Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

БАХЧИСАРАЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

БАХЧИСАРАЙСКОЙ РАЙОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ






ТЕМА: «РАЗВИТИЕ НЕЛИНЕЙНОГО МЫШЛЕНИЯ. АДАПТАЦИЯ МЕТОДА «СОЗДАЮЩАЯ СИЛА» В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»





Работа учителя начальных классов Плодовской общеобразовательной школы I-III ступени Козак Г.Н.


Научный руководитель и консультант:

проф. Ершова-Бабенко И.В.












1. Тема. «Метод «Создающая Сила» и его применение в условиях общеобразовательной школы Крыма.

- информация об авторах и участниках проекта Автором метода «Создающая сила» и руководителем Института новых технологий «Альфа», готовящим специалистов, владеющим данным методом, является Доктор философских наук (1993), профессор, заведующая кафедрой философии Одесского медицинского университета (с 1995); Академик МАИ ООН (Международная Академия Информации, с 1996), действительный член РАНСТ и МС (Академии наук социальных технологий России); член Философского общества РАН; член метоологического семинара по синергетике РАГС (Российской Академии Государственной службы) при Президенте РФ (с 1995); Профессор ОПУ (кафедра философии, до 1995); профессор МАУП (Харьковский филиал - авторский курс повышения квалификации для врачей, юристов, психологов, социологов и педагогов «Психосинергетика. Метод «Создающая Сила»); профессор ОНУ им. И.И.Мечникова - авторский спецкурс «Психосинергетика» Ершова-Бабенко Ирина Викторовна.

В группу психологов, работающих в рамках метода, входят:

  • Корниенко - врач, психолог;

  • Гричун Э.Б. - психолог, массажист;

  • Бесчастнома В.В - психолог, гештальт - терапевт;

  • Куцебо О.Н. - клинический психолог;

  • Медянова Е.В. - психолог;

  • Козобродова Д. - психолог, экономист;

  • Козак Г.Н. - учитель начальных классов; студентка Бердянского государственного педагогического университета; автор работы «Обучение детей шестилетнего возраста на материале мультипликации» (Ялта, 1989); участница научно-практической конференции молодых ученых «Из опыта работы по применению методов развития творческих способностей личности» (Одесса, 1988); участница научных Пригожинских чтений «Временной фактор в процессе образования на примере начальных классов» (Одесса, 2008); член группы, работающей в рамках метода «Создающая Сила», при авторском институте «Альфа» (творческое развитие личности, адаптация и психокоррекция по методу «Создающая Сила»).


2. Цель.

- Гармоничное развитие личности и интеллекта ребенка в соответствии с его природными способностями, психологическими и физиологическими особенностями и хронотипом. - Разработка программы обучения, развития и коррекции по методу «Создающая Сила» для учащихся общеобразовательных школ и других образовательных заведений Крыма.

3. Задачи. При внедрении метода «Создающая сила» в начальную школу решаются следующие задачи:
3.1.Организационные а) диагностика ребенка: определение психологических и физиологических особенностей, зон оптимального развития, зон недоразвития (на момент начала эксперимента) и хронотипических характеристик организма;



б) разработка программ (программ образовательных с включением элементов развития коллектива детей), индивидуальных пошаговых программ (как физического, так и психологического) развития (и психокоррекции в случае необходимости) каждого ребенка и синхронизация их с групповой программой: выработка как групповых мероприятий образовательной и психокоррекционной направленности, так и индивидуальных, и их временное планирование; в) апробация программ, их поэтапное выполнение с обязательным межэтапным тестированием и корректировкой программы в соответствии с групповыми и индивидуальными изменениями. 3.2. Методологические а) обучение педагогов и психологов совместной работе в соответствии с методом «Создающая Сила»: освоение методик данного метода, распределение задач выполнения и контроля между людьми, реализующими данный эксперимент; б) разработка методологических рекомендаций по реализации метода для различных возрастных групп; в) методика исследования уровня развития и сформированности психических способностей, обеспечивающих успешность обучения и развития.
3.3. Воспитательные и образовательные а) гармонизировать физиологическое развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными данными и хронотипическими особенностями организма и нервной системы; б) обучить ребенка навыкам оценки самоощущений и самоорганизации своей физиологической активности; в) освоение ребенком навыков самодиагностике своих психических состояний и гармонизации их в соответствии со своими индивидуальными особенностями и ритмами, а также в соответствии с задачами учебной деятельности; г) освоение детьми современных энергосберегающий технологий работы с информацией; д) развитие эмоционального и перцептивного интеллекта, формирование гармоничной личности владеющей навыками самоанализа и саморазвития; е) своевременное диагностирование общих и специальных способностей и их развитие (вплоть до профессионального уровня).
4. Определение сроков реализации Весь период обучения ребенка в школе. I этап - 1 год, II этап - 2 года (три года от начала эксперимента), III этап - 4 года (семь лет от начала эксперимента), IV этап - 5 лет (двенадцать лет от начала эксперимента)
5. Перечень пособий в соответствии, с которыми предполагается осуществлять учебно-воспитательный процесс 1. Ершова-Бабенко И.В. Сборник лекций по психосинергетике. // Одесский филиал Украинского синергетического общества, Одесский национальный университет им. И.И. Мечникова, Одесская научная школа И.В.Ершовой-Бабенко, 2007. - 270 с. 2.Ершова-Бабенко И.В. Методология исследования психики как синергетического объекта. Монография. - Одесса, ОДЭКОМ, 1992. - 124 с. 3. Ершова-Бабенко И.В. Принцип самоорганизации в обучении. Методика преподавания // Вестник Харьковского университета. № 370, 1992 а.-С.80-83. 4. Ершова-Бабенко И.В. Психосинергетические стратегии человеческой деятельности. (Концептуальная модель). Монография. - В.: NOVA KNYHA, 2005. - 360 с. 5. Ершова-Бабенко И.В. Проект «Гармония III тысячелетия - неразрушающее изменение». Опыт подготовки практических психологов. // Материалы конференции. - Запорожье, 2001. - С.92-95. 6. Ершова-Бабенко І.В., Запорожан В.М., Культура нелінійного мислення. (Якою хотілося б бачити систему вищої освіти в Україні ХХІ століття?) // Вища освіта України. - № 2. - 2003. - С.74-81. 7. Ершова-Бабенко И.В. Развитие творческих способностей в процессе самостоятельной работы студентов. - В кн..: Материалы конференции, Одеса ОТИПП, 1990. - С. 128-129. 8. Ершова-Бабенко И.В., Богачук Т.В. Авторский метод «Creativ Power» (Создающая сила) в ходе специального курса занятий со студентами медуниверситета (опыт разработки и апробация). // Матеріали відкритого науково-методичного семінару: Актуальні питання міжнародного співробітництва та навчання іноземних громадян у вищих навчальних закладах України: пошуки, знахідки, перспективи. - Суми, 2001. - С.105-113.



6. Описание ожидаемых результатов Гармонично развитая личность с разнообразными глубокими знаниями, нелинейным мышлением, способная к высокой степени адаптации, самоорганизации, и работе в ситуациях высоких информационных, эмоциональных и высокоскоростных нагрузок без ущерба для здоровья. Активизация способностей (творческих способностей, интеллекта, чувствительности) за счет изменения модели мышления. 7. Экспертная оценка - актуальности проблемы Пути решения проблемы социальной и интеллектуальной адаптации человека в быстро меняющемся мире, сохранения духовного равновесия в море конфликтов тесно связаны с принципами психосинергетики, необходимостью перехода с познавательно- накопительного на познавательно-творческий, смысловой уровень преобразования информации личностью, более того, создания собственного смыслоформирующего уровня знания и соответствующих навыков. Следует отметить, что если решению общеэкологической проблемы сегодня отдают свои силы многие специалисты, ученые, общественные организации и движения, то проблема экологии психики (экопсихология), нооэкологии еще очень мало привлекает внимание специалистов, хотя эта проблема является источником всех других. Именно от состояния системы психической реальности человека зависит его социальное поведение и состояние здоровья, которые, в свою очередь, определяют состояние психики. Недостаточность внимания к этим вопросам сформировали определенные (искаженные) представления у людей об их месте и роли в обществе и в мире в целом. В действительности необходимо понимание истинной ценности собственно человека через его интеллект и духовность, а не только человека- производителя. Подобные искажения, к сожалению, приводят к переориентации вектора ценности с внутриличностных и интеллектуальных ценностей, психического состояния как общественной ценности, на внешние факторы, значимость производственного результата как общественной ценности, не учитывающего должной степени затраты человеческого в человеке. Мы акцентируем внимание специалистов и руководителей разного уровня и профиля на вопросе о степени адекватности нашего представления об особенностях поведения, характере и этапах изменения психической, ноосреды обитания человека, в которой мы все уже находимся, как нелинейной, как становящегося целого. Уровень адекватности даст нам возможность успешного поиска путей существования в такой среде, путей развития и реализации в ней желаемых и возможных сценариев. То же относится и к внутрипсихическому миру человека, возможности которого в значительной мере не только формируются, но и раскрываются в системе образования и в социальной системе. Процесс формирования таких особенностей можно выразить моделью и механизмом нелинейной положительной обратной связи. Очевидно, что для обеспечения возможностей нормальной жизнедеятельности человека его усилия необходимо перенаправлять в большей степени на умение изменять информационную и эмоциональную нагрузку на внутрипсихическом уровне.
- научное обеспечение

Метод «Создающая сила». проф. Ершовой-Бабенко
- методическое обеспечение Предусматривается выработка в ходе эксперимента как адаптация метода к задачам современной школы.
- оценка образовательной инновации с точки зрения возможностей и эффективности использования в практике работы других образовательных заведений АРК Метод «Создающая сила» проф. Ершовой-Бабенко И.В. состоит из ряда методик, позволяющих решать задачи повышения адаптационной способности обучаемых в быстроменяющейся обстановке сегодняшнего времени, интенсифицировать процесс овладения новыми знаниями, большими пластами информации и свободно использовать их в практической деятельности без увеличения нагрузки на организм на всех этапах воспитательно-образовательной работы:

  • в дошкольном образовании - методика «Удаления лишнего» в игротерапии;
  • в начальной школе - методики «Письмо без сопротивления», «Страна Математика», «Школа гениев», «Матрешки»;
  • в средней школе и выпускных классах - методики «Сетка», «Пространственно-временной конспект»;
  • в реабилитационных учреждениях (санаториях, вспомогательных школах) - восстановительные методики «Центрирование осей», «Развитие чувствительности», «Восстановление памяти», «Зарядка», «Тибетская медитация», психокоррекционные методики ;
  • в профориентации - структурно-ориентационные игры «Банк», «Компания» «Кадровое бюро» и т. д.;
  • в подготовке к тестированию - методика «Абсолютная память», «Иностранные языки - легко», «14 дней и на экзамен»;
  • в высшей школе - методики работы с большими массивами информации, «Нелинейное мышление»;
  • в профессионально подготовке психологов, работников образования, медработников, менеджеров и руководителей - курс «Психосинергетика»;
  • в аспирантуре и докторантуре - методика «Психосинергетическое моделировании информации», методология проведения научного исследования и написания научной работы, методики развития творческого мышления;
  • саморазвитие - тренинги «Личностный рост» (3 этапа), «Цели» (2 этапа), «Лунные школы».













































Человек и человечество во всех сферах своей деятельности неизбежно ощущают все особенности времени - изменения, в которых мы живем. Не случайно развитие получил широкий спектр исследований, связанных с новыми взглядами на человека и его психику, с новой картиной мира и общества, с новыми условиями жизни людей. Необходимо отметить и тот факт, что современный период развития профессиональной информации создает определенные трудности с ее поиском и усвоением. Это требует формирования особых качеств мышления специалиста по «сворачиванию» и «разворачиванию» информации, что создает необходимость разработки и развития новых современных технологий образования. Само понятие системы психики воспринимается нами как совокупность развивающихся во времени и взаимодействующих процессов и состояний, хаоса порядка как предельных состояний - минимального и максимального, приводящих к возникновению нового динамического состояния. Первостепенное значение при данном подходе приобретают такие свойства системы психики человека, как нелинейность системы и когерентность поведения ее элементов или подсистем, лежащих в основе других свойств психической системы, а также вероятностный не жесткий характер связей между этими свойствами. (Ершова-Бабенко И.В., Монография . 1992) Вопрос состоит в принципиально качественном изменении представления о поведении системы психической реальности человека. Существующие сегодня информационные потоки требуют от специалиста формирование принципиально новых качеств мышления. Метод «Создающая Сила» автором которой является проф. Ершова-Бабенко И.В. (г.Одесса) - возможность собственного влияния человека на свое психическое состояние. В рамках этого метода существует и широко используется энергосберегающая технология работы с информацией (текстовым материалом) - «метод вычеркивания лишнего». Руководствуясь принципом удаления лишнего, человеку предлагается, например, при работе с текстом, сначала удалить лишнее, а не найти главное. В результате текст как лингвистическое целое распадается и вместо него перед человеком возникает внешне хаотическое образование из нескольких слов или словосочетаний. На самом же деле это хаотическое образование является смыслонесущим аттрактором. Каждая образующаяся смысловая единица и ее производные обладают большей информационной емкостью, чем изначально. Обучение специфическим навыкам такого качества осуществлено в рамках метода «Создающая Сила», применение которого имеет личностно-, ментальноразвивающий, психокоррекционный и лечебный эффекты. Работа в ходе обучения по этому методу способствует значительному ускорению мыслительных процессов на основе качественно новых стратегий, т.ч. скачкообразному переходу на более высокий уровень смысловой плотности (информационной емкости), ускорения и оперирования высокоинформационно- и высокосмыслоемкими единицами. При этом проявляется энергосберегающий эффект. Коротко практическую сторону вопроса можно проиллюстрировать на примере работы с текстом на одной из начальных стадий применения метода «Создающая Сила». Над осуществлением данного проекта работает большая группа молодых ученых, аспирантов, докторантов, преподавателей. На сегодняшний день, в ходе внедрения данной методики, получены результаты в работе с разными возрастными группами (студентами вузов, аспирантами). Есть предположение, что метод может быть использован и в работе с младшими школьниками и со школьниками среднего и старшего звена. Таким образом, программа обучения и развития может быть рассчитана на все 12 лет, которые ребенок обучается в учебном заведении I-III ступени. Целью работы и конечным результатом должно быть освоение учащимися навыками самостоятельной работы с текстовыми материалами по указанному методу; разработка программы обучения методу «Создающая Сила» для учащихся общеобразовательных школ и других образовательных заведений Крыма. Работе с младшими школьниками (учениками начальных классов) по их обучению «методу вычеркивания» посвящена моя работа и мое выступление сегодня. Итогом работы с текстом по методу «вычеркивания лишнего» является выстраивание объектом некой модели (вешалки) текста, построенной из слов, оставшихся после вычеркивания. Создаваемая модель текста сугубо индивидуальна, при этом полностью базируется и отвечает уровню подготовленности объекта. Поэтому она целиком понятна для объекта. Он легко ею пользуется при восстановлении первоначального текста или при воспроизведении при пересказе. Как иллюстрацию к сказанному предлагаю рассмотреть работы учащихся 1-2 классов. Первая работа учеников первого класса (конец учебного года), когда дети только научились самостоятельно читать. Хочу обратить внимание, что работа выполнялась под руководством учителя и не индивидуально, а с группой (классом) учеников. Научить работать и пользоваться методом самостоятельно - это является конечным ожидаемым результатом. Но этот результат будет достигнут после длительной работы и учителя и ученика. А пока, дети осваивают первый шаг: зачеркивают лишние слова в тексте и записывают оставшиеся на листке бумаги в отдельный столбик. И этот и остальные этапы работы дети выполняют с помощью учителя. Самостоятельно сделать что-то подобное пока не получается.


Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода
Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаВЕСЕННИЕ РАБОТЫ РСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаИС.1
ТРАКТОРИСТЫ ШКОЛЬНИКИ пашут копали сеют рыхлили удобряют поливали


Вторая работа - это работа ученика второго класса (в начале года), выполненная на уроке развития речи. Знакомство с текстом и начало выстраивания модели было выполнено на уроке под руководством учителя. Закончена работа дома уже самостоятельно.





Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода

ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР
Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода

РИС.2 ЖИТЕЛИ Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода



ЖУЖЖАТ ВОЕТ ПОЮТ СКРИПЯТ ЛАЮТ КВАКАЮТ УХАЕТ шмели волк зяблики жуки куропатка лягушки филин пчелы дрозды кузнечики лисица соловьи


Интересным и важным является то, что некоторые из ребят не сохранили модель, предложенную учителем, а создали свою собственную, отобразив свое видение материала и выстроив взаимосвязи частей текста иначе.

ЛЕСНОЙ ОРКЕСТР Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода

Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода ЖИТЕЛИ
Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода ЗВЕРИ ПТИЦЫ НАСЕКОМЫЕ Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация методаСтатья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода

ВОЮТ ЛАЮТ ПОЮТ СТУЧАТ ЖУЖЖАТ СКРИПЯТ

На создании модели текста работа не останавливается. На последующих уроках учителем предлагается восстановить текст с опорой на модель-схему. Каждый ученик пользуется своей моделью, которая практически рождена индивидуально каждым из них. Выполнение такого задания не вызывает затруднений т.к. в модели содержится то, что сам ученик посчитал важным для запоминания, остальное (что когда-то было вычеркнуто) надстраивается на имеющуюся основу. При такой надстройке ребенок может использовать весь багаж своих знаний по предложенному вопросу или теме. В результате работы с текстом по методу, предложенным проф. И.В.Ершовой-Бабенко происходит высвобождение памяти от информации, которая не обязательна для запоминания. Кроме того, объект самостоятельно формирует новое знание, а значит, легко его запоминает. В случае, если информация утрачена памятью, она легко может быть воссоздана вновь. Научившись выстраивать модели из любой информации, ребенок сможет строить модели на всех уроках, где требуется что-то запомнить: правило из русского или украинского языка, условие задачи, исторические даты и ход исторических событий и т.д. При этом самостоятельно созданное знание не требует затрат на его запоминание и сохранение, оно уже отложено в памяти. Позиции нового понимания человека и условий обитания привели к постановке вопроса о необходимости принципиально иного качества стратегий человеческой деятельности. Уровень происходящих изменений требует оснащения человека адекватными навыками, начиная с ментально-духовно-эмоционального уровня, прежде всего, в плане его внутриличностной деятельности, взаимоотношений человека с самим собой внутри себя. В рамках психосинергетического подхода применительно, например к системе высшего образования, социально-политическим и психокоррекционным приемам, речь идет о формировании и развитии навыков, основанных на принципах «удаления лишнего», «вешалки» и «вывернутой варежки» (метод «Создающая Сила», выражающих высокоскоростное оперирование смысло-несущими единицами разного уровня информационной емкости в широком спектре знаний. При работе с информацией, на примере текста, продемонстрировано как в процентном отношении изменяется количество слов (количество слов в «столбике» - Х слов по отношению к аналоговому тексту - 100 слов), которыми оперирует наше мышление (память). Очевиден существенный рост информационной емкости единицы. В итоге, после некоторого периода тренировки, остается приблизительно 3-7 смыслонесущих единиц, что приводит к высвобождению у человека до 93-97 энергии. Результаты исследований психики человека как системы синергетического порядка с позиций постнеклассической науки позволяют рассматривать мышление и организм как диссипативные системы, т.е. такие, которые способны создавать избыток свободной энергии, вещества и информации и использовать их для поддержания собственных функций. В нашем случае, результате применения метода «Создающая Сила», например, на уровне работы с текстом, возникает до 97 высвобожденной энергии на каждом включенном уровне умственной работы. На таблицах, как образец, предложены модели содержания учебных пособий для студентов ВУЗов. Модели построены докладчиком и были использованы при сдаче экзаменов на одной из сессий в университете. Затратное время на обработку одного пособия 5 дней, и 2 дня на сборку модели.


Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода



Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода


Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода




Статья: Развитие нелинейного мышления. Адаптация метода Возможности метода. Действие механизма удаления лишнего включается и на всех уровнях организма, психики человека, личности, социального и других видов общения. Это энергия, которую наша психика и организм могут направить на поддержание и восстановление собственных функций. Этим обеспечивается психокоррекционный и психосоматический лечебный эффекты, вплоть до омоложения, параллельно с развитием личности имеющие место при использовании метода. Мы хотим подчеркнуть, что речь идет не о разрушении имеющегося, а о перерапределении собственной внутрипсихической энергии, затрачиваемой человеком на свои активные мысли, действия, поступки, переживания и др. Такой характер процесса мы назвали «неразрушающее изменение», так как разрушение или борьба с имеющимся является, на наш взгляд, затратным режимом. Таким образом, сохраняемая нашей памятью в новом «свернутом», «сжатом» виде информация обладает и другими свойствами. Во-первых, мы можем вспомнить ее «с любого конца», так как любой ее фрагмент, всплывающий в памяти, обладает способностью «развернуть», активизировать целое. Это качество напоминает фрактальность. Во-вторых, мы можем снова создать необходимую нам информацию вместо того, чтобы вспоминать, поскольку мы при наличии вышеописанных навыков обладаем не только информацией, хранящейся в нашей памяти в качественно новой форме, но мы также владеем принципиально иным «сценарием сборки». Последнее приводит к важному психологическому эффекту - потере страха «забыть» что-либо, а вследствие этого и к физиологическому эффекту. Как известно, именно страх является причиной нервных срывов, неврозов, послестрессовых повреждений лицевого нерва и др., сопровождающих, например, состояние недовольства собой, экзаменационные ситуации, семейные проблемы и т.п. В своих исследованиях мы обратили внимание на то, что наряду с несовершенством поиска, характера его упорядоченности может иметь место и несовершенство формы хранения, характера упорядочивания информации на этапе запоминания, их адекватности особенностям поведения психики человека, системы его психической реальности. Поэтому, с помощью названного метода мы производим, например, изменение формы хранения и способов упорядочивания при запоминании, но таким образом, чтобы запоминался и путь создания этой формы, ментальные стратегии, значительно облегчающие как хранение, так и поиск необходимой информации. Наряду со сказанным, в работе по описываемому методу уделяется значительное внимание развитию памяти состояний как особого типа памяти, вида информации и формы ее хранения, синхронизированных «меток» макроуровня, способствующих эффективности припоминания целостных состояний, что ведет к значительному ускорению процесса поиска и оперирования информацией.
























© 2010-2022