Рабочая программа окружающий мир 3 класс Система Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена для обучающихся 3 класса на основе нормативных документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 года;
  • Программы начального общего образования. Система Л.В.Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова. - Самара: Издательский дом «Федоров», 2011. - 224 с.
  • Учебный план МОУ: СОШ №41.
  • ООП начального общего образования МОУ СОШ №41.
Основные цели и задачи. Цели обучения: - развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; - освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Учебный курс призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи: - на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком; - в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе; - формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы; - воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности. Место предмета в учебном плане. Программа рассчитана на 68 часов за год (2 часа в неделю). Срок реализации программы 2014-2015 учебный год.


Общая характеристика учебного предмета В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве. Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественно-научных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе. Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
Система оценки достижений учащихся: В соответствии со Стандартом 2010 года основным объектом системы оценки результатов образования является обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников.

  • Пятибалльная система оценивания
  • Творческие работы.
«5»(«отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта (два недочёта приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения. «4» («хорошо»)- уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочётов по текущему учебному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала. «3» (удовлетворительно»)- достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочётов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» (плохо) - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.


Оценка тестов
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
"ВЫСОКИЙ" - все предложенные задания выполнены правильно; "СРЕДНИЙ" - все задания с незначительными погрешностями; "НИЗКИЙ" - выполнены отдельные задания. Инструментарий для оценивания результатов: - образцы заданий для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования по технологии; - спецификации проверочных работ, используемых для оценки планируемых результатов; - демонстрационные варианты заданий и проверочных работ. - тестовые задания, творческие работы, проектные работы, мониторинги.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

3 класс (68 часов)

Природные условия Земли Человек и природа Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения) Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение погоды своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойство почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.

Человек в далеком прошлом Человек и общество Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие). Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год - век, век - тысячелетие. Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы …) в жизни человека. Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).

Земли восточных славян Человек и природа Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Человек и общество Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Освоение человеком законов жизни природы. Народный календарь, определяющий сезонный труд людей. Пословицы, поговорки. Расселение славян. Путь «из варяг в греки». Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Основные религии народов России: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Представление о национальных героях и важнейших событиях в Древнерусском государстве. Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов. Образ жизни, повадки лесных животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей). Духовная и материальная культура древних русичей. История одного из древних городов. Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).

Московское государство Человек и природа Залесский край. Зоны лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Круговорот веществ. Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах. Ядовитые растения леса и луга. Ядовитые грибы. Человек и общество Основание Москвы, объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Культура Московской Руси. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Культура общения в многонациональном государстве с представителями разных национальностей. Исторические достопримечательности Москвы. Золотое кольцо России. Иван IV Грозный. Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов. Экскурсии в лес, к озеру, реке или болоту (с учетом возможностей).

Путь от Руси к России Человек и общество Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Начальное представление о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе. Краеведение (в течение года). Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание растений, животных, грибов (в т.ч. охраняемых), усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности. Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта, культура. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Особенности хозяйственной деятельности. Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время. Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей

Учебно-тематический план по курсу «Окружающий мир» 3 класс

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма контроля

I

Природные условия Земли

7

Проверочная работа №1

II

Человек в далеком прошлом

15

Контрольная работа №1 Проверочная работа №2

III

Земли восточных славян

11

Контрольная работа №2 Проверочная работа №3

IV

Образование древнерусского государства

8

Проверочная работа №4

V

Объединение русских земель вокруг Москвы

12

Контрольная работа №3 Проверочная работа №5

VI

Какая она, Азия

6

Проверочная работа №6

VII

Россия в XVII веке

9

Контрольная работа №4 Проверочная работа №7

Итого

68

Проверочных работ - 7 Контрольных работ - 4



ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения Обучающиеся должны иметь представление: _ об истории человека в древние времена; _ об истории родного края; устанавливать связи: _ между неживой природой и живыми организмами; _ внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных; _ между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разных природных зонах; владеть общеучебными умениями (в рамках изученного): _ осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп); _ подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (например, природа; живая и неживая природа; животные и растения и т.д.); _ проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ); _ оценивать свое поведение и поведение других людей в природе; _ оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности; _ выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями); _ пользоваться учебной, справочной и дополнительной литературой; _ оформлять результаты исследовательской работы; научатся определять: _ наиболее типичных представителей растений и животных природных зон России; _ характерные признаки сезонов года родного края; _ названия основных сообществ (лес, луг, водоем); _ названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных; _ названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных; _ правила поведения в природе; _ правила безопасности в лесу и на водоемах; _ имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский; _ определять местонахождение крупных объектов на физической карте России; _ узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые; _ приводить примеры растений и животных природных сообществ; _ узнавать особо охраняемые растения и животных родного края; _ называть характерные признаки сезонов года родного края; _ фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней; _ устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период.
МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».2013 год Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров». Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем. Компьютер, мультимедиа.




Календарно-тематическое планирование по окружающему миру


п/п

Дата

Тема урока

Форма контроля

Возможные виды деятельности

учащихся

Примечание

план

факт

I. Природные условия земли - 7 часов


Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач


1/1

Приглашение к путешествию

Знания, необходимые для путешественников. Работа с физической картой. Маршрут нашего путешествия

2/2

Промежуточные географические направления. Карты

3/3

Что такое погода. Народные приметы погоды

Наблюдение за погодой в течение недели. Сравнение погоды разных дней. Выделение признаков погоды. Определение понятия «погода». Погода разных сезонов. Изменчивость погоды. Метеорология - наука о погоде. Классификация признаков хорошей и плохой погоды. Наблюдения в природе

4/4

Климат. Представление о климатических поясах

Представление о климате. Сравнение погоды одного дня в разных уголках России. Показатели климата. Климатические пояса. Работа с картой климатических поясов. Выявление причин, влияющих на разнообразие климатов. Определение климата своей местности

5/5

Почва: состав, образование, плодородие.

Определение состава почвы. История образования почв. Почва и растения. Разнообразие почв. Плодородие. Перегной. «Живая-мертвая». Защита почв

от загрязнения, разрушения

6/6

Природные зоны суши земли.

Ознакомление с природными зонами в разных тепловых и климатических поясах. Общее и отличия. Природные зоны мира. Приспособленность жи_

вой природы к условиям окружающей среды. Работа с физической картой

7/7

Проверочная работа № 1 по теме «Природные условия земли»

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

II. Человек в далеком прошлом - 15 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания чувств одноклассников, учителя;- интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться:- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - учитывать другое мнение и позицию.

8/1

Где зародилось человечество. Географическое положение Африки.

Географическое положение Африки.

9/2

Климат и природные зоны Африки. Экваториальный лес. Животные экваториального леса

Климат и природные зоны Африки

10/3

Африканская степь - саванна. Пустыни

Африканская степь - саванна. Пустыни

11/4

Средиземноморская природная зона

Средиземноморская природная зона

12/5

Родина человечества. Как появился человек

Особенности природы Юго-Восточной Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей. Этапы становления человека. Огонь. Одомашнивание животных. Орудия труда

13/6

Жизнь древних людей

14/7

Самые древние государства

Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук

15/8

Античность

Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим

16/9

Лента времени. Материки и части света

Умение пользоваться лентой времени. Знание материков и частей света

17/10

Что за горизонтом?

18/11

Контрольная работа №1

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

19/12

Александр Македонский идет на восток. Китай открывает путь на запад

Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии

20/13

Первые шаги в изучении природы

Изучение природы

21/14

Духовная жизнь древнего человека

Аристотель, Архимед. Культура и искусство Древнего мира. Язычество

22/15

Проверочная работа № 2 по теме «Человек в далеком прошлом»

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

III. Земли восточных славян - 11 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

Познавательные УУД

Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач

23/1

Географическое положение Европы. Первые люди на нашей Земле. Восточно-Европейская равнина.

Географическое положение. Рельеф. Климат. Первые люди на нашей Земле. Работа с физической и контурной картами России

24/2

Степи: растительный и животный мир

Работа с физической картой, картой климатических поясов и природных зон России и мира. Географическое положение. Растительность степей весной

и летом. Работа с гербариями. Особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Цепи питания в степях

25/3

Люди в степи

26/4

Лесостепь. Лесная зона

Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами: физической, природных зон, контурной. Значение леса

27/5

Смешанные леса

Растительность. Животные. Ярусность. Работа с коллекциями и гербарными материалами

28/6

Сезонные изменения в лесу

Приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Распространение плодов и семян. Животные лесов. Перелетные и зимующие животные. Кто как проводит зиму. Весна и лето. Меры по сохранению леса

29/7

Контрольная работа №2

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

30/8

Как жили наши далекие предки

Строительство жилища в степной и лесной зонах. Макеты домов и поселений.

31/9

Расселение славян. Путь «Из варяг в греки»

Путь «из варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков, городов. Работа с физической и исторической картами России

32/10

Обожествление природы. Защита славянами своих земель

Язычество. Человек и природа. Защита своих земель

33/11

Проверочная работа №3 по теме «Земли восточных славян»

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

IV. Образование древнерусского государства - 8 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира;- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - навыкам взаимоконтроля; - учитывать другое мнение и позицию.

34/1

Первые русские князья

Понятие «государство». Князья. Работа с исторической картой. Лента времени. Образование Древнерусского государства

35/2

Принятие Русью христианства

Связи с Византией. Князь Владимир. Значение принятия христианства для Руси. Лента времени

36/3

Расцвет Древнерусского государства

Деревянное и каменное строительство на Руси. Прикладное искусство

37/4

Древнерусская культура

Сборники вечной мудрости. Былины, летописи

38/5

Ослабление Древнерусского государства

Ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Нашествие монголов. Лента времени

39/6

Ордынское нашествие

40/7

Угроза с запада

Стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские земли. Защита славянских земель

41/8

Проверочная работа №4 по теме «Образование древнерусского государства»

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

V. Объединение русских земель вокруг Москвы - 12 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентации в поведении на принятые моральные нормы.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится: - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; - смысловому восприятию познавательного текста. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строить понятные для партнера высказывания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - строить монологическое высказывание; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

42/1

Залеская Земля. Что такое природное сообщество

Жизнь на Руси в период монгольского ига

43/2

Законы лесной жизни

Знакомство с природными условиями вокруг Москвы. Природные сообщества лесной зоны. Работа с физической картой. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ (березняк, дубрава, еловый лес и т.д.). Цепи питания

44/3

Природное сообщество - луг

Растительность и животный мир луга. Экологическое равновесие. Связи внутри сообщества. Ярусность на лугу. Значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека. Моделирование вариантов нарушения экологических связей луга. Ядовитые растения луга

45/4

Природное сообщество - озеро

Знакомство с природным сообществом река, озеро. Растительность, животный мир, связи внутри сообщества. Продолжение работы с сообществом озеро. Экологические проблемы водоемов

46/5

Природное сообщество - поле

Сообщество поле создано человеком. Роль деятельности человека в поддержании этого сообщества

47/6

Контрольная работа № 3

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

48/7

Возвышение Москвы

Географическое положение. Природные условия. Князья

49/8

Куликовская битва

Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на р. Угре. Лента времени

50/9

Стояние на реке Угре

51/10

Создание Московского государства. Грозный царь.

Иван III, Иван IV Грозный

52/11

Развитие русской культуры

Зодчество. Золотое кольцо России. Книжная мудрость. Искусство. Народные промыслы. Первый книгопечатник И. Федоров

53/12

Проверочная работа №5 по теме «Объединение русских земель вокруг Москвы»

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

VI. Какая она, Азия - 6 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - самостоятельно адексатно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.

Познавательные УУД

Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; - смысловому восприятию познавательного текста; - устанавливать причинно-следственные связи в изученном круге явлений; - подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа - сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных). Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать собственное мнение и позицию; - умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя). Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

54/1

Русские первопроходцы

Ознакомление с первыми путешественниками - купцами. Новгородцы, открывшие северные земли. Лента времени. Открытие Сибири и присоединение ее к России

55/2

Географическое положение Азии. Сибирь

Природные условия Сибири. Работа с физической и контурной картами России. Географическое положение

56/3

Тайга

Растительность и животный мир. Природные связи. Цепи питания. Пожары. Стихийные бедствия. Уничтожение лесов и животных человеком (браконьерство)

57/4

Природное сообщество - болото

Растительность и животный мир. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе. Озеро-болото

58/5

«Хождение за три моря»

Географическое положение. Открытие Индии европейцами. А. Никитин

59/6

Проверочная работа №6 по теме «Какая она, Азия»

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

VII. Россия в XVII веке - 9 часов

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; - интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; Обучающийся получит возможность для формирования: - понимания чувств одноклассников, учителя;- интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем; - выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться:- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.

Познавательные УУД

Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщения в устной форме; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - формулировать собственное мнение и позицию; - строить понятные для партнера высказывания. Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;- учитывать другое мнение и позицию.

60/1

Смутное время. Спасатели земли русской.

Смутное время. Нашествие врагов с Запада. К. Минин и Д. Пожарский

61/2

Расширение пределов страны

62/3

Природа в тундре

Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные изменения в тундре

63/4

Люди в тундре

Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры. Народы Сибири

64/5

Арктическая пустыня

Природа ледяной зоны. Природное явление - северное сияние

65/6

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.

66/7

Россия накануне реформ

Лента времени

67/8

Проверочная работа №7 по теме «Россия в XVII веке»

Контроль знаний, умений, навыков по пройденному материалу

68/9

Контрольная работа № 4

1





© 2010-2022