Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе как средство овладения национальной спецификой языка

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Кужерская основная общеобразовательная школа»














Работа с фразеологизмами на уроках
в начальной школе
как средство овладения национальной спецификой языка










Автор работы:

Валеева Гузаль Хазиповна,

учитель начальных классов






2014 г

Тема методической работы

на текущий 2014/2015 учебный год.

Тема: Обогащение и развитие детского языкового опыта на основе деятельностного подхода к изучению языка и практического овладения им. Работа с фразеологизмами. (2-й год работы)


Цели, задачи, приоритетные направления на текущий год


  • Цель: организация целенаправленной работы по приобщению младших школьников к употреблению в речи фразеологизмов с целью её обогащения.

Задачи:

  1. Добиваться от учащихся понимания основных свойств фразеологизмов, умения опознавать их.
  2. Обогащать словарный запас детей путём усвоения фразеологизмов.
  3. Воспитывать у детей уважение к родному языку через постижение его национальной специфики - фразеологизмы.

Проблема:


  • Использование фразеологизмов в учебной практике на уроках русского языка, в кружковой работе в начальной школе.

Объект исследования:


  • Методические условия организации данной работы с младшими школьниками.

Предмет исследования:


  • Усвоение доступного фразеологического материала и приобщение к овладению национальной спецификой родного языка как средство развития речи младших школьников.


Методика работы с фразеологическим материалом основывается на следующих критериях:


  • Доступность фразеологизмов пониманию детьми младшего школьного возраста.
  • Фразеологизмы должны прививать детям эстетические нормы при овладении родным языком, формировать мировоззрение.
  • Знакомить с теми фразеологизмами, которые чаще всего употребляются в различных жизненных ситуациях.
  • Учитывать сферу потребления (не вводить фразеологизмы из жаргонной речи, исторической, публицистической и пр. - трудных для восприятия данной возрастной категории детей).
  • Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей фразеологизмов тому грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.

Работа с фразеологическим материалом ведётся в трёх направления:


  1. Знакомство с фразеологизмом, толкование его значения.

  2. Использование фразеологизмов в детской литературе.

  3. Активизация словаря детей.

Ожидаемые результаты:

Понимание фразеологизмов при чтении художественной литературы, газет, при просмотре фильмов, употребление их в письменной и устной речи является показателем уровня владения родным языком младшими школьниками.







Обучение фразеологии русского языка в начальной школе

Пояснительная записка Фразеология как раздел школьного курса русского языка содержит в себе огромный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. "Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития культуры народа, фиксируют и передают от поколения к поколению культурные установки и стереотипы... Это душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации". Употребление фразеологизмов усиливает выразительность фразы, так как в большинстве из них присутствуют обобщенно-метафорический смысл, оценочность, эмоциональность. Знание семантики и стилистической принадлежности фразеологизмов, наличие их в активном словаре придает речи особую яркость, меткость, образность. Традиционно фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене школьного образования, однако на современном этапе ей уделяется внимание и в начальном курсе русского языка. Важность данной работы очевидна, поскольку усвоение фразеологических единиц - постепенный, длительный процесс. Аспектный анализ современных учебников по русскому языку для начальной школы свидетельствует: авторы предусматривают в том или ином объеме специальные задания и упражнения по фразеологии, однако в целом работа носит эпизодический характер и сводится к толкованию значения фразеологизмов. Поэтому целесообразна организация кружковой работы по данной теме. Данный курс предлагается для изучения во 2 классе. Количество часов -34. «Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы - это драгоценные нити, сообщающие ткани своеобразную, неповторимую расцветку и блеск». Поэтому знание фразеологии - необходимейшее условие глубокого овладения родным языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью. Обучение фразеологии складывается из следующих взаимосвязанных и взаимозависимых элементов:

  • обогащение словаря учащихся фразеологизмами,
  • его уточнения и активизации,
  • усвоения учащимися понятия "фразеологизм",
  • формирования умения пользоваться фразеологическим словарем.
Методика работы предполагает различные приемы объяснения значения фразеологизмов, большая часть стимулирует самостоятельный поиск учащихся. Значение фразеологизма: а) выясняется по картинке-иллюстрации; б) устанавливается в ходе анализа ряда фразеологизмов и представленных к ним в произвольном порядке готовых толкований; в) находится по его значению или значение выясняется по фразеологическому словарику. Картинки-иллюстрации на сюжеты известных произведений детской литературы, тексты упражнений, содержащие информацию о происхождении фразеологизмов, не только помогают установить значение, но и способствуют осознанию их образного, метафорического компонента. С целью активизации словаря младших школьников предусмотрены следующие упражнения:
  • составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом;
  • подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста;
  • подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту.
Как прием, направленный на формирование образной речи младших школьников, рекомендуется использовать сравнение вариантов предложений с фразеологизмом и словом-синонимом. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: - пользоваться фразеологическим богатством русского языка; - выяснять смысл и цель использования устойчивых оборотов речи в художественных произведениях; - применять в своей речи фразеологические обороты. Реализация программы зависит от мастерства учителя. Обсуждение теоретических вопросов потребует от учителя использования различных методов и приемов. Важная роль в практической работе отводится дидактическому материалу. Особое внимание следует уделить подбору заданий и упражнений, которые будут направлены на выработку умений по составлению учащимися собственных высказываний. Данная работа должна вестись не как слепое следование образцам, а как осмысленное изучение особенностей фразеологизмов.

Авторская программа кружка по русскому языку и литературе

Тема: «Удивительное рядом. Фразеологизмы»


Количество часов всего: 34

Количество часов в неделю: 1

Учитель: Валеева Г. Х.
Цель: научить ребят правильно и умело пользоваться фразеологическими оборотами как в устной, так и в письменной речи.
Задачи:

  1. пробудить интерес учащихся к фразеологии;
  2. научить их отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов;
  3. распознавать фразеологизмы в тексте;
  4. усваивать смысловые значения фразеологизмов;
  5. отмечать эмоционально-выразительные достоинства фразеологических оборотов по сравнению со свободными сочетаниями;
  6. обогатить фразеологический запас учащихся;

№ занятия

Тема занятия

1

Вводный урок. А Васька слушает да ест. Ахиллесова пята.

2

Бить баклуши. Бросать слова на ветер. Быть на седьмом небе.

3

Водить за нос. Выносить сор из избы. Вывести на чистую воду.

4

Глухая тетеря. Голая правда. Гол как сокол.

5

Делать из мухи слона. Дело в шляпе. Держать нос по ветру (Держать ухо востро)

6

Египетский труд. Жить на широкую ногу.

7

Заварить кашу (Расхлёбывать кашу). Зарубить на носу. За тридевять земель.

8

Играть в бирюльки. И на солнце есть пятна. Идти в гору.

9

Как с гуся вода. Как об стенку горох. Крокодиловы слёзы. Купить кота в мешке.

10

Ломать шапку. Лезть на стенку. Лебедь, рак и щука.

11

Москва слезам не верит. Медвежья услуга. Мартышкин труд.

12

На лбу написано. Наломать дров. Несолоно хлебавши.

13

Объятия Мофея. Олимпийское спокойствие. От ворот поворот.

14

Повесить нос. Попасть впросак. Продавать (делить) шкуру неубитого медведя. Птица Феникс.

15

Родиться в сорочке. Рог изобилия. Родные пенаты.

16

С бухты-барахты. Семь пятниц на неделе. Собаку съесть.

17

Спустя рукава. Стоять как вкопанный. Строить воздушные замки. Сидеть, сложа руки.

18

Типун тебе на язык. Точить лясы. Три кита.

19

Тютелька в тютельку. Тяжела ты, шапка Мономаха. Тянуть волынку.

20

Убить двух зайцев. Умывать руки. У чёрта на куличках.

21

Философский камень. Филькина грамота.

22

Ход конём. Хоть лопни! Засучив рукава. В поте лица.

23

Чёрная кошка пробежала. Шиворот-навыворот

24

Эзопов язык. Яблоко раздора. Ящик Пандоры.

25

Вилами на воде писано. Витать в облаках. Взять себя в руки. Выйти из себя.

26

Держать камень за пазухой. Держать язык за зубами. Держи карман шире.

27

Класть зубы на полку. Как за каменной стеной. Как Мамай прошёл.

28

Молочные реки и кисельные берега. Морочить голову. Мышиная возня.

29

Перемывать косточки. Плясать под чужую дудку. Положить в долгий ящик.

30

Принимать за чистую монету. Провалиться сквозь землю. Пуп земли. Повесить голову.

31

Сказка про белого бычка. С гулькин нос. Смотреть сквозь розовые очки. Сломя голову.

32

Поминай, как звали. Пропустить мимо ушей. Не в своей тарелке. Ни свет ни заря.

33

Считать ворон. Гонять лодыря. Палец о палец не ударит.

34

От горшка два вершка. С коломенскую версту. Всыпать по первое число. Снять стружку. Показать, где раки зимуют.








Следуя общим методическим принципам работы над устойчивыми выражениями составлены конкретные упражнения по фразеологии для учащихся 2-х классов.

Упражнения, направленные на повторение и закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов 1. Прочитайте. Распределите фразеологизмы на две группы. Запишите каждую группу в отдельный столбик. Какие это группы? Засучив рукава, в поте лица, пальцем не пошевелить, сложа руки, палец о палец не ударить, не покладая рук. 2. Прочитайте. На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Какие это группы? Сломя голову, и дело с концом, во всю прыть, и след простыл, дело в шляпе, поминай как звали. 3. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе как средство овладения национальной спецификой языка

За тридевять земель
Повесить голову
С гулькин нос
Выйти из себя

Хоть пруд пруди
Взять себя в руки
Воспрянуть духом
Рукой подать 4. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.





Упражнения, способствующие усвоению школьниками категориального признака фразеологизма - устойчивости. 1. Прочитайте. Какие из фразеологизмов записаны правильно? В каких фразеологизмах имеются ошибки? Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос. Исправьте ошибки и запишите фразеологизмы. 2. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать ... востро (уши, ухо)
Смотреть сквозь ... очки (розовые, темные)
С ... нос (голубиный, гулькин)
Делать из ... слона (комара, мухи)
Не в своей ... (чашке, тарелке)

Упражнения, направленные на формирование образности

речи младших школьников 1. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. - Ничего не помню, все забыл.
Вы не слушайте Сережу: он всегда делает из мухи слона. - Вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.Работа с фразеологизмами на уроках в начальной школе как средство овладения национальной спецификой языка

2. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
Кирилл целый день бездельничал.
Мы догадывались, что он нас обманывает.
Первого сентября Уля проснулась очень рано. Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.







Комплексное задание

(данное задание может стать стимулом для написания сочинения) Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: "Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?").

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.
- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.
И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну) Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение? Назовите их. Каково их значение? О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.












Фрагмент занятия:
активизация словаря детей.
Глаголы-синонимы, глаголы-антонимы.


На доске: Выписать те фразеологические обороты, которые можно заменить глаголами - синонимами:
В час по чайной ложке, рукой подать, кривить душой, повесить нос, себе на уме, гонять лодыря, во все лопатки, раз два и обчёлся, куры не клюют, кожа да кости.
Слова для справок: быстро, мало, лгать, медленно, худой, близкий, хитрый, бездельничать, грустить

Фрагмент занятия:
Использование фразеологизмов в детской литературе.
Употребление глаголов в прямом и переносном значении.


Запись на доске:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь,

О них обычно говорят:

Водой не разольёшь!
Водой не разольёшь (разг.) 1. Очень дружны, неразлучны, всегда вместе 2. Не разведёшь силой в разные стороны (чаще дерущихся)

Фрагмент урока:
Лексическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова (общее понятие)

На доске рисунок Незнайки и запись:

Переливать из пустого в порожнее -

зря тратить время, говорить в пустую (пустословить)

Запись в словарики детей.

Д\з: Нарисовать в словарике рисунок.

1. Закончи предложения

а)

Иван Иванович был очень тихим и спокойным человеком. Все говорили, что он.....

Мой друг очень любит петь, но почему-то говорят, что....

Для справок: как белка в колесе, комар носу не подточит, мухи не обидит, как корова на льду, медведь на ухо наступил.

б)

У меня столько забот! Я верчусь, как______________________________

Мытьё пола грязной тряпкой - это__________________________________

Подсказка на уроке - это___________________________________________

Для справок: кот в мешке; мартышкин труд; белка в колесе; медвежья услуга; покорная овечка.

2. Соедини стрелкой части фразеологизма

глаза

негде упасть

как сыр

кот

не клюют

наплакал

разбежались

куры

яблоку

в масле кататься


3. Объясни смысл предложенных фразеологизмов. Попробуй составить предложение с одним устойчивым сочетанием

капля в море; без сучка и задоринки; в одну минуту; рука об руку; на скорую руку.

4. Выбери сочетание, которое наиболее точно характеризует жизнь девочки

Оля занималась вязанием, рисованием, танцами, ходила в музыкальную школу и плавала в бассейне. А ещё девочка успевала сделать все уроке, сходить за хлебом и погулять с собакой. И так всю неделю! Ух!

Для справок: собак гоняла; впросак попала; трудилась до седьмого пота ; вертелась как белка в колесе.

5. Выдели из текста устойчивые сочетания

1. Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк,
И так устали мы в дороге,
Что еле волочили ноги.

2. Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не стали:
От этой песни уши вяли.

6. Что это?

Его вешают, когда плохое настроение.

Его задирают, когда зазнаются.

Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

7. Спиши, приписывая близкие по смыслу выражения

попасть пальцем в небо -

обвести вокруг пальца-

смотреть сквозь пальцы -

высасывать из пальца -

8. Спиши устойчивые сочетания, вставляя нужные слова

Выйти сухим из.

Много .......... утекло

Толочь ......... в ступе

Тише .......... , ниже травы


9. Распредели устойчивые сочетания в колонки со значением

бездельничать

обманывать

быстро

Во весь дух, валять дурака, на всех парусах, обводить вокруг пальца, сломя голову, морочить голову, бить баклуши, втирать очки, сидеть сложа руки.

10. Найди в тексте фразеологизмы, попробуй заменить их (где это возможно) обычными словами или словосочетаниями

Мой друг.

Мой друг Саша живёт в двух шагах от моего дома. Мы с ним - не разлей вода! У Саши золотые руки - он может сам смастерить скворечник и починить сломавшуюся игрушку. А наша учительница говорит, что у Саши светлая голова, ведь учится мой друг на одни пятёрки! Саша никогда не закрывает глаза на чужую беду, всей душой старается помочь в трудную минуту. Как хорошо, что у меня есть такой друг!



В заключение хочу привести слова Д.С. Лихачёва, который в своих "Заметках о русском" писал: "Выявление национальных особенностей характера, знание их, размышление над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию, помогают нам понять другие народы, так как именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы даже не принадлежим, но с которым нас столкнула судьба".

14


© 2010-2022