ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ ДЕТЬМИ

Т.Н. Резниченко

. Моя методическая разработка посвящена проблеме организации деятельности со слабоуспевающими детьми на уроке в начальной школе. Для плодотворной работы предлагаю практические задания и упражнения, направленные на устранение трудностей в обучении слабоуспевающих детей. Форма работы с учащимися индивидуальная и групповая. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к проведению индивидуальных и дополнительных занятий, путем многократных повторений, заучиванием правил. При таком методе работы, добиться успеха невозможно. Ребенок устает, выполняет задание механически. Осознав, какие проблемы в усвоении учебного материала, считаю целью своей работы развитие познавательных интересов у слабоуспевающих детей. Познавательный интерес - это один из важнейших мотивов учения школьников. Под его влиянием, слабые ученики начинают работать более продуктивно. Немаловажно, чтобы уроки проходили интересно, насыщенно. Детям со слабой успеваемостью требуется больше наглядности, игровых моментов, тогда будет проявляться и интерес к учебе. 1. Каждый учитель знает, как важна организация учебной деятельности. Поэтому стараюсь задать хороший темп урока, доступность, разнообразие видов и форм заданий. Для этого использую следующие приёмы. Речевки, стихи для организации учебной деятельности. Дети произносят их, настраиваются на рабочий лад: (обращаю внимание на пассивных детей) Знайка - математик пришёл к нам в класс. Он что-то опять приготовил для нас (конверт). Такие упражнения позволяют начать урок в темпе, без лишних указаний учителя. Самым главным и значимым, является постановка целей урока самими детьми. Неуспевающему ученику трудно запомнить тему урока, а тем более цели и задачи. Чаще всего ему это не интересно. Рекомендую вывешивать таблички на каждый урок. Мы узнаем Будем развивать Воспитывать в себе Сообщив тему урока, спрашиваю, что нам необходимо для успешного проведения урока. Обучающиеся сами ставят цели и задачи урока. Этот прием помогает детям чувствовать себя увереннее, ответственнее. Они стараются правильно построить предложение, грамотно сформулировать свою мысль. Слабоуспевающие ученики повторяют за остальными. Подводя итог урока, снова возвращаемся к табличкам на доске и дети, подводят итоги: чему учились, что узнали, на что обратить внимание в следующий раз. 2. Начиная с первого класса для развития познавательного интереса, восприятия, внимания, воображения, памяти у детей, испытывающих трудности в обучении, использую следующие задания. Задание на укрепление микромоторики руки, на коррекцию письма. Работаем по дополнительным тетрадям в клеточку, где каждому из ребят прописываю элементы мелких фигур. Начинаю с простых заданий: обвести клеточку, прочертить косые линии и т.д. Затем постепенно усложняю, по мере обучаемости ученика (штриховка мелких и крупных фигур в различных направлениях, обводка элементов букв, цифр, слогов по готовому образцу). Ведя такие тетради, имею возможность отслеживать умения и навыки ученика. Задания подбираю индивидуально каждому ученику, что способствует улучшению почерка, аккуратности письма. Задания, направленные на развитие концентрации произвольного внимания и его устойчивости. Из ряда букв найти и подчеркнуть нужные буквы, например: букву Б одной чертой, а букву П - обвести. ФПИТЗИМАБФКПАРКБЕГЮЧХ ПОМЯЧБРАТСЗЛЕСПГОДКЭБЫ Постепенно задания усложняю: найти в каждой строке букв, спрятавшиеся слова и подчеркнуть их. «Угадай, кто спрятался?» Детям дается карточка, с наложенными друг на друга картинками или буквами. Задание: рассмотреть и назвать предметы, буквы, изображенные на карточке. Развитию произвольного внимания, сообразительности способствует игра «Собери слова». Слова написаны неверно. Надо собрать слово. Для развития зрительного анализа, формирования умения владения операцией сравнения, предлагаю следующие задания. Выдаю учащимся изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей. К ним - задания: «Найди отличия» «Прочитай быстро» Детям раздаю карточки с парами слов, которые различаются одной, двумя буквой: ножки - ложки дочка - бочка Егорка - горка город - горох Для развития пространственных отношений предлагаю применить следующие упражнения. Игра «Полет». Цель этой игры коррекция пространственной ориентировки (право, лево, по диагонали). Раздаю детям геометрические фигуры: треугольники и листы бумаги белого цвета. - «Ребята, вы - капитаны своих самолетов. Наш полет начинается с нижнего правого угла неба. Держим курс на верхний правый угол и т.д.» Предлагаю задания на выявление умения детей правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов. «Прочитай слово». Показываю плакат с хаотичным расположением букв. Задача ребят составить из них слово. Для развития мышления использую игры: «Молчанка», «Лесенка», «Собери поезд». При изучении геометрических фигур использую игру «Построй сам». У детей шаблоны цветных геометрических фигур и белый лист бумаги. Это задание помогает ребятам концентрировать внимание, применить фантазию, закрепить знание геометрических фигур, закрепить ориентировку в пространстве. Например: на середину листа выложите квадрат, на него - треугольник. Над треугольником - круг, справа от квадрата прямоугольник, слева 2 треугольника. Какое изображение у вас появилось? (дом, солнце, забор, елочка). Можно дать задание зарисовать в тетрадь. Также можно детям дать задание составить из геометрических фигур машину, кораблик, и т.п. 3. Для развития памяти, чёткости речи рекомендую использовать на уроке литературного чтения и русского языка скороговорки, поговорки, загадки и стихи. Для постановки правильного произношения звуков, ускорения темпа речи, повышения продуктивности запоминания. Например: Ос-ос-ос - сильный мороз У Ивашки рубашки, Ос-ощ-ос - на дворе трещит мороз У рубашки кармашки. Ос-ос-ос - заморозил нас мороз Ос-ощ-ос - заморозил щеки, нос. Так как память обнаруживает ряд особенностей, то в целом ее формирование и развитие зависит от общего развития видовой дифференциации памяти. Поэтому повысить продуктивность запоминания можно, синтезируя разные виды памяти, в частности, слуховую и зрительную.

Для развития памяти, внимания на уроках математики использую упражнения: Игра «Что изменилось?» На столе учителя находится множество предметов (например: линейка, тетрадь, книга, ручки, карандаши, ластик и др.) По команде учителя или ведущего ребята закрывают глаза. В это время 2-3 предмета меняю местами. Учащиеся должны заметить, что изменилось. «Запомни и нарисуй». Детям показываю несложный рисунок. В течение 10 сек. они его самостоятельно изучают. Рисунок убираю и прошу воспроизвести его по памяти. Затем показываю, дети сверяют. «Найди закономерность». Дети дорисовывают в пустых клеточках необходимые фигурки. Слабоуспевающим ученикам сложно запомнить правила. На уроках использую шпаргалки - запоминалки. Дети их быстро запоминают и усваивают. По русскому языку использую таблички. «Гласные. Согласные». (звонк.-глух., мягк.- твёрд.) По математике дети затрудняются в запоминании знаков выражений « >» и «<». Для этого использую изображение птицы. Клюв закрыт - знак «больше», клюв открыт - знак «меньше». В начальной школе необходим навык беглого чтения. Слабоуспевающие дети могут повторять буквы, слоги по нескольку раз, «проглатывают окончание». Рекомендую использовать наборы карточек от простого к сложному. Ежедневно использую эти карточки, как жужжащее чтение. Карточки необходимо прочитывать по вертикали, затем по горизонтали. Происходит зрительное закрепление букв, устойчивое их восприятие, увеличивается темп чтения. Важно читать не только быстро, но, самое главное, выразительно. Задание «Читай по правилу» направлено для развития произвольного внимания, для замедления темпа речи. Задания могут быть разные (например: пропускать при чтении каждое второе слово, чтение текста через слово и т.п.) Важно, чтобы тексты были несложные, по объему небольшие. Можно использовать чтение по ролям, ставить инсценировку сказок. Ребята раскрепощаются, стараются произносить текст выразительно. 4. В работе со слабоуспевающими детьми важна словарная и орфографическая работа. Обычно процесс запоминания организую с учётом особенностей памяти и внимания учащихся. Предлагаю следующие приёмы запоминания.

  • проговаривание негромко слова по слогам;
  • «сфотографировать» слово, т.е. прочитать еще раз;
  • закрыть глаза, вспомнить написание слова и мысленно крупно прописать его;
  • проговорить слово по слогам соседу по парте;
  • записать слово в тетрадь.
Применяя методику С.Н. Лысенковой, стараюсь приучать детей думать вслух, чтобы каждое действие ученика сопровождалось словом. Провожу комментированное письмо. Один из учеников «ведущий» ведет разбор слова вслух. Например: написание словарного слова сорока. - «Пишу со, гласная о, пишу ро, гласная о, пишу ка, гласная а…» и т.д. Весь класс за ним повторяет. При проведении таких упражнений у ребенка растет самооценка, вырабатывается речь. Для закрепления словарных слов и проверки их написания, предлагаю использовать карточки с домиком или окошечком, под которым спрятана гласная буква. Позже, когда дети уже в некоторой степени знакомы со словарными словами, предлагаю использовать на уроках всевозможные игры, т.к. игра помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, способствует развитию познавательного интереса у учащихся к предмету. Упражнения для закрепления правописания словарных слов и развития орфографической зоркости: Игра «Неполадки». В словарных словах добавляется лишняя буква и ее надо заметить. Игра «Собери слово». Набор карточек на словарные слова. Слова пишутся на карточках так, что первая половина слова на одной, вторая половина слова на другой (например: соро-ка, по-суда, моло-ко, маши-на, суб-бота). Первая половина карточки у учителя, вторая половина раздается ученикам в произвольном порядке. Цель задания сложить карточки так, чтобы получилось осмысленное слово. Ребятам нравятся такие упражнения. Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки учебной работы, развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса. Провожу орфографические упражнения, опирающие на разные способы восприятия: слух, зрение, память. Цель таких упражнений - совершенствование памяти. Для этого рекомендую следующие упражнения на уроках русского языка. Зрительный диктант. Пишу текст на экране. И у каждого ученика перед собой текст. Ученики читают, всматриваются в орфограммы, объясняют их написание, подбирают, если необходимо, проверочные слова. Текст убираю. Дети пишут текст под диктовку. Затем «самопроверка». Письмо по памяти. Дети сначала хором читают текст в стихотворной форме. Заучивают его самостоятельно. Разбирают и объясняют все орфограммы, знаки препинания. Записывают, сравнивают с написанным на экране. Диктант - игра «Кто больше запомнит» (по методике Федоренко).Читаю предложение один раз, а во время паузы учащиеся записывают то, что запомнили. Важно точное воспроизведение, а не количество записанных слов. Первое время, моим детям было трудно справиться с такой игрой. Тексты брала простые. Сейчас ребята сами предлагают провести такой диктант. Списывание с пропущенными орфограммами. Это задание выполняют дети самостоятельно, вслух объясняя, рассуждая правила написания орфограмм. Популярностью этого задания является взаимопроверка. Дети оценивают работы друг друга, ставят оценку простым карандашом на полях. На закрепление парных звонких и глухих согласных рекомендую провести игру: «Засели в нужный домик». На доске выписаны слова с парными согласными. Ребята должны их правильно расположить в домиках. Можно использовать и на звонкость, мягкость согласных, ъ знак и ь знак. Также можно использовать работу и с деформированным текстом, работу с текстом «Исправь ошибки». Все эти задания делают орфографическую работу более увлекательной, доступной. 5. Для развития общего кругозора, мышления, развития речи, воображения, устойчивости внимания предлагаю игры. Игра «Знаешь ли ты животных?» Предлагаю использовать карточки с классификацией предметов (например, животных). Задаю вопросы: Какие из них живут в жарких странах, какие в холодных? Кто из них хищник, кто травоядный? Следующая игра развивает устойчивость внимания. «Мамы и детеныши», способствует развитию кругозора, воображения. Я называю маму, учащиеся - их детей. лиса - лисенок корова - теленок курица - цыпленок Игра «Один - много» (например: стул - стулья, окно - окна, дерево - деревья) Игра «Назови одним словом» клен, береза, тополь - деревья, снег, дождь, роса - осадки. Игра «Найди лишнее слово» храбрый, злой, смелый, отважный яблоко, слива, огурец, груша Мною представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей, дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаю с учетом индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по уровню сложности. Надеюсь, что применяя использованные мною приемы, методы работы со слабоуспевающими детьми, помогут коллегам качественнее и продуктивнее организовать учебный процесс.

Литература.

  1. Бессонова Т.П., Грибова О.Е. Дидактический материал по обследованию письменной и связной речи. - М. «Аркти», 2000
  2. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику. - М. Ось-89, 2005
  3. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1977
  4. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия. Игровые задания. М. «Первое сентября», 2004
  5. Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для младшего школьного возраста. - Волгоград: Учитель, 2003.
  6. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. -М.: Рольф, 2000
  7. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997
  8. Игры на внимание. sonnet.ee/. Ирина Асеева «Если хочешь научиться…» Школьный портал sonnet.ee

6

© 2010-2022