- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по технологии 1 класс 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по технологии 1 класс 2015-2016 учебный год
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гладышева А.В. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе программы «Технология» (авторы Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова) / «Перспектива». Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011, которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Целями изучения курса «Технология» в начальной школе являются:
- приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально- ценностного отношения к труду и людям труда.
- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и со- циально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре, развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России, развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека, воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса выполнения изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности и познавательных интересов на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:
- внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;
- коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, т. е. договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);
- первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;
первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, пе редачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера; - творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых учащиеся:
- знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
- овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) - разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
- знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;
- знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении работы;
- учатся экономно расходовать материалы;
- осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план, выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать результаты, корректировать деятельность);
- учатся преимущественно конструкторской деятельности;
- знакомятся с природой и использованием ее богатств человеком.
Содержание программы Содержание курса представлено следующими основными разделами:
- общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности); основы культуры труда, самообслуживания;
- технология ручной обработки материалов, элементы графической грамотности;
- конструирование и моделирование;
- практика работы на компьютере.
Планируемые результаты изучения курса по итогам 1 класса Личностные результаты У учащихся будет сформировано:
-
положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;
-
бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;
-
представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
- представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;
- представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия;
-
представление об основных правилах и нормах поведения;
- умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;
-
представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;
- стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты, уход за мебелью, комнатными растениями).
-
внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе;
- этических норм (ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;
-
эстетических чувств (красивого и некрасивого, аккуратного и неаккуратного);
- потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.
-
понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;
- соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;
- составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вслух последовательность выполняемых действий;
-
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
- контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их.
- работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога», ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;
- воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;
- использовать знаково-символическую и навигационную системы учебника;
- выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;
- высказывать суждения, обосновывать свой выбор;
- проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;
- сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям.
- использовать при ответе информацию из таблиц и схем, представленных учебнике;
- выделять информацию из текстов учебника;
- использовать полученную информацию для принятия несложных решений;
- использовать информацию, полученную из текстов учебника, в практической деятельности.
- задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;
- слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;
- выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;
- выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них.
- приводить аргументы и объяснять свой выбор;
- вести диалог на заданную тему;
- соглашаться с позицией другого ученика или возражать, приводя простейшие аргументы.
- воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве;
-
называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах;
- организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами (бумагой, пластичными материалами, природными материалами, тканью, нитками) и инструментами (ножницами, стеками, швейной иглой, шилом);
- соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделия;
- различать материалы и инструменты; определять необходимые материалы, инструменты и приспособления в зависимости от вида работы;
- проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта по используемому материалу;
-
объяснять значение понятия «технология» (процесс изготовления изделия).
- уважительно относиться к труду людей;
-
определять в своей деятельности элементы профессиональной деятельности человека;
-
организовывать рабочее место для работы с материалами и инструментами;
-
отбирать материалы и инструменты в зависимости от вида работы;
- анализировать предметы быта по используемому материалу.
- узнавать и называть основные материалы и их свойства (см. табл. 1);
- узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств (см. табл. 2);
- использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок;
- чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам;
- использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами, гаечным и накидным ключами;
- использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при декорировании изделия.
- комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
- использовать одну технологию для изготовления разных изделий;
- применять инструменты и приспособления для практической работы в быту и профессиональной деятельности;
- оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца.
- выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;
- анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме
Материал
Планируемые результаты
Бумага и картон
-
называть основные свойства бумаги (цвет, прочность), ее состав (растительные волокна, древесина);
-
определять при помощи учителя виды бумаги и картона;
-
классифицировать по толщине (тонкая бумага, картон), по поверхности (гофрированная, гладкая);
-
сравнивать свойства бумаги и ткани (сминаемость, прочность);
-
выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия
-
определять под руководством учителя виды ткани и нитей по составу;
-
определять свойства ткани (сминаемость, прочность);
-
определять виды ниток по назначению и использованию: швейные, вышивальные, вязальные
-
называть свойства природных материалов;
-
сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности
-
называть свойства пластилина: цвет, пластичность, состав (глина, воск, краски);
-
сравнивать свойства пластилина и глины (форма, пластичность, цвет)
• определять детали конструктора Бумага и картон
- выбирать под руководством учителя приемы и способы работы с бумагой: склеивание, отрезание, рисование, складывание, проглаживание гладилкой, вырезание, отрывание, обрывание по контуру;
- размечать детали изделия при помощи шаблона, по линейке;
- соблюдать правила экономного расходования бумаги;
- составлять композиции по образцу, в соответствии с собственным замыслом, используя различные техники (аппликация, рваная аппликация - мозаика, коллаж, конструирование из различных материалов, моделирование, макетирование);
- выполнять изделия на основе техники «оригами»;
- изготавливать изделие из бумаги на основе сгибания и вырезания простейшей фигуры;
- использовать способ соединения бумажных изделий при помощи клея, а также мыльным раствором к стеклу;
- использовать в практической работе разные виды бумаги: журнальную, цветную, гофрированную, картон;
- выполнять раскрой деталей при помощи ножниц и путем обрывания по контуру
- отмерять длину нити;
- выполнять строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью;
- использовать различные виды стежков в декоративных работах для оформления изделий;
- выполнять разметку деталей изделия при помощи выкройки;
- выполнять раскрой деталей изделия при помощи ножниц;
- создавать разные виды кукол из ниток по одной технологии;
- использовать ткани и нити для украшения одежды и интерьера;
- расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия;
- пришивать пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями (пуговицы с 2, 4 отверстиями)
е применять на практике различные приемы работы с природными материалами: склеивание, соединение, деление на части;
- использовать различные способы хранения природных материалов и подготовки их к работе;
-
оформлять изделия из природных материалов при помощи окрашивания их гуашью; выполнять изделия с использованием различных природных материалов;
- выполнить сборку изделий из природных материалов при помощи клея и пластилина
- использовать приемы деления пластилина с помощью стеки и нитки;
- использовать пластичные материалы в качестве материала для соединения деталей;
- выполнять рельефную аппликацию из пластилина;
- использовать конструктивный способ лепки: вылепливание сложной формы из нескольких частей разных форм путем примазывания одной части к другой;
- использовать пластический способ лепки: лепка из целого куска;
- использовать пластилин для декорировании изделий
- использовать приемы работы по завинчиванию и отвинчиванию;
- выбирать и заменять детали конструктора в зависимости от замысла
- уметь получать, сушить и проращивать семена по заданной технологии;
- осваивать правила ухода за комнатными растениями и использовать их под руководством учителя;
- проводить долгосрочный опыт на определение всхожести семян;
- наблюдать и фиксировать результаты, определять и использовать инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями
изготавливать конструкцию по слайдовому плану и / или заданным условиям. Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале;
- изменять вид конструкции.
- понимать информацию, представленную в разных формах;
- наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план);
- выполнять простейшие преобразования информации (перевод текстовой информации в рисуночную и / или табличную форму);
- работать со «Словарем юного технолога».
- понимать значение компьютера для получения информации;
- различать и использовать информацию, представленную в различных формах;
- наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации;
- соблюдать правила работы на компьютере;
- находить информацию по заданной теме на основе текста и иллюстраций учебника.
- составлять план работы на основе слайдов, предложенных в учебнике;
- распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в паре.
- приобрести первоначальные навыки работы над проектом под руководством учителя;
- научиться ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия;
- развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре;
- научиться применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности.
- правильной организации своего рабочего места в соответствии с видом работы;
- умения называть инструменты и материалы;
- освоения технологических операций: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань - разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага - разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктора); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы);
- освоения правил поведения за столом;
-
осуществления поиска необходимой информации.
Место предмета
На изучение курса технологии в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: в 1 классе - 33 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 34 ч (34 учебные недели в каждом классе). В связи с адаптационным периодом в 1 классе (сентябрь - октябрь), количество часов по технология сокращено с 33 до 27.
Распределение учебных часов по разделам программы
Название разделов Количество часов Практическая работа и\или эксперимент
Проект
Изделия
Давай познакомимся! 3
-
- Человек и земля 21
3
4
19
Человек и вода 3
1
1
2
Человек и воздух 3
1
-
3
Человек и информация 3
1
-
1
Итого 33
6
5
25