Урок внеклассного чтения. 3 класс Проект: Писатели Карелии – детям. Тема урока: Сунгуров А. Е. «Волшебная белая тросточка»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Филатова Светлана Александровна,

учитель начальных классов

Контактная информация: тел. 89814072391,

эл.почта: [email protected]

МОУ СОШ № 46

Адрес: г. Петрозаводск, ул. Интернационалистов,2





Урок внеклассного чтения

3 класс

Проект: Писатели Карелии - детям.

Тема: Сунгуров А.Е. « Волшебная белая тросточка», 1 глава.























Урок внеклассного чтения

3 класс

Проект: Писатели Карелии - детям.

Тема: Сунгуров А.Е. « Волшебная белая тросточка», 1 глава.

Цель: Знакомство с творчеством писателя Сунгурова А.Е., с повестью - сказкой « Волшебная белая тросточка», создание условий для формирования читательских умений и навыков через погружение в проектную деятельность.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с жанром литературы - повестью - сказкой;

- учить делить текст на части, анализировать содержание каждой из них;

-продолжить формирование навыка беглого, осмысленного чтения и правильной речи;

- отрабатывать навыки работы со справочной и художественной литературы, навыки владения получения и обработки информации при создании проекта

Развивающие:

- развивать связную речь, воображение, память

Воспитательные:

- воспитывать чувство толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Планируемые результаты: Обучающиеся должны уметь прогнозировать содержание текста; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; анализировать события и поступки героев, опираясь на свой жизненный опыт; должны знать характеристику повести - сказки как жанра литературы, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки материала.

Оборудование: презентация, выставка книг Сунгурова А.Е., таблички «Аналитики», «Иллюстраторы», «Исследователи», сборник Сунгурова А.Е. « Дом, в котором ты живешь», выставка книг автора (« Речка может простудиться?», « Волшебная зеленая страна», « Дом, в котором ты живешь»), альбом для создания проекта, карточки с иллюстрациями разных эпизодов повести - сказки , толковый словарь русского языка, смайлы.

Ход урока:

Организационный момент:

Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы, целей:

Сегодня мы вспомним некоторых известных детских писателей Карелии, познакомимся с новым произведением и детским писателем, а также будем создавать проект. Для этого давайте нацелимся на хорошую работу, постараемся быть внимательными и помогать друг другу.

Вы уже знаете, что 2015 год стал знаменательным для жителей нашей страны. Почему? ( 70 - летие Победы, год литературы в России).

Послушайте отрывок из стихотворения и скажите, знакомо ли оно вам и кто его автор? Слайд 2

С ленцой просыхает лесная дорога.

Чечётки, с утра принимаясь за труд,

Соломины тянут из жухлого стога

И шарообразные гнёзда плетут.

( Это стихотворение « Май», Ю. Линник).

Повторение

Что вы знаете об этом писателе? ( Родился в 1944г. в Беломорске. Раннее детство прошло в Сортавале, в 1951 году семья переехала в Петрозаводск. Первые стихи опубликованы в 1959. С 1961 учился в Литературном институте на отделении художественного перевода, занимался в семинаре Льва Озерова. В 1964 перевёлся в Петрозаводский университет, который закончил в 1965. В 1966-1969 аспирант. Доцент, затем профессор Карельского педагогического университета. Заслуженный деятель науки Российской Федерации). Какие его произведения помните? О чем они?

( « Верба», « Дождь» и др.).

Речевая разминка (в парах)

Прочитайте эти строки выразительно друг другу.

- Молодцы, вы хорошо помните стихотворения Ю. Линника и много знаете о его жизни.

- Учитель говорит о завершении нескольких разделов, связанных с изучением творчества детских писателей Карелии, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того, чтобы умело использовать полученную информацию, необходимо научиться её обрабатывать и систематизировать. Это будет урок из цикла проектной деятельности.

Дети вспоминают особенности организации работы на таком уроке, пересаживаются по группам в соответствии с табличками: «Аналитики», «Иллюстраторы», «Исследователи».

- Какие формы систематизации вы можете предложить? (Варианты проектов: альбом, памятка, презентация, буклет, игра, опорная таблица…)

Выбираем альбом.

Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию

Задача: создать альбом для сообщения о произведениях карельских писателей

Подготовка к созданию проекта.

Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями ещё одного известного детского писателя Карелии и его литературными произведениями.

Посмотрите на его портрет. Узнали? Слайд 3

Это Сунгуров Андрей Евгеньевич, бывший директор нашей школы.

Рассказ «Аналитиков» о жизни автора. Слайд 4

Детский писатель. Член Союза писателей России.

Родился 09.11.1963т в городе Петрозаводске.

Окончил Карельский государственный педагогический институт (филологический факультет) и с 1985 по 1988 год преподавал русский язык и литературу в поселке горняков Тэдино Лоухского района. Много и успешно печатался в газетах журналах.

В 2006 году стал лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель России».

С 2006 по 2013 год возглавлял нашу с вами школу-интернат № 23 г. Петрозаводска.

Все годы Андрей Евгеньевич занимается литературным творчеством: пишет стихи, очерки, рассказы, повести для детей и взрослых. Его произведения печатались в журналах «Мурзилка», «Кипиня», «Новые рубежи», «Север», «Школьный вестник».

В настоящее время автор живет в Петрозаводске, активно принимает участие во встречах с читателями, выезжает в районы Карелии.

Посмотрите на выставку книг. Слайд 5

Какие из них вам известны? Прочитайте названия книг.

«Речка может простудиться» и «Волшебная зеленая страна».

Понравились ли вам, ребята, стихи Андрея Сунгурова, когда вы готовились к сегодняшнему уроку?

Попробуйте прочитать выразительно понравившееся стихотворение (группа «Исследователи»).

Основной этап создания проекта.

Вы видите перед собой сборник, который называется « Дом, в котором мы живем».

Прочитайте предисловие так, чтобы всем захотелось прочитать эту книгу.

Судя по названию, как думаете, о чем этот сборник? (группа «Аналитики»).

Какие произведения помещены в этот сборник? ( произведения автора и учеников нашей школы - интерната для слепых и слабовидящих детей).

Сегодня мы подробнее остановимся на одном из произведений А. Сунгурова.

Откройте с.23, прочитайте название ( повесть - сказка « Волшебная белая тросточка»). Оно было написано не так давно, в 2006 году.

Поместим название книги, автора в первый раздел альбома.

Словарная работа

Что такое трость и зачем ее используют незрячие люди? Где можно найти эту информацию? «Иллюстраторы» ищут слово в словаре, описывают предмет (устройство, которое позволяет незрячим людям ориентироваться в окружающем пространстве). Слайд 6

Это произведение - повесть - сказка.

Как вы это понимаете?

«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную версию и обосновать свой выбор.

Повесть - сказка:

  1. Прозаический жанр литературы, от слова « поведать», занимает промежуточное место между романом и рассказом.

  2. Повествование, обычно фольклорное произведение о вымышленных лицах и событиях.

  3. Жанр литературы, который ставит перед читателем более сложную задачу, чем просто сказка: на примере вымышленной ситуации предлагает ему разобраться в человеческих отношениях, научиться различать плохое и хорошее в характерах и поступках героев.

Прикрепляем во второй раздел альбома нужную формулировку. Слайд 7

Как вы думаете, судя по названию, о чем или о ком может идти речь в этой повести - сказке? Опишите.(предположения детей). Группа «Иллюстраторы».

Интересно ли вам узнать, о чем это произведение?

Начнем читать 1 главу.

А перед этим давайте немного отдохнем, чтобы настроиться с новыми силами на работу. Физминутка.

Зарядка для глаз. Подготовительная работа перед чтением

( чтение по слогам).

Вни-ма-тель-но

Бла-го-дар-но

Ру-ко-твор-но-е

До-ку-мен-ты

Чтение и анализ 1 главы

Во время чтения, постарайтесь определить главных героев произведения и догадаться, где происходит действие.

Чтение учителем или хорошо читающими учениками.

Анализ после первичного восприятия:

- Понравилось ли вам прочитанное?

- Назовите главных героев повести- сказки (кот Сима и незрячая девочка).

- Где происходит действие? ( в нашей школе - интернате). Как догадались?

Деление текста на части.

Просмотрите текст глазками еще раз и разделите его на части. Сколько частей получилось? (группа «Исследователи»)- 4 части.

Чтение и анализ 1 части

- Какое время суток? Докажите.

- Где происходит действие? Подтвердите текстом.

- Как догадались, что Сима - это кот?

Чтение и анализ 2 части

- Что произошло утром в школе? ( потоп в умывальной комнате). Случалось ли такое с вами? Расскажите.

- Что ещё происходило утром в школе? ( Семен Николаевич , плотник, потерял свой молоток, а потом обнаружил его в своем кармане). Найдите в тексте.

Чтение и анализ 3 части

- Что произошло после полдника? ( появилась новенькая девочка). Опишите её. Подтвердите текстом. «Иллюстраторы».

- Почему в первом предложении местоимение ОНА выделено автором большими буквами? «Исследователи».

Чтение и анализ 4 части

- Как вела себя девочка? (она ничего не замечала вокруг себя, плакала). Почему? ( она была слепа, новенькая). Опишите её чувства. «Аналитики».

- Как вы себя чувствовали, когда первый раз оказались в школе?

- В нашей школе вы видели тоже таких ребят, которые не видят или как вы, видят плохо.

Наши слепые ученики пользуются тросточками, а вы носите очки, которые помогают вам передвигаться в пространстве, учиться. А как учатся незрячие дети? (с помощью специального шрифта по Брайлю. Посмотрите на специальный станок для письма, тетради для слепых).

Только в нашей школе ребята из всей республики и других областей России могут этому научиться.

- Как вы помогаете слепым ребятам, одноклассникам, когда встречаете их в школе? Как бы вы помогли новенькой девочки из повести- сказки?

- Прочитайте описание кота Симы. «Иллюстраторы».

- Кто знает, что это за цветок « декабрист»? ( показ иллюстрации). Где можно найти эту информацию? «Исследователи» находят информацию в толковом словаре. Слайд 8

Здесь несколько значений этого слова, какое из них нам доходит? « Аналитики».

Заносим нужную формулировку в альбом.

Этап испытания проекта

В результате подробной обработки различных видов и фиксирования результатов этой обработки получился альбом для составления сообщения о повести - сказке как о жанре и информацию о карельском писателе Сунгурове А.Е.

«Исследователи» будут проводить испытание созданного проекта по очереди с опорой на заполненный альбом.

Рефлексия.

Выберите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока. Слайд 9

Подведение итогов

- Сегодня мы с вами прочитали первую главу сказки - повести « Волшебная белая тросточка».

-Кто её автор? Что такое повесть - сказка?

- Чьими глазами мы смотрим на события, происходящие в школе, когда читаем это произведение?( « Аналитики»). (глазами кота Симы).

- Перед вами иллюстрации к каждой части 1 главы. Восстановите правильный порядок («Иллюстраторы»).

Какую цель и какую задачу ставили перед собой в начале урока?

(Учиться обрабатывать и систематизировать информацию; создать альбом для сообщения о произведениях карельских писателей).

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? На следующих уроках мы продолжим пополнение этого альбома.

- Какие трудности встретились?

- Что показалось наиболее интересным?

- Захотелось ли вам это узнать, что будет дальше?

Домашнее задание.

- Об этом вы узнаете дома, прочитав 2 главу повести- сказки.

- Составить план пересказа, пересказ 1 главы.

Оценивание. Самооценка.

Советуем прочитать. Слайд 10

Литература

- Где цветок, там медок. Сост., статья С.М. Лойтер. - Петрозаводск: КГПИ, 1993.

- Дом, в котором ты живешь. Сборник № 5. Дети особой заботы/ под ред. А.Е. Сунгурова-, Петрозаводск, Мин.Обр. РК, 2007

- Карельские пословицы, поговорки. Петрозаводск, 1969. (на карел. и рус. яз.)

- Лойтер С.М. «На поле-поляне, на море-океане» Хрестоматия по русскому фольклору

Карелии - Петрозаводск: Verso, 2008г.;

- Линник Ю.В. Лесной театр. Для младшего школьного возраста. - Петрозаводск: Карелия, 1988. - 32 с.

- Линник Ю.В. Лесная почта. Для младшего школьного возраста. - Петрозаводск: Карелия, 1991. - 30 с.

- Республика Карелия. Информационно-справочное пособие для общеобразовательных школ и

учреждений начального и среднего профессионального образования. Под общей редакцией

- Е.Г. Немкович, А.С.Кармазин.- Петрозаводск: Карелия, 1999.

- Шитикова Л.И. Край, в котором ты живешь: Рассказы по истории Карелии для младших

школьников. - Петрозаводск: Карелия, 2008.

- Шитикова Л. И., Михайлова К.А. . Ребятам о Карелии. Рассказы для детей - Петрозаводск,2010

- Журнал «Север», №3 ,2013, Петрозаводск

- Журнал «Север», №1-2 ,2014, Петрозаводск

Интернет - ресурсы

n-shkola.ru/ Журнал «Начальная школа».

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция Цифровых образовательных Ресурсов

uchportal.ru/ «Учительский портал»

nachalka.info/ Начальная школа

openclass.ru/ Открытый класс

classmag.ru/ Классный журнал.

zavuch.info/ Завуч инфо.

solnet.ee/ Солнышко.





Библиография произведений автора:

1.Сунгуров, А. Е. Волшебная Белая Тросточка : повесть-сказка / Андрей Сунгуров ; [ГУ Карел. респ. б-ка для слепых ; ред. М. С. Люлицина ; рис. школ.: Л. Вавилиной и др.]. - Петрозаводск : ГУ КРБС, 2007. - 72, [1] с. : ил.

2.Сунгуров, А. Е. Волшебная зеленая страна : [сборник стихов для детей младшего школьного возраста] / Андрей Сунгуров ; [худож. Лариса Рогожина]. - Петрозаводск : Скандинавия, 2006. - 36 с. : ил. ; 26 см.

3.Сунгуров, А. Речка может простудиться? : [стихи] / Андрей Сунгуров ; худож. О. Ригер. - Петрозаводск : ПетроПресс, 2002. -28 с. : ил. ; 20 см.

4.Сунгуров, А.[Стихи] / Андрей Сунгуров // Я вам утро подарю : антология русской детской литературы Карелии / сост. С. М. Лойтер, М. В. Тарасов. - Петрозаводск : Verso, 2009. - С. 94-100.

5.Сунгуров, А. Моя Вселенная ; Вездеход ; На прогулку! ; Страшная тайна ; Подушка на ножках ; Таинственная планета ; Необычная семейка ; Рыбаки : [стихи] / Андрей Сунгуров // Север. - 2012. - N 3/4. - С. 234-235.

6.Сунгуров, А. Я, Баба Яга и Петр II, или Необычная экскурсия : (сказка-быль для детей) / Андрей Сунгуров ; лит. обраб. Раисы Мустонен // Север. - 2007. - N 11/12. - С. 4 - 29.

7.Сунгуров, А. Я, туманноандромедовцы, звездолет, или необычная экскурсия / Андрей Сунгуров, Игорь Востряков // Север. - 2009. - N 9/10. - С. 6-24.

© 2010-2022