- Преподавателю
- Начальные классы
- Презентация книги Н. А. Надеждиной Каждой былинке брат для учащихся 2-3 классов
Презентация книги Н. А. Надеждиной Каждой былинке брат для учащихся 2-3 классов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Максимова Э.В. |
Дата | 04.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Презентация книги Н.А. Надеждиной «Каждой былинке брат»
для учащихся 2 - 3 классов.
Цель: Развитие познавательных интересов учащихся, знакомство с новой литературой, побуждение к чтению, умение работать с текстом.
Библиотекарь: Летом, делая уборку библиотеки, мое внимание привлекла ничем неприметная с виду книга. А, когда я открыла ее и начала читать, то уже не смогла оторваться, пока не дочитала ее до конца. И мне очень захотелось, ребята, чтобы вы тоже познакомились с этой книгой.
Это книга Надежды Августиновны Надеждиной «Каждой былинке брат».
Книга предназначена для учащихся начальных классов. Состоит из 3-х частей: - «Как Витя с лесом поссорился»;
-
«Мы одной крови»;
-
«Добрые глаза человека».
Также в книге вы найдете интересные осенние, зимние, весенние, летние загадки, с помощью которых сможете проверить: насколько хорошо вы знаете животный и растительный мир.
Эта книга будет вам большим помощником при изучении предмета «Познание мира».
А теперь я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по главам книги Надежды Надеждиной «Каждой былинке брат». Но, с условием, что вы мне будете помогать. Для этого нам необходимо будет разбиться на группы.
Вступление. «Вместо предисловия».
Ученица /от автора/. В детстве я разговаривала с деревьями, как разговаривают с людьми.
Мне хотелось с ними дружить: они были красивые и высокие. По их вершинам еще издали, с улицы, я узнавала наш дом.
И они были добрые. Они сбрасывали к моим ногам спелые яблоки, сладкие груши и сливы, до которых я сама дотянуться не могла.
Осенью я попросила у мамы нитки, чтобы покрепче привязать к веткам желтые листья. Я не хотела, чтоб листья падали, мне было скучно без них.
Но мама сказала: так нужно! Осень для деревьев - все равно, что для нас вечер. Они раздеваются - пришло время спать.
И тогда я побежала в сад и всем - яблоням, сливам, груше, кустам сирени - сказала, чтоб они не боялись осени. Им тоже нужно отдохнуть, а весной они проснутся и зазеленеют опять.
Я и сейчас по-прежнему люблю деревья, мне горько, если кто-нибудь обижает их.
Недавно я увидела в поселке дерево с изуродованным стволом: какой-то озорник вырезал на нем свое имя.
Мне стало больно, будто это меня поранили. Я подошла ближе, прижалась к стволу щекой.
Налетел ветер, ветки закачались, и в шуме листьев мне послышались слова. Дерево рассказывало удивительную историю:
«Как Витя с лесом поссорился».
Библиотекарь. Под вековым деревом был построен дом, в котором поселилась семья из 4-х человек: отец, мать, бабушка и мальчик восьми лет - Витя. В одно летнее утро бабушка поручила Вите полить огород, но вместо этого Витя отправился в лес.
В лесу в этот день был праздник - летний смотр малышей. Как всегда, он проводился на главной поляне перед раскидистым дубом, обросшим зеленым мхом. /Возле доски ставится макет дерева/.
На поляне собралось много малышей, и зрителей - мамаш.
На сук дуба важно уселась сойка./На дерево вывешивается птица/. Сойка - это живое лесное радио: птицы и звери слушают новости, которые она передает. Конкурс оценивало жюри под председательством барсука.
/Работа групп. Детям раздаются листы с текстом. Дети читают и представляют каждый своего животного/.
Смотр открыли зайчата - самые самостоятельные из лесных малышей.
1 группа. Зайчата родятся с зубами, зрячими, в шерсти. Новорожденный зайчонок должен уметь сам найти себе укрытие - ямку - где-нибудь в траве или под кустом.
Всего девять дней длится короткое заячье детство, и только два-три раза малыша навестит зайчиха, чтоб покормить жирным и сытным молоком.
И не потому, что она плохая мать. А все из-за пяток. Только одни пятки и потеют у зайца, и чем дольше он бежит - тем сильней. Если б зайчиха часто навещала зайчонка, она бы своим запахом выдала его врагам. Да и малышу, пока не окреп, разгуливать опасно. Заячья наука требует, чтобы зайчата лежали в траве неподвижно, прижав предательские пятки к земле, чтобы лисица или другой хищник не почуяли их.
Библиотекарь. Зайчата продемонстрировали на смотре, насколько правильно они научились прятаться.
Продолжили парад молодые змееловы.
2 группа. Змееловы - это ежи. Семеро ежат сложили к подножию дуба загрызенную гадюку - свой первый охотничий трофей.
Охотники на змей совершили круг почета под пение птичьего хора. Храбрых ежат славили пеночки и овсянки, чьих птенцов пожирает гадюка, разоряя гнезда, свитые на земле.
Библиотекарь. После ежат на поляну выбежали бельчата с орехами в зубах.
3 группа. Бельчата рождаются голые и беспомощные, но у них есть дупло, где тепло и уютно.
Белки - запасливый народ. Каждую осень они закапывают в землю орехи и желуди, но запомнить всех своих кладовушек не могут. А лесу от этого прибыль: благодаря беличьей забывчивости в лесу вырастают новые орешники и новые дубы.
Сегодня в честь праздника каждый бельчонок должен был посадить свой первый орех.
Библиотекарь. Все ждали сигнала к началу задания, но здесь лесное радио передало:
- Берегись, берегись! В лес пришел человек.
В лес пришел мальчик Витя. Давайте понаблюдаем, как ведет себя Витя в лесу:
4 группа.…Мальчик на ходу сшибал шляпки грибов ногами, вырвал из земли куст черники, выбирая себе палку, поломал целый куст орешника, затем эту палку вонзил в муравейник: разорил лесной высотный дом и растоптал пахучую муравьиную дорогу: тому, кто не умеет видеть, скучно в лесу.
Библиотекарь. Сойка, наблюдавшая за мальчиком, трижды повторила:
-
Прячьтесь, прячьтесь, прячьтесь.
Почему? Как вы думаете? /Ответы детей/.
Правильно. Потому что сойка поняла, что это не друг лесу, а недруг!
Когда сойка предупредила лесных жителей об опасности, ее все слышали, но послушались не все.
Не послушалась синица, сидевшая у дупла.
Мать-синица как раз учила птенцов летать. Она не заметила мальчика, который подкрадывался, прячась за кустами. А если бы и заметила, чего ей бояться? Люди не стреляют синиц!
И Витя тоже знал, что люди синиц не стреляют, да и вообще в то время, когда у птиц и зверей малыши, охота запрещена.
Знал и все же нащупал в кармане рогатку и решил поиграть, поцелиться. А когда прицелился… выстрелил.
Камень, пущенный из рогатки, попал в цель. Синица упала в траву. Она была мертва.
Тут же лесное радио сообщило:
- Убили! Убили песню, убили верного друга деревьев, убили мать!!!
И тут же грянули деревянные барабаны. Они звали на сбор.
Все обитатели леса собрались под старым дубом, чтобы судить мальчика, который многих обидел. И никто не сказал слово в защиту мальчика, потому что в лесу существует негласный закон:
-
Кого бы ни обидели в лесу, - обидели меня!
Потому что все в лесу - от зеленой ветки и черной бусины ягоды до птицы и зверя - связано между собой.
Через время лесной дикий голубь принес к дому Вити таинственную записку. Это была не бумага, а свернутая в трубочку береста. Витя торопливо развернул ее и прочел:
«Ты обидел лес. Попробуй без него обойтись. Что ты потерял - узнаешь, когда пробьет двенадцать часов!»
Никакой подписи. Письмо скрепляла алая ягодка земляники, похожая на сургучную печать.
-
Какая чушь! - сказал Витя. Он решил, что его разыгрывают.
Но тут глухо ударили стенные часы.
Их стрелки - большая и маленькая - соединились на цифре 12.
Бом! Бом! - били часы.
И тут началось…
Как вы думаете, ребята, что начало происходить и что потерял Витя? Для этого нам надо вспомнить, что дает человеку лес. У вас на столе листы, на которых каждая группа должна написать слова к ключевому слову «Лес». Слова должны указывать, что лес дает человеку. /Дети выполняют задание. После чего заслушиваются выступления каждой группы, и подводится общий итог выступлений/.
А подробнее узнать, как лес наказал Витю, вы сможете, прочитав главу книги «Как Витя с лесом поссорился».
А мы отправляемся во 2 часть книги -
«Мы одной крови».
Библиотекарь. Может, когда-нибудь, человек вспомнит тех, кому он многим обязан и захочет поблагодарить: колосья, что его кормили; травы, что его лечили; пушных зверей, чей мех согревал его в стужу; деревья, из которых строил корабли. Этот список можно продолжать и если каждому растению и животному, сделавшему человеку добро, ставить памятник, - не хватит земли.
Может быть, когда-нибудь человек поставит один - общий памятник природе в благодарность за ее щедрые дары, но пока такого памятника нет.
Но есть памятники собаке, лягушке и двум насекомым: вредной гусенице и вредному жуку.
За что же вредным насекомым поставили памятники? /Зачитывается текст из книги. «Памятник гусенице» стр.63-65/.
А про насекомых-друзей забыли! А каким насекомым, ребята, вы поставили бы памятник и почему? /Ответы детей/.
«Добрые глаза человека».
Библиотекарь. Казалось бы, в наше время уже все животные известны. Оказывается - нет. В ХХ веке зоологи открыли 34 новых вида животных. И ученые предполагают, что еще должно быть открыто около сотни новых видов птиц и около двух миллионов видов насекомых.
А для этого люди должны учиться. Когда тебе задают уроки на завтра, ты их готовишь сегодня. Завтра начинается сегодня. А ты готов к нему?
Ты не сумеешь собрать гербарий на Марсе, если не будешь знать растений Земли.
Что растет возле твоего дома, в городском парке, в ближайшем лесу? Какие там водятся звери, какие поют птицы? Научись открывать. Научись беречь то, что тобой открыто.
И когда ты будешь в лесу - осенью, зимой, летом, весною, - посмотри на природу, как смотрит друг, - добрыми глазами человека.
Как вы думаете, ребята, вы внимательные? Давайте проверим, насколько вы наблюдательны. В этом нам помогут осенние, весенние, зимние и летние загадки из книги Н. Надеждиной.
«Загадки».
-
Кто собирает яблоки осенью? /Еж. Он будет кататься по земле под дикой яблоней, пока яблочки не нанижутся на колючки/.
-
Кто путешествует по воздуху на нитке? /Молодые пауки-бокоходы, пауки-волки, пауки-тенетники. Могут улететь на паутине за десятки километров/.
-
Кто полгода живет без обеда? /Барсук, еж, медведь и все остальные звери, которые на зиму впадают в спячку/.
-
У кого подо льдом реки дровяной склад? /У бобра/.
-
Что теряет лось каждую зиму? /Рога. Но к лету они опять отрастут./
-
Когда еж не колется? / Когда он только что появился на свет./
-
Почему перелетные птицы весной спешат, а осенью не спешат? /Весной спешат, потому что летят вить гнезда. Осенью на юг их гонит голод. Если корм есть, то не торопятся с отлетом./
-
Почему ласточки кружатся возле стада? /Стадо вспугивает притаившуюся в траве мошкару, и ее подхватывают ласточки/.
-
У кого каждый день растут зубы? /У бобра, у зайца, у всех грызунов зубы растут каждый день: стачиваются и снова растут/.
3 группа. Бельчата рождаются голые и беспомощные, но у них есть дупло, где тепло и уютно.
Белки - запасливый народ. Каждую осень они закапывают в землю орехи и желуди, но запомнить всех своих кладовушек не могут. А лесу от этого прибыль: благодаря беличьей забывчивости в лесу вырастают новые орешники и новые дубы.
Сегодня в честь праздника каждый бельчонок должен был посадить свой первый орех.
1 группа. Зайчата родятся с зубами, зрячими, в шерсти. Новорожденный зайчонок должен уметь сам найти себе укрытие - ямку - где-нибудь в траве или под кустом.
Всего девять дней длится короткое заячье детство, и только два-три раза малыша навестит зайчиха, чтоб покормить жирным и сытным молоком.
И не потому, что она плохая мать. А все из-за пяток. Только одни пятки и потеют у зайца, и чем дольше он бежит - тем сильней. Если б зайчиха часто навещала зайчонка, она бы своим запахом выдала его врагам. Да и малышу, пока не окреп, разгуливать опасно. Заячья наука требует, чтобы зайчата лежали в траве неподвижно, прижав предательские пятки к земле, чтобы лисица или другой хищник не почуяли их.
2 группа. Змееловы - это ежи. Семеро ежат сложили к подножию дуба загрызенную гадюку - свой первый охотничий трофей.
Охотники на змей совершили круг почета под пение птичьего хора. Храбрых ежат славили пеночки и овсянки, чьих птенцов пожирает гадюка, разоряя гнезда, свитые на земле.
4 группа.…Мальчик на ходу сшибал шляпки грибов ногами, вырвал из земли куст черники, выбирая себе палку, поломал целый куст орешника, затем эту палку вонзил в муравейник: разорил лесной высотный дом и растоптал пахучую муравьиную дорогу: тому, кто не умеет видеть, скучно в лесу.