- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему Решение логических задач
Статья на тему Решение логических задач
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сафина З.В. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Решение логических задач
Опыт решения логических задач с младшими школьниками позволяет нам выделить следующие наиболее универсальные модели процесса рассуждений:
- моделирование на отрезках;
- текстовые цепочки умозаключений;
- таблицы;
- графы;
- блок-схемы.
б) Обозначь на луче точками другой возможный вариант.
Задача 2. Коля выше Саши, но ниже Юры. Обозначь отрезками рост мальчиков, если: а) отрезок АВ обозначает рост Коли; Коля А В Юра Саша б) отрезок АВ обозначает рост Юры; Юра А В Коля Саша в) отрезок АВ обозначает рост Саши; Саша A В Юра Коля г) Кто выше всех? _____________ д) Кто ниже всех? _____________ Задача 3. Второй мешок тяжелее первого, а третий мешок самый тяжелый. Какой мешок самый легкий? а) Обозначь массу каждого мешка отрезком. Б) Раскрась мешки по условию задачи в) Какой мешок самый легкий? ____________________ Для приобретения опыта построения текстовых цепочек умозаключений целесообразно использовать задания на восстановление готовых рассуждений с пробелами. Например, при решении задачи 4: «Жили-были три котенка: белый, серый и рыжий. У каждого был свой домик. В каком домике жил каждый котенок, если серый не жил в первом домике, а белый жил во втором домике?» предлагаю школьникам выполнить рассуждения и вписать номера домиков: «Серый котенок жил не в первом домике, значит, он жил либо в домике________, либо в домике _________. Белый котенок жил в домике _______. Значит, серый котенок жил в ________домике, а рыжий жил в домике _________». Такие задания не только помогают ученикам решить задачу, но и знакомят их с решением логических задач методом рассуждений. При этом школьникам дается структура рассуждений, а все выводы они делают самостоятельно. Решение этой же задачи полезно оформить и в виде таблицы. Таблица представляет собой только наглядную форму систематизации данных, а способ решения логической задачи остается прежним - метод рассуждений. Обучающая ценность заполнения таблицы связана с установлением зависимостей между двумя совокупностями (в данном случае это котята и домики). Приступая к заполнению таблицы, договариваюсь со школьниками: «Если котенок жил в домике, то ставим знак в соответствующей клетке таблицы, а если котенок не жил в этом домике, то ставим знак . При этом последовательность заполнения таблицы может быть разной. Обычно ученики обращаются к тексту задачи и начинают с рассмотрения первого предложения: «Серый котенок жил не в первом домике». Ориентируясь на это предложение, ученики ставят знак в клетке на пересечении строки «Домик №1» и столбца «Белый котенок». В таблице действие ученика отмечено знаком . Рассмотрим различные последовательности заполнения таблицы.
- В задаче сказано, что серый котенок не жил в первом домике. Ставим знак .
- Значит, серый котенок не жил во втором домике. Ставим знак .
- Тогда рыжий котенок мог жить только в первом домике. Ставим .
- В задаче сказано, что белый котенок жил во втором домике. Ставим знак .
- Значит, рыжий котенок не жил во втором домике. Ставим знак .
- Серый котенок тоже не жил во втором домике. Ставим знак .
- По условию задачи серый котенок не жил в первом домике. Ставим знак .
- Следовательно, он жил в третьем домике. Ставим знак .
- Тогда рыжий котенок мог жить только в первом домике. Ставим знак .
-
Варианты выбора монет для взвешивания
Варианты результатов взвешиваний Можно:
- взвесить и
- взвесить и
- взвесить и
- >
- <
- =
Всего вариантов взвешиваний для такой простой задачи в одно действие может быть 9 (3·3). 1. Если = , то искомая монета . 2. Если = , то искомая монета . 3. Если = , то искомая монета . 4. Если > , то искомая монета . 5. Если > , то искомая монета . 6. Если > , то искомая монета . 7. Если < , то искомая монета . 8. Если < , то искомая монета . 9. Если < , то искомая монета . Если учесть, что номера монет в каждой паре можно поменять местами, то получается еще 9 новых вариантов. Задания, в которых требуется восстановить условие, развивают умение строить импликативные рассуждения. Например. Если ? , то искомая монета . Если > , то искомая монета . Если = , то искомая монета. Такие импликативные рассуждения являются основой решения логических задач на взвешивание, но итоговый результат должен объединить все возможные варианты в целое. Это решение удобнее и нагляднее оформить в виде блок-схемы, например:
Эффективным средством обучения составлению блок-схем рассуждений являются задания по восстановлению блок-схем решения задач, в которых требуется правильно сделать выводы или восстановить условия по выводам. Например: Рассмотрим решение еще одной задачи с помощью блок-схемы. Задача 6. Одна из трех монет (фальшивая) отличается по массе от остальных. Как найти ее за два взвешивания на чашечных весах без гирь? 1. Взвесим монеты и . 2. Если они равны, значит, обе монеты настоящие, а фальшивая - .
3. Если ≠ , то значит, одна из них фальшивая, а настоящая -. 4. Взвесим одну из подозреваемых монет и настоящую. Например, монеты и . 5. Если они равны, значит, обе монеты настоящие, а фальшивая- . В другом случае фальшивая монета . Таким образом, решение логических задач на уроках математики создает дидактические условия для овладения младшими школьниками основами логического и алгоритмического мышления, математической речи, умения работать с информацией, устанавливать истинность утверждений, читать и заполнять таблицы; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблиц; понимать и составлять высказывания, содержащие логические связки и слова (и, или, если..., то..., верно/неверно, что...); составлять план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, графы, блок-схемы, модели из отрезков и др.). Рекомендуемая литература
- Истомина Н.Б., Тихонова Н.Б. учимся решать логические задачи. Математика и информатика. 1-2 классы. Смоленск,2010.
- Истомине Н.Б., Тихонова Н.Б. Учимся решать логические задачи. Математика и информатика.3 класс. Смоленск, 2011.
Конкурс «Знатоки математики» Конкурс проводится в три этапа. Все задания выполняются учениками в классе. Этап I. 1.Подпиши под числами буквы, пользуясь шифром. Шифр Ответ: ров, лимон, игла, враг, гимн, нора, молва, яма, лилия (9 баллов). 2.Сколько цифр изображено на рисунке? Найди сумму соответствующих чисел. Ответ: цифра 5 повторяется на рисунке 5 раз, цифра - 7-8 раз. 7 • 8 + 5 • 5 = 81. (10 баллов) 3. Кристина написала двузначное число. Затем она перевернула лист бумаги так, что нижняя и верхняя половины листа поменялись местами. При этом оказалось, что число не изменилось. Какое число могла записать Кристина? Ответ: Кристина могла записать число 88. (5 баллов) 4. Сколько кирпичей выпало из стены здания? Ответ: из стены выпало 16 кирпичей. (6 баллов) 5. Кузнецу принесли 5 обрывков цепи по 3 звена в каждом и попросили соединить в одну цепь. Кузнец выполнил заказ, раскрыв только 3 звена. Как это он сделал? Ответ: кузнец мог раскрыть 3 звена одного обрывка цепи и ими соединить оставшиеся 4 звена. (15 баллов) 6. Реши примеры, заменив одинаковые буквы одинаковыми цифрами. (15 баллов) Ответ: После проверки всех работ определяются победители по количеству набранных баллов. Они награждаются грамотами. По итогам этапа I от каждого класса формируется команда, в которую входят 7 лучших представителей от класса. Этап II. 1. Выполни «математические» действия и прочитай слова. МОР + КА + О + ВУ - АУ + Ь РО + ГУ - РУ + У + РЕЦ ПО + МА + ИДОР - А КОТ - ОТ + АР + ТОШ + КУ - У + А СВЕ + КИЛ - ИЛ + ЛА КА + ПА - А + УС + ТО - О + А КАП + ЛИ + ТО - ОК - А + А КА + УН + X - АН + НЯ НЕМ + РИК - КИМ + ЕМЕ + НА Ответ: морковь, огурец, помидор, картошка, свекла, капуста, плита, кухня, перемена. (9 баллов) 2. Найди слова, спрятанные за числами, используя шифр. Шифр Ответ: мир, вол, миг, лом, воля, лига, нрав, ринг, гном, трава, глава, творог, молния. (13 баллов) 3. Измени записи чисел, пользуясь правилом: самую большую цифру заменяем цифрой 1, самую маленькую - цифрой 5, остальные не заменяем. Например: 2 639 →5 631. 6 427→…, 5 392→…, 7 634 →…, 4 971→…, 4 918→ …, 9 432→…, 6 753→…, 2 639→ …. Ответ: 6 451, 5 315, 1 654, 4 175, 4 158, 1 435, 6 155, 5 631. (8 баллов) 4. Вася записал 99 чисел: 1, 2, 3, ..., 98, 99. Сколько раз в его записи встретилась цифра 5? Ответ: цифра 5 встретилась 20 раз. (6 баллов) 5. Найди сумму и произведение.
рис.1 рис 2 Ответ: на рис. 1 изображены числа 2 (3 раза), 8, 0, 3 (4 раза), 5 (2 раза); их сумма равна 36, произведение - 0; на рис.2 изображены числа 2 (3 раза), 0, 4 (16 раз), 5 (2 раза), 3 (2 раза); их сумма равна 86, произведение- 0. (20 баллов) 6. В три палатки завезли разное количество мороженого. В третью палатку завезли столько, сколько в первые две вместе, а в первую больше, чем во вторую. Сколько коробок мороженого привезли в каждую палатку, если всего привезли 10 коробок? Ответ: в первую палатку привезли 3 коробки, во вторую -2, в треть -5. Задача решается подбором. (5 баллов) 7. 3 курицы снесли за 3 дня 3 яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней, если они будут нести одинаковое количество яиц за один и тот же промежуток времени? Ответ: одна курица за 3 дня несет 1 яйцо. Значит, 12 кур за 3 дня снесут 12 яиц. 12 кур за 12 дней снесут в 4 раза больше, т.е. 12 • 4 = 48 (яиц). (17 баллов) 8. Реши примеры, заменив одинаковые буквы одинаковыми цифрами. (10 баллов)
Ответ: 9. Составь из палочек такую же вазу. Переложи 5 палочек так, чтобы из вазы получился телевизор. Ответ: 10. Подпиши под каждой фигурой нужную цифру.
Ответ: А (2, 5, 2, 1, 9), Б (3, 4, 2, 9, 5), В (0, 6, 7, 1, 8), Г (5, 4, 5, 8, 0), Д (7, 3, 9, 6,5). (5 баллов) Этап III В III этапе, который называется «Конкурс Эрудитов», принимают участие по одному представителю от каждой команды, показавшие наилучшие результаты в предыдущих соревнованиях. 1. Поставь скобки (там, где необходимо), чтобы равенства стали верными. 7 · 9 +12 : 3 - 2 = 23 7 · 9 + 12 : 3 - 2 = 65 7 · 9 + 12 : 3 - 2 = 47 Ответ: (7 · 9 + 12): 3 - 2 = 23; 7 · 9 + 12 : 3 - 2 = 65; 7 · ( 9 + 12 ) : 3 - 2 = 47. (9 баллов) 2. Капроновый шнур длиной 30 м разрезали на три части: первая на 1 м больше второй и на 1 м меньше третьей. Найди длину каждой части. Ответ: 9 м, 10 м, 11 м. (5 баллов) 3. Разрежь фигуру по линиям на 4 одинаковые части. (10 баллов) Ответ: 4. Пакет пряников и связка баранок весят вместе 9 кг., а 2 пакета пряников и связка баранок весят вместе 13 кг. Сколько весит один пакет пряников? Сколько весит одна связка баранок? Ответ: 13 - 9 = 4 (кг) - весит один пакет пряников; 9 - 4 = 5 (кг) - весит связка баранок. (15 баллов) 5. Когда кубик стоит так, как показано на рисунке, то внизу у него 6 точек, сзади 4, а слева 5. Начни перекатывать кубик по изображенному пути. Нарисуй, как будет выглядеть пройденный кубиком путь, если всякий раз та грань, которая оказалась нижней, оставляет за собой след. (21 балл) Ответ: 6. Расставь в свободные клетки между числами знаки «+» и «-» так, чтобы в результате математических действий по всем горизонталям и вертикалям получалось 5. (20 баллов) Для подведения итогов подсчитываю набранные баллы.
Использованная литература Агафонова ИМ. Учимся думать: Сб. занимательных логических задач, тестов и упражнений. СПб.,1996. Волкова СМ., Столярова Н.Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики в 1 классе. М., 1994. Лавлинскова Е. Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Волгоград, 2006. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 1 классе. М., 2008. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. М., 1995. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Метод, пос. 3 класс. Рабочие тетради: В 2 ч. М., 2010.