Рабочая программа по технологии 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Технология

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержденным МОИН РФ 06.10.2009г) в соответствии с «Примерной программой по учебным предметам» (Москва «Просвещение»2010г), «Планируемыми результатами начального общего образования» (Москва «Просвещение»2011г) и на основе авторской программы «Технология», разработанной О.А.Куревиной и Е.А.Лутцевой и являющейся составной частью Образовательной системы «Школа 2100». Рабочая программа ориентирована на использование УМК образовательной программы «Школа 2100» и предполагает использование учебника Технология 3 класс О.А.Куревиной и Е.А.Лутцевой .

Общая характеристика учебного предмета
Цель: саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в про­цессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.


Задачи :

- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как про­дукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

-формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на ос­нове организации предметно-преобразующей деятельности;

-общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

-развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и ре­продуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, черте­жей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, пла­нирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

-формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе органи­ зации совместной продуктивной деятельности;
    - формирование умения, искать и преобразовывать необходимую информацию на ос­нове различных информационных технологий
    (графических текст, рисунок, схема; инфор­мационно-коммуникативных);
    - ознакомление с миром профессий и их социальным значением.

Виды работ:

  • простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработ­ки, конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;
    - моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, усло­виям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
    - решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

  • простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в дей­ствии, представление (защита) процесса и результата работы).



Структура предмета

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание (6ч.).

2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графи- ческой грамоты (14 ч.).

3. Конструирование (10ч.).

4. Использование информационных технологий (4 ч.).

Технологические понятия: эскиз развёртки, развёртка, линии чертежа (линии разрыва и невидимого контура).


Общеучебные навыки, умения и способы деятельности

• организация собственной учебной деятельности;
• поиск, переработка и представление информации;
• приемы и методы умственного труда;
• основы коммуникативных умений.

При формировании умений и навыков выделяются основные этапы:

- ознакомление с данным умением, усвоение основных составляющих этого умения;
- тренировка в применении этого умения;
- проверка владения заданным умением всеми учащимися и корректировка, при необходимости, выполнения данного умения отдельными учениками.

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки:

• определение индивидуальных и коллективных учебных задач;

• выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;

• сравнение полученных результатов с учебной задачей;

•оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;

• определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки:

• работа с основными компонентами учебника;

• использование справочной и дополнительной литературы;

• подбор и группировка материалов по определенной теме;

• составление планов различных видов;

• использование различных видов наблюдения;

• использование разных видов моделирования.

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки:

• определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;

• выявление существенных признаков объекта;

• проведение разных видов сравнения;

• классификация информации;

• формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки:

• выслушивание мнения других;

• владение различными формами устных публичных выступлений;

• оценка разных точек зрения;

• организация совместной деятельности;

• ведение дискуссии.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Технология»

Ценность жизни - реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра - реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений

Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.

Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.

Ценность патриотизма- любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества- сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ в УП Ирбинской СОШ №6 на изучение предмета в 3 классе отводится 34 ч в год (1 ч в неделю, 34 недели).


Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты

- Положительно относится к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принимает и осваивает социальную роль обучающегося.

- Несет ответственность за свои поступ­ки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

- Сотрудничает со взрослыми и сверстниками в раз­ных ситуациях, продолжает учиться не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Принимает установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

- принимает и реализует цели и задачи учебной деятельности,

- применяет способы решения проблем творческого и поискового харак­тера.

- планирует, контролирует и оценивает учеб­ные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реали­зации, определяет наиболее эффективные способы достижения результата.

- использует различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, об­работки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета

- слушает собеседника, признает возмож­ность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагает своё мнение.

Предметные результаты

- Имеет первоначальные представления о созидательном и нрав­ственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.

- Имеет первоначальные представления о материальной культу­ре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.

- Приобрел навыки самообслуживания, применяет технологически­е приёмы ручной обработки материалов, продолжает осваивать правила техники безо­пасности.

- Использует приобретённые знания и умения для творческого ре­шения несложных конструкторских, технологических и организационных задач.

Регулятивные УУД

• Проговаривает последовательность действий на уроке.

• Продолжает учиться работать по предложенному учителем плану.

• Отличает верно выполненное задание от неверного.

• Продолжает учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД

• Ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.

• Делает предварительный отбор источников информации: ориентируется в учебнике (на развороте, в оглавлении).

• Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывает полученную информацию: делает выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

  • Продолжает учиться доносить свою позицию до собеседника;

  • Продолжает учиться оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушает и понимает высказывания собеседников.

  • Продолжает учиться согласованно работать в группе:

а) планировать работу в группе;

б) распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Формы организации урока: коллективная; фронтальная; групповая; индивидуальная; работа в парах.


Содержание программы (34 часа)

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Са­мообслуживание (6 часов)
Значение трудовой деятельности в жизни человека: труд как способ самовыражения человека. Разнообразные предметы рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектура и техника).

Природа - источник сырья. Природное сырье, природные материалы.

Мастера и их профессии (технические, художественные). Традиции творчества масте­ра в создании предметной среды (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Со­ставление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность, доступные простые проекты, выполняемые с по­мощью учителя (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполне­ние, защита проекта). Результат проектной деятельности: изделия, оформление праздников.

Работа парами и в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

2.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (14 часов)
Исследование элементарных свойств материалов: картон, гофрокартон, пряжа, ткани природного происхождения (лён, хлопок, шёлк, шерсть). Строение ткани..

Чертежные инструменты: линейка, угольник, циркуль, канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обраще­ния с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контур­ная, надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа. Разметка по ли­нейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная раз­метка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на час­ти с помощью циркуля, складыванием.

Разметка деталей копированием с помощью копировальной бумаги.

Сборка изделия: подвижное, ниточное соединение деталей. Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

3.Конструирование (10 часов)

Конструирование из готовых форм (упаковки). Получение объёмных форм сгибанием. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (на бол­тах и винтах, ниточный механизм). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.

Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу.

4. Использование информационных технологий (4 часа)

Знакомство с компьютером. Его бытовое назначение. Основные части: монитор, кла­виатура, мышка, системный блок. Правила пользования ПК для сохранения здоровья.

Планируемые результаты

1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда.

Ученик научится:

  • называть основные виды профессиональной деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.

  • бережно относиться к предметам окружающего мира;

  • организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;

  • осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

  • определять с помощью учителя этапы изготовления изделия на основе текстового и слайдового плана.

Получит возможность научиться:

  • осмыслить понятие «городская инфраструктура»;

  • уважительно относиться к профессиональной деятельности человека;

  • осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;

  • осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

Ученик научится:

  • узнавать и называть основные материалы и их свойства, применение в жизни;

  • узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:

свойства различных видов бумаги: толщина, гладкость; белизна;

Природные материалы: умения сравнивать свойства природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.;

Конструктор: сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора

Ткани и нитки: знакомство с технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка). Выполнять виды швов: стачные, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;

Получит возможность научиться:

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;

  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;

  • осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий

  • осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности

  • оформлять изделия по собственному замыслу;

Конструирование и моделирование.

Ученик научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять способ соединения; анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме, готовому образцу; частично изменять свойства конструкции изделия; выполнять изделие, используя разные материалы; повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов; анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.

Получит возможность научиться:

  • сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия; соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки; создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Практика работы на компьютере.

Ученик научится:

- воспринимать книгу как источник информации; выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму; использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации; различать устройства компьютера и соблюдать правила безопасной работы; находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши.

Получит возможность научиться:

переводить информацию из одного вида в другой; создавать простейшие информационные объекты; использовать возможности сети Интернет по поиску информации.


Проектная деятельность.

Ученик научится:

  • составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому плану;

  • определять этапы проектной деятельности;

  • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям.

Получит возможность научиться:

  • осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности;

  • распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
  • проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
  • развивать навыки работы в коллективе, умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.

К концу 3 класса учащиеся должны

Знать/понимать

• роль трудовой деятельности в жизни человека;

• влияние трудовой деятельности человека на окружающую среду и здоровье человека;

• виды труда и технологий, содержание общих приемов трудовой деятельности;

• назначение, сферы применения, основные свойства различных материалов (природных, бумаги и картона, пластических, текстильных, металла, древесины);

• назначение и сферы применения машин, технических устройств и инструментов (в том числе бытовой техники и компьютера), правила безопасной работы с ними;

Уметь

• на основе наблюдений сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий и видов труда;

• определять материалы (природные, бумагу и картон, пластические, текстильные, фольгу и проволоку, древесину) по внешним признакам, используя различные ощущения;

• на основе сравнения соотносить свойства материалов и сферу их применения;

• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

• подбирать необходимые для работы инструменты и приспособления и соблюдать правила безопасного труда;

• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, эскизу, чертежу;

• соблюдать последовательность технологических операций;

• создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов;

• осуществлять декоративное оформление и отделку изделия.

Програмное и учебно - методическое оснащение: учебно - наглядные пособия (таблицы, модели, презентации, ЦОРы, ЭОРы, организационно - педагогические средства (карточки, раздаточный материал).






© 2010-2022