Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Ломаная линия и ее превращения»

Предмет: математка.

Класс: 1 «Б»

Тема: Ломаная линия и ее превращения (1 урок).

Цель (локальная): познакомить с понятием «ломаной линии». Задачи:

  • познавательная: формирование понятий «звено», «вершина», «ломаная линия», чертежных навыков; расширение знаний о многоугольнике, как замкнутой ломаной линии;
  • коммуникативно-развивающая: воспитывать культуру общения посредством создания атмосферы сотрудничества, развивать воображение, память и внимание, умение обобщать и делать выводы, творческий потенциал, познавательный интерес к изучаемому предмету через организацию практической работы, познавательный интерес к окружающему миру, расширять кругозор;
  • социально-ориентированная: формировать умение устанавливать контакт с окружающими людьми (одноклассниками, педагогами школы) с целью выяснения для себя нужной информации, находить верное решение учебной задачи независимо от ситуации;
  • здоровьесберегающая: сохранять физическое и психологическое здоровье учащихся во время учебного процесса путем чередования труда, активного отдыха, смены поз, а также создания комфортной атмосферы во время работы.
Методическая цель: вовлечь учащихся в учебную деятельность через практическую работу и совместное учение. Форма: урок-практикум. Тип урока по дидактической цели: урок сообщения новых знаний. По содержанию исследовательской деятельности: работа с источниками информации, исследование, наблюдение. Критерии обученности:
  • минимум: сформированность понятий «ломаная линия», «звено», «вершина», графических навыков.
  • максимум: сформированность понятий о замкнутой ломаной линии, умения находить ломаные линии в окружающей обстановке с целью использования полученных знаний в жизни.
  • Ведущий метод: по источникам передачи информации и приобретения знаний практический (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников).
Форма организации деятельности:
  • учащихся - групповая, фронтальная;
  • учителя - речевая, слушание, помощь учащимся во время групповой работы.
Принципы деятельности:
  • гуманность;
  • инициативность;
  • творческое партнерство;
  • результативность;
  • завершенность.



Литература: учебник математики для 1 класса (2 часть) Петерсон Л.Г., М. «Баласс» 2008 с.34-37. Оборудование для детей:
  • конверты с различными материалами: проволока, полоски цветной бумаги, клей, счетные палочки, пластилин, веточка дерева.
  • альбомные листы для самостоятельной работы;
  • линейки, цветные карандаши (зеленый, красный, желтый);
  • влажные салфетки;
  • справочник по математике;
для учителя:
  • модели прямых, кривых линий, отрезков разного цвета, ломаной линии;
  • ребус;
  • иллюстрации лиц с элементами линий;
  • фонограмма «До чего дошел прогресс», голоса птиц.
  • иллюстрация с изображением улиц города.

Структура урока

  1. Психологический настрой. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний по теме.
  3. Постановка проблемы.
  4. «Открытие» новых знаний.
  5. Самостоятельное изучение нового материала по учебнику.
  6. Творческая работа «Проект «Города ломаных линий». (Применение полученных знаний на практике).
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока

Этап урока

Метод

по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся

Речь учителя

Учебные умения

1 этап. Психологи-ческий настрой. Самоопре-деление к деятельнос-ти.

Коммуникативный - Посмотрите на доску. Выберите настроение, с которым вы пришли на урок математики. (Показ веселой, нейтральной, грустной рожицы детьми) - Этих человечков настроения для вас я изобразила с помощью различных фигур. - Какие геометрические фигуры вам известны? - Предлагаю настроиться на работу. - Посмотрите на доску.

Назовите одним словом, что изображено на рисунке. (Линии)

- Найдите эти линии в изображении наших человечков настроения. (Дети показывают)

- А хотите узнать о линиях еще больше? (Да)

Психологические










Учебно-интеллектуальные Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»
Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»
Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»
Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»
Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»
Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»
Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»


2 этап. Актуализа-ция знаний по теме.

Иллюстративно - наглядный: иллюстрация

- На какие группы можно разделить данные линии? (На красные и синие линии, на прямые и кривые линии)

- По какому признаку вы сделали классификацию?

- Сколько групп получилось?

- Назовите фигуры 1 группы. (Прямая, отрезок)

- Что такое «отрезок»? «Прямая линия?» «Луч?»

- Назовите фигуры 2 группы. (Кривые линии)

- Что такое «кривая линия?»

Учебно-интеллектуальные

3 этап. Постановка проблемы.

Коммуникативное творчество: беседа, проблемное задание. - Начертите на сиреневом листе из предложенных отрезков разные фигуры (3-4 человека к доске). - Как называются построенные вами фигуры? (Треугольник, прямая линия, отрезок, возможно ломаная). - (Вспомогательный вариант) А я сделала вот так. Что за линия у меня получилась? (ломаная линия)

Учебно-интеллектуальные


Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»




- Что вы о ней можете рассказать? - Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Дети формулируют, а учитель дополняет)

Формули-ровка задач детьми:

Иллюстративно - наглядный: иллюстрация -Сегодня мы будем изучать ломаную линию, попытаемся раскрыть некоторые ее секреты, превращения.

- Когда мы хотим узнать что-то дополнительно об объекте, мы стараемся ответить на ряд вопросов. Каких? (Выстраивается ряд вопросов)

Где можно узнать?

Из чего можно сконструировать?

Из чего состоит?

Какой может быть ломаная линия?

Где можно увидеть? И другие…







Учебно-познаватель-ные

4 этап. Открытие нового знания.

Информацион-но -рецептивный












(Постепенно убираем вопросы)

- Где можно узнать о ломаной линии? (Спросить у взрослых, в книге, у учителя, попытаться выяснить самостоятельно…)

- А как интереснее - исследовать и узнать самим или спрашивать? (Самим).

- Из чего можно сконструировать ломаную линию? (Различные варианты)

- Перед вами конверты. В них вы найдете все необходимое. Только помните, исследование предполагает различные варианты моделей. И чем больше моделей, тем лучше. Вы можете помогать друг другу и сделать одну модель на двоих.

Учебно-интеллектуальные

Практическая работа (под музыку «До чего дошел прогресс»).

Познавательно - рефлексивный
















Информацион-но -рецептивный


(Конверт №1: проволока, спички, счетные палочки, пластилин, полоски бумаги, клей.) - Продемонстрируйте свои модели. Из чего вы сделали ломаные линии? (Из отдельных палочек, частей, кусочков…) - Из каких элементов состоит ваша ломаная? ( Из отрезков) - Сколько отрезков в вашей ломаной? - А сколько может быть? - Значит, из чего состоит ломаная линия? (Ломаная линия состоит из отрезков.) Обращение к справочнику. Верную ли информацию мы получили о ломаной линии самостоятельно? Предлагаю обратиться к справочнику по математике. Вывод: Ломаная линия - это совокупность отрезков, при которой конец первого является началом второго, а конец второго - началом третьего и т.д. Вопрос на догадку: - Как бы вы ответили на вопрос: из скольких звеньев состоит ваша ломаная? (3,4,5) - А как вы догадались? (Детские ответы) - Вы умницы! Каждый отрезок, из которых состоит ломаная линия, называют «звеном ломаной линии». Проблема: А может ли ломаная линия состоять из двух звеньев? (Да, может. Демонстрация на доске). А из 3?, 4?, 5?

Учебно-познаватель-ные













Поисково-информационные

Физминутка

Коммуникативный - Предлагаю сконструировать «живую ломаную линию». 1 ряд - у доски, 2 ряд - в проходе между рядами, 3 ряд около ковра. - Кто сейчас изображает конец ломаной линии? (Поднимают руки крайние дети) - Сколько концов у каждой ломаной линии? (2)

Организационно-познаватель-ные

Практичес-кая работа на нелинован-ной бумаге.

Познавательно -рефлексивный


- Переверните сиреневые листы, возьмите линейки, простые карандаши. Начертите ломаную линию из 4 звеньев. (2 человека на доске за створкой) - Обозначьте концы ломаной линии зеленым цветом. - Обозначьте красным карандашом точки, в которых звенья соединяются друг с другом. - Как же можно назвать эти точки? (Подсказка: ребус.) - Концы каждого звена называются вершинами ломаной. Посмотрите сколько интересного мы узнали сами. А что же нам могут предложить авторы учебника? Заглянем? (стр.4)

Учебно-познавательные

5 этап. Самостоя-тельное изучение нового материала по учебнику.

Информацион-но -рецептивный


- Рассмотрите материал страницы. Что можно еще дополнить про ломаную линию? (Ломаные линии бывают замкнутые и незамкнутые, вершины ломаных линий можно обозначить заглавными буквами.) - Какую фигуру образовала замкнутая ломаная линия? (Многоугольник, Пятиугольник) Многоугольник - это замкнутая ломаная линия. - Какие многоугольники вы видите на рисунке №3? (треугольник…) Связь с жизненным опытом: - Где в жизни мы можем встретиться с ломаными линиями? (рисунок города). Возможные варианты ответов: забор, дорога, крыша дома…)

Поисково-информатив-ные

Физминут-ка для глаз «Соедини точки»)

Компенсаторно-нейтрализую-щий, контрольно-коррекционный

-Какую линию мы нарисовали глазами?

Учебно-интеллектуальные

6 этап. Творческая работа учащихся по созданию проекта «Города Ломаных линий».

Дифференцированное задание на отдельных листах.

Системно -структурный






Контрольно-коррекционный - Предлагаю снова стать инженерами-фантазерами и спроектировать город, в котором живут одни ломаные линии. Что может быть в таком городе? (Дома, дороги, деревья, трава, солнышко, птицы и т.д.) - Возьмите желтые листы. Попробуйте сами начертить предметы из ломаных линий. Кто затрудняется, можете воспользоваться подсказкой на обратной стороне листа. (Соедини точки по порядку, угадай, какой предмет получился) Урок по математике для 1 класса по теме «Ломаная линия и её превращения»Возможное напоминание: Не забудьте обозначить на проекте вершины и концы ломаных линий.

(Учитель прикрепляет солнышко.) - Можно ли мне разместить его в городе? А где здесь ломаная линия? (Ломаная линия показывает границу области солнца.)

Учебно-познаватель-ные



7 этап. Подведение итогов. Рефлексия деятельнос-ти

Коммуникативное творчество: беседа - Предлагаю подвести итог. - Возьмите белые листы, карандаши, соответствующие вашему настроению и обведите все ломаные линии. - Подойдите к тому, у кого вы хотели бы получить оценку своей работы. - Какое настроение осталось у вас после урока? Почему? А у меня… Показ «личика».

Организационно-познавательные


© 2010-2022