Рабочая программа по литературному чтению. 1 класс. УМК Начальная школа 21 века

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 35 г. Орска»

Рассмотрена

на заседании МО учителей

начальных классов

протокол №______________

«_____»_____________________ 2014 г.

Руководитель ШМО

__________________Селиванова Е.Г.

Согласовано:

Зам. по УВР МОАУ СОШ № 35 г. Орска

___________________________Кубрякова Н.С.

«_____»_____________________ 2014 г.

Утверждаю:

Директор МОАУ СОШ № 35 г. Орска

____________________________ Бадаева Е.Н.

«_____»_____________________ 2014 г.




Рабочая программа

по литературному чтению для 1 класса.




Составитель:

учитель начальных классов

Финюшина Наталья Анатольевна





Орск, 2014

Рабочая программа по литературному чтению.

1 класс. УМК « Начальная школа 21 века».

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и авторской программы по литературному чтению и авторской программы «Начальная школа XXI век» (Л. А. Ефросинина) М.: Вентана - Граф, 2011. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: учебник « Букварь» (II части) 1 класс Л. Е. Ефросинина, А. О. Евдокимова - М.: Вентана - Граф, 2011. «Литературное чтение» 1класс Л. А. Ефросинина, М.: Вентана-Граф, 2011, рабочая тетрадь «Литературное чтение» 1 класс Л. А. Ефросинина М.: Вентана-Граф, 2011.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Литературное чтение как самостоятельный предмет изучается со второго полугодия первого класса. В федеральном базисном плане образовательных учреждений РФ на изучение литературного чтения в 1 классе отводится 4 часа в неделю, всего 68 часов, 17 рабочих недель. Всего на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится 132 часа.

В I полугодии предмет «Литературное чтение» входит в курс обучение грамоте обеспечивается учебником «Букварь» (ч. 1). Во II полугодии - учебниками « Букварь» (ч. 2) и «Литературное чтение».

В 1-ом классе по замыслу автора проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой - 1 час в неделю (33 часа в год). Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.

С 1-го класса чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное - развитие личности младшего школьника.

Рабочая программа по литературному слушанию реализует следующие цели обучения:

- формирование читательской деятельности:

-воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст);

-понимать читаемое (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения);

-производить текст (уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации);

-овладение элементарными литературными представлениями и знаниями;

-освоение культуры речи.

Задачи курса литературного чтения:

- обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и точки зрения писателя, формирование позиции читателя;

- система работы над навыками чтения;

- включение учащимися в эмоционально - творческую деятельность в процессе чтения;

- формирование литературных представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова;

- расширение круга чтения учащимися, создание «литературного пространства».

  1. Общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения.

Содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных возможностей каждого ребенка.

С 1-ого класса проводятся уроки литературного слушания и работы с детской книгой. Они проходят в тот период обучения, когда дети ещё самостоятельно не читают, и поддерживают их интерес к чтению и книге.

Используется тематический и жанрово - тематический принципы. Учащиеся практически знакомятся с жанрами и темами произведений, узнают основные признаки сказки, стихотворения, рассказа.

Новизной данной программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмо­ционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспита­ния, так как чтение для ребенка - и труд, и творчество, и но­вые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности. Эстетическое осмысление действительности посредством художественного образа - это то общее, что характеризует разные виды искусства: музыку, живопись, скульптуру, литературу. Чтобы разобраться в эстетической стороне действительности, ребенок должен соприкоснуться с разными видами искусства: музыкой, живописью, литературой. Общность всех видов искусства - в способности художника воображать, фантазировать, создавать не понятия, а образы. Без использования термина «художественный образ» ведется постепенное формирование общего представления об этом понятии, как основном для понимания особенностей литературного творчества: в произведении явления действительности предстают перед нами пропущенными через призму восприятия художника, картина мира насыщена его чувствами и отношением к изображаемому. Соответственно, текущая цель курса - осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно-эстетического опыта младшего школьника.

Особенностью реализованной в учебниках системы литературного образования является:

1) выстроенная логика знакомства младших школьников с особенностями литературы как искусства;

2) ознакомление за время обучения в начальной школе с минимальным понятийным инструментарием, необходимым для анализа и оценки литературных произведений - на уровне представлений без обязательного запоминания;

3) развивающий характер вопросов и заданий, создающий условия для «открытий», которые делают сами школьники в процессе познания, и способствующий осознанности процесса учения.

Система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования: развитие личности школьника, его творческих способностей; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею ценности и хрупкости мира, где мир

понимается и как общий всему человечеству природный и культурный дом, и как отечество, и как пространство человеческих чувств.

Тексты, вопросы и задания к ним показывают школьнику, как трудно и как важно стать человеком: научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Согласно программе на изучение программного материала в 1 классе отводится 4 часа в неделю. Исходя из учебного плана школы, на изучение курса «Литературное чтение» отведено 4 часа в неделю (132 часа).

4. Особенность по отношению к ФГОС НОО: требования к уровню подготовки учащихся,

обучающихся по данной программе.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностными результатами обучения в начальной школе являются:

- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

выпускник научится: полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника;

выпускник получит возможность познакомиться с культурно - историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро», «зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д., на основе чего у обучающегося начнётся формирование системы духовно-нравственных ценностей;

выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с нравственно-этическими нормами;

выпускник освоит: восприятие художественного произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;

выпускник полюбит: чтение художественных произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;

выпускник приобретёт: первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, научится находить и использовать информацию для практической работы. К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности (чтение и понимание текста), речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы. Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую их литературу, пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности. Обучающиеся научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, аудио и видеоиллюстрации, видеосюжеты и анимации и др.).
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: - освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.), - умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром, формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе. Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Предметными результатами обучения в начальной школе являются:

Виды речевой и читательской деятельности. Выпускник научится: - осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации); - осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; - оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или при ответе на вопрос; - вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета; участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения; - работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; - читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; - читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения; - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности; - использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию; - использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, невысказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; - передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); - коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; - ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; - составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу; - самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Выпускник получит возможность научиться: - воспринимать художественную литературу как вид искусства; - осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; - определять авторскую позицию и высказывать своё отношение к герою и его поступкам; - доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; - на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование - создание текста по аналогии, рассуждение - письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героя); - писать отзыв о прочитанной книге; - работать с тематическим каталогом; - работать с детской периодикой.


Творческая деятельность.

Выпускник научится:

- читать по ролям литературное произведение;

- использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать последовательную характеристику героя; составлять текст на основе плана);

- создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; - создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; - работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; способам написания изложения.

Литературоведческая пропедевтика. Выпускник научится: - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; - отличать прозаический текст от поэтического; - распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). Выпускник получит возможность научиться: - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); - определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

Межпредметные связи:

  • с уроками письма: составление и запись предложений о героях литературных произведений;

  • с уроками изо: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

  • с уроками труда: изготовление книг - самоделок, групповые творческие работы.

В 1-ом классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать». Темп чтения 25-30 слов.

В I полугодии по литературному чтению проводится 4 текущих проверки и 1 итоговая; во II полугодии: 4 текущих проверки и 3 итоговых проверки.

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Букваря» к учебному предмету «Литературное чтение». В учебниках с 1 по 4 класс прослежена единая логика развития мысли и познания школьника. На уроках литературного чтения в 1 классе продолжается работа по развитию навыка чтения, начатая в азбучный период. Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом. Но основное внимание уделяется формированию интуитивного понимания специфики художественного образа на основе практического сравнения литературы художественной и научной. На материале произведений трех основных жанров (рассказ, сказка, стихотворение) учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому.

Итогом первого года обучения является формирование начальных навыков чтения, свободной и правильной речи. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о различиях прозаической и стихотворной речи, о разнообразии

жанров литературы и фольклора, знакомятся с понятиями «автор» и «название» произведения. Получают первоначальные навыки работы с художественным текстом. Называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям и событиям, учатся выявлять авторскую точку зрения. Выясняют смысл заголовка, находят сравнения, повторы, противопоставления, звукоподражание, рифмы.

Во 2 классе происходит дальнейшее накопление читательского опыта, продолжается развитие техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Программа предусматривает дальнейшее формирование отношения к литературе как к искусству, рассмотрение литературы в контексте других видов искусства на основе практического сравнения произведений литературы, живописи, музыки. Углубляется работа над выявлением позиции автора, «вычитыванием» авторской оценки изображаемого. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом эпитета, сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма.

На основе знакомства с литературой разных жанров, различной по стилю, времени и месту написания, предполагается формирование у школьников убеждения, что мир литературы интересен, разнообразен и что каждый читатель может найти в нем близкое

и нужное себе. Второклассникам прививается интерес к литературе.

Итогом второго года обучения должно стать понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с другими видами искусства, осознание особенностей искусства в целом по сравнению с наукой, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения

от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.

Работа в 4 классе, сохраняет единые принципы и задачи изучения литературы как искусства и явления художественной культуры, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Углубляются представления об отличии народной литературы от авторской. Выявление авторской точки зрения на изображаемые события завершает представление об особенностях авторской литературы. Развивается представление учащихся о разных типах текстов: прозаическом, поэтическом и драматическом. Это является своеобразной пропедевтикой грядущего знакомства с родовым делением литературы на эпос, лирику и драму. Анализируются объемные произведения, передающие целую гамму разнообразных чувств. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей, о проблемах, героях, художественной манере. Углубляется работа над выявлением позиции автора, вычитыванием авторской оценки изображаемого.

Особенность четвертого года изучения литературного чтения состоит в том, что этот год завершает формирование того элементарного инструментария, который будет необходим читателю основной школы для анализа и оценки произведения разных жанров

фольклора и разных родов и жанров литературы.

Итогом четвертого года обучения и всего курса литературного чтения 1-4 классов должны стать:

- начальные умения анализа литературного произведения;

- умения устного и письменного высказывания в рамках разных жанров (сочинение на свободную тему; сравнительный анализ двух произведений в заданном аспекте, отзыв о произведении);

- первичное интуитивное ориентирование в мире доступной детскому восприятию художественно литературы;

- эстетическое переживание ценности художественных произведений.

5. Универсальные учебные действия, формируемые на предмете.

Личностные универсальные учебные действия:

- понимание роли чтения для решения познавательных и коммуникативных задач;

- познание героического прошлого своей страны и народа на образцах доступных литературных произведений; духовно-нравственное воспитание, формирование эстетических и морально-этических ценностей на примерах поступков героев литературных произведений;

- овладение морально-этическими нормами поведения через выявление морального содержания и нравственного значения поступков героев произведений;

- формирование морально-ценностной позиции у младших школьников путем целенаправленной работы с произведением (выделять суть нравственных поступков героев произведения, видеть мотивы поведения героев, определение собственной позиции в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности);

- самоопределение и самопознание себя через сравнение с героями литературных произведений;

- использование умения читать для удовлетворения личного интереса.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- понимание и постановка учебной задачи;

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль и самооценка, сравнение результата своей работы с образцом и выделение неточностей и ошибок;

- коррекция - внесение исправлений, дополнений и изменений по результатам оценки своей деятельности;

- овладение алгоритмом учебных действий формирования умения читать вслух и молча, читать выразительно, работать с произведением и книгой.

В курсе данной программы разработаны памятки (алгоритмы действий), которые усложняются от класса к классу с учетом требований программы и служат основой для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Познавательные универсальные учебные действия:

- формирование познавательной учебной задачи;

- выбор продуктивных способов действий для выполнения учебной задачи; выбор вида чтения (ознакомительное или первичное, изучающее, поисковое, просмотровое, выразительное) в зависимости от поставленной цели;

- восприятие прослушанного или прочитанного произведения;

- поиск и выделение нужной информацию о героях и их поступках, о произведении или книге;

- умение работать с текстами произведений разных жанров: определять тему и жанр, понимать главную мысль произведения, делить текст на смысловые части и составлять план, понимать состояние героев произведений и выражать свое отношение к их поступкам, объяснять свое эмоциональное состояние в процессе слушания или чтения произведения, отвечать на вопросы по содержанию;

- способность понимать позицию автора произведения и выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

- интерпретация текста (умение сравнивать произведения, героев положительных и отрицательных, рассказывать от лица одного из героев произведения или от лица читателя, делать выводы и подтверждать их словами из текста произведения);

- рефлексия на содержание и форму произведения (формулировать свою точку зрения о героях, произведении или книге, подтверждая ее фактами из произведения или других источников информации, что служит развитию умственных способностей, нравственному и эстетическому воспитанию учащихся);

- выполнение практико-ориентированных заданий: нахождение информации в тексте изучаемого произведения, интерпретация текста, рефлексия и оценка.

Для формирования познавательных умений в данном курсе в процессе обучения используются знаково-символическое моделирование и логические познавательные действия.

Знаково-символические познавательные действия:

- моделирование на уроках литературного чтения помогает формированию литературной грамотности, используется для развития основных видов речевой деятельности. Заместители, с помощью которых ученик перекодирует текст произведения, помогают глубже понять произведение, сжато представить информацию о произведении. Составление моделей, использование готовых моделей, дополнение и сравнение моделей обложек помогают усваивать литературоведческие понятия. Составление модельного плана, работа с блок-схемами, схемами, таблицами - все это эффективные приемы обучения пониманию содержания произведения, сложному процессу, основанному на личном и субъективном восприятии каждого ученика-читателя.

Логические универсальные действия:

- анализ произведения или книги до чтения (выделение фамилии автора, заголовка, подзаголовка; прогнозирование содержания произведения, определение темы и жанра);

- установление причинно-следственных связей в тексте произведения при составлении плана;

- формирование умения синтезировать при составлении плана рассказа о произведении, героях и их поступках;

- сравнение произведений по жанру, теме, авторской принадлежности;

- аргументация высказываний и суждений о произведении с опорой на текст.

Постановка и решение учебных задач творческого и поискового характера под руководством учителя:

- понимание и формирование учебной задачи;

- выбор способов и форм решения учебной задачи: выполнение проектов индивидуально, в парах и группах; презентации творческих работ и проектов; подготовка и проведение конкурсов, библиотечных уроков, литературных уроков в музеях и т. д.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи):

- слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников (воспринимать произведение, отвечать на вопросы по содержанию произведения);

- умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать их по ролям, передавая особенности образов героев;

- овладевать монологической речью (находить в тексте монологи героев и читать их, составлять высказывания о героях и их поступках, о произведениях и книгах);

- умение отвечать на вопросы: по содержанию произведения, выявляющие характер отношений между героями произведений, побуждающие читателя дать оценку событиям и поступкам героев, требующие обучающегося постановить себя на место героя произведения, выявляющие эмоциональное отношения ученика к событиям и героям произведений;

- умение слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять и уточнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

- умение задавать одноклассникам вопросы разных видов по изучаемому произведению;

- умение вести диалог или дискуссию о героях и их поступках, проявляя уважение к другому мнению;

- умение полно и аргументированно строить свои высказывания, полно и точно выражать свои мысли.

6. Планируемые результаты освоения программы.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны уметь:

  • слушать сказки, рассказы, стихотворения;

  • читать плавно слогами и целыми словами вслух небольшие тексты;

  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя, а на более высоком уровне пересказывать по готовому плану;

  • знать наизусть 2-3 стихотворения, 1-2 отрывка из прозаического произведения;

  • самостоятельно читать небольшие по объему произве­дения (сказки, стихи, рассказы). Более высокий уровень самостоятельное чтение доступных детских книг (о детях, о животных, о природе);

  • работать с доступными книгами - справочниками и словарями.

Читательские умения:

- различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, по­словицу, потешку;

- определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям;

- узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

- находить в тексте слова, подтверждающие характеристики героев и их поступки;

- знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

- различать книги по темам детского чтения.

7. Содержание программы.

Литературное чтение и слушание. Круг чтения:

  • произведения устного народного творче­ства русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов,

  • стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов - классиков XIX века- начала XX века, произведения детских поэтов и пи­сателей второй половины ХХ в., раскрывающие разнообразие тематики, жанров, на­циональные особенности литературы, научно-познаватель­ная книги, юмористические произведения.

Примерная тематика:
  • произведения фольклора и автор­ские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отно­шении к другим людям, животным, природе; о дружбе, прав­де, добре и зле.

Мир сказок (17 ч.)

Русские народные сказки, сказки А. Пушкина, С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, В. Сутеева, Е. Чарушина. Сказки Ш. Перро, бр. Гримм, Х.К. Андерсена, Дж. Харриса. Учимся уму-разуму (19 ч.)

Стихи, рассказы, сказки Л. Пантелеева, Е. Ильиной, Е. Благи­ниной, Е. Пермяка, В. Железникова, Н. Носова, В. Драгунского, А. Барто, Б. Житкова, В. Осеевой, Я. Акима, И.Бутмин, Е.Пермяк.

Мир Родной природы (14 ч.)

Произведения устного народного творчества; стихи Н. Не­красова, С. Есенина, А. Блока, Е. Трутневой, А. Барто; рассказы и сказки М. Пришвина, Г. Скребицкого, М. Михайлова, В. Белова, Г.Цыферов, С.Чёрный, И.Соколов-Микитов, И.Шевчук, Л.Толстой, В.Бианки, Э.Машковская.

О наших друзьях-животных (11 ч.)

Стихи, рассказы, сказки: М.Михайлов, В.Сутеев, А.Блок, Е.Чарушин, А.Барто, Н.Сладков, С.Михалков, И.Мазнин, Ю.Коваль, Дж.Родари.

О тебе, моя Родина (7 ч.)

Пословицы о Родине, стихи и рассказы: С. Дрожжин, Е. Серо­ва, С. Романовский, А.Плещеев.

Жанровое разнообразие:

  • сказки (народные и автор­ские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, по­тешки, шутки, пословицы, считалки.

Ориентировка в литературоведческих понятиях:

  • про­изведение, фольклор, чтение, сказка, загадка, пословица, по­говорка, потешка, стихотворение, комикс,

  • тема, литератур­ный герой, фамилия автора, заглавие, абзац.

Восприятие литературного произведения:

  • эмоцио­нальная отзывчивость, понимание эмоционального настро­ения литературного произведения, нахождение сходств и различий в настроении героев. Обоснование суждений «нравится - не нравится». Элементарная оценка эмоцио­нальных состояний героев (весел, печален, удивлен и пр.), срав­нение действий и поступков героев,

  • умение узнавать произве­дения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).

Творческая деятельность:

  • проявление интереса к сло­весному творчеству, участие в коллективном сочинительстве небольших сказок и историй,
  • разыгрывание небольших ли­тературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх,

  • сочинение историй с литератур­ными героями,

  • рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.

Навык чтения:

  • плавное чтение слогами и целыми слова­ми со скоростью, соответствующей индивидуальным воз­можностям учащихся,

  • выразительное чтение, с интонация­ми, соответствующими знакам препинания,

  • чтение наизусть небольших стихотворений, отрывков (2-3 предложения).

Работа с текстом:

  • практическое отличие текста от набора предложений,

  • выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя,

  • знание структуры текста: начало тек­ста, концовка, умение видеть последовательность событий,

  • озаглавливайте текста (подбор заголовков),

  • составление схематического или картинного плана под руководством учителя.

8. Описание учебно - методического обеспечения образовательного процесса.

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». - М.: Вентана - Граф, 2011.

Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы.

Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение:1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Ефросинина Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2011.

Дидактические материалы:

  • касса букв;

  • дидактические куклы;

  • комплект фишек;

  • предметные картинки;

  • полоски для обозначения слов, предложений.

Литературное чтение (Грамота)

1 класс (4ч. в неделю: 132ч.)

№ урока

Тема

Кол-во часов

Планируемые результаты

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

Виды деятельности

I четверть (36ч.)

Раздел: Добукварный период (13ч.)

1.

Введение понятия «предложение».

1

Уметь обозначать предложение схемой.

Личностные: - внутренняя позиция школьника; -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -оценивать правильность выполнения действий; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -вносить необходимые коррективы и действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: - использовать знаково - символические средства, в том числе модели; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - устанавливать аналогии; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к общему ращению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; -контролировать действия партнера; -использовать речь для регуляции своего действия.

Составление модели предложения.

2.

Составления рассказа по сюжетной картинке.

1

Знать понятие "предложение". Уметь составлять предложения.

Составление р-за по сюжетной картинке.

3.

Литературное слушание. С. Дрожжин «Привет».

1

Уметь распознавать жанр, определять тему стихотворения.

Моделирование обложки; определение темы стихотворения; выразительное чтение.

4.

Введение понятия «слово».

1

Уметь делить предложения на слова.

Обозначение слова прямоугольником.

5.

Составления рассказа по сюжетной картинке. Отработка понятия «слово».

1

Уметь составлять связанные предложения. Уметь делить предложения на слова.

Составление рассказа по картинке. Моделирование предложений.

6.

Интонационное выделение первого звука в словах. Сказка "Репка".

1

Уметь выделять первый звук в словах.

Интонационное выделение первого звука в словах. Пересказ сказки "Репка".

7.

Литературное слушание. Рассказы о Родине. С. Романовский «Москва».

1

Уметь различать стихотворение и прозу. Знать название столицы Родины.

Моделирование обложки. Сравнение модели обложки стихотворения и рассказа.

8.

Звуковой анализ слова «мак».

1

Уметь составлять схему звукового состава слова.

Звуковой анализ слова "мак". Подбор слов со звуком [м] в начале, в середине и в конце слова.

9.

Звуковой анализ слов «сыр», «нос».

1

Уметь сравнивать слова по звуковой структуре.

Звуковой анализ слов. Составление схем. Соотнесение схем и слов.

10.

Сравнение слов по звуковой структуре. Рассказ по сюжетной картинке.

1

Уметь сравнивать слова по звуковой структуре. Уметь составлять связанный рассказ из нескольких предложений.

Звуковой анализ слов "кит", "кот". Сравнение слов по звуковой структуре. Составление рассказа по картинке.

11.

Литературное слушание. Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле».

1

Уметь определять содержание книги по обложке.

Моделирование обложки.

12.

Введение понятия «гласный звук».

1

Уметь выделять гласный звук в структуре слова. Знать признаки гласного звука.

Выделение гласного звука в слове. Обозначение его красной фишкой.

13.

Согласный звук. Твердый согласный звук. Мягкий согласный звук.

1

Уметь выделять твердый согласный звук, мягкий согласный звук. Знать признаки согласного звука.

Звуковой анализ слова "Нина". Обозначение фишками твердых и мягких согласных звуков

Раздел: Букварный период (55 ч.)

14.

Знакомство с буквой «А, а».

1

Уметь выделять звук [а] , соотносить с буквой А, а. Знать буквы А, а.

Личностные: - внутренняя позиция школьника; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата; -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; - оценивать правильность выполнения действий; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Коммуникативные: - использовать знаково - символические средства, в том числе модели; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - устанавливать аналогии; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партера в общении и взаимодействии; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партера; - использовать речь для регуляции своего действия.

Звуковой анализ слов "Анюта", "луна". Составление схем. Разгадывание кроссворда.

15.

Литературное слушание. С. Романовский «Москва».

1

Уметь различать стихотворение и прозу. Знать название столицы России.

Моделирование обложки. Сравнение модели обложки стихотворения и рассказа.

16.

Знакомство с буквой «Я, я».

1

Уметь обозначать два звука [й], [а], в начале слова буквой Я.

Звуковой анализ слов "пять", "дыня", "яхта". Составление схем.

17.

Знакомство с буквой «О, о».

1

Уметь соотносить звук [о] с буквой О, о.

Звуковой анализ слова "полка".

18.

Знакомство с буквой «Ё, ё».

1

Уметь обозначать звуки [й], [о], в начале слова буквой Ё, ё.

Звуковой анализ слов "клён", "пёс", "ёжик", "ёлка". Разгадывание кроссворда.

19.

Литературное слушание. Русская народная песенка «Берёзонька».

1

Моделирование обложки.

20.

Знакомство с буквой «У, у».

1

Уметь выделять звук [у] в словах. Уметь обозначать звук [у] буквой У, у.


Анализ слова "труба", "стул". Соотнесение схем со словами чтение слогов, слов и предложений.

21.

Знакомство с буквой «Ю, ю».

1

Уметь обозначать звук [у] после мягких согласных буквой Ю, ю

.

Звуковой анализ слов "ключ", "утюг". Чтение слогов, слов и предложений.

22.

Буква «Ю» в начале слова.

1

Уметь обозначать звуки [йу]в начале слова буквой Ю. Знать что буква "ю" в начале слова обозначает 2 звука.

Звуковой анализ слов "юнга", "юла". Обозначение звуков [йу] буквой "Ю".

23.

Литературное слушание. И. Соколов-Микитов «Русский лес».

1

Уметь определять содержание книги по обложке.

Моделирование обложки.

24.

Знакомство с буквой «Э, э».

1

Уметь обозначать звук [э] буквой Э, э.

Звуковой анализ слов "экран", "эхо". Чтение слов и предложений.

25.

Знакомство с буквой «Е, е».

1

Уметь обозначать буквой "е" звук [э] после мягкого согласного. Знать букву Е, е.

Звуковой анализ слов "лев", "белка". Соотнесение схем со словами.

26.

Буква «Е» в начале слова. Обозначение звуков [йэ].

1

Уметь обозначать звуки [йу] в начале слова буквой "е". Знать, что буква "Е" в начале слова обозначает 2 звука.

Звуковой анализ слов "ель", "ежата". Обозначение звуков [йу] буквой "е".

27.

Литературное слушание. Мусса Гали "Зеленые краски".

1

Уметь определять содержание книги по обложке.

Моделирование обложки. Выразительное чтение.

28.

Знакомство с буквой "ы".

1

Уметь соотносить звук [ы] с буквой "ы".

Анализ слов "рыба", "дым", "усы". Чтение слогов, слов и предложений.

29.

Знакомство с буквой "И, и".

1

Уметь обозначать звук [и] буквой "и". Знать, что звук [и] обозначает мягкость согласного звука.

Звуковой анализ слов "флаги", "гиря". Чтение слогов, слов, предложений.

30.

Правила обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных.

1

Знать гласные, обозначающие твердость и мягкость предыдущего согласного.

Составление звуковых моделей слов.

31.

Литературное слушание. М.Михайлов "Лесные хоромы".

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию. Уметь выделять главную мысль.

Слушание сказки, составление планы.

32.

Знакомство с буквой "М, м".

1

Уметь обозначать звуки [м], [м`] буквами "М, м".

Звуковой анализ слов "Маша", "Миша". Чтение слогов, слов и предложений.

33.

Знакомство с буквой "Н, н".

1

Уметь обозначать звуки [н] [н`] буквами "Н, н".

Звуковой анализ слов "нос", "нитки". Чтение слогов, слов и предложений.

34.

Знакомство с буквой "Р, р".

1

Уметь обозначать звуки [р], [р`] буквами "Р, р".

Звуковой анализ слов "рысь", "речка". Чтение слогов, слов, предложений.

35.

Знакомство с буквой "Л, л".

1

Уметь обозначать звуки [л] [л`] буквами Л, л.

Звуковой анализ слов "луна", "лиса". Чтение слогов, слов, предложений. Разгадывание кроссвордов.

36.

Литературное слушание. А. Барто "В школу", В. Железняков "История с азбукой"

1

Уметь отвечать на вопросы по содержанию. Уметь делить текст на части, выделять главную мысль части.

Слушание рассказа, составление плана. Пересказ.

II четверть (28ч.)

37.

Знакомство с буквой "Й, й".

1

Уметь обозначать звук [й] буквой "й".

Звуковой анализ слов "чайки", "чайка". Работа с анонимами "мой", "рай". Чтение слов по таблице.

38.

Деление слов на слоги.

1

Уметь делить слова на слоги. Уметь определять количество слогов по гласным.

Деление слов на слоги. Определение слов, состоящих из одного слога. Чтение слогов, слов, предложений.

39.

Знакомство с буквой "Г, г".

1

Уметь обозначать звуки [г] [г`] буквами "Г, г". Знать характеристику звуков.

Звуковой анализ слов "рога", "флаги". Чтение слогов, слов с "окошками".

40.

Литературное слушание. В.Бианки "Лесной колобок-Колючий бок".

1

Уметь делить текст на части по смыслу. Знать понятие "авторская сказка".

Слушание, сказки, деление на смысловые части. Озаглавливание.

41.

Знакомство с буквой "К, к".

1

Уметь обозначать звуки [к] [к`] буквами К, к. Знать характеристику звуков.

Звуковой анализ слов "карта", "брюки". Чтение слогов, слов, предложений.

42.

Сопоставление звуков [г], [к] по звонкости-глухости.

1

Уметь обозначать звонкость согласных. Знать пару [г], [к].

Сопоставление звуков [г], [к] по звонкости-глухости. Обозначение звонкости согласных.

43.

Знакомство с буквой "З, з".

1

Уметь обозначать звуки [з],[з`] буквой З, з. Уметь выделять ударный слог.

Звуковой анализ "зебра", "замок". Работа с ударением. Чтение слогов, слов и предложений.

44.

Знакомство с буквой "С, с". Сопоставление звуков [з]-[с] по звонкости-глухости.

1

Уметь обозначать звуки [с] [с`] буквами С, с. Знать пару [з]-[с].

Звуковой анализ слов "сумка", "гусь". Чтение слогов, слов, предложений. Расшифровка закодированных слов.

45.

Литературное слушание. Русская народная сказка "Привередница".

1

Уметь слушать. Знать авторские и народные сказки.

Слушание сказки. Моделирование обложки. Сравнение сказок авторских и народных.

46.

Знакомство с буквой "Д, д".

1

Уметь обозначать звуки [д] [д`] буквами "Д, д". Знать букву "Д, д".

Звуковой анализ слов "душ", "дятел". Чтение слогов, слов, предложений.

47.

Знакомство с буквой "Т, т".

1

Уметь обозначать звуки [т] [т`] буквой "Т, т".

Звуковой анализ слов "тир", "труба". Определение лексического значения слов. Чтение слогов, слов и предложений.

48.

Сопоставление звуков [д]-[т] по звонкости-глухости.

1

Знать пару [д]-[т].

Сопоставление звуков по звонкости-глухости. Классификация слов на группы.

49.

Литературное слушание. Ш. Перро "Красная шапочка".

1

Уметь делить текст на смысловые части. Уметь определять отриц. и положит. героев.

Слушание сказки, деление на смысловые части. Выделение положительных и отрицательных героев.

50.

Знакомство с буквой "Б, б".

1

Уметь соотнести звуки [б] [б`] с буквами Б, б. Умение сравнивать звуки но твердости, мягкости.

Знакомство с буквой Б, б. Звуковой анализ слов "бант","бинт". Чтение слогов, слов и предложений.

51.

Знакомство с буквой "П, п".

1

Умение соотнести звуки [п], [п`] с буквой П, п.

Звуковой анализ слов "печка", "пушка". Чтение слогов, слов и предложений.

52.

Сопоставление звуков [б], [п] по звонкости-глухости.

1

Умение различать звуки [б]-[п] по звонкости-глухости.

Сопоставление звуков [б], [п] по звонкости-глухости. Сравнение слов.

53.

Литературное слушание. Фольклор. Потешки. Скороговорки. Загадки. Пословицы.

1

Умение работать над скороговорками. Развитие любви к русскому народному творчеству.

Слушание потешек, считалок и загадок. Конкурс «Сказочные теремки».

54.

Знакомство с буквой "В, в".

1

Умение обозначать звуки [в], [в`] буквой В, в. Различать звуки по твердости-мягкости.

Звуковой анализ слов "ветка", "волна". Расшифровка закодированных слов. Чтение слогов, слов и предложений.

55.

Знакомство с буквой "Ф, ф". Сопоставление звуков [в], [ф] по звонкости-глухости.

1

Умение обозначать звуки [ф] [ф`] буквой Ф, ф. Знание пары [в]-[ф] по звонкости-глухости.

Звуковой анализ слов "фонарь", "филин". Сопоставление звуков [в],[ф] по звонкости-глухости.

56.

Знакомство с буквой "Ж, ж".

1

Умение обозначать звук [ж] буквой Ж, ж. Знать особенность звука [ж].

Звуковой анализ слов "лыжи", "пирожок". Выявление особенностей звука [ж]. Отгадывание загадок.

57.

Литературное слушание. А.Блок "Зайчик". Г. Скребицкий "Мать".

1

Умение определять жанр, тему, произведения.

Определение жанра, темы. Выявление настроения, чувств. Оформление книжки самоделки.

58.

Знакомство с буквой "Ш, ш". Сопоставление звуков [ж], [ш] по звонкости-глухости.

1

Умение обозначать звук [ш] буквой Ш, ш. Знать особенность звука [ш]. Знать пару [ш] [ж], по звонкости-глухости.

Звуковой анализ слов "груша", "катушка". Выявление особенности звука [ш]. Сопоставление звуков [ш] [ж] по звонкости-глухости. Чтение слов с заменой буквы.

59.

Знакомство с буквой "Ч, ч". Сочетания "ча, чу"

1

Учение обозначать звук [ч`] буквой Ч, ч. Знать особенность звука [ч`]. Знать сочетания ча, чу.

Звуковой анализ слов "Чайник", "спички". Выявление особенности звука [ч`]. Составления словосочетаний.

60.

Знакомство с буквой "Щ, щ". Сочетания ща, щу.

1

Учение обозначать звук [щ`] буквой Щ, щ. Знать сочетания ща, щу.

Звуковой анализ слов "ящик", "клещи". Выявление особенности звука [щ`]. Знакомство с правилом написания гласных после звуков [ч`], [щ`].

61.

Литературное слушание. М. Пришвин "Лисичкин хлеб".

1

Умение слушать чтение. Умение моделировать обложку.

Рассматривание книги о природе. Слушание рассказа. Моделирование обложки.

62.

Знакомство с буквой "Х, х".

1

Умение обозначать звуки [х], [х`] буквой Х, х.

Звуковой анализ слов "хобот", Хвост". Название слов с мягким согласным [х`]. Нахождение слога в слове.

63.

Знакомство с буквой "Ц, ц".

1

Учение обозначать звук [ц] буквой Ц, ц. Знать особенность звука [ц].

Звуковой анализ слов "цапля", "синица". Выявление особенности звука [ц`]. Чтение слов в единственном и множественном числе.

64.

Знакомство с "ь". Мягкий знак-показатель мягкости согласных.

1

Знать функцию мягкого знака. Уметь обозначать мягкость согласных.

Знакомство с "ь". Выяснение функции мягкого знака. Сравнение звуков по твердости-мягкости. Чтение слов по моделям.

III четверть (40ч.)

65.

Литературное слушание. Е. Пермяк "Пичугин мост".

1

Умение слушать чтение. Умение отвечать на вопросы по содержанию текста. Умение выявлять главную мысль.

Слушание рассказа. Беседа после чтения. Моделирование обложки. Выявление главной мысли текста.

66.

Знакомство с разделительной функцией "Ь".

1

Знать разделительную функцию мягкого знака. Уметь различать "ь" - показатель мягкости и "ь" разделительный.

Преобразование слов. Различение функций "ь". Образование слов во множественном числе с использованием "ь"

67.

Знакомство с буквой "Ъ".

1

Знать функцию "ъ". Уметь составлять слова с "ъ".

Знакомство с буквой "ъ", с его особенностями. Сравнения слов. Чтение слов и предложений.

68.

Алфавит. С.Я. Маршак "Ты эти буквы заучи…"

1

Знать алфавит, название букв и звуков. Уметь различать буквы и звуки.

Повторение алфавита. Чтение стихотворения С.Я. Маршака. Подготовка к заучиванию наизусть.

Раздел: Послебукварный период. Литературное чтение (64 ч.)

69.

Литературное слушание. С. Баруздин "Веселые" рассказы.

1

Умение разделять книги по темам. Уметь составлять небольшой рассказ.

Личностные: - Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой. Регулятивные: - планировать свои действия; - оценивать правильность выполнения действия; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарище, родителей и других людей; -вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: Осуществлять анализ объектов с выделение существенных и несущественных признаков;

- устанавливать аналогии; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партера в общении и взаимодействии; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться и приходить к собственному решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы; - контролировать действия партера;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Рассматривание книг о детях. Слушание рассказа. Составление рассказа о мальчике.

70.

В. Сутеев "Три котенка". А. Шибаев "Беспокойные соседки".

1

Умение дополнять предложения словами по смыслу. Уметь отвечать на вопросы по тексту.

Знакомство с новыми произведениями. Замена картинок в предложении словами. Ответы на вопросы.

71.

Е.Пермяк "Про нос и про язык". Г. Остер "Меня нет дома".

1

Уметь различать жанр: юмористический рассказ. Знать несколько пословиц по теме.

Знакомство с юмористическими рассказами. Понятие "юмор". Работа над пословицами.

72.

А. Шибаев "На зарядку становись", "Познакомились".

1

Уметь составлять предложения по цели высказывания.

Работа над техникой чтения. Составление предложений по цели высказывания. Игра "живые буквы".

73.

Литературное слушание. Русская народная сказка "Кот, петух и лиса". С. Маршак "Тихая сказка".

1

Умение отличать народную сказку от авторской.

Знакомство с русск. нар. сказками. Работа с авторской сказкой. Заучивание наизусть песенки "лисы".

74.

Е. Чарушин "Как Никита играл в доктора".

1

Умение делить сказку на части, озаглавливать каждую часть.

Деление рассказа на части. Составление планов. Подготовка к пересказу. Беседа о профессиях.

75.

А. Шибаев "Всегда вместе".

1

Умение определять главных героев, составлять диалог.

Знакомство с новыми произведениями. Выявление главных героев. Подготовка к чтению по ролям.

76.

Г.Цыферов "Маленький тигр". С.Черный "Кто?".

1

Знать и находить в тексте сравнения и образные выражения. Уметь определять тему.

Знакомство с произведениями о животных. Нахождение в тексте сравнений, образных выражений.

77.

Литературное слушание. В. Сутеев "Елка", К. Чуковский "Муха-Цокотуха".

1

Умение находить фамилию автора и заголовок.

Выделение фамилии авторов и заголовков. Работа с иллюстрациями. Составление схематического плана.

78.

Г.Остер "Середина сосиски", Я. Аким "Жадина".

1

Умение сравнивать героев разных произведений. Умение находить ответы на вопросы в тексте.

Чтение рассказа по ролям. Сравнение героев рассказа и стиха. Ответы на вопросы.

79.

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…».

Украинская народная сказка "Рукавичка".

1

Умение читать по ролям. Умение находить сравнения.

Знакомство с украинской сказкой. Чтение по ролям. Сравнение со сказкой "Теремок".

80.

Г.Остер "Спускаться легче".

1

Знать различные виды чтения. Уметь составлять диалог.

Различные виды чтения: по ролям, "жужжание", "про себя".

81.

Литературное слушание. Бр.Гримм "Заяц и еж."

1

Умение делить текст на части, составлять план, выделять главную мысль.

Слушание сказки. Составление плана. Подробный пересказ.

82.

В. Сутеев "Под грибом".

1

Умение определять жанр произведения. Умение выделять главную мысль и соотнести с пословицей.

Знакомство со сказкой В. Сутеева. Сравнение со сказкой "Рукавичка" и "Теремок". Работа с пословицей.

83.

В. Сутеев "Под грибом".

1

Умение отличать народную сказку от авторской. Умение составлять картинный план.

Составление картинного плана. Пересказ. Поиск отличий народной сказки от авторской. Работа с иллюстрацией.

84.

А.Шибаев "Что за шутки?". Г. Остер "Хорошо спрятанная котлета".

1

Умение определять жанр произведения его тему.

Знакомство с новыми произведениями. Многозначные слова. Омонимы.

85.

Литературное слушание. Стихи и рассказы о родной природе.

1

Умение подбирать стихи по теме. Умение выделять рифмы.

Слушание стихотворений А.Блока, С.Есенина. Беседа после чтения. Моделирование обложки.

86.

Б.Житков "Как меня называли". А.Кушнер "Большая новость".

1

Умение определять тему произведения, составлять вопросы.

Знакомство со стихами о детях. Беседа о роли учебы. Составление вопросов к произведениям.

87.

Л. Пантелеев "Как поросенок говорить научился".

1

Умение определять жанр произведения.

Знакомство с произведением Л. Пантелеева, определение жанра. Беседа о домашних животных. Чтение по ролям.

88.

Е. Чарушин "Яшка".

1

Умение подбирать книги по теме. Знать несколько произведений Е. Чарушина о животных.

Знакомство с произведениями Е. Чарушина о животных. Ответы на вопросы. Беседа о бережном отношении к домашним животным.

89.

Литературное слушание. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане".

1

Уметь определять жанр произведения. Умение находить ответы в тексте.

Слушание произведения. Работа над выразительностью. Заучивание отрывка наизусть. Ответы на вопросы.

90.

Р.н.с. Пузырь, Соломинка и Лапоть

В.Сутеев. Кораблик

В.Бианки. Лис и Мышонок.

1

Умение разыгрывать небольшие литературные произведения, читать текст по ролям, оценивать поступки героев.

Знакомиться с литературными (авторскими) и народными сказками; работать с текстами сказок; выполнять задания в учебнике и тетради.

91.

Ю.Дмитриев "Медвежата". Г. Снегирёв "Медвежата".

1

Умение определять тему произведения, находить сходства и различия.

Сравнение рассказов. Придумывания других рассказов.

92.

М. Карем "Растеряшка".

1

Умение находить отличия у стихотворения и скороговорки. Знать приемы заучивания наизусть.

Чтение стихотворения. Сравнение стихотворения со скороговоркой. Заучивание наизусть.

93.

Литературное слушание. Н.Носов "Фантазеры".

1

Умение определять тему, жанр произведения, выполнять обложку.

Выставка книг Н.Носова. Слушание рассказа. Моделирование обложки.

94.

В. Драгунский "Заколдованная буква".

1

Умение делить произведение на смысловые части.

Чтение произведения по ролям отрывка, деление на смысловые части.

95.

В. Драгунский "Заколдованная буква".

1

Умение определять главную мысль каждой части. Умение пересказывать близко к тексту.

Составление картинного плана. Подробный пересказ.

96.

Н. Носов "Ступеньки".

1

Умение отвечать на вопросы по содержанию, выделять главную мысль.

Знакомство рассказом. Работа над техникой чтения. Беседа по прочитанному.

97.

Литературное слушание. Е.Ильина "Шум и шумок". Н. Саконская "Мы с мамой".

1

Уметь передать содержание по вопросам.

Рассматривание книг о детях. Слушание рассказа. Беседа по содержанию. Чтение и объяснения слов.

98.

О. Дриз "Горячий привет".

1

Умение определять жанр произведения. Умение соблюдать интонацию, соответствующую знакам препинания.

Чтение стихотворения. Работа над выразительностью. Лексическое значение слова.

99.

Г.Остер "Привет мартышке".

1

Умение составлять вопросы по содержанию; находить ответы в тексте произведения.

Работа над содержанием произведения; выборочное чтение. Составление вопросов к рассказу. Работа над лексическим значением слов.

100.

Е.Чарушин "Зайчата". Н.Сладков "Лиса и заяц", "Сорока и заяц".

1

Умение определять темы произведений; находить образные выражения.

Знакомство с рассказами Е. Чарушина и Н. Сладкова. Сравнение этих произведений. Нахождение в рассказах образные выражения.

101.

Литературное слушание.

Г. Скребицкий. «Пушок».

1

Умение слушать чтение. Умение моделировать обложку.

Анализировать текст: осознать смысл прочитанного; отвечать на вопросы; определять основную мысль прочитанного произведения

102.

Н. Носов "Затейники".

1

Уметь определять тему произведения, называть главных героев, определять их характер.

Знакомство с рассказом Н. Носова. Составление рассказов о мальчиках, об их характерах. Работа с пословицей.

103.

Н. Носов "Затейники".

1

Уметь определять тему произведения, называть главных героев, определять их характер.

Знакомство с рассказом Н. Носова. Составление рассказов о мальчиках, об их характерах. Работа с пословицей.

104.

Г. Сапгир "Людоед и принцесса", или Всё наоборот".

1

Умение определять жанр и тему произведения.

Чтение стихотворения. Выявление темы. Работа над лексическим значением слов. Работа по развитию техники чтения.

IV четверть (28ч.)

105.

Литературное слушание. Русская народная сказка "Лисичка - сестричка и серый волк".

1

Умение различать сказку; находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героев.

Слушание. Моделирование обложки. Составление схем, пересказ.

106.

Дж. Родари "Про мышку, которая ела кошек".

1

Умение различать рассказ и сказку. Умение находить ответы в тексте.

Знакомство с рассказами Дж. Родари и его книгами. Выявление отличия сказки от рассказа. Подготовка к пересказу.

107.

А. Толстой "Ёж" (отрывок). В.Лунин "Волк ужасно разъярен…".

1

Умение находить сходства и различия в настроении героев. Элементарно оценивать эмоционального состояния героев.

Знакомство с рассказами А.Толстого о животных. Сравнение рассказов и их героев. Работа над пословицей.

108.

Г. Цыферов «Зелёный заяц».

1

Умение находить сходства и различия в настроении героев. Элементарно оценивать эмоционального состояния героев.

Выбор подходящей по смыслу пословицы.

109.

В. Драгунский "Он живой и светится".

1

Умение слушать произведения, делить произведения, делить произведение на части по иллюстрациям; выстраивать последовательность сюжета.

Выявление темы рассказа. Выборочное чтение. Характеристика героя.

110.

В. Драгунский "Он живой и светится".

1

Умение находить в тексте слова, подтверждающие характеристику героев и их поступок. Умение определять тему книги по обложки и иллюстрациям.

Выявление темы рассказа. Выборочное чтение. Характеристика героя.

111.

Русская народная сказка "Лиса и журавль". Н.Сладков "Лиса и мышь".

1

Умение читать по ролям, участвовать в театральных играх. Сравнение поступков героев с общими нравственными нормами.

Знакомство с русской народной сказкой. Чтение по ролям. Выбор подходящей по смыслу пословицы.

112.

Г. Сапгир "Лошарик". В. Берестов "Картинки в лужах".

1

Уметь находить ответы в тексте произведения. Знание приемов заучивание наизусть.

Знакомство со сказкой В. Сапгира. Работа над значением слов. Выборочное чтение. Подготовка к чтению наизусть стихотворения.

113.

Литературное слушание. Г.Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик".

1

Знать сказки Г.Х. Андерсена. Умение пересказывать содержание по готовому плану.

Выставка книг Г.Х. Андерсена. Слушание сказки. Составление плана. Краткий пересказ.

114.

А. Митта "Шар в окошке".

1

Умение находить ответы в тексте произведения; оценивать действия героев и сравнивать с общими нормами.

Выборочное чтение. Ответы на вопросы по содержанию. Подробный пересказ.

115.

Г. Снегирёв "Скворец". Д. Хармс "Лиса и заяц".

1

Умение находить сходства с другими сказками. Умение находить ответы на вопросы в тексте. Умение пересказывать.

Знакомство со сказкой Д. Хармса. Сравнение со сказкой "Ледяная избушка". Чтение рассказа "Скворец". Подготовка к пересказу.

116.

Г. Юдин "Почему "А" первая". Б. Заходер "Буква"Я".

1

Знание алфавита умение читать правильно, слогами и словами.

Знакомство с произведениями об алфавите. Повторение алфавита. Чтение по ролям. Работа над техникой чтения.

117.

Литературное слушание. В. Сутеев "Мешок яблок".

1

Умение слушать, узнавать изученные произведения по отрывкам из них.

Слушание сказки. Беседа. Моделирование обложки. Подготовка к пересказу. Игра "По дорогам сказки".

118.

В.Осеева "Потерянный день", "Три товарища", "Печенье".

1

Умение определять тему произведения, давать оценки поступкам героев; соотносить их действия с нормами нравственности.

Знакомство с произведениями В.Осеевой. Выявление темы. Выборочное чтение. Подбор пословиц.

119.

Э. Успенский "Все в порядке". В. Голявкин "Я Андреев".

1

Умение определять тему рассказа, настроение. Умение сравнивать характеры героев.

Знакомство с юмористическими произведениями о детях. Сравнение характеров детей. Подготовка к чтению наизусть стихотворения Э.Успенского.

120.

Р. Киплинг "Слоненок".

1

Знание несколько сказок Р. Киплинга. Умение слушать.

Знакомство со сказками Р.Киплинга. Первичное чтение сказки. Словарная работа.

121

Литературное слушание. В.Бианки "Синичкин календарь".

1

Умение определять тему произведения, находить ответы на вопросы.

Определение темы произведения по названию и иллюстрациями. Ответы на вопросы по содержанию текста.

122.

Р. Киплинг "Слоненок".

1

Умение выделять смысловые части; выделять главную мысль.

Деление произведения на части. Озаглавливание. Составление плана. Пересказ одной из частей.

123.

Л.Н. Толстой "Солнце и ветер". Э. Мошковская «Лёд тронулся».

1

Умение разыгрывать литературное произведение. Умение интонационно выделять ритм стихотворения.

Знакомство с басней. Театрализация. Выразительное чтение стихотворения. Работа над выразительностью.

124.

М. Пришвин «Лесная капель».

1

Умение определять тему произведения.

Знакомство с произведениями о родной природе. Выборочное чтение.

125.

Литературное слушание. Е. Чарушин "Томкины сны".

1

Уметь определять тему произведения. Поиск ответов в тексте.

Слушание рассказа. Определение темы. Моделирование обложки. Выборочное чтение.

126.

М. Мазнин "Давайте дружить". Ю.Коваль "Бабочка". С.Михалков " Аист и лягушка".

1

Умение называть общую тему нескольких произведений. Умение выделять главную мысль.

Знакомство с произведениями о природе. Чтение по ролям. Работа по содержанию стихотворения "Давайте дружить".

127.

И. Жуков "Нападение на зоопарк". М. Пришвин "Ёжик"

1

Умение находить в тексте ответы на вопросы. Умение пересказать по готовому плану.

Выборочное чтение. Работа над значением слов. Поиск ответов на вопросы. Составление плана. Пересказ.

128.

Русская народная песня "Котик", Э. Шим "Глухарь". Г. Скребицкий "Самые быстрые крылья".

1

Умение находить ответы в тексте. Умение читать плавно слогами словами.

Знакомство с произведениями. Работа над техникой чтения. Работа по содержанию.

129.

Литературное слушание. М. Пляцковский "Добрая лошадь". В.Осеева "Просто старушка", "Кто хозяин".

1

Умение определять тему по обложке и иллюстрациям. Умение оценивать поступки героев с нормами морали.

Слушание. Моделирование обложки. Работа над содержанием.

130.

В. Голявкин "Про то, для кого Вовка учится", Е. Пермяк "Самое страшное", С. Востоков "Кто кого".

1

Умение определять тему нескольких рассказов. Умение составлять вопросы к тексту.

Знакомство с произведениями о детях. Выяснение темы рассказов. Работа по содержанию. Составление вопросов.

131.

И. Бутман "Клоун", В. Берестов "Сережа и гвозди", Е.Пермяк "Бумажный змей".

1

Умение составлять вопросы по тексту. Умение давать оценку действиям героев, сравнивать характеры по поступкам.

Знакомство с произведениями о детях. Составление вопросов к тексту. Сравнение характеров героев.

132.

М. Пляцковский "Урок дружбы", В. Орлов "Как малышу нашли маму".

1

Умение обозначать тему произведения; подбирать пословицы по смыслу.

Знакомство с новыми произведениями. Работа по содержанию. Подбор пословиц.


© 2010-2022