- Преподавателю
- Начальные классы
- Развитие личности ребенка через театральную деятельность
Развитие личности ребенка через театральную деятельность
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Глебова Т.А. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Развитие личности ребенка через театральную деятельность.
СЛАЙД 1. Одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте нам представляется работа с учениками с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может и должен стать классный театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.
СЛАЙД 2. Цель программы - создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.
СЛАЙД 3. Задачи программы:
-
развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;
-
формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
-
выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;
-
развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, эмпатия (Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т - это человек с развитой способностью к эмпатии.), толерантность.
СЛАЙД 4. Принципы и подходы:
-
концентрический принцип;
-
художественно-эстетический принцип;
-
принцип гуманитаризации образования;
-
коммуникативно-деятельностный подход;
-
личностно-ориентированный подход.
СЛАЙД 5. Спецификой программы является:
-
комплексный характер:
-
взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;
-
практическая направленность;
-
социальное партнерство с родителями.
Режим занятий
1.Количество учащихся на занятиях 20 человек , что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая специальные коррекционные и развивающие занятия. Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.
-
Занятия с каждой подгруппой проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (1-4 классы).
Всего: 1е - 33 часа, 2е,3е,4е - 34 часа в год.
СЛАЙД 6. I ЭТАП (1 класс) - мотивационно-ориентировочный
Цель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально - игровой деятельности.
Задачи:
-
Адаптация ребенка в коллективе.
-
Создание разнообразной учебной среды.
-
Развитие личностных и творческих способностей детей. Снятие внутренних зажимов.
-
Формирование умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию.
-
Знакомство детей с приемами кукловождения настольных, пальчиковых, перчаточных кукол.
-
Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.
II ЭТАП (2 -3 классы) -- операционально-исполнительный
2 класс
Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства.
Задачи:
-
Воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности.
-
Подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
-
Закрепление знаний о правилах манипуляции с верховыми куклами.
-
Ознакомление детей с приемами кукловождения кукол .
-
Стимуляция внимания, памяти, мышления, воображения детей. Развитие представления о нравственных качествах человека, эмоционального осознания самого себя.
Слайд 7 3 класс
Цель: создание условий, способствующих проявлению активности младших школьников в театральной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.
Задачи:
-
Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности.
-
Совершенствование исполнительских умений детей в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.
-
Совершенствование интонационной выразительности речи, развитие диалогической и монологической формы речи.
-
Обучение детей приемам кукловождения тростевых кукол и силуэтов театра теней.
-
Побуждение детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов, историй собственного сочинения индивидуально и коллективно с использованием игры - драматизации.
-
Стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.
III ЭТАП (4 класс) - рефлексивно-оценочный
Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.
Задачи:
1. Совершенствование творческих способностей детей средствами театрального искусства.
2. Побуждение детей к сочинению песен в определенном жанре и характере своего героя, импровизации с использованием театральных кукол - марионеток, кукол системы «человек - кукла» и игру - драматизацию.
3. Развитие творческой самостоятельности детей, умения передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.
4. Воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желания играть с театральными куклами различных систем.
Слайд 8. Формы занятий
-
Практические занятия.
-
Проведение экскурсий в кукольный , драматический театр (ознакомление с театральными профессиями, с оформлением сцены, игрой актёров).
-
Открытый урок для родителей.
Открытый урок для родителей проводится для ознакомления их с процессом занятий, в который вовлечены дети, как правило, это генеральная репетиция спектакля. Кроме этого предполагается самое активное участие родителей в подготовке спектакля, их помощь в изготовлении костюмов, декораций, кукол.
Слайд 9. Прогнозируемые результаты:
-
повышение уровня общей культуры;
-
развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;
-
формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.
-
приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;
Формы подведения итогов реализации программы
Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.
Методы контроля:
- анкетирование;
- мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;
- сбор отзывов всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;
- сбор отзывов педагогов и воспитанников;
- анализ социальной активности учащихся
Слайд 10. Взаимодействие с родителями осуществляется через:
-
индивидуальную работу с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектаклей, изготовлении костюмов, декораций, кукол);
-
повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)
-
мастер-класс для родителей;
-
День Открытых дверей для родителей;
-
выступление детей перед родителями на родительских собраниях;
-
приглашение родителей на премьеры спектаклей;
Слайд 11. По результатам анкетирования учащихся можно сказать, что уровень развития социально-эстетического воспитания растет. Дети стали больше интересоваться искусством, повышается уровень культуры, развиваются творческие способности, учащиеся самореализуются.
Слайд 12. Спасибо за внимание.