Презентация книги Н. А. Надеждиной Каждой былинке брат для учащихся 2-3 классов

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ППрезентация книги Н.А.Надеждиной Каждой былинке брат для учащихся 2-3 классоврезентация книги Н.А. Надеждиной «Каждой былинке брат»

для учащихся 2 - 3 классов.



Цель: Развитие познавательных интересов учащихся, знакомство с новой литературой, побуждение к чтению, умение работать с текстом.

Библиотекарь: Летом, делая уборку библиотеки, мое внимание привлекла ничем неприметная с виду книга. А, когда я открыла ее и начала читать, то уже не смогла оторваться, пока не дочитала ее до конца. И мне очень захотелось, ребята, чтобы вы тоже познакомились с этой книгой.

Это книга Надежды Августиновны Надеждиной «Каждой былинке брат».

Книга предназначена для учащихся начальных классов. Состоит из 3-х частей: - «Как Витя с лесом поссорился»;

  • «Мы одной крови»;

  • «Добрые глаза человека».

Также в книге вы найдете интересные осенние, зимние, весенние, летние загадки, с помощью которых сможете проверить: насколько хорошо вы знаете животный и растительный мир.

Эта книга будет вам большим помощником при изучении предмета «Познание мира».

А теперь я предлагаю вам совершить небольшое путешествие по главам книги Надежды Надеждиной «Каждой былинке брат». Но, с условием, что вы мне будете помогать. Для этого нам необходимо будет разбиться на группы.

Вступление. «Вместо предисловия».

Ученица /от автора/. В детстве я разговаривала с деревьями, как разговаривают с людьми.

Мне хотелось с ними дружить: они были красивые и высокие. По их вершинам еще издали, с улицы, я узнавала наш дом.

И они были добрые. Они сбрасывали к моим ногам спелые яблоки, сладкие груши и сливы, до которых я сама дотянуться не могла.

Осенью я попросила у мамы нитки, чтобы покрепче привязать к веткам желтые листья. Я не хотела, чтоб листья падали, мне было скучно без них.

Но мама сказала: так нужно! Осень для деревьев - все равно, что для нас вечер. Они раздеваются - пришло время спать.

И тогда я побежала в сад и всем - яблоням, сливам, груше, кустам сирени - сказала, чтоб они не боялись осени. Им тоже нужно отдохнуть, а весной они проснутся и зазеленеют опять.

Я и сейчас по-прежнему люблю деревья, мне горько, если кто-нибудь обижает их.

Недавно я увидела в поселке дерево с изуродованным стволом: какой-то озорник вырезал на нем свое имя.

Мне стало больно, будто это меня поранили. Я подошла ближе, прижалась к стволу щекой.

Налетел ветер, ветки закачались, и в шуме листьев мне послышались слова. Дерево рассказывало удивительную историю:

«Как Витя с лесом поссорился».

Библиотекарь. Под вековым деревом был построен дом, в котором поселилась семья из 4-х человек: отец, мать, бабушка и мальчик восьми лет - Витя. В одно летнее утро бабушка поручила Вите полить огород, но вместо этого Витя отправился в лес.

В лесу в этот день был праздник - летний смотр малышей. Как всегда, он проводился на главной поляне перед раскидистым дубом, обросшим зеленым мхом. /Возле доски ставится макет дерева/.

На поляне собралось много малышей, и зрителей - мамаш.

На сук дуба важно уселась сойка./На дерево вывешивается птица/. Сойка - это живое лесное радио: птицы и звери слушают новости, которые она передает. Конкурс оценивало жюри под председательством барсука.

/Работа групп. Детям раздаются листы с текстом. Дети читают и представляют каждый своего животного/.

Смотр открыли зайчата - самые самостоятельные из лесных малышей.

1 группа. Зайчата родятся с зубами, зрячими, в шерсти. Новорожденный зайчонок должен уметь сам найти себе укрытие - ямку - где-нибудь в траве или под кустом.

Всего девять дней длится короткое заячье детство, и только два-три раза малыша навестит зайчиха, чтоб покормить жирным и сытным молоком.

И не потому, что она плохая мать. А все из-за пяток. Только одни пятки и потеют у зайца, и чем дольше он бежит - тем сильней. Если б зайчиха часто навещала зайчонка, она бы своим запахом выдала его врагам. Да и малышу, пока не окреп, разгуливать опасно. Заячья наука требует, чтобы зайчата лежали в траве неподвижно, прижав предательские пятки к земле, чтобы лисица или другой хищник не почуяли их.

Библиотекарь. Зайчата продемонстрировали на смотре, насколько правильно они научились прятаться.

Продолжили парад молодые змееловы.

2 группа. Змееловы - это ежи. Семеро ежат сложили к подножию дуба загрызенную гадюку - свой первый охотничий трофей.

Охотники на змей совершили круг почета под пение птичьего хора. Храбрых ежат славили пеночки и овсянки, чьих птенцов пожирает гадюка, разоряя гнезда, свитые на земле.

Библиотекарь. После ежат на поляну выбежали бельчата с орехами в зубах.

3 группа. Бельчата рождаются голые и беспомощные, но у них есть дупло, где тепло и уютно.

Белки - запасливый народ. Каждую осень они закапывают в землю орехи и желуди, но запомнить всех своих кладовушек не могут. А лесу от этого прибыль: благодаря беличьей забывчивости в лесу вырастают новые орешники и новые дубы.

Сегодня в честь праздника каждый бельчонок должен был посадить свой первый орех.

Библиотекарь. Все ждали сигнала к началу задания, но здесь лесное радио передало:

- Берегись, берегись! В лес пришел человек.

В лес пришел мальчик Витя. Давайте понаблюдаем, как ведет себя Витя в лесу:

4 группа.…Мальчик на ходу сшибал шляпки грибов ногами, вырвал из земли куст черники, выбирая себе палку, поломал целый куст орешника, затем эту палку вонзил в муравейник: разорил лесной высотный дом и растоптал пахучую муравьиную дорогу: тому, кто не умеет видеть, скучно в лесу.

Библиотекарь. Сойка, наблюдавшая за мальчиком, трижды повторила:

  • Прячьтесь, прячьтесь, прячьтесь.

Почему? Как вы думаете? /Ответы детей/.

Правильно. Потому что сойка поняла, что это не друг лесу, а недруг!

Когда сойка предупредила лесных жителей об опасности, ее все слышали, но послушались не все.

Не послушалась синица, сидевшая у дупла.

Мать-синица как раз учила птенцов летать. Она не заметила мальчика, который подкрадывался, прячась за кустами. А если бы и заметила, чего ей бояться? Люди не стреляют синиц!

И Витя тоже знал, что люди синиц не стреляют, да и вообще в то время, когда у птиц и зверей малыши, охота запрещена.

Знал и все же нащупал в кармане рогатку и решил поиграть, поцелиться. А когда прицелился… выстрелил.

Камень, пущенный из рогатки, попал в цель. Синица упала в траву. Она была мертва.

Тут же лесное радио сообщило:

- Убили! Убили песню, убили верного друга деревьев, убили мать!!!

И тут же грянули деревянные барабаны. Они звали на сбор.

Все обитатели леса собрались под старым дубом, чтобы судить мальчика, который многих обидел. И никто не сказал слово в защиту мальчика, потому что в лесу существует негласный закон:

  • Кого бы ни обидели в лесу, - обидели меня!

Потому что все в лесу - от зеленой ветки и черной бусины ягоды до птицы и зверя - связано между собой.

Через время лесной дикий голубь принес к дому Вити таинственную записку. Это была не бумага, а свернутая в трубочку береста. Витя торопливо развернул ее и прочел:

«Ты обидел лес. Попробуй без него обойтись. Что ты потерял - узнаешь, когда пробьет двенадцать часов!»

Никакой подписи. Письмо скрепляла алая ягодка земляники, похожая на сургучную печать.

  • Какая чушь! - сказал Витя. Он решил, что его разыгрывают.

Но тут глухо ударили стенные часы.

Их стрелки - большая и маленькая - соединились на цифре 12.

Бом! Бом! - били часы.

И тут началось…

Как вы думаете, ребята, что начало происходить и что потерял Витя? Для этого нам надо вспомнить, что дает человеку лес. У вас на столе листы, на которых каждая группа должна написать слова к ключевому слову «Лес». Слова должны указывать, что лес дает человеку. /Дети выполняют задание. После чего заслушиваются выступления каждой группы, и подводится общий итог выступлений/.

А подробнее узнать, как лес наказал Витю, вы сможете, прочитав главу книги «Как Витя с лесом поссорился».

А мы отправляемся во 2 часть книги -

«Мы одной крови».

Библиотекарь. Может, когда-нибудь, человек вспомнит тех, кому он многим обязан и захочет поблагодарить: колосья, что его кормили; травы, что его лечили; пушных зверей, чей мех согревал его в стужу; деревья, из которых строил корабли. Этот список можно продолжать и если каждому растению и животному, сделавшему человеку добро, ставить памятник, - не хватит земли.

Может быть, когда-нибудь человек поставит один - общий памятник природе в благодарность за ее щедрые дары, но пока такого памятника нет.

Но есть памятники собаке, лягушке и двум насекомым: вредной гусенице и вредному жуку.

За что же вредным насекомым поставили памятники? /Зачитывается текст из книги. «Памятник гусенице» стр.63-65/.

А про насекомых-друзей забыли! А каким насекомым, ребята, вы поставили бы памятник и почему? /Ответы детей/.

«Добрые глаза человека».

Библиотекарь. Казалось бы, в наше время уже все животные известны. Оказывается - нет. В ХХ веке зоологи открыли 34 новых вида животных. И ученые предполагают, что еще должно быть открыто около сотни новых видов птиц и около двух миллионов видов насекомых.

А для этого люди должны учиться. Когда тебе задают уроки на завтра, ты их готовишь сегодня. Завтра начинается сегодня. А ты готов к нему?

Ты не сумеешь собрать гербарий на Марсе, если не будешь знать растений Земли.

Что растет возле твоего дома, в городском парке, в ближайшем лесу? Какие там водятся звери, какие поют птицы? Научись открывать. Научись беречь то, что тобой открыто.

И когда ты будешь в лесу - осенью, зимой, летом, весною, - посмотри на природу, как смотрит друг, - добрыми глазами человека.

Как вы думаете, ребята, вы внимательные? Давайте проверим, насколько вы наблюдательны. В этом нам помогут осенние, весенние, зимние и летние загадки из книги Н. Надеждиной.

«Загадки».

  • Кто собирает яблоки осенью? /Еж. Он будет кататься по земле под дикой яблоней, пока яблочки не нанижутся на колючки/.

  • Кто путешествует по воздуху на нитке? /Молодые пауки-бокоходы, пауки-волки, пауки-тенетники. Могут улететь на паутине за десятки километров/.

  • Кто полгода живет без обеда? /Барсук, еж, медведь и все остальные звери, которые на зиму впадают в спячку/.

  • У кого подо льдом реки дровяной склад? /У бобра/.

  • Что теряет лось каждую зиму? /Рога. Но к лету они опять отрастут./

  • Когда еж не колется? / Когда он только что появился на свет./

  • Почему перелетные птицы весной спешат, а осенью не спешат? /Весной спешат, потому что летят вить гнезда. Осенью на юг их гонит голод. Если корм есть, то не торопятся с отлетом./

  • Почему ласточки кружатся возле стада? /Стадо вспугивает притаившуюся в траве мошкару, и ее подхватывают ласточки/.

  • У кого каждый день растут зубы? /У бобра, у зайца, у всех грызунов зубы растут каждый день: стачиваются и снова растут/.





3 группа. Бельчата рождаются голые и беспомощные, но у них есть дупло, где тепло и уютно.

Белки - запасливый народ. Каждую осень они закапывают в землю орехи и желуди, но запомнить всех своих кладовушек не могут. А лесу от этого прибыль: благодаря беличьей забывчивости в лесу вырастают новые орешники и новые дубы.

Сегодня в честь праздника каждый бельчонок должен был посадить свой первый орех.


1 группа. Зайчата родятся с зубами, зрячими, в шерсти. Новорожденный зайчонок должен уметь сам найти себе укрытие - ямку - где-нибудь в траве или под кустом.

Всего девять дней длится короткое заячье детство, и только два-три раза малыша навестит зайчиха, чтоб покормить жирным и сытным молоком.

И не потому, что она плохая мать. А все из-за пяток. Только одни пятки и потеют у зайца, и чем дольше он бежит - тем сильней. Если б зайчиха часто навещала зайчонка, она бы своим запахом выдала его врагам. Да и малышу, пока не окреп, разгуливать опасно. Заячья наука требует, чтобы зайчата лежали в траве неподвижно, прижав предательские пятки к земле, чтобы лисица или другой хищник не почуяли их.

2 группа. Змееловы - это ежи. Семеро ежат сложили к подножию дуба загрызенную гадюку - свой первый охотничий трофей.

Охотники на змей совершили круг почета под пение птичьего хора. Храбрых ежат славили пеночки и овсянки, чьих птенцов пожирает гадюка, разоряя гнезда, свитые на земле.

4 группа.…Мальчик на ходу сшибал шляпки грибов ногами, вырвал из земли куст черники, выбирая себе палку, поломал целый куст орешника, затем эту палку вонзил в муравейник: разорил лесной высотный дом и растоптал пахучую муравьиную дорогу: тому, кто не умеет видеть, скучно в лесу.


© 2010-2022