревают в августе.
Математика
В мире интересных чисел. Числовые данные можно использовать в любой теме.
-
Длина тынзяна (аркана) 25 метров.
-
Аргиш (обоз из оленьих нарт) состоит из 5 - 7 нарт.
-
В оленью упряжку впрягают 4 - 5 оленей.
-
На покрытие чума идет 70- 80 шкур.
-
На Ямале обитает 150 видов птиц.
-
Бурый медведь весит в среднем от 120 до 500кг, а белый от 350 до 600кг.
-
Насекомых на Ямале насчитывается более 50 видов.
-
Кроме этого, при составлении задач можно использовать материал на основе данных по занятию населения тундры.
Некоторые фрагменты уроков математики (2 класс,программа Петерсон Л. Г.)
Устный счет.
-
Чем ловят оленей?(Тынзяном)
-
Как вы думаете, какой длины должен быть тынзян?
-
Чтобы узнать длинну тынзяна, надо решить цепочку примеров
Чему равна длинна тынзяна?(26метров)
-
Почему тынзян такой длинный?
Решение задачи
-
Длинна тынзяна 25 метров, а олень находится на растоянии 205 дм.
-
Сможем ли мы его поймать? Докажите.
(сможем, потому что 25 метров - это 250 дм, а 250 дм 205дм)
На доске:
В стаде 500 оленей, часть из них отец отловил
И впряг в 7 нарт по 4 оленя в каждую.
Сколько оленей осталось в стаде?
-
Схема.
Почему надо 4 *7 (по 4 взять 7 раз;4 повторяется 7 раз.)
-
А если 7*4?(по 7 оленей 4 нарты, изменится условие задачи)
-
Решение: по действиям с кратким пояснением, выражениям.
-
Полный ответ.
Дополнительное задание на карточках.
Карточка
Узнай, сколько оленьих шкур идет на покрытие одного чума.
Составь обратную операцию.
Я задумала число, вычла из него 62, полученный результат разделила на 3, затем умножила на 4 и вычла 12, получилось 12.
(дети составляют таблицу):
Х
-62
+62
:3
*3
*4
:4
-12
+12
12
12
(получилось 80шкур)
Карточка
Расшифруй слово(так называются молодые рожки оленя).
П 7*4 Ы 21:3 Т 0*15
Н 3*5 А 24:8 У 32:32
28
3
15
0
7
(получилось слово ПАНТЫ)
-Узнай дома, чем ценны панты.
ИПМ - 6
Работа над проектом
Работа над проектом приучает ученика творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия. Материал дети подбирают не из учебников, а из реальной жизни.
Первые проектные задания должны быть несложные, к помощи привлекаются родители. Учитель подсказывает варианты поиска информации, ее возможное оформление.
Пример:
Проект на тему «Представление Ямала туристам - гостям нашего края»
1 этап - представление проекта в целом, дети ориентированы на сбор необходимой информации.
2 - этап - поиск нужной информации
3- этап - рассказ о результатах своих поисков.
Например:
-
Я побывал на празднике «День оленевода»…
-
Я посетил музей…
-
Я побеседовал (взял интервью) у своего руководителя кружка «Бисероплетение»…
-
Я подобрал много красочных иллюстраций о природе и животных нашего края…
-
Мы с папой оформили фотовыставку «Праздник севера»…
-
Мы с братом сделали макет «Уголок тундры»…
-
Мы с подругой разучили танец оленят…
-
Мы с мамой составили кроссворд для «Поле чудес» на тему «Наш край»…
4 - этап Проведение итогового нетрадиционного урока - экскурсии «Наш Ямал» с приглашением родителей, где они являются туристами, а дети - экскурсоводами.
ИПМ - 7
Внеклассная работа
-
Экскурсии на природу. Наблюдение за явлением природы. После экскурсии коллективное выполнение из природного материала панно «Уголок тундры».
-
Сотрудничество с местным краеведческим музеем, регулярное посещение выставок.
-
Организация познавательных игр «Звездный час», «Счастливый случай» на основе литературного краеведения.
-
Посещение чемпионата области по национальным видам спорта.
-
Проведение в классе мини- чемпионата по национальным видам спорта.
-
Знакомства на классном часе с экологическим календарем ненецкого народа.
-
Встречи с представителями коренной национальности.
Заключение:
Таким образом, для достижения одной из основных задач современной школы - воспитание высоконравственной личности школьника, патриота своего Отечества - учителям, работающим в территориях, где коренными жителями, являются «малые» народы, необходимо творчески подходить к обновлению содержания образования, опираясь на культурное наследие этих народов.