- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира
Статья Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Цымлова В.Н. |
Дата | 03.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛАН-УДЭ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38 г. Улан-Удэ»
Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира
Цымлова В.Н.,
учитель начальных классов
2014 г.
На ступени начального общего образования
должно быть осуществлено «формирование
основ умения учиться и способности
к организации своей деятельности -
умение принимать, сохранять цели
и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и
сверстниками в учебном процессе.
(«ФГОС начального общего образования» , 2009 г.)
Целью образования сегодня становится «общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться». Пожалуй, впервые в истории отечественного школьного образования «формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию», рассматривается в качестве важнейшей задачи системы образования на государственном уровне. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится вопрос о том, как можно и нужно развивать универсальные учебные действия. Ценность исследовательского отношения человека к действительности трудно переоценить. Готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения - то, что, пожалуй, больше всего может помочь человеку не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. С данной точки зрения воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Очень важно, чтобы ребенок на самом первом этапе своего обучения в школе мог прикоснуться к многообразию окружающей действительности, удивиться её тайнам и в процессе из познания испытать радость творчества, восторг открытия. В этом смысле значение такого предмета, как «Окружающий мир», трудно переоценить. Удивиться тайнам окружающего мира может помочь применение проблемно-диалогического метода в обучении, а испытать радость творчества и восторг открытия - такая организация учебно-воспитательного процесса, когда ребёнок имеет возможность открывать знания о мире в ходе индивидуальной или совместной со сверстниками деятельности. Развитию у ребёнка исследовательского отношения к миру предполагает:
- метод обучения, моделирующий процесс открытия ребёнком новых знаний о мире - проблемно-исследовательский;
- субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества в процессе познания.
Узнаем животных по следам…
В отделе растениеводства.
Называем отличительные признаки насекомых.
Занятие в оранжерее РЭБЦУ. Большой интерес у детей вызывало исследование на уроках по темам «Что такое снег и лёд?», «Откуда в снежках грязь?», «Откуда реки текут?». На этих уроках мы проводили исследования по определению структуры снега и льда, их свойств. При проведении опытов дети увлеченно наблюдали и фиксировали результаты. Изучая вопрос о присутствии в снежках грязи, мы проводили сопоставительные эксперименты, когда делали забор снега во дворе школы и в березовой роще. В ходе экспериментов дети самостоятельно сделали выводы о том, где снег чище и почему в нем образуется грязь. Кроме того, выдвинули гипотезу о том, отчего снег становится грязным. Очищать воду учащиеся тоже учились. Это они делали при помощи активированного угля. При проведении данных опытов дети учились работать с лабораторным оборудованием: мензурками, воронками, пробирками. Все уроки-исследования включают этапы обмена информации, который может проходить в разных формах: рисунок, устный отчет, высказывание предположений, формулировка выводов. Одним из новых метапредметных результатов, достижению которых придаётся большое значение в новом федеральном стандарте государственного общего образования, является формирование у выпускников начальной школы таких универсальных познавательных действий, как базовые исследовательские умения, обеспечивающие способность учиться путём сознательного и активного присвоения социального опыта. За время обучения в начальной школе дети могут освоить практически все основные формы представления результатов проделанной работы - от устного сообщения, рисунка, иллюстрированной схемы до графика, диаграммы, модели и компьютерной презентации.
6