- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности креативной студии
Программа внеурочной деятельности креативной студии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Байлова И.В. |
Дата | 27.09.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
2013/2014 уч.г.
Пояснительная записка
Актуальность и коррекционно-педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в социальном направлении креативной студии «Пескография» обусловлена сенсорным, психическим, эмоциональным, интеллектуальным недоразвитием детей с ЗПР, а также необходимостью формирования у обучающихся УУД. Очень эффективным методом психокоррекции является игротерапия. В ее основе лежит признание того, что игры оказывают огромное влияние на личность. Пескотерапия - одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.
Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (например, неизлечимая болезнь, сильнейшая психотравма и т. д.). Пескотерапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения обладают колоссальным значением для развития и коррекции психики ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно - кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Основополагающая идея песочной терапии сформулирована так: "Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики". Цель: коррекция сенсомоторного развития, коммуникативной стороны речи, нормализация психо-эмоциональных состояний Задачи:
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
- Снятие тревожных и агрессивных состояний; замкнутости
- Формирование представлений о формах, текстуре различных материалов (сыпучесть, твердость, пластичность, текучесть и т.д.);
- Формирование представлений о социальных связях и социально- положительных «штампах» поведения;
- Формирование УУД
- 3 уровень - умение применить полученные знания о нормах поведения в обществе в повседневной жизни, умение самостоятельно справляться с тревожными и агрессивными состояниями посредством песка, коррекция сенсомоторного развития, развитие умения учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умения слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение обеспечивать организацию своей деятельности.
Формы организации деятельности:
- индивидуальная;
- групповая
- тематические групповые и индивидуальные занятия;
- индивидуальные и групповые проекты;
- креативные мастерские;
- выставки-демонстрации «песочных картин»
Начинать следует со знакомства с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию и рисованию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так как пескотерапия играет немаловажную роль в снятии психоэмоциональных состояний (агрессии, страхов, «зажатости», стеснительности), рекомендуется проводить персональные занятия в течение дня по мере необходимости. Каждый ребенок должен знать, что он может в любое свободное время «поработать» с песком. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире, о социуме, социальных связях, что позволяет, развивать пространственную ориентацию, а так же «проигрывать» и моделировать конструктивные способы поведения в социуме. Все песочные картины на начальных этапах хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Позже ребята сами рассказывают о своих действиях в песочнице. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке. Сначала это могут быть такие сказки, как: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и др. Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Позже, можно использовать персонифицированные сказки (которые сами по себе оказывают мощное психотерапевтическое воздействие). Возможно использование оборудования (миниатюрные игрушки, лопатки, широкие кисточки, сита, разнообразные пластиковые формочки разной величины и др.).
Занятие по данной программе проводятся под терапевтическую музыку.
В программе можно выделить 7 блоков:
1 блок - исследовательская деятельность - дети учатся наблюдать, сопоставлять, сравнивать, анализировать
2 блок - тематическое рисование - дети учатся рисовать на заданную тему, соотносить пропорции, наблюдать за светотенью, слушать, рассказывать
3 блок - проектная деятельность - дети учатся совместно находить пути решения поставленной задачи, доказывать свой выбор
4 блок - театральная деятельность - дети учатся соотносить движение персонажей и речь, следить за выразительностью речи, темпом, эмоциональной окраской
5 блок - рисование обеими руками - дети учатся координировать движения обеих рук, стимулируя работу обоих полушарий мозга
6 блок - выставочная деятельность - дети учатся фотодеятельности, демонстрации своего продукта на большом экране с последующим описанием и анализом работы
7 блок - графическое кодирование - дети учатся превращать слова в символы, «кодировать» эмоции, анализировать эмоциональное состояние
Тематическое планирование (1 год) № Тема занятия
Кол-во ч.
Дата 1
Знакомство с пескографом. «Путешествие волшебной песчинки» 1 04.09 2
Игра света и оттенки. «В стране геометрических фигур» 1 11.09 3
Цвет, свет и эмоции 1 18.09 4
Исследование сухого и мокрого песка. «Лепим из песка» 1 25.09 5
«Выставка песчаных фигур» 1 02.10 6
Рисуем правой и левой рукой «Солнце, трава, цветы, деревья». 1 09.10 7
Проект «Мой дом» 1 16.10 8- 9
«Мы в ответе за тех, кого приручили» 1 23.10- 13.11 10-11
.«Животные зоопарка» 2 20.11-27.11 12-13
Работа с мокрым песком «Картины зимы» 2 04.12-11.12 14-15
Экспериментируем с удовольствием. «Нарисуй свои эмоции с помощью символов» 2 18.12-25.12 16-18
«Сказочные пейзажи» . Что такое перспектива? 3 15.01, 22.01, 29.01 19-20
«Зимние забавы». «Выставка песочных картин» 2 05.02-12.02 21-22
Работа с мелкими предметами (игрушками) Постановка сказки «Три медведя» 2 19.02-26.02 23-24
Рисуем правой и левой рукой «Весна пришла». 2 05.03-12.03 25
Экспериментируем с удовольствием. «Нарисуй свои эмоции» 1 19.03 26-28
Мини-проект « Моя семья» 3 02.04, 09.04, 16.04 29-30
«Птицы прилетели» 2 23.04-30.04 31-32
Работа с мелкими предметами (игрушками) Постановка сказки «Три поросенка» 2 07.05- 14.05 33-35
Экспериментируем с удовольствием. «Кодируем» текст «Здравствуй, лето!» 2 21.05-28.05