Урок по русскому языку Большая буква в именах собственных

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Большая буква в именах собственных. Почему одно и то же слово пишется с большой или маленькой буквы.

Цель: 1)обобщение и систематизация знаний учащихся об употреблении в письменной речи заглавной буквы в именах собственных;

3) развитие внимания, логического мышления и интеллектуального развития учащихся.

4) формирования навыка сотрудничества;

Задачи: 1) Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

2) Развитие внимания, мышления, памяти; формирование орфографического навыка, развитие исследовательских умений учащихся;

3)Формирование навыков сотрудничества.

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

· Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) -организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

· Познавательные УУД - умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

· Коммуникативные УУД - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.


План урока:

1. Орг. Момент. Мотивация (самоопределение к деятельности)

-Ребята, предлагаю наш урок начать с высказывания:

«Дойти можно лишь тогда, когда идешь, узнать можно лишь тогда, когда учишься». СЛАЙД 1

-Как вы понимаете эти слова? (Если стоять на месте, то никуда не дойдешь, а если не учиться, то ничего не узнаешь.) 2. Минутка чистописания. - У каждого на столе есть «Лист самооценки», подпишите его. В течение урока мы будем выполнять различные задания и после каждого задания оценивать на листах свою деятельность. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Сейчас проведем игру «Доскажи словечко». Я читаю маленькое стихотворение, вы говорите концовку и втетрадь записываете только первую букву названного вами слова. Кто не пьет кефира? Моя подружка…ИРА (первое делаем вместе) (СЛАЙД 2)
На скамейке мальчик Толя В шашки с ним играет… ОЛЯ, (П, К)
У кого густая шевелюра? Это мальчик по имени… ЮРА
Познакомьтесь - это Ваня С ним под ручку ходит…АНЯ (М, Т)
На футбол спешит Валера, А за ним плетется…ЛЕРА
Он любит кино «Человек - неведимка», Зовется мальчишка попросту…ДИМКА - Поменяйтесь с соседом тетрадями и проверьте работу. (СЛАЙД 2 - кликнуть!) - Верните тетради друг другу. Посмотрите, как вы справились с работой и на листах самооценки оцените себя. 3. Постановка темы и задач урока. - Что было общего у этих букв?

- А зачем нужны заглавные буквы в русском языке?

- Кто догадался, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (СЛАЙД 3)

- Какие задачи можно поставить перед собой на сегодняшний урок?

- В течение урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие слова пишутся с заглавной буквы?»

4. Работа по теме.

- Давайте вспомним, в каких случаях пишется большая буква?

- Образовали четверки. В каждой группе на столе большой лист и разрезанные слова. (СЛАЙД 4)

Необходимо распределить и вклеить слова по группам, в словах обвести правильную букву для написания.

Большая буква пишется ___________________________________

Фамилия, имя, отчество

Географические объекты

Клички животных

Имена героев сказок, мультфильмов

?

(п, П)етров

(Т, т)атьяна

(и, И)ванович

(о, О)бь

(Н, н)овосибирск

(Р, р)оссия

(м, М)урка

(Ж, ж)учка

(Б, б)урёнка

(З, з)олушка

(л, Л)унтик

(к, К)арлсон

(ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП ПО СЛАЙДУ 5)

- Сделать вывод, когда нужно писать большую букву в словах?

- Вы видите, что в последнем столбике стоит вопросительный знак. Можете еще добавить название групп слов, которые тоже нужно писать с большой буквы?

- Оцените на листах свою работу в группе.

- Как вы думаете, все ли мы уже знаем по данной теме?

- Запишите под диктовку предложение: У крыльца лежит шарик.

- Поднимите руку, кто написал слово шарик с маленькой буквы? А кто написал с большой?

(СЛАЙД 6)

- Смотрите, одно и то же слово в предложении написано по-разному.

- Какое же из этих двух предложений правильное? От чего это зависит?

От значения слова в предложении.

- А теперь работаем в парах. На карточках даны предложения. Нужно их прочитать, выбрать и обвести подходящее по смыслу слово. (СЛАЙД 7)

1.Под нашим окном расцвела (Роза, роза).

Я и моя подруга (Роза, роза) учимся во втором классе.

2. Мою подругу зовут (Лилия, лилия).

В пруду растёт (Лилия, лилия).

3. В высоте парил (Орёл, орёл).

Город (Орёл, орёл) очень красив.

- Поверьте свою работу в парах по слайду (СЛАЙД 7 - кликнуть!) и оцените свою работу на листе достижений.

- Ну а теперь задание посложнее. Откройте учебники с.108 Упр. 158. Прочтите пары слов. Почему слова звучат одинаково, а написаны по-разному?

- Запишите в тетеради 2 предложения с любой парой слов так, чтобы в одном предложении данное слово писалось с большой буквы, а во втором предложении - с маленькой.

- Как вы считаете, справились ли вы со своей работой? Оцените.

5. Итог урока.

- Хотите проверить, насколько хорошо вы разобрались в теме нашего урока?

- У каждого на столе карточка. (СЛАЙД 8)

Прочтите слова. Если их нужно писать с большой буквы, напротив слова поставьте +, если с маленькой -, если слово можно писать и с большой и маленькой буквы + и -

Работу выполнил (а) _________________________


волгоград

берёза

рыжик

гриб

васильева

лена

мишка

воробей

- Проверьте свою работу по СЛАЙДУ 9 и цените свою работу.

- Какова была тема урока?

- Что узнали нового?

- Расскажите по СЛАЙДУ 10 о своей работе на уроке

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я:

- узнал, открыл для себя…

- научился, смог…

- могу похвалить себя и своих одноклассников…

- А теперь возьмите листы самооценки и поставьте флажок на такой высоте, на какой вы думаете находятся ваши знания по данной теме. Преверните лист и, если вам понравился урок напишите любую заглавную букву, если нет - маленькую. Прикрепите листы к доске.

- Спасибо за работу, урок окончен. СЛАЙД 11


























ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Самостоятельная работа. (карточки двух вариантов)

Зачеркни лишнюю букву.

В (Д,д)еревне (П,п)ростоквашино живут друзья. дядя (Ф,ф)ёдор читает книгу. Его друг (К,к)от (М,м)атроскин доит корову (М,м)урку. Добрый (П,п)ёс (Ш,ш)арик готовит пирог . Любознательный (П,п)очтальон (П,п)ечкин разносит письма и посылки.

Найди и исправь ошибки.

В Деревне простоквашино живут друзья. дядя фёдор читает книгу. Его друг Кот матроскин доит корову Мурку. Добрый Пёс шарик готовит пирог. Любознательный Почтальон печкин разносит письма и посылки.

Самостоятельная работа.

На месте пропуска вставить Ч или ч.

Гриб. ернушка

Курочка. ернушка

Море. ёрное

Платье. ёрное

Деревня. ерёмушки

Расцвела. ерёмуха

Взаимопроверка: поменяться тетрадями. (Проверяем зелёной ручкой)

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

Фамилия Имя____________________________

1 задание:

Прочитайте. Подчеркните имена собственные.

Настя и Маша Толмачёвы из города Курска представляли Россию на конкурсе детской песни «Евровидение-2006». И победили! Они исполнили песню «Весенний джаз». Настя и Маша занимались в эстрадной студии «Сверчок».

2 задание:

Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.

У меня есть (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок. А ещё (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой. Наш (П,п)ёс (Ш, ш)арик поймал воздушный шарик. Мы подарили (Р, р)озе - (Р,р) розы.

3 задание:

Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








© 2010-2022