Методическая разработка урока Зима-покой природы (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал МОБУ «Ромненская средняя общеобразовательная школа

имени И.А.Гончарова»-Калиновская ООШ







Методическая разработка

урока окружающего мира

Тема «Времена года. Зима - покой природы».

Алексеенко И. П.

учителя начальных классов

Филиала МОБУ «Ромненская средняя общеобразовательная школа

имени И.А.Гончарова»-Калиновская ООШ



















с.Калиновка

2014 год

Введение. Данный урок проводится в 1 классе при изучении раздела «Времена года» и направлен на изучение нового материала. На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность обучающихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Презентация помогает сформировать представления о многообразии предметов природы, представлений о взаимосвязях между миром живой и неживой природы. Овладение начальными умениями проводить наблюдения за природой, формулировать выводы. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как фронтальную, так и самостоятельную работу. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время индивидуальной. Данный урок отвечает требованиям ФГОС второго поколения.

Тема «Времена года. Зима - покой природы».

Цель: ознакомить обучающихся с новым временем года, зимними явлениями.

Задачи урока направлены на формирование:

1. Личностных компетенций 1) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;

3) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 4) развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; 5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 6) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. 2. Метапредметных компетенций

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  5. использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
6) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 3. Предметных компетенций
  1. развитие стремления к познанию окружающего мира;
  2. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения путем воспитания чувства сопереживания, желания помочь животным в трудное время;
  3. освоение доступных способов изучения природы;
  4. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире на примере взаимосвязей между похолоданием в природе и жизнью растений и животных.

Тип урока: изучение нового материала с использованием мультимедиа.

Основные дидактические методы:

словесный (беседа, объяснение);

наглядный;

практический (работа с пособием, карточки);

частично - поисковый;

объяснительно - иллюстративный.

Формы работы:

фронтальная;

индивидуальная;

парная.

Дидактические средства:

Презентации, учебник, тетрадь, карточки -пазлы, веточки ели и сосны (гербарий), почки с деревьев, стакан со снегом, видеоролики.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный

(2 мин.)

Создаёт атмосферу взаимопонимания и поддержки.

-Ребята, проверьте, все ли готовы к уроку.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Повернулись, улыбнулись.

Начинается урок!

Настриваются на урок. Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

  1. Актуализация и постановка проблемы.

(9 мин.)

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если соберёте картинки - пазлы, которые у вас находятся в конверте и отгадаете загадки. Откройте конверты, достаньте и сложите картину.

Демонстрирует на слайде 2. картинки -пазлы.

-Какое время года изображено на картинках, которые вы собирали?

Отгадайте загадки. Отвечайте все вместе и дружно.

а) Щиплет щёки, щиплет нос,

Но не страшен нам: ( мороз.)

б) Шуба бела весь свет одела. (Снег)

У вас на партах стоит стакан. Что в нём? Сегодня на уроке он нам понадобится.

в) На коньках я мчусь вперёд,

Под ногами крепкий: (лёд)

г) Стали звёздочки кружиться,

стали на землю ложиться,

Нет, не звёзды, а пушинки,

Не пушинки, а: (снежинки).

д) Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? Зимой. Слайд 3.

Откройте учебники на странице 84. По каким признакам вы догадались, что это зима?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Главный вопрос нашего урока: что бывает только зимой?».

Какие признаки зимы вы можете назвать, используя свои наблюдения?

Давайте попробуем составить план знакомства с этим временем года. Обобщает сказанное детьми.

На слайде 4. появляется план.

План.

1.Знакомство с признаками зимы.

2.Знакомство с погодой.

3.Знакомство с жизнью растений и животных зимой.

4.Знакомство с жизнью людей зимой (зимние игры, одежда).

Работа в паре.

Достают содержимое конверта. Собирают картину (у каждой пары - своя, но тема одна -«Зима».)

Ответы детей: зима. Фронтальная работа. Отгадывают загадки. Ответы детей: мороз, снег, снег, лёд, снежинки, зимой.



Земля покрыта снегом. Деревья голые. На улице холодно. Идёт снег.

Используя картинку, высказывают свои предположения.

Показ детской презентации (коллективная работа).

3. Совместное открытие знаний. (25 мин.)









































-Назовите зимние месяцы.

Демонстрирует название зимних месяцев на слайде 5.

Рассказывает об особенностях каждого месяца. Видеоролик «Времена года - зима» (тонкое покрывало зимы).

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Это самый тёмный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встаёт поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А ещё декабрь это последний месяц года.

Январь. Видеоролик «Времена года -зима» (мороз и солнце день чудесный)

Январь -это первый месяц года и второй месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щёчки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто - то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становится теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке - холодно, при тучах - тепло.

Февраль. Видеоролик «Времена года - зима» (месяц глубоких снегов).

Февраль -последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. В феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли, крутят его, несут, кидают. Позёмка, вьюга, метель, пурга, снежная буря.

-Рассмотрите иллюстрации и определите, к какому месяцу можно их отнести.( работа по учебнику).Слайд 5.

-Откройте тетрадь на странице 37 и рассмотрите « Календарь погоды».

На прошлом уроке мы были на экскурсии. Используя высказывания, записанные в тетрадях, расскажите о своих наблюдениях.

Обобщает ответы детей:

становится холоднее;

небо чаще покрыто облаками;

осадки выпадают в виде снега;

дни становятся короче, а ночи длиннее.

Беседа о снеге.

-В начале урока, я обратила ваше внимание, что у вас на столе стоит стакан со снегом. Что такое снег?

Почему зимой выпадают осадки в виде снега?

Рассказывает о снежинках. Слайд 6.

Высоко над землёй, где царит сильный холод, образуются из водяных паров льдинки - кристаллики крохотных размеров. Кристаллики - это ещё не снежинки. Кристаллики всё время растут и наконец, становятся красивыми звёздочками. Они собираются в хлопья и падают на землю. Снежинки имеют не просто симметричную форму, все исключительно шестиугольной формы.

Упражнение на развитие наблюдательности. «Найди настоящую снежинку». Слайд 7.

Слайд 8. Рассмотрите зимний лес.

-Что вы видите?

-Что в них необычного?

Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы(демонстрирует веточки берёзы и осины).

-Но не все деревья сбрасывают листья. Какие деревья не сбрасывают листья? Демонстрирует веточки сосны и ели.

Физминутка. Звучит музыка.(Шопен.Вальс №7. «Зима»)

-Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу.

Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз,(Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы(Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос.(Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда,(прыжки на месте)

Вьюга злится, снег кружится,(дети кружатся)

Заметает всё кругом белоснежным серебром.(имитируют движения руками).

Продолжают работать по слайду 9.

-Рассмотрите зимний лес. Где спрятались звери и птицы? От чего прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают? Почему становится мало птиц? Почему птицы улетают?

Прочитайте, как об этом говорится в учебнике.

-Некоторые птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух -очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. Это зимующие птицы.

-Какие птицы остаются зимовать?

Слайд 10. Зимующие птицы.

Зимующим птицам не холодно, а голодно. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится всё труднее добывать корм. Как мы можем помочь птицам?

Слайд 11 .Кормушки для зимующих птиц.

Игра -задание «Кто чем питается?»

Соедини у себя на карточках , название животного и название пищи, которой они питаются.

Слайд 12.

Самопроверка по слайду.

Беседа об одежде людей. Слайд 13.

Мы с вами отправляемся в зимний лес. Что мы оденем? Почему? Что можно взять с собой в зимний лес?

Мы назвали много изменений, которые происходят в природе зимой. А главное в природе наступает покой.

Обсуждают и называют зимние месяцы: декабрь, январь и февраль.

Слушают учителя.

Смотрят видеоролики.









Называют, к какому месяцу можно отнести картину и доказывают.

Рассказывают о своих наблюдениях.

Выполняют практическую работу. Рассматривают, что происходит

со снегом. Делают вывод:

снег -замёрзшая вода.





Называют снежинки под номерами.

Разные деревья.

Большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев.

Рассматривают почки берёзы и осины).

Рассматривают веточки сосны и ели.(гербарий)

Выполняют движения.

Рассматривают иллюстрацию.

Лиса - за деревом, белка - в дупле, заяц - за кустом, снегирь -на ветке дерева.

-От холода и голода. Звери и птицы голодают. Им не хватает корма.

Читают вывод по учебнику стр.85. Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора.

Воробьи, сороки, дятлы…

-Сделать кормушки и подкармливать.

Работа в парах. Соединяют слова. Работают по карточкам.

Проверяют работу по слайду.

Называют зимние вещи.

Лыжи, санки.

4. Самостоятельное применение знаний. (6 мин.)





Игра «Крестики -нолики». Слайд 14.

Вопросы:

-Прячутся ли насекомые зимой?(+)

-Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края? ( 0)

-Зимующими называются птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? ( +)

-Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? ( 0)

-Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

-Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? ( +)

-Нужно ли птиц подкармливать зимой? ( + )

-Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? ( 0)

Работа в тетради.

-Соедините зимние жилища с их обитателями. Оцените себя.

Итог.

-Всё правильно у вас получилось?

-Какие были недочёты?

Игра «четвёртый лишний».

Выдели лишнее слово и объясни свой выбор.

Декабрь, январь, февраль, сентябрь.

Берёза, клён, ель, дуб.

Воробей, синица, зяблик, снегирь.

Шуба, рукавицы, платье, валенки.

Отвечают на вопросы, ставят «+»,если правильно, «0»,если ответ неверный. Проверяют работу по слайду. Работают самостоятельно. Оценивают себя.

5.Итог урока. Рефлексия. (3 мин.)

-Что мы узнали сегодня на уроке нового?

-Какая главная особенность зимы? Слайд 15.

-Перечислите основные признаки зимы.

-А как бы вы оценили свою работу?

-Всё ли у вас получалось на уроке?

-Оцените полностью вашу работу сегодня на уроке.

-Какие открытия вы сегодня сделали?

-Что было интересного, познавательного на уроке?

-Какие трудности вы испытали на уроке? Слайд 16.

Жизнь растений замирает.

Становится холодно.

Идёт снег.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цели и задачи.

Выставляют смайлики в личный еженедельник первоклассника.





Список используемых источников.

1. Программа начального общего образования по окружающему миру - М. Баласс, 2011.

2. А.А.Вахрушев «Окружающий мир»,1 класс. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг» - Москва: Баласс, 2012.

3. А.А.Вахрушев «Окружающий мир, 1 класс( «Я и мир вокруг») учебник. М.Баласс,2011.

4. А.А.Вахрушев «Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» («Я и мир вокруг») для 1 класса. М.Баласс, 2012.

5. Учительский портал uchportal.ru

6. Социальная сеть работников образования http. nsportal.ru

7. zavuch.info

17


© 2010-2022