Обобщение педагогического опыта в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ДЛИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ» г. ТАРКО-САЛЕ
ПУРОВСКОГО РАЙОНА










Материалы по обобщению педагогического опыта.















Учитель: Артеева Зинаида Ильинична.











Модульное описание педагогического опыта.


ИПМ-1
  1. Наименование темы.

Обучение и воспитание младших школьников с опорой на истоки народной культуры.
  1. Актуальность темы.
Еще несколько лет назад из сферы нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения изымался огромный и культурный пласт - уклад народной жизни, носитель неповторимой ментальности того или иного народа, проживающего на территории России. В последние годы, как известно, положение несколько изменилось. Теперь стало очевидным, что уважение к культурному наследию народа - это одна из форм проявления внутренней культуры человека. Наконец мы пришли к необходимости признания того, что патриотизм выражается в преданности высшим нравственным ценностям народа, опирается на духовно-национальные начала, базируется на принципах органического восприятия высоких патриотических идей, берущих свои истоки в народной культуре. Именно поэтому, обучение и воспитание младших школьников, проживающих в регионах, где коренными жителями являются «малые народы», с опорой на истоки культуры этих народов обусловлено современным подходом к обновлению школьного образования, его гуманизацией, поиском путей воспитания у учащихся высоконравственных убеждений через воспитания любви к малой Родине, тому краю, где живешь, уважения к коренным жителям этого края, их истории, культуре, обычаям и традициям, поэтому что все мы единая семья россиян и Родина у нас одна общая - Россия. Очень важно, что закон Российской Федерации «Об образовании» в качестве первостепенных принципов обучения и воспитания подрастающего поколения определяет: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, единство культурного и образовательного процесса, защиту системой образования национальных культур и региональных культурных традиций.

В начале моей работы я столкнулась с проблемами:
  • Потерей нравственных и культурных основ в воспитании младших школьников и необходимостью обращения к истокам народной культуры, опыта народов для усиления нравственного воспитания детей и воспитания любви к Отечеству.
  • Большими возможностями народной педагогики и отсутствием наработок (опыта) применения народной педагогики в патриотическом воспитании детей;
  • Постоянно растущему интересу у учителей и учащихся к малым народа Севера краеведческой работе и отсутствием достаточного познавательного материала в школьных учебниках;
  • Введением в учебный план начальной школы нового предмета регионального компонента «Литературное краеведение» и отсутствием научно-методического обеспечения преподавания данного предмета;
Поиск решения этих проблем привел к необходимости вывести гипотезу , которая стала ведущей идеей опыта: «Нравственное и патриотическое воспитание учащихся на основе культурного наследия народа»

ИПМ-2
Теоритическая интерпретация опыта
Сущность опыта : процесс обучения и воспитания строится с опорой на истоки народной культуры, с использованием нестандартных форм ,методов и приемов работы. Условия формирования опыта: на Ямале проживают люди многих национальностей, приехавших издалека. Дети практически ничего не знают об истории и культуре края, где они живут, о коренных жителях региона. Учитель развивает познавательные способности учащихся, стремление к познанию ими окружающего мира (жизни, обычаев, традиций и т.д., коренных жителей региона), создает учебный модуль, включающий блок информации, краеведческую деятельность учащихся и учителя, систему работы учителя на уроках «Литературного краеведения» с использованием современных методик, разработку подходов к организации внеклассной работы по краеведению, систему работы с родителями с использованием народной педагогики коренных жителей региона. Теоритическая база опыта: в работе используется методика «Погружения в образ» М.П.Щетинина, оптимизация учебного процесса М.М.Поташкина, развития познавательного интереса - Щукиной, поэтапного формирования умственных действий - Н.Я.Гальперина, проектная методика.

Новизна: система работы учителя по обучению и воспитанию учащихся с опорой на истоки народной культуры в процессе преподавания нового предмета в начальной школе «Литературное краеведение» и организации краеведческой и внеклассной работы ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний в процессе краеведческой деятельности, создаёт высокую мотивацию учения, способствуя, таким образом, формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.

Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными курсом «Литературного краеведения» и в процессе организации внеклассной и краеведческой работы. У учащихся появляется устойчивый интерес и положительное отношение к изучаемому предмету, уважительное отношение к коренным жителям того края, в котором они живут, их истории, культуре, обычаям и традициям, что составляет основу национального самосознания младших школьников.

Трудоемкость опыта заключается в: вовлечении всех учащихся и их родителей в совместный труд учения, кропотливой краеведческой работе, разработке дидактического материала ко всем урокам как « Литературное краеведение» так и математически, русского языка, труда и т. Д., которые работают на создание единого образа при использовании метода «погружение в образ», в отсутствии методических разработок, дидактического и видеоматериала, специальной дополнительной литературы при подготовке учителя к уроку.

Возможность внедрения: опыт может быть использован каждым учителей начальных классов в процессе преподавания предмета «Литературного краеведения», организации внеклассной работы и работы с родителями.

ИМП - 3

Система работы учителя

(основные принципы и компоненты)

Процесс обучения и воспитания опирается на представления ненцев о мире, родстве. Священным деревом у ненцев считается лиственница - «дерево вечности», которое олицетворяет три мира. Корни дерева - это нижний мир, мир умерших. Ствол это средний мир - мир всего живого. Крона - это верхний мир, мир духов.

Процесс обучения - это «древо познания», которое стоит на исторических корнях.

Исторические корни - это сам процесс познания, в котором на равных участвуют учитель и ученики.

Ветви дерева, образующие крону,- это конечный результат - гармонично развитая личность. Каждая веточка - это определенное качество: духовное богатство, познавательный интерес, уважение к народу и его культурным ценностям, любовь к природе, бережное отношение к ней, доброта, гуманность, трудолюбие, любовь к Отечеству.

Процесс познания состоит из следующих компонентов:

  1. Объект (что изучать?)

  2. Способ (как изучать?)

  3. Результат (для чего изучать?)

«Что изучать?»

Ученики знакомятся с культурой и историей народов, которые они представляют (в моем классе обучаются дети семи национальностей).

Особое внимание уделяю изучению истории и культуры коренных народов: ханты, манси, ненцев.

«Как изучать?»

В работе используются методы: оптимизация учебного процесса М.М. Поташкина, развитие познавательного интереса Щукиной, поэтапного формирования умственных действий Н.Я. Гальперина, «погружение в образ» М.П.Щетинина. Применяется проектная методика.

Проводятся нетрадиционные уроки: уроки- путешествия, уроки- экскурсии, уроки - соревнования, уроки - праздники, уроки - дни рождения, и т.п. Совместно с педагогами ИЗО, музыки, хореографии разрабатываются интегрированные уроки с использование краеведческого материала.

Проводятся уроки и внеклассные мероприятия с рассказами о своей семье, своей родословной, с песнями, танцами и национальными угощениями.

В организации и проведения таких уроков активно участвуют родители, гости - коренные жители Ямала.

«Для чего изучать?»

Результат - маленькие росточки - веточки на «древе познания». Дети с интересом читают книги о малых народах Севера, изучают традиции всех жителей, населяющих Ямал, пишут стихи о Ямале.

На уроке сегодня Ты друзей позови-

Я много узнал. Я совсем не шучу.

С днем рожденья тебя, И в подарок тебе

Наш любимый Ямал! Свой стишок напишу.

Саша (2кл)

ИМП- 4

« Метод погружения в образ»

Метод «погружения в образ» (тематическое погружение)М.П. Щетинина позволяет расширить объем знаний учащихся без увеличения времени, отводимого на изучение определенной темы. Погружение предполагается не в один отдельно взятый предмет, а в одну большую тему, тогда все предметы (большинство уроков недели) работают на один цельный образ:

Примеры:

Тема: «Кто в тундровом краю живет?»

  1. Литературное краеведение.

Произведения: Л. Лапцуй «Тундра», И. Истомин «Авка», Ю. Шесталов «Олень»

  1. Природоведение (авт.А.А.Плешакова)

Тема урока: Про животных

  1. Русский язык (авт. Л. Я. Желтковская)

Тема урока: Слова отвечают на разные вопросы.

(Все задания подобраны по теме «Животные нашего края»)

  1. Трудовое обучение

Тема урока: Лепка из пластилина. Олененок.

Тема: «Имя на карте»

  1. Литературное краеведение.

Произведения: Р.Ругин «Салехард», Л.Лапцуй «Уренгой»

  1. Природоведение:

Тема урока: Город и село. Наш дом.

  1. Русский язык

Тема урока: Закрепление пройденного. Тематический урок «На Ямале мы живем»

  1. Математика (курс Л.Г.Петерсон)

Тема урока: Сложение и вычитание трехзначных чисел. (на основе краеведческого материала).

ИМП - 5

Задания на основе краеведческого материала

Русский язык


  1. Минутка чистописания

Называются слова, дети записывают первую букву: ягушка, малица, аргиш, Лапцуй.(Яя, Мм, Аа, Лл).

  • Какое слово получилось? Что оно означает?

  • Вспомните, какие слова я называла, объясните их значение.

Ягушка - Верхняя женская одежда.

Малица - Верхняя мужская одежда.

Аргиш - обоз, караван из оленьих упряжек.

Лапцуй - ненецкий поэт.

На доске предложение: На Ямале мы живем.

  • Почему слово Ямал пишется с большой буквы?

  • Спишите предложение.


  1. Звуко - буквенный анализ.

  • Отгадайте загадку:

В ночь беззвездную до чума

Кто добраться нам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

(олень)

  • Основная пища оленя?(ягель)

  • Ненецкие сани, в которые впрягают оленей? (нарты)

  • Выберите любое слово для звуко- буквенного анализа.


  1. Письмо под диктовку с различными видами заданий.

  1. По глубокому снегу мчится оленья упряжка.

  2. Ненцы живут в чуме. Они пасут оленей и ловят рыбу. Около чума стоят нарты. Эдейка взял тынзян и поймал оленя. Молодец, Эдейка!

4. Карточка для индивидуальной работы.

Спиши текст, вставь пропущенные орфограммы, определи падеж имени существительного «олень».

Нед…леко от ч…ма п…сется олень. У (олень) кр…сивые р…га. К (олень)подош…л …стух. Он запря… (олень) в нарты. Мы п…едем на (олень) в гости. Олень д…ет человеку пищ…,…..,…...,……,……,

Распространи последнее предложение однородными членами, разбери его по членам предложения.

5.Тексты о морошке для различных видов знаний.

Загадки.

  1. Лежат на кочках кусочки янтаря

В рот положишь - тут же растают. (морошка)

  1. Летом, красным сукном одетая,

На одной ножке стоит. Морошка.


  1. Морошка, морошка, тоненькая ножка.

Ягодка - фонарик, сладостью подарит.

Солнца - луч в окошке - золотые рожки.


  1. На болотных кочках, у дорожки,

Ягодки душистые морошки,

Как живые капли янтаря,

Собирает Девушка - заря.


  1. Морошка - северная ягода семейства травянистых растений. Произрастает в болотистой местности на кочках. Цветет в июле. Ягоды созревают в августе.

Математика

В мире интересных чисел. Числовые данные можно использовать в любой теме.

  1. Длина тынзяна (аркана) 25 метров.

  2. Аргиш (обоз из оленьих нарт) состоит из 5 - 7 нарт.

  3. В оленью упряжку впрягают 4 - 5 оленей.

  4. На покрытие чума идет 70- 80 шкур.

  5. На Ямале обитает 150 видов птиц.

  6. Бурый медведь весит в среднем от 120 до 500кг, а белый от 350 до 600кг.

  7. Насекомых на Ямале насчитывается более 50 видов.

  8. Кроме этого, при составлении задач можно использовать материал на основе данных по занятию населения тундры.

Некоторые фрагменты уроков математики (2 класс,программа Петерсон Л. Г.)

Устный счет.

  • Чем ловят оленей?(Тынзяном)

  • Как вы думаете, какой длины должен быть тынзян?

  • Чтобы узнать длинну тынзяна, надо решить цепочку примеров

Чему равна длинна тынзяна?(26метров)

  • Почему тынзян такой длинный?

Решение задачи

  • Длинна тынзяна 25 метров, а олень находится на растоянии 205 дм.

  • Сможем ли мы его поймать? Докажите.

(сможем, потому что 25 метров - это 250 дм, а 250 дм 205дм)

На доске:

В стаде 500 оленей, часть из них отец отловил

И впряг в 7 нарт по 4 оленя в каждую.

Сколько оленей осталось в стаде?

  1. Схема.

Почему надо 4 *7 (по 4 взять 7 раз;4 повторяется 7 раз.)

  • А если 7*4?(по 7 оленей 4 нарты, изменится условие задачи)

  1. Решение: по действиям с кратким пояснением, выражениям.

  2. Полный ответ.

Дополнительное задание на карточках.

Карточка

Узнай, сколько оленьих шкур идет на покрытие одного чума.

Составь обратную операцию.

Я задумала число, вычла из него 62, полученный результат разделила на 3, затем умножила на 4 и вычла 12, получилось 12.

(дети составляют таблицу):

Х

-62

+62

:3

*3

*4

:4

-12

+12

12

12

(получилось 80шкур)

Карточка

Расшифруй слово(так называются молодые рожки оленя).

П 7*4 Ы 21:3 Т 0*15

Н 3*5 А 24:8 У 32:32

28

3

15

0

7

(получилось слово ПАНТЫ)

-Узнай дома, чем ценны панты.

ИПМ - 6

Работа над проектом

Работа над проектом приучает ученика творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия. Материал дети подбирают не из учебников, а из реальной жизни.

Первые проектные задания должны быть несложные, к помощи привлекаются родители. Учитель подсказывает варианты поиска информации, ее возможное оформление.

Пример:

Проект на тему «Представление Ямала туристам - гостям нашего края»

1 этап - представление проекта в целом, дети ориентированы на сбор необходимой информации.

2 - этап - поиск нужной информации

3- этап - рассказ о результатах своих поисков.

Например:

  • Я побывал на празднике «День оленевода»…

  • Я посетил музей…

  • Я побеседовал (взял интервью) у своего руководителя кружка «Бисероплетение»…

  • Я подобрал много красочных иллюстраций о природе и животных нашего края…

  • Мы с папой оформили фотовыставку «Праздник севера»…

  • Мы с братом сделали макет «Уголок тундры»…

  • Мы с подругой разучили танец оленят…

  • Мы с мамой составили кроссворд для «Поле чудес» на тему «Наш край»…

4 - этап Проведение итогового нетрадиционного урока - экскурсии «Наш Ямал» с приглашением родителей, где они являются туристами, а дети - экскурсоводами.

ИПМ - 7

Внеклассная работа

  1. Экскурсии на природу. Наблюдение за явлением природы. После экскурсии коллективное выполнение из природного материала панно «Уголок тундры».

  2. Сотрудничество с местным краеведческим музеем, регулярное посещение выставок.

  3. Организация познавательных игр «Звездный час», «Счастливый случай» на основе литературного краеведения.

  4. Посещение чемпионата области по национальным видам спорта.

  5. Проведение в классе мини- чемпионата по национальным видам спорта.

  6. Знакомства на классном часе с экологическим календарем ненецкого народа.

  7. Встречи с представителями коренной национальности.

Заключение:

Таким образом, для достижения одной из основных задач современной школы - воспитание высоконравственной личности школьника, патриота своего Отечества - учителям, работающим в территориях, где коренными жителями, являются «малые» народы, необходимо творчески подходить к обновлению содержания образования, опираясь на культурное наследие этих народов.







© 2010-2022