Конспект урока по литературному чтению Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок литературного чтения



Тема: Русская народная сказка « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героя сказки. Тип урока: изучение нового материала

Цель: Продолжать знакомство детей со спецификой сказочного жанра на материале русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»; продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения, воспитывать бережное отношение друг к другу; уважение к культуре русского народа. Задачи:

  • познакомить с русской народной сказкой « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • учить характеризовать героя сказки по его поступкам;
  • учить рассказывать о книге на основе внетекстовой информации.
Межпредметные связи: Изобразительное искусство, тема «Художники - иллюстраторы русских народных сказок»

Планируемые результаты Предметные:

  • рассказывать о книге на основе ее обложки, содержания;
  • знать содержание русской народной сказки « Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
  • характеризовать героя произведения по его поступкам
Метапредметные:
  • понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;
  • находить информацию о персонажах на основе выборочного чтения;
  • Учить работать в группе.
Личностные:
  • проявлять интерес к чтению русских народных сказок;
  • ценить в героях русских народных сказок доброту, честность, верность.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности. Психологический настрой учащихся на урок. « Добро творить, как воздухом дышать - Потребность, людям данная от Бога Лучами солнца мир отогревать, И отдавать, и не считать, Что отдал много.» - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своем выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.

Личностные:

- настроить на работу; - организация рабочего места.

Актуализация необходимых знаний

  • Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прекрас. - О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка) - Чем этот жанр отличается от других? - По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская) - По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки. Волшебные - происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства. Сказки про животных - главные герои - животные. Бытовые - описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.
  • Элементы разных сказок
    Мы собрали в кузовок.
    Отгадай названье сказки
    Будь внимателен, дружок.
В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача - вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются. Костюм мальчика. - "Гуси-Лебеди", "Мальчик с пальчик", "Иванушка-Дурачок". Кукла девочки. - "Снегурочка", "Царевна-лягушка", "Крошечка-Хаврошечка". Камень. - "Иван-Царевич и серый волк". Вода. - "По щучьему веленью…", "Лягушка-путешественница", "Золотая рыбка". Козленок.- "Волк и семеро козлят", "Волк и коза". А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.) Сформулируйте цели урока: познакомиться … учиться читать…… учиться отвечать на вопросы…
  • Ответы детей на вопросы учителя.


















  • Учащиеся по предметам отгадывают названия сказок.

















  • Самостоятельно определяют цели урока.

Коммуникативные:

- владение диалогической речью. Познавательные: - формирование умения извлекать информацию из текста; - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы. Регулятивные: - планировать свои действия.

Физминутка. Упражнения для глаз.

Мотивация познавательной деятельности

  • Организация чтения русской народной
Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; - Прочитайте начало сказки. - Какие сказки начинаются так же? Как они называются? - Могли ли события, описываемые в первой части, произойти в реальной жизни? - С какого действия начинается сказочное повествование? - Прочитайте, что случилось в сказке? - Чем закончилась сказка? - Как можно объяснить такой конец?
  • Обсуждение высказывания «Все сказки похожи друг на друга» (работа в парах)
  • Читают сказку с остановками, отвечают на вопросы по содержанию сказки, какая беда случилась, куда отправилась Аленушка, о чем просил ее братец, почему Аленушка не разрешала ему испить водицы из копытца, почему купец не распознал ведьму в Аленушке, а козленочек узнал, почему ведьма приказала зарезать козленочка. Читают заданные фрагменты сказки.



  • Выясняют, чем похожи сказки.

Коммуникативные:

- работа в парах;

- контроль оценки действия партнера;

- сотрудничество с товарищем;

- умение читать выразительно. - самооценка. Познавательные: - развитие умения находить ответы на вопросы, используя текст произведения. Личностные: - формировать умения видеть внутреннюю жизнь другого человека, его заботы и переживания. Физминутка. Мы немножко отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд. Дети по лесу гуляли, (руки на пояс) За природой наблюдали. (повороты головы влево, вправо) Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. (поднялись на носочки) Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. (присели) А потом все дружно встали, Великанами мы стали.

Организация познавательной деятельности.

  • Исследовательская работа по сказке:
- Определите, какая часть сказки самая страшная и почему, какие эпизоды из других сказок тоже вызывали страх, почему в любой сказке должен быть такой эпизод.
  • Характеристика Аленушки
- Расскажите об Аленушке, какая она: добрая, ласковая, преданная, доверчивая, злая, грубая, хитрая, жестокая, найдите подтверждение в тексте.
  • Называют самую страшную часть сказки, вспоминают другие сказки со страшными эпизодами.


  • Рассказывают о характере Аленушки.

Познавательные: - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельно выводы.

Коммуникативные: - умение формировать собственное мнение.

Подведение итогов - Докажите, почему данное произведение является сказкой, какой? - Вспомните другие волшебные сказки. - Чему учит сказка, с которой мы ознакомились сегодня?

  • Объясняют, почему это произведение можно отнести к волшебным сказкам, называют другие волшебные сказки.
  • Ответы детей.

Личностные:

- подведение итога урока;

- самооценка критериев успешности.

Коммуникативные:

-- выражение своих мыслей;

- использование критериев для обоснования суждений.

Регулятивные:

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- умение сформировать вывод по всему уроку. Домашнее задание:

  1. Разделить текст сказки на части, подготовить чтение без ошибок.
  2. Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
  3. Выразительное чтение сказки.



© 2010-2022