- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по курсу Волшебный мир оригами
Рабочая программа по курсу Волшебный мир оригами
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шмигельская А.В. |
Дата | 16.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
13
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
города Южно-Сахалинска
РЕКОМЕНДОВАНА МО учителей начальной школы Протокол № 1 от 29.08.2014 года
УТВЕРЖДЕНА приказом директора школы № 380-п от 09.09.2014 года
Рабочая программа внеурочной деятельности
учащихся начальной школы
общекультурной направленности
курс «Волшебный мир оригами»
3 классы
2014 - 2015
Программу составила:
учитель начальных классов
Шмигельская А.В
.
2014
Пояснительная записка
Таинственный мир превращенья бумаги.
Здесь все чародеи, волшебники, маги.
Творят они сказки своими руками.
И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ. Рабочая программа « Волшебный мир оригами» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования. Программа предназначена для работы с детьми 3 класса, обучающихся по УМК « Школа 2100» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и целостности содержания программ по предметам математике, изобразительной деятельности, трудового обучения, расширяя и обогащая их. Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами. Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Курс «Волшебный мир оригами» является модифицированной программой общекультурной направленности, в основе которой лежит программа Т. Н. Просняковой «Художественное творчество». Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие результаты своей деятельности.
- развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
- знакомит с основными геометрическими понятиями;
- улучшает способность следовать устным инструкциям;
- расширяет коммуникативные способности;
- воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
- воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
- конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
- объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
- наглядное сопровождение темы урока - например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы - на занятиях театральной студии;
- средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
- элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Задачи:
-
содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка
-
развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, техническое и логическое мышление, глазомер; способности ориентироваться в информации разного вида;
-
осваивать знания о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальные представления о мире профессий;
-
овладевать начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;
-
воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда, интерес к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Практическая значимость программы: Занятия оригами являются одной из форм пропедевтики изучения геометрии, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, действовать в соответствии с простейшими алгоритмами, работать со схемами, распознавать простейшие геометрические фигуры, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Во время занятий оригами для снятия излишней возбудимости детей, создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение с записями звуков живой природы и детских песен. В результате этого, у детей происходит выравнивание психомоторных процессов, изменение их поведения, улучшение личных взаимоотношений, так как музыка влияет на эмоциональное состояние и настроение человека.
Содержание программы На 1 этапе все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Особое внимание в начале обучения следует уделять оформлению композиций. Например, композиция «Островок в пруду». Она рассчитана на несколько занятий. Каждое изделие: рыбка, бабочка, головастик, жучок, жаба, делается на отдельном занятии.
Формы и методы обучения:
- традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
- методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.
- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы в группах;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся: в классе и школе.
3. Участие в ежегодной городской выставке детского прикладного и технического творчества.
Учебно-тематический план
3 класс
№
п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие.
1
-
1
2.
Беседа по охране труда.
1
-
1
3.
Диагностика обученности учащихся.
-
1
1
4.
Летние композиции
1
3
4
5.
Чудесные превращения бумажного листа
1
3
4
6.
Модульное оригами
1
6
7
7.
Оригами на праздничном столе
1
3
4
8.
Цветы к празднику 8 марта
1
1
2
9.
Оригами - почта
1
2
3
10.
Впереди - лето!
1
3
4
11.
Итоговое занятие
1
1
2
12.
Оформление выставочных работ
1
-
1
ИТОГО:
11
23
34
3 год обучения (34 часа)
Вводное занятие (1 час)
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда (1 час)
Диагностика обученности учащихся (1 час)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции (4 часа)
Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
Чудесные превращения бумажного листа (4 часа)
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами (7 часов)
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Оригами на праздничном столе (4 часа)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Цветы к празднику 8 марта (2 часа)
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами - почта (3 часа)
Различные виды конвертов для писем.
Впереди - лето! (4 часа)
Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
Итоговое занятие (2 часа)
Оригамская сказка о четырех братьях.
Оформление выставочных работ (1 час)
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами изучения курса «Волшебный мир оригами» во втором классе является формирование следующих умений:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
- совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе.
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками, схемами;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую - изделия, художественные образы.
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках;
- слушать и понимать речь других.
- что такое оригами;
- основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- условные обозначения к схемам;
- названия и назначение ручных инструментов и приспособления шаблонов, правила работы ими;
- технологическую последовательность изготовления некоторых изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
- способы разметки: сгибанием;
- способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
- виды отделки: раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой и её вариантами;
- под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами;
- с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
- различным приемам работы с бумагой;
- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности.
Оценка результатов освоения программы:
I. Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами.
3 год обучения - умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».
- Высокий уровень - делает самостоятельно,
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень - не может сделать.
II. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами.
3 год обучения - умение сделать несложное изделие по схеме.
- Высокий уровень - делает самостоятельно,
- Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
- Низкий уровень - не может сделать.
III. Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
3 год обучения - умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.
- Высокий уровень - почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;
- Средний уровень - имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;
- Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.
IV. Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.
- Высокий уровень - работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
- Средний уровень - работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
- Низкий уровень - работы выполнены на недостаточном уровне.
V. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Оцениваются такие умения:
- организовать свое рабочее место,
- рационально использовать необходимые материалы,
- аккуратность выполнения работы.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
-
Программа будет реализовываться в кабинете №5, МБОУ СОШ №1.
Кабинет хорошо освещен.
-
Для освещения теоретических вопросов и выполнения практических работ имеется мультимедийное оборудование, интерактивная доска.
-
Перечень необходимых материалов: бумага для оригами, цветной картон, цветная бумага, клей, тряпочка у каждого ученика.
Перечень необходимых инструментов - ножницы, инструмент для разглаживания сгибов у каждого ученика.
Перечень подготовленных пособий - мультимедийные презентации на каждую тему занятия:
3 год обучения
1. История развития искусства оригами.
Беседа по охране труда. Входная диагностика.
Летние композиции
2. Калужница.
3. Ландыш.
4. Сон-трава.
5. Оформление выставки «На лесной полянке»
Чудесные превращения бумажного листа
6. Сказочный цветок (мозаика из 6 модулей).
7. Простые коробки (2 варианта)
8. Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги.
9. Коробки для подарков. Базовая модель.
10. Коробки для подарков. Различные варианты.
Модульное оригами
11. Бусы для елки. Новогодняя гирлянда.
12. Разноцветная звезда из 4 деталей.
13. Звезда из 8 модулей.
14. Звезда из 16 модулей.
15. Ветка ели.
16. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
17. Диагностика по итогам 1 полугодия.
18. Оформление класса к Новому году.
Оригами на праздничном столе
19. Правила этикета. Приглашение - открытка
с летящей птицей и рамочка для карточки гостя.
20. Оригами на праздничном столе:
салфетка «Веер», салфетка для столового серебра,
салфетки «Лилия» и «Петушиный гребень».
Цветы к празднику 8 марта
21. Василёк и гвоздика.
22. Композиция «Букет гвоздик».
23. Японская ваза для цветов.
24. Объемные тюльпаны.
25. Объемные колокольчики.
26. Оформление выставки «Цветы для наших мам».
Оригами на праздничном столе
27. Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка
(вазочка) с декоративными углами.
28. Коробочка «Звезда» и коробочка «Санбо».
29. Вазочка «Не увлекайся конфетами».
30. Итоговое занятие «Оригами на праздничном столе».
Оригами - почта
31. Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
32. Датское и английское письмо.
33. Оригинальный конверт (2 варианта).
Впереди - лето!
34. Пилотка (2 варианта) и шапочка с козырьком.
35. Самолеты и истребители.
Итоговое занятие
36. Оригамская сказка о четырех братьях.
Диагностика по итогам года.
А также диски с музыкальным сопровождением.
Перечень необходимого раздаточного материала: схемы изделий, шаблоны для аппликаций.
Список литературы:
-
Проснякова Т. Н Программа «Художественное творчество»
-
Проснякова Т. Н Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
-
Проснякова Т. Н Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА
Список литературы для учителя
1.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Кристалл, 2005. 2.Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997. 3..Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994 4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты - бумажные хвосты [ / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995 6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 1999 7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002. 8. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007. 9. Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.2610. Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007 11. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007 12. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
Список литературы для обучающихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1995. 2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. - СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007Календарно - тематическое планирование курса
№
Дата
Тема
Ча
сы
Основное содержание занятия
Вид деятельности
1
3.09.
История развития искусства оригами Беседа по охране труда.
1
Беседа.
Работа с бумагой
Беседа по охране труда- 1 час
2
10.09.
Правила поведения на занятиях.
Простые базовые формы оригами.
1
Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
Работа с бумагой, ножницами
Диагностика обученности учащихся- 1 час
3
17.09.
Входная диагностика.
1
Работа с бумагой, ножницами
Летние композиции - 4 часа
4
24.09.
Калужница.
1
Изготовление модели по плану по изученным
базовым формам
Работа с бумагой в технике «оригами»
5
01.10
Ландыш.
1
Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.
Работа с бумагой в технике «оригами»
6
08.10
Сон-трава.
1
Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.
Работа с бумагой в технике «оригами»
7
15.10
Оформление композиций«На лесной полянке»
1
Изготовление модели по плану по изученным базовым формам.
Работа с бумагой в технике «оригами»
Чудесные превращения бумажного листа - 4 часа
8
22.10.
Сказочный цветок.
1
Демонстрация складывания базовой формы «треугольник». Изготовление модели по плану.
Работа с бумагой в технике «оригами».
9
29.10.
Простые коробочки
1
Изготовление модели по плану (схемам)
Практическое занятие.
Работа с бумагой в технике «оригами».
Выставка
10
12.11.
Коробка с крышкой из квадратного листа бумаги.
1
Изготовление модели по плану (схемам)
Работа с бумагой в технике «оригами».
11
19.11.
Коробки для подарков. Базовая модель.
1
Изготовление модели по плану (схемам)
Работа с бумагой в технике «оригами».
Модульное оригами- 7 часов
12
26.11.
Ветка ели.
1
Демонстрация складывания базовой формы «модулей». Изготовление модели по плану
Работа с бумагой в технике «оригами».
Выставка.
13
03.12.
Бусы для елки. Новогодняя гирлянда.
1
Изготовление модели по плану (схемам).
Работа с бумагой в технике «оригами».
14
10.12.
Разноцветная звезда из 4 деталей.
1
Изготовление модели по плану (схемам).
Работа с бумагой в технике «оригами».
15
17.12.
Звезда из 8 модулей.
1
Изготовление модели по плану (схемам).
Работа с бумагой в технике «оригами».
Выставка.
16
24.12.
Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
1
Изготовление модели по плану (схемам).
Работа с бумагой в технике «оригами».
17
Диагностика по итогам 1 полугодия.
1
Изготовление модели по плану (схемам).
Работа с бумагой в технике «оригами».
18
Модульные игрушки для друзей.
1
Изготовление модели по плану (схемам).
Работа с бумагой в технике «оригами».
Выставка.
Оригами на праздничном столе- 4 часа.
19
Правила этикета. Приглашение - открытка
с летящей птицей и рамочка для карточки гостя.
1
Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану
Работа с бумагой в технике «оригами».
Выставка.
20
Оригами на праздничном столе:
салфетка «Веер»,«Лилия»
1
Изготовление модели по плану (схемам)
Работа с бумагой в технике «оригами».
21
Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка
(вазочка) с декоративными углами
1
Изготовление модели по плану (схемам)
Работа с бумагой в технике «оригами».
22
Вазочка «Не увлекайся конфетами».
1
Изготовление модели по плану (схемам)
Работа с бумагой в технике «оригами»
Цветы к празднику 8 марта- 2 часа.
23
Композиция «Букет гвоздик».
1
Демонстрация складывания базовой формы.
Работа с бумагой в технике «оригами»
24
Ваза «Два журавля»
1
Демонстрация складывания базовой формы.
Работа с бумагой в технике «оригами»
Оригами - почта - 3 часа.
25
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
1
Изготовление модели по плану.
Работа с бумагой в технике «оригами»
26
Датское и английское письмо.
1
Демонстрация складывания базовой формы.
Работа с бумагой в технике «оригами»
27
Оригинальный конверт
1
Демонстрация складывания базовой формы.
Работа с бумагой в технике «оригами»
Впереди - лето! - 4 часа.
28
Пилотка(2варианта) и шапочка с козырьком.
1
Демонстрация складывания базовой формы « Дверь»
Работа с бумагой в технике «оригами».
29
Самолеты и истребители.
1
Изготовление модели по плану.
Работа с бумагой в технике «оригами».
30
Объемные колокольчики.
1
Изготовление модели по плану.
Работа с бумагой в технике «оригами»
31
Объемные тюльпаны.
1
Изготовление модели по плану.
Работа с бумагой в технике «оригами»
Итоговое занятие- 2 часа.
32
Бутоны роз. Композиция «Букет роз». Оригамская сказка о четырех братьях
1
Изготовление модели по плану.
Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация.
33
Диагностика по итогам года.
1
Изготовление модели по плану.
Работа с бумагой в технике «оригами»
Оформление выставочных работ - 1 час.
34
«Чему мы научились за год».
Презентация.
1
Диагностика по итогам года. Выставка.
В форме праздника.
Работа с бумагой в технике «оригами»