Развитие личности ребенка через театральную деятельность

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие личности ребенка через театральную деятельность.

СЛАЙД 1. Одной из важнейших социально-педагогических проблем в современном начальном образовании является развитие общей культуры ребенка, обеспечение его приобщения к духовному богатству современной цивилизации. Особо актуальной в данном контексте нам представляется работа с учениками с литературными текстами, что открывает широкие возможности для формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений, для развития творческих способностей, самореализации личности ученика. Одним из инструментов этого процесса может и должен стать классный театр, который является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни.

СЛАЙД 2. Цель программы - создание условий для социализации личности младших школьников, их эмоционально-эстетического развития.

СЛАЙД 3. Задачи программы:

  • развитие общей культуры ребенка средствами театральной деятельности;

  • формирования умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

  • выявление и развитие индивидуальных природных способностей детей;

  • развитие устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;формирование базовых психологических качеств: самостоятельность, уверенность, эмпатия (Эмпа́тия - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т - это человек с развитой способностью к эмпатии.), толерантность.

СЛАЙД 4. Принципы и подходы:

  • концентрический принцип;

  • художественно-эстетический принцип;

  • принцип гуманитаризации образования;

  • коммуникативно-деятельностный подход;

  • личностно-ориентированный подход.

СЛАЙД 5. Спецификой программы является:

  • комплексный характер:

  • взаимосвязь театральной деятельности с учебным процессом;

  • практическая направленность;

  • социальное партнерство с родителями.

Режим занятий

1.Количество учащихся на занятиях 20 человек , что позволяет педагогу выработать индивидуальную стратегию работы, включая специальные коррекционные и развивающие занятия. Состав группы переменный, при наборе максимально учитываются желания детей.

  1. Занятия с каждой подгруппой проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (1-4 классы).

Всего: 1е - 33 часа, 2е,3е,4е - 34 часа в год.

СЛАЙД 6. I ЭТАП (1 класс) - мотивационно-ориентировочный

Цель: создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к театрально - игровой деятельности.

Задачи:

  1. Адаптация ребенка в коллективе.

  2. Создание разнообразной учебной среды.

  3. Развитие личностных и творческих способностей детей. Снятие внутренних зажимов.

  4. Формирование умение передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции. Обучать детей адекватному эмоциональному реагированию.

  5. Знакомство детей с приемами кукловождения настольных, пальчиковых, перчаточных кукол.

  6. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

II ЭТАП (2 -3 классы) -- операционально-исполнительный

2 класс

Цель: создание условий, способствующих овладению начальными навыками актерского мастерства.

Задачи:

  1. Воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности.

  2. Подведение детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.

  3. Закрепление знаний о правилах манипуляции с верховыми куклами.

  4. Ознакомление детей с приемами кукловождения кукол .

  5. Стимуляция внимания, памяти, мышления, воображения детей. Развитие представления о нравственных качествах человека, эмоционального осознания самого себя.

Слайд 7 3 класс

Цель: создание условий, способствующих проявлению активности младших школьников в театральной деятельности, их творческому самовыражению и самореализации.

Задачи:

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности.

  2. Совершенствование исполнительских умений детей в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.

  3. Совершенствование интонационной выразительности речи, развитие диалогической и монологической формы речи.

  4. Обучение детей приемам кукловождения тростевых кукол и силуэтов театра теней.

  5. Побуждение детей к импровизации на тему знакомых сказок, рассказов, историй собственного сочинения индивидуально и коллективно с использованием игры - драматизации.

  6. Стимулирование желания искать выразительные средства для создания игрового образа персонажа, пользуясь для этого движением, мимикой, жестом, выразительной интонацией.

III ЭТАП (4 класс) - рефлексивно-оценочный

Цель: создание условий, способствующих развитию творческой самостоятельности в создании художественного образа и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.

Задачи:

1. Совершенствование творческих способностей детей средствами театрального искусства.

2. Побуждение детей к сочинению песен в определенном жанре и характере своего героя, импровизации с использованием театральных кукол - марионеток, кукол системы «человек - кукла» и игру - драматизацию.

3. Развитие творческой самостоятельности детей, умения передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела, театральными куклами, создавая яркий танцевальный образ героя.

4. Воспитание устойчивого интереса к театрально - игровой деятельности, желания играть с театральными куклами различных систем.

Слайд 8. Формы занятий

  1. Практические занятия.

  2. Проведение экскурсий в кукольный , драматический театр (ознакомление с театральными профессиями, с оформлением сцены, игрой актёров).

  3. Открытый урок для родителей.

Открытый урок для родителей проводится для ознакомления их с процессом занятий, в который вовлечены дети, как правило, это генеральная репетиция спектакля. Кроме этого предполагается самое активное участие родителей в подготовке спектакля, их помощь в изготовлении костюмов, декораций, кукол.

Слайд 9. Прогнозируемые результаты:

  • повышение уровня общей культуры;

  • развитие индивидуальных способностей, появление устойчивого интереса к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография;

  • формирование базовых психологических качеств (самостоятельность, уверенность, эмпатия, толерантность), потребности в самопознании и саморазвитии, культуры общения и поведения в социуме.

  • приобретение умений и навыков самостоятельного анализа художественных произведений для развития творческих способностей, самореализации личности ученика;

Формы подведения итогов реализации программы

Главный показатель - личностный рост каждого ребенка, его творческих способностей, превращение группы в единый коллектив, способный к сотрудничеству и совместному творчеству.

Методы контроля:

- анкетирование;

- мониторинг результативности реализации программы в соответствии с заявленными критериями оценки;

- сбор отзывов всех участников проекта (детей, родителей, педагогов) о проведении мероприятий;

- сбор отзывов педагогов и воспитанников;

- анализ социальной активности учащихся

Слайд 10. Взаимодействие с родителями осуществляется через:

  • индивидуальную работу с родителями (беседы, творческое сотрудничество в подготовке спектаклей, изготовлении костюмов, декораций, кукол);

  • повышение образовательного уровня педагога и родителей (самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)

  • мастер-класс для родителей;

  • День Открытых дверей для родителей;

  • выступление детей перед родителями на родительских собраниях;

  • приглашение родителей на премьеры спектаклей;

Слайд 11. По результатам анкетирования учащихся можно сказать, что уровень развития социально-эстетического воспитания растет. Дети стали больше интересоваться искусством, повышается уровень культуры, развиваются творческие способности, учащиеся самореализуются.

Слайд 12. Спасибо за внимание.



© 2010-2022