Внеклассное мероприятие Волшебная книга музыки ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие Волшебная книга музыки ( 1 класс)Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»,
г. Малоярославец Малоярославецкого района Калужской области


Внеклассное мероприятие Волшебная книга музыки ( 1 класс)


Методическая разработка выполнена

учителем начальных классов

1 квалификационной категории

Паниной Ольгой Анатольевной

2016 год

Цели

  • Дать представление детям о композиторе, о его особенной музыке.

  • На основе анализа рассказа и прослушанной музыки показать силу искусства.

  • Приобщить детей к миру музыки.

Задачи

  • Способствовать развитию личности ребёнка средствами искусства.

  • Воспитывать интерес к музыкальному творчеству.

  • Создать условия для свободного самовыражения детей.

  • Формировать у учащихся умения высказывать свои мысли и чувства.

  • Воспитание исполнительской и слушательской культуры.

  • Развивать способность эстетически воспринимать окружающий мир через произведения искусства.

Планируемые результаты:

Личностные универсальные учебные действия

  • воспринимать музыкальные произведения, определять основное настроение и характер;

  • эмоционально воспринимать образы родной природы, отраженные в музыке, испытывать чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;

  • развивать чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;

  • высказывать в начальной стадии своей внутренней позиции через освоение позиции слушателя.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать учебную задачу;

  • понимать позицию слушателя,

  • воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;

  • принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные универсальные учебные действия

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности;

  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;

  • соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;

  • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

  • контролировать свои действия в коллективной работе;

  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки.

Оборудование и материалы:
  • портрет композитора;

  • аудиозаписи для музыкального ряда;

  • презентация POWER POINT;

  • иллюстрации по теме, рисунки учащихся;

  • мультимедийное оборудование;

  • костюмы для танцев;

  • картонные лошадки для танца.

Ход мероприятия:

Формулирование темы мероприятия, прогнозирование деятельности.

Два нарядно одетых старшеклассника ( в костюмах 19 века) выносят огромную книгу. Книга закрыта.

Учитель Скажите, ребята, а вы не знаете, что за книгу принесли мне мои помощники?

Учитель медленно открывает книгу. Вдруг начинает играть музыка. Затем закрывает книгу, и музыка перестает играть. Играет произведение П.И. Чайковского « Детский альбом».

Дети Это не простая книга, а музыкальная.

Учитель Верно, ребята, это «Волшебная книга музыки», которая поможет нам сегодня отправиться в путешествие. Она нам сегодня очень много расскажет об удивительном человеке.

Итак, отправляемся в путешествие при помощи книги. ( учитель открывает книгу на первой странице и играет фрагмент произведения П.И. Чайковского « Детский альбом»).

Первая страница.

Ученик

Тихо-тихо сядем рядом -
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.

Ученик

Вместе с музыкой хорошей,
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.

Учитель

Музыка, которая сейчас звучит, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским.

Эта музыка великолепна и прекрасна. Имя этого композитора мы слышим с самого детства. П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес.

Ученик Чайковский Петр Ильич родился 25 апреля (7 мая) 1840 г. г. Воткинск, в семье горного инженера.

Ученик В семье композитора родители музыку любили, мать хорошо пела, играла на фортепиано, в доме проводились музыкальные вечера. Способности к музыке проявились у П.И.Чайковского рано: пяти лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления (Учитель объясняет слова композитор и фортепьяно)
Ученик П.И.Чайковский написал много произведений: 10 опер, 3 балета, 6 симфоний, 104 романса. Сегодня мы узнаем о пьесах, которых особенно много у композитора.(Учитель работает над словом пьеса)

Учитель Чайковский передавал в своей музыке чувства, настроение и характер. Его произведения удивительно красивы по звучанию. С музыкой Петра Ильича Чайковского мы встречаемся в балетах для детей "Щелкунчик", "Спящая Красавица"; сборнике "Детские песни" и, конечно же, знаменитом "Детском альбоме".

Вторая страница. Два нарядно одетых старшеклассника ( в костюмах 19 века) вновь выносят огромную книгу. Учитель открывает книгу, и дети вдруг слышат «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Учитель Скажите, ребята, может быть кто-то слышал такую музыку? ( дети вспомнили мультипликационный фильм « Щелкунчик», где использована музыка П. И. Чайковского.)

На интерактивной доске дети смотрят фрагмент мультфильма« Щелкунчик» и слушают « Вальс цветов».И фрагмент балета « Спящая красавица».

Третья страница. Учитель вновь переворачивает страницы книги.

Играет пьеса « Кукла заболела». (девочки под музыку показывают заранее подготовленную сценку)

Учитель это пьеса «Кукла заболела». В творчестве П.И. Чайковского множество пьес для детей. Эта пьеса о том, как у девочки заболела любимая кукла. Музыка звучит, и представляем, как девочка плачет над кроваткой куклы. ( Вторичное прослушивание)

Учитель (Вдруг внезапно грустная мелодия сменяется радостной и восторженной пьесой «Новая кукла») Скажите, ребята, а как вы думаете в этой музыке какое настроение? Ребята, расскажите, как вы радуетесь, когда вам дарят новую игрушку. Дети по очереди высказываются. Эта пьеса называется « Новая кукла».

Учитель П.И.Чайковский писал свои пьесы не только для девочек , но и для мальчиков. Послушайте пьесу «Марш оловянных солдатиков». А послушайте еще одну пьесу «Игра в лошадки». (Раздаются заранее изготовленные лошадки, дети танцуют на лошадках под музыку).

Учитель Все эти пьесы и «Марш оловянных солдатиков» и «Игра в лошадки»,

« Болезнь куклы», « Новая кукла» входят в « Детский альбом» Петра Ильича Чайковского. Для «Детского альбома» Чайковский написал несколько танцевальных пьес. Одна из них это «Полька». Танцует польку весь класс под музыку П.И. Чайковского

Ученик

Дети польку танцевали.
Их костюмы украшали:
Юбки яркие - плиссе
И румянец на лице,
А нарядные жилетки
У ребят, рубашки в клетку
Дополняли карусель
Ярких красок всех мастей.

Ученик
Дети дружно танцевали,
То кружились, то скакали,
То на пары разбивались,
То сходились, разбегались.
Руки в танце поднимали
И венки из них сплетали.

Ученик

Мам и пап всех удивляли,
И ,наверно, покоряли
Красотой , узором танца,
Яркой проступью румянца.
Зритель громко бил в ладоши:
Он ведь тоже был хорошим!

Четвертая страница. Два нарядно одетых старшеклассника ( в костюмах 19 века) вновь выносят огромную книгу. Учитель открывает страничку. Звучит мелодия из альбома «Детских песен».

Учитель Ребята, удивительный композитор П.И.Чайковский. Он написал музыку не только для танца, но и для песен. Послушайте знаменитую неаполитанскую песенку в исполнении хора мальчиков Хорового училища имени М.И.Глинки. ( учитель пользуется мультимедийным оборудованием).

Пятая страница. Два нарядно одетых старшеклассника ( в костюмах 19 века) вновь выносят огромную книгу. Учитель открывает последнюю страницу. Звучит отрывок из грамзаписи П.И. Чайковского «Времена года».

Учитель П.И. Чайковский любил природу России. Много произведений написано им о временах года. Как вы думаете, почему? ( Дети предполагают потому, что в каждом времени года своя прелесть)

Ученик Вот что писал великий русский композитор П.И.Чайковский: "Прогулка по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная речушка, словом все, что составляет русский родимый пейзаж".
Учитель В своем сборнике «Времена года» композитор нарисовал при помощи музыки картины разных времен года.(Дети прослушивают отрывки ).

Ребята, П.И. Чайковский рисует при помощи музыки. А как еще можно изобразить природу? Природа … Ее рисуют художники ( дети ходят по залу и любуются пейзажами художников), о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слова, у композиторов - музыка. Какие стихи об осени вы знаете?

Ученик

«Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера …

( Ф.И. Тютчев)
Ученик

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

( А.С.Пушкин)

Ученик

«Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось».

( С.Есенин)

Учитель А о каком времени года стихи?

Сейчас осень. Давайте и мы с вами поработаем художниками и нарисуем красоту осени красками.

( Прослушивание грамзаписи П.И. Чайковский «Времена года», «Осень»).

Что услышали в музыке?

Что представили себе, пока слушали? Давайте и мы с вами поработаем художниками и нарисуем красоту осени красками.

А теперь я прошу вас взять свои начатые картины и под музыку кистью ( учитель просит использовать технику мазка) нарисовать осенние деревья (заранее нарисованы стволы деревьев на легком осеннем фоне)

Играет музыка П.И. Чайковского «Времена года» «Осень».

Какие замечательные картины получились у вас, ребята под музыку П.И. Чайковского.

Учитель Вот и закрылась последняя страничка нашей книги. Наше путешествие подошло к концу.

Рефлексия Ребятам предлагается оценить прошедшее мероприятие: они подходят к столу и выбирают желтую нотку, если им все понравилось, зеленую , если временами им было скучно, синюю, если мероприятие не понравилось.

Подводятся итоги мероприятия.(учитель задает вопросы и раздает диски и брошюры)

Ученик

Как жаль, что мы покинем этот светлый класс.
Но музыка в душе у нас осталась.
Чайковский так о многом нам сказал, И радовались, слушая ее и вновь печалясь.

Ученик

Пленительные звуки влекли нас за собой.
В душе мы навсегда оставим эти чувства.
И никогда нам не забыть, друг мой,
Чудесный мир волшебного искусства.

Ученик

Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают.









Используемые ресурсы:

ru.wikipedia.org/wiki/Чайковский,_Пётр_Ильич 273music.ru/index.php/velikie-proizvedeniya/42-chajkovskij-detskij-albom

music.yandex.ru/artist/1551

yandex.ru/video/search?text=мультфильмы
























© 2010-2022