Программа воспитательной работы в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 59

Программа воспитательной работы в начальной школе

Программа воспитательной работы в начальной школе



Разработана классным руководителем

Набаловой Ольгой Владимировной

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ «ШКОЛЬНАЯ СЕМЕЙКА» сроки реализации 2011 - 2015 г.г.





Раздел 1. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

  1. Общие сведения о классе.

Данный коллектив существует с первого класса. Основная часть детей вместе обучается третий год. В классе 28 учеников: 9 мальчиков и 18 девочек. Из них 26 детей 2004 года рождения, 2 человека - 2005 год рождения. 2/3 детей проживает на одном микроучастке (по ул. Новая), 1/3 - по ул. Гвардейская. В классе 6 отличников, 14 ребят учатся на «хорошо», неуспевающих нет. Дисциплина в классе хорошая, ребята правильно реагируют на замечания учителя, дежурных; стараются выполнять правила учащегося. Отношения классного руководителя и ребят дружеские, конструктивные.

  1. Структура классного коллектива и внутригрупповые процессы.

Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого. Отсюда появилось самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива - распределены обязанности среди детей. В классе, наряду с формальными лидерами (Д. С., Н. С., Н. А., М. Ч.), есть и неформальные (Ж. М., В. Ш., Н. Т., А. К., Д. Б.). Большинство детей класса - это принятые и предпочитаемые, но есть и изолированные. Их 3 человека (К. К., Р. М., В. П.). Это связано с тем, что двое детей находятся на домашнем обучении и в большинстве своём являются изолированными, хотя с ними проводит работу и психолог, и классный руководитель, стараемся по - возможности вовлечь этих ребят в жизнь коллектива. К.К. часто переживает эмоциональную лабильность, иногда двигательную и эмоциональную сверхактивность, а иногда заторможенность - всё это причины изоляции от коллектива. (С К.К. используется метод переубеждения, проводится индивидуальная работа: определяются приоритеты её интересов, её желаний и создаются условия для их позитивного проявления. Ежегодно этому ребёнку оказывается медицинская помощь).

Планирование воспитательных мероприятий в классе осуществляется совместно с учащимися и родителями. Также нормой является сотрудничество классного руководителя со специалистами школы. В детском коллективе с первых дней формируются традиции. (Традиция еженедельно работы с дневниками учащихся, с портфолио; помощь и поддержка тем ребятам, которые часто и длительно болеют; поздравление учащихся с днём рождения; спортивные праздники совместно с родителями и др.) Всё это помогает детям правильно и адекватно реагировать на замечания, давать самооценку, самому быть терпимым к своим товарищам. Степень конфликтности среди детей значительно снизилась. Учащиеся обладают позитивным отношением к нравственным ценностям, стараются объективно оценивать свои поступки и поступки других людей.

  1. Характер общения учащихся.

Класс организован, дети открыты в отношениях друг с другом, с учителем, отношения между мальчиками и девочками носят доброжелательный характер, ребята пытаются слушать друг друга, дети пытаются дружить, приняли в коллектив новых ребят. Психологический климат класса хороший. Некоторые ребята руководствуются в своём поведении нравственно-ценностными нормами, осознают себя значимой частичкой семьи; осваивают разные социальные и семейные роли. Отчасти приобрели ценностное отношение к социальной реальности под руководством и контролем взрослых в семье, школе, социуме, природе. К общим выходам, экскурсиям относятся положительно, в основном дети с желанием выполняют правила поведения в общественных местах, правила поведения в детском коллективе. Дети приобрели навык культуры поведения в общественных местах и опыт общения с различными людьми. У детей повысился уровень воспитанности. Беспокойство по-прежнему вызывают: Г.Г., Ш.В., М.Р., К.К. (С этими детьми проводится индивидуальная работа).

  1. Познавательный потенциал и познавательная активность учащихся.

За период обучения были созданы условия для успешной адаптации детей, снижения школьной тревожности, формировался интерес к процессу и содержанию учебной деятельности: у ребят есть желание работать с книгой и читать её, дети ежедневно выполняют домашние задания. Внимание у многих детей концентрировано, устойчиво, правильно распределено. Поэтому у них есть мотивация учения, чувство ответственности за собственную учебную деятельность и её результативность (Н. А., У. Ф., Н. К., Ж. М., К. М., А. Л., А. К., Д. С., М. Ч.). Но есть в классе и дети, внимание которых непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму (К.К., А.С., В.С., С.Ш.). В процессе обучения и воспитания формируется культура внимания учащихся: проводятся упражнения, направленные на развитие произвольности внимания, волевых усилий для умения сосредоточиться. С родителями данных детей проводятся индивидуальные консультации о том, как помочь ребёнку.

Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. В классе 2/3 учащихся с ярко выраженным типом памяти (зрительным, слуховым, смешанным), но есть и ученики с плохой памятью, не владеющие способами запоминания учебного материала. Так как в основном память младших школьников имеет преимущественно наглядно-образный характер, поэтому и материал для этих детей преподносится ярко, нестандартно, конкретно.

Часть детей класса с эмоционально-образным мышлением, но в классе есть учащиеся и с абстрактно-логическим мышлением. Они постепенно выходят на новый качественный уровень - умеют понимать причинно-следственные связи, обобщают, анализируют, систематизируют. Их словарный запас богат. Они умеют устно и письменно излагать свои мысли. Также в классе есть дети с замедленным темпом мыслительной деятельности, словарный запас этих детей беден, свои мысли как устно, так и письменно излагают с трудом (Г.Г., Р.М., С.Ш., К.К., А.С.). На классных часах, в индивидуальных беседах, при выполнении проектных работ, творческих коллективных дел ученикам показывается, как широко можно использовать возможности развития своей речи.

Основная часть детей на уроках активна, у многих высокий уровень работоспособности, проявляют самостоятельность в учебной деятельности.

  1. Творческий потенциал и творческая активность учащихся.

26 из 28 учащихся вовлечены во внеурочную деятельность. В школе ребята посещают кружки интеллектуальной, спортивной, творческой направленности; занимаются исследовательской деятельностью, выполняют проектные работы. Многие дети занимаются в художественной школе, школе искусств, музыкальной школе, в спортивном клубе «Авангард», в танцевальном, театральном кружках при МДЦ, занимаются английским языком. С удовольствием участвуют во всех общешкольных, классных мероприятиях. Мотивация успеха, интерес к общественным делам ярко выражен у большинства детей в классе.

Роль педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед воспитанниками многообразие жизненных путей и сформировать готовность ребёнка к осознанному выбору за который в дальнейшем он будет нести ответственность. Поэтому необходимо продолжать работу по данным направлениям: по воспитанию нравственных качеств, созданию в детском коллективе комфортной атмосферы, пробуждающей интерес учащихся к самореализации, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, саморазвития, самоизменения, самовоспитания, самосовершенствования.

«В человеке, которого мы воспитываем, должны сочетаться нравственная чистота, духовное богатство, физическое совершенство»

В.А. Сухомлинский

Раздел 2. Цель функционирования воспитательной системы класса: Развитие и воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, присвоившего общечеловеческие и национальные ценности; человека, стремящегося к здоровому образу жизни.

Участники программы

Ожидаемые результаты

  • Воспитатель

(классный руководитель)

  1. Развитие определённых

человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника;

  1. Уважительные отношения

между всеми участниками программы;

  1. Дифференциация семей

(благополучные - поддержка и опора, проблемные и неблагополучные - творческий поиск);

  1. Гуманистический стиль

общения и взаимодействия

  1. Постоянное

совершенствование уровня психолого-педагогического общения

  1. Повышение

профессиональной компетенции

7.Реализация модели воспитательной программы класса

Учащиеся Развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира: 1.Формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи 2. Создание собственной среды в соответствии с этическими, эстетическими, нравственными и культурными критериями 3. Стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей 4.Потребность в саморазвитии, самосовершенствовании и способность к становлению и проявлению индивидуальности творческих возможностей.

Родители

1.Установление и совершенствование правильных взаимных отношений родителей учащихся класса, педагога и администрации школы для решения учебно-воспитательных задач общеобразовательного учреждения

Школа

1.Создание дружного коллектива детей и родителей. Создание положительной репутации класса;

2. Высокий процент удовлетворённости учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью класса и школы;

3. Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность.

Раздел 3. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества В перспективе - самостоятельное творческое применение базовых ценностей, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД. Классный руководитель (совместно с участниками программы) должен сформировать у учащихся такие качества личности, которые помогут им в будущем состояться во взрослой жизни, а именно:

  • Интерес к самому себе!
  • Самопризнание себя как личности!
  • Управление самим собой!
  • Уважение чужого мнения!
  • Любознательность и вовлечённость в деятельность!
  • Эмоциональная устойчивость!
  • Желание действовать и совершать поступки!
Принципы организации совместной деятельности:
  • Принцип открытости;
  • Принцип привлекательности будущего дела;
  • Принцип деятельности;
  • Принцип свободы участия;
  • Принцип обратной связи;
  • Принцип сотворчества;
  • Принцип успешности.
В конечном итоге главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трём главным ролям реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. (Начальная школа - это только первая ступенька в реализации данной идеи).

Раздел 4. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса Функционирование воспитательной системы осуществляется за счет комплексного взаимодействия всех направлений, гармоничного развития ребенка в различных сферах

Цель:

Задачи:

Формы реализации: Учение

Становление личности

младших школьников в условиях развивающей образовательной среды

- Способствовать формированию учебной мотивации;

- Создавать условия для приобщения к ценности познания;

- Прививать интерес к литературе, учить правильно выбирать книги и пользоваться ими.

- Подготовка к участию в олимпиадах, в исследовательской конференции;

- Занятия в клубе «Почемучки»;

- Читательские конференции, конкурсы, «Авторское кресло»;

- Информационные классные часы;

- Интеллектуальные марафоны;

- Викторины по различным областям знаний;

- Час вопросов и ответов;

- Тренинги интеллектуальных умений;

- Психологические классные часы;

- Рейды «Чистый учебник», «Лучшая тетрадь». Творчество Развитие общей культуры ребёнка, приобщение его к духовному богатству современности.

- Создавать условия для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей;

- Использовать нестандартные формы внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

- Организовать совместное проведение досуга детей и родителей.

- Встречи с интересными людьми;

- Развлекательно-познавательные мероприятия;

- Празднование памятных дат жизни класса, памятных дат календаря;

- Посещение театров, цирка, музеев, планетария, выставок;

- Литературные балы;

- Конкурсы талантов;

- Театрализованные представления;

- Тематические выставки рисунков. Здоровье

Понимание значения занятиями физической культуры, спортом, соблюдения режима дня для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики.

- Формировать ценности нравственного, психического и физического здоровья детей;

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья;

- Учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены, правильно одеваться;

- Развивать спортивные умения и навыки;

- Формировать здоровый образ жизни, основы безопасности жизнедеятельности.

- Контроль за выполнением общего распорядка дня;

- Подвижные игры на свежем воздухе;

- Просмотр видеороликов из журнала «Ералаш», которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;

- Тематические викторины, устные журналы;

- Тематические выставки рисунков;

- Спортивные соревнования, праздники;

- Игры-путешествия;

- Лыжные прогулки;

- Походы в лес;

- Цикл бесед «Здоровый образ жизни». Общение

Воспитание коммуникативной культуры, умения взаимодействовать с педагогом, со сверстниками, с людьми разного возраста

- Способствовать формированию ценности человеческого общения;

- Формировать коммуникативные навыки;

--Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», ученик-ученик», «взрослый-ребёнок»;

- Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств, учить находить пути их преодоления.

- Тематические классные часы;

- Классные собрания;

- Беседы, диспуты;

- тренинг общения детей и родителей;

- Презентация себя, своих друзей, своей семьи;

- Час общения;

- Час вопросов и ответов;

- Праздники, викторины, конкурсы;

- Психологические классные часы;

- Знакомство с историями из жизни замечательных людей. Коллектив

Построение простейших правил группового взаимодействия в учебной и внеурочной деятельности и создание условий для обретения духовно-нравственного опыта.

- Способствовать формированию ученического коллектива;

- Формировать традиции в детском коллективе;

- Познакомить с моральными качествами личности;

- Воспитывать у учащихся нравственно-эстетические качества;

- Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае, развивать чувства патриотизма.

- Коллективное творческое дело;

- Тематические классные часы;

- Психологические классные часы;

- Сюжетно-ролевые игры коммуникативной направленности;

- Экскурсии в природу, по городам Нижегородской области;

- Встречи со старожилами посёлка, интересными людьми;

- Совместные праздники;

- Викторины, конкурсы.



  • Учение (общеинтеллектуальное направление)

«Первоначальное учение так важно для человека, что можно сказать, решает участь всей его жизни».

В. Белинский.

1 класс

Классные мероприятия:

1. «Мы стали школьниками!» (о правилах поведения в школе);

2. «Прощание с Букварём» (праздник);

3. «В гостях у мудрой Совы!» (эрудит - шоу);

4. «Учебная книга - наш друг и помощник (практические занятия, посвящение в читатели);

5. «Газеты и журналы нашего дома» (информационный час);

6. Занятия проектной деятельностью (Разновозрастные - с 5 классом);

7. «Родная природа» (Викторина);

8. «Увидел слово - прочитай!» (задание на лето);

9. Поездка в планетарий г. Нижнего Новгорода

Общешкольные мероприятия:

  1. «Неделя книги».

2 класс

Классные мероприятия:

  1. «Мы - второклассники» (классное собрание о правах и обязанностях школьника);

  2. «Парад головных уборов» (презентация проекта);

  3. «Признаки осени» (Экскурсия в осенний парк, изготовление гербария из опавших листьев);

  4. «В гостях у мудрой Совы!» (эрудит - шоу);

  5. «Всё на свете, всё на свете, всё на свете - впереди!» (читательская конференция по произведениям В. Берестова);

  6. Занятия проектной деятельностью (Разновозрастные - с 6 классом);

  7. «Праздник первой отметки» (Конкурс-викторина);

  8. «У меня в порядке книжки и тетрадки» (Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места);

  9. «Признаки зимы» (Экскурсия в зимний парк);

  10. «Праздник первой оценки!» (урок - игра)

  11. «Ты это сможешь» (Школьные предметные олимпиады);

11.«Признаки ранней весны» (Экскурсия в весенний парк)

12.«Газеты и журналы для детей» (информационный час);

13. «Увидел слово - прочитай!» (задание на лето);

Общешкольные мероприятия:

  1. «Неделя книги».

3 класс

Классные мероприятия:

1.«Будь человеком!» (по произведениям С. Михалкова) (читательская конференция)

2. «Чему учат в школе» (Интеллектуальный марафон)

3. «Ты это сможешь» (Школьные предметные олимпиады);

4. «В гостях у мудрой Совы!» (эрудит - шоу)

5. «Это интересно знать» (час вопросов и ответов)

6. «Как мы выполняем домашние задания» (классный час)

7. Занятия проектной деятельностью

8. «Интересные факты из газет и журналов» (информационный классный час)

9. «Увидел слово - прочитай!» (задание на лето)

Общешкольные мероприятия:

  1. «Неделя книги».

4 класс

Классные мероприятия:

1. Читательская конференция на тему «Любимые книжки наших родителей»

2. «Вперёд к знаниям!» (Интеллектуальный марафон)

3. «В гостях у мудрой Совы!» (эрудит - шоу)

4. «Это интересно знать» (час вопросов и ответов)

5. «Наши читательские умения» (классный час)

6. Занятия проектной деятельностью

7. «Ты это сможешь» (Школьные муниципальные предметные олимпиады)

8. «Праздник славянской письменности и культуры» (урок - путешествие)

9. «Газетные полосы пошлого» (информационный классный час)

10. «Растительный и животный мир земного шара» (викторина)

11. «Увидел слово - прочитай!» (задание на лето)

Общешкольные мероприятия:

  1. «Неделя книги».



  • Творчество (общекультурное направление)

Нельзя вырастить полноценного Человека без воспитания в нем чувства прекрасного.



Р. Тагор

1 класс

Классные мероприятия:

1. «Красота окружающей природы» (выставка поделок из природного материала)

2.«Наш класс» (творческий проект)

3.«Мы сами своими руками» (выставка работ, сделанных совместно с родителями)

4. «Откуда пришел обычай елку украшать?» (Беседа и творческое дело)

5. Поездка в зоопарк «Лимпопо» (Экскурсия)

Общешкольные мероприятия:

1.Оформление школьного пространства

2.День семьи (по отдельному плану) «Вместе дружная семья».

3.Галаконцерт детских номеров художественной самодеятельности и творческих работ, посвящённый 90 - летию Всесоюзной детской организации «Всегда готов!»

2 класс

Классные мероприятия:

1.«День именинников» (праздник, творческое дело)

2. «Скоро Новый год» (Конкурс рисунков, стихов, ёлочных игрушек);

3. «Зимушка-зима» (Конкурс рисунков, стихов о зиме);

4. «В гостях у Шехерезады» (Новогодний спектакль с участием родителей)

4. «Мамин праздник» (Праздник);

5. «Ярмарочная карусель» - праздник;

6. «Проба пера» (Учимся сочинять загадки);

7. Поездка в краеведческий музей г. Володарск (Мастер-класс и творческое дело; тематический праздник)

Общешкольные мероприятия:

1.Оформление школьного пространства

3 класс

Классные мероприятия:



  1. «Поздравляем с днём рождения!» (праздник, творческое дело);

2. «Мы сами своими руками» (выставка работ, сделанных совместно с родителями)

3. «Зимняя сказка» (Экскурсия в лес - новогоднее представление с участием родителей)

4. «Новогоднее Поле Чудес» (игра с участием родителей)

5. «Новогодняя игрушка» (мастер-класс на фабрике ёлочных игрушек, творческое дело)

6. «Снежный город» (творческое дело - строительство снежного городка)

7. Выпуск газет- поздравлений к 23 февраля и 8 Марта

8. Выставка рисунков «Посвящается папе», «Посвящается маме»

Общешкольные мероприятия:

  1. Оформление школьного пространства

  2. День семьи (по отдельному плану) «Вместе дружная семья».

4 класс

Классные мероприятия:

1.«Поздравляем с днём рождения!» (праздник, творческое дело);

2. «Мы сами своими руками» (выставка работ, сделанных совместно с родителями)

3. «Рождественские святки» (Фольклорный праздник)

4. Выпуск газет- поздравлений к 23 февраля и 8 Марта

5. Выставка рисунков «Посвящается папе», «Посвящается маме»;

6 . «В Мастерской Деда Мороза» (Творческое дело)

7«Проба пера» (Учимся сочинять стихи)

Общешкольные мероприятия:

  1. Оформление школьного пространства

  2. День семьи (по отдельному плану) «Вместе дружная семья».



  • Здоровье (Спортивно-оздоровительное направление)

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.

В.А.Сухомлинский

1 класс

Классные мероприятия:

1. «Что такое режим дня?» (беседа с примерами из литературных произведений)

2.«Чистота - залог здоровья» (практическая игра)

3.«Не шути с огнём!» (Правила пользования электроприборами, поведение с огнём)

4.«Самые ловкие и умелые!» (спортивные соревнования с родителями)

5.«Свет зелёный всем мигает - в путь дорогу приглашает» (игра-викторина)

6.Подвижные игры. (Знакомство с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа)

Общешкольные мероприятия:

1.Проведение инструктажа в праздничные дни сентября, перед общешкольными массовыми мероприятиями.

2.Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.

3.Проведение инструктажа по ТБ на время каникул.

4.Организация и проведение походов в лес

5.Диагностика и мониторинг формирования навыков ЗОЖ

2 класс

Классные мероприятия:

1.«Я -второклассник» (Беседа о правилах поведения в перемену);

2. «Твой распорядок дня» (Беседа, составление распорядка дня);

3. «Дорога в школу» (Экскурсия на улицу);

4. «История зимних видов спорта» (Беседа, конкурс рисунков «Зимние забавы»);

5. «Будь здоров!» (Беседа о соблюдении основных гигиенических правил чистоты помещения);

6. «Домашние животные» (Беседа о соблюдении основных гигиенических правил при обращении с домашними животными);

7. «Наша безопасность» (Беседа об опасных ситуациях дома, в подъезде);

8. «Мама, папа, я - спортивная семья! (спортивный праздник с родителями);

9. Подвижные игры. (Знакомство с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа)

10. «Учусь плаванию» (Посещение ФОК - еженедельно);

11. Катание на лошадях (Посещение конно-спортивной школы п. Ильиногорск)





Общешкольные мероприятия:

1.Проведение инструктажа в праздничные дни сентября, перед общешкольными массовыми мероприятиями.

2.Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.

3.Проведение инструктажа по ТБ на время каникул.

4.Организация и проведение походов в лес

5.Диагностика и мониторинг формирования навыков ЗОЖ

6.День Здоровья

3 класс

Классные мероприятия:

1.«Соблюдение режима дня - залог успешной учёбы» (беседа на тему)

2.«Как не стать жертвой преступления» (классный час)

3.«Что значит быть ответственным. За что я ответственен дома, на улице, в школе!» (игра-викторина)

4.«Мама, папа, я - спортивная семья!» (семейная спортивная спартакиада)

5.«Азбука безопасного поведения» (Практическое занятие)

6.«Невидимые враги человека, которые ему мешают жить: нецензурные слова, курение, алкоголь, СПИД, наркотики» (час вопросов и ответов)

7.Подвижные игры. (Знакомство с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа)

8.«Культура внешнего вида» (смотр - конкурс)

9.«Сказка зимнего леса» (Лыжная прогулка с фотоаппаратом)

10. Ледовое путешествие (Посещение ФОК);

11. «Учусь плаванию» (Посещение ФОК - еженедельно);

12. Ледовое представление (Поездка во Дворец Спорта г. Нижний Новгород)

Общешкольные мероприятия:

  1. Проведение инструктажа в праздничные дни сентября, перед общешкольными массовыми мероприятиями.

2.Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.

3.Проведение инструктажа по ТБ на время каникул.

4.Организация и проведение походов в лес

5.Диагностика и мониторинг формирования навыков ЗОЖ

6.День Здоровья

4 класс

Классные мероприятия:

1 «Слагаемые здоровья» (классный час);

2 «Что значит быть ответственным. За что я ответственен дома, на улице, в школе» (развивающее занятие по культуре здоровья);

3 «Опасная дружба. Где нельзя заводить друзей?» (развивающее занятие по культуре здоровья);

4 «Культура внешнего вида» (смотр - конкурс);

  1. Подвижные игры. (Знакомство с русскими народными играми, игровыми ситуациями, в которых отражаются национальные аспекты и истоки самобытности культуры русского народа);

  2. «Весёлые старты» (семейная спортивная эстафета);

  3. Ледовое путешествие (Посещение ФОК)

  4. «Учусь плаванию» (Посещение ФОК - еженедельно);

  5. «Сказка зимнего леса» (Лыжная прогулка с фотоаппаратом);

  6. Театрализованное представление по ОБЖ «Путешествие в стану школьных опасностей» (спектакль для учащихся 1 - 3 классов)

Общешкольные мероприятия:

1. Проведение инструктажа в праздничные дни сентября, перед общешкольными массовыми мероприятиями.

2.Цикл бесед о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.

3.Проведение инструктажа по ТБ на время каникул.

4.Организация и проведение походов в лес

5.Диагностика и мониторинг формирования навыков ЗОЖ

6.День Здоровья



  • Общение (Социальное направление)

"Всякая ценность имеет цену.

Единственное, что бесценно - это человеческое общение. "

Антуан-де-Сент-Экзюпери.

1 класс

Классные мероприятия:

  1. «Мы теперь ученики!» (Праздник в МДЦ)

2«Про то, как добро и зло боролись» (урок-сказка)

3«Учимся дружить» (ролевые игры)

4«Что такое хорошо и что такое плохо?» (беседа - диспут)

5«Ежели вы вежливы» (праздник)

6«Как надо разговаривать со взрослыми» (беседа -игра)

7«Что такое правила хорошего тона» (учебная игра)

8. «Посвящается матери» (конкурс стихов);

9. «О дружбе девочек и мальчиков. Как научиться не обижать друг друга. Как научиться прощать и просить прощение»

Общешкольные мероприятия:

1.Посвящение первоклассников «Я первоклассник!»

2.Операция «Уют». Конкурс классных уголков.

3. День «Милосердия». День добрых дел.

4. Акция «Милосердие» К Дню пожилых людей.

5 Классные мероприятия «Мы мальчишек поздравляем».

6Праздник Последнего звонка



  1. класс

Классные мероприятия:

1.Твой День рождения» (Конкурс на лучшее поздравление (подготовить подарок, конкурс, поздравление для именинника);

2. «Это - Я» (Пятиминутка -самоопределения);

3. «Твоё настроение» (Беседа с психологом);

4. «Новогодняя почта» (Почтовый ящик, конкурс на лучшее поздравление своего одноклассника);

5. «Поделись радостью с другом» (Конкурс рисунков «Подарок Деда Мороза»);

6. «Будущие защитники Отечества» (Конкурс-викторина, спортивные конкурсы);

7. «Девицы-красавицы» 8 марта - праздник мам (Праздничные конкурсы, Праздник для мам и бабушек);

8. «Добрые слова о моём близком человеке» (Конкурс рисунков и рассказов о своём друге, подруге);

Общешкольные мероприятия:

1.Посвящение первоклассников «Я первоклассник!»

2.Операция «Уют». Конкурс классных уголков.

3. День «Милосердия». День добрых дел.

4. Акция «Милосердие» К Дню пожилых людей.

5 Классные мероприятия «Мы мальчишек поздравляем».

6Праздник Последнего звонка



  1. класс

Классные мероприятия:

1.Традиции нашего класса» (классный час)

2.«Профессии наших родителей!» (Фотовыставка, час вопросов и ответов)

3.«Рукоделие наших бабушек» (исследовательская работа, презентация)

4.«Учимся дружить» (ролевые игры)

5.«Что такое хорошо и что такое плохо?» (беседа - диспут)

6.«Газетные профессии» (информационный час)

7.«Как надо разговаривать со взрослыми» (беседа -игра)

8.«Что такое правила хорошего тона» (учебная игра)

9.Конкурс стихов: «Посвящается матери»

10«Ты + Я + Он + Она - словом одним называем - Семья» (конкурсно-развлекательная программа)

11«Наш класс на перемене» (классный час)

Общешкольные мероприятия:

1. Посвящение первоклассников «Я первоклассник!»

2 Операция «Уют». Конкурс классных уголков.

3 День «Милосердия». День добрых дел.

4Акция «Милосердие» К Дню пожилых людей.

5 Классные мероприятия «Мы мальчишек поздравляем».

6 Праздник Последнего звонка

  1. «Урок Детства»

4 класс

Классные мероприятия:

  1. «Я скоро стану пятиклассником» (Тренинг для учащихся);

  2. «Рыцарский турнир» (игра-соревнование);

  3. «Какого человека называют бесчувственным? Что такое чувства (обида, страх, злоба, гнев, добро, дружба, любовь?) (Развивающее занятие);

  4. «Чтобы людям радость дарить - надо добрым и вежливым быть» (Праздник);

  5. «Проблемы, которые решают взрослые в семье (покупки, отдых, распределение денег» (развивающее занятие совместно с родителями);

  6. «О детском одиночестве и путях его преодоления (развивающее занятие совместно с психологом);

Общешкольные мероприятия:

1. Посвящение первоклассников «Я первоклассник!»

2 Операция «Уют». Конкурс классных уголков.

3 День «Милосердия». День добрых дел.

4Акция «Милосердие» К Дню пожилых людей.

5 Классные мероприятия «Мы мальчишек поздравляем».

6 Праздник Последнего звонка

  • Коллектив (Духовно-нравственное направление)

«Только участие в коллективном труде

позволяет человеку выработать правильное,

нравственное отношение к другим людям» Макаренко А. С.

1 класс

Классные мероприятия:

1. «Дом, в котором я живу» (беседа - обсуждение)

2.«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок» (беседа по сказкам)

3.Игра - соревнование «Я и моя мама»

4.«Праздник твоего имени» (внеклассное мероприятие)

5.«Слава солдатская - сила богатырская (цикл мероприятий: конкурс стихов, подвижные игры, беседа)

6.«Про братьев наших меньших» (Викторина)

7.«Мои любимые игры и игрушки» (цикл мероприятий: конкурс стихов, рисунков, беседа с играми)

8.«Мои родные» (выставка рисунков, фотографий)

9.«О наших бабушках, мамах, сестричках» (праздник)

10«Птичья столовая» (практическая работа)

11 «Распределение поручений в классе» (классное собрание)

Общешкольные мероприятия:

1Единый тематический урок « К. Минин. Народное ополчение»

2Классные часы, посвященные празднику Дня согласия и единения

3Праздник «Осенние именины».

4Тематическая неделя «Посвящается матери» (по отдельному плану)

5Встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, военнослужащими-земляками

2 класс

Классные мероприятия:

  1. «Поведение в столовой» (беседа);

  2. «Как вести себя и как работать в школьной библиотеке»;

  3. «Страна, в которой я живу» (тематический классный час);

  4. «О жадности и жадных» (нравственный классный час);

  5. «Эгоисты. Кто они такие?» (нравственный классный час);

  6. «Что в имени тебе моём» (проектная работа)

Общешкольные мероприятия:

1Единый тематический урок

2Классные часы, посвященные празднику Дня согласия и единения

3Праздник «Осенние именины».

4Тематическая неделя «Посвящается матери» (по отдельному плану)

5Встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, военнослужащими-земляками

3 класс

Классные мероприятия:

1. «Ответственное отношение к порученному делу» (беседа)

2.«Об аккуратности» (беседа)

3.«Правда и ложь - какие они?» (классный час)

4.Что такое характер? (исследовательская работа - классный час)

5.Что значит в жизни похвала? (беседа)

6.Лучшее слово о дружбе (исследовательская работа - классный час)

7.«Я песню пою милой маме» (цикл мероприятий: конкурс стихов, рисунков, праздник)

8.«По страницам семейного альбома» (фотовыставка)

9.«Рыцарский турнир» (игра)

10«Мир природы требует защиты, мир природы требует любви» (экологический турнир)

11«Права детей» (конкурсно-развлекательная программа)

12«Наш класс на перемене» (классное собрание);

13 «Традиции нашего класса» (классное собрание)

Общешкольные мероприятия:

1Единый тематический урок «20 лет Конституции РФ»

2Классные часы, посвященные празднику Дня согласия и единения

3Праздник «Праздник Хлеба».

4Тематическая неделя «Посвящается матери» (по отдельному плану)

5Встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, военнослужащими-земляками

6Участие в праздничных мероприятиях и митингах поселка, поздравление воинов в/ч и ветеранов.

7.Классные часы «Почетное дело - защита Отчизны»

8.Поздравление педагогов с праздником. Праздничный концерт «Вам посвящается».

9.Новогодняя мишура: подготовка к празднованию Нового года. Тематический период «Здравствуй, зимушка-зима».

10. «Комсомолу посвящается»

4 класс

Классные мероприятия:

  1. «Наш класс в жизни школы» (классное собрание);

  2. «Что я чувствую, когда рядом нет родных или друзей» (тематический классный час)

  3. «Друг в моей жизни» (нравственный классный час);

  4. «О героях былых времён» (нравственный классный час);

  5. «Я люблю, ты любишь, мы любим» (нравственный классный час);

  6. «Тренировка памяти» (исследовательская работа - классный час);

  7. «Моё воображение и умение фантазировать» (психологический классный час);

  8. «Наш класс» (выпуск альбома - коллективное дело)

  9. «До свидания, начальная школа!» (праздник)

Общешкольные мероприятия:

1Единый тематический урок

2Классные часы, посвященные празднику Дня согласия и единения

3Праздник «Праздник Хлеба».

4Тематическая неделя «Посвящается матери» (по отдельному плану)

5Встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, военнослужащими-земляками

6Участие в праздничных мероприятиях и митингах поселка, поздравление воинов в/ч и ветеранов.

7.Классные часы «Почетное дело - защита Отчизны»

8.Поздравление педагогов с праздником. Праздничный концерт «Вам посвящается».

9.Новогодняя мишура: подготовка к празднованию Нового года. Тематический период «Здравствуй, зимушка-зима».



  • Условия реализации воспитательной системы класса:

  • Участие семей в новых сферах социального взаимодействия (временный коллектив), активизирующих адаптационные возможности каждой личности;

  • Методическое обеспечение деятельности;

  • Информационное обеспечение (информационные стенды, семейная газета);

  • Аналитическое обеспечение хода реализации программы (современная диагностика особенностей реализации задач программы, выработка на этой основе рекомендаций специалистов по коррекции работы);

  • Создание необходимой материально-технической базы.



  • Работа с родителями



«Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатляется глубже и твёрже, примера родителей»

И.Н. Новиков.

Задачи:

  • Дифференциация семей (благополучные - поддержка и опора, проблемные и неблагополучные - творческий поиск)

  • Изучение родительских запросов в целях организации и проведения целенаправленного просвещения, коррекции детско-родительских отношений

  • Создание родительского актива (комитета)

  • Привлечение работников психолого-педагогической службы образовательного учреждения, а именно школьного психолога и социального педагога

Формы работы с родителями:

  1. Родительские собрания

  1. Индивидуальные и групповые консультации (тематические)

  2. Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях, встречи с психологом, логопедом, соцпедагогом.

  3. Практические занятия для небольших групп родителей (по культуре поведения детей, по созданию детской библиотеки, по организации семейных праздников и пр.)

  4. «Телефон доверия» - разрешение родителям в определённые дни и часы обсудить с классным руководителем важные для воспитания ребёнка вопросы

  5. Рейды (выходы) в проблемные и неблагополучные семьи

  6. Детско-родительские праздники, тренинги, походы, экскурсии, викторины

1 класс

Планирование работы с родителями.


Месяц

Родительские

собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные

дела

с классом

Сентябрь

Режим дня первоклассника»

Выборы родительского комитета

Встреча с родителями

Посвящение в первоклассники

«Я первоклассник!»


Октябрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Оформление школьного пространства

Ноябрь

«Что мне нравится в школе»?

Адаптация первоклассников

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом, логопедом)

«Мои любимые игрушки» - цикл мероприятий

Декабрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Новогодняя Ёлка в МДЦ

Январь

Как поддержать в школьниках желание учиться

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом, логопедом)

Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места

Февраль

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

День Защитников Отечества

Март

«Дружбы и ссоры в детском коллективе»


8 Марта - праздник бабушек и мам

Апрель

Заседание родительского комитета

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом, логопедом)

Экскурсия в детскую библиотеку

Май

Перелистывая страницы учебного года

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Организация поездки в конно-спортивную школу

2 класс

Планирование работы с родителями.

Месяц

Родительские

собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные

дела

с классом

Сентябрь

«О родных и близких с любовью»

Выборы родительского комитета

Встреча с родителями

«Мы сами своими руками» - творческое дело

Октябрь

Заседание родительского комитета

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе

«Ярмарочная карусель»

Ноябрь

«Первые школьные отметки»

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом

«Посвящается матери»

Декабрь

Заседание родительского комитета

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе

Новогодний спектакль


Январь

«Почему ребёнок не любит читать»

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом

Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места

Февраль

Заседание родительского комитета

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе

День Защитников Отечества

Март

Воспитание самостоятельности

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом

«Девицы -красавицы» 8 марта - праздник мам

Апрель

Заседание родительского комитета


Экскурсия в детскую библиотеку

Май

Перелистывая страницы учебного года

Встреча родителей учащихся, имеющих затруднения в школе

Поездка в краеведческий музей г. Володарск

Катание на лошадях (Посещение конно-спортивной школы п. Ильиногорск)

3 класс

Планирование работы с родителями.


Месяц

Родительские

собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные

дела

с классом

Сентябрь

«Домашние задания и их назначение»

Выборы родительского комитета

Встреча с родителями

Выставка поделок из природного материала

«Праздник Хлеба»


Октябрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Оформление школьного пространства;

Спортивный праздник

Ноябрь

«Особенности интеллектуального и личностного развития детей»


Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении, с родителями вновь пришедших детей (совместно с администрацией, педагогом - психологом)

«Посвящается матери» - цикл мероприятий

Поездка во Дворец спорта на ледовое представление

«Культура внешнего вида»

Декабрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Новогодняя Ёлка в школе

«Зимняя сказка» -новогоднее представление в лесу

Лыжная прогулка с фотоаппаратом


Январь

«Если ваш ребёнок часто болеет»

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом, логопедом)

Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места

Спортивная спартакиада

Февраль

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

День Защитников Отечества

«Рыцарский турнир»

Март

«Права детей»


8 Марта - праздник бабушек и мам

«Права ребёнка» - игра

Апрель

Заседание родительского комитета

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом, логопедом)

«Ты + Я + Он + Она - словом одним называем - Семья»

Май

Перелистывая страницы учебного года

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе


Организация поездки в планетарий










4 класс

Планирование работы с родителями.


Месяц

Родительские

собрания

Индивидуальные

консультации

Совместные

дела

с классом

Сентябрь

«Поощрения и наказания»

Выборы родительского комитета

Встреча с родителями

Выставка поделок из природного материала

«Праздник Хлеба»

«Мы сами своими руками» - творческое дело

Октябрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

Оформление школьного пространства;

Спортивный праздник

Ноябрь

«Роль самооценки в формировании личности»


Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении, с родителями вновь пришедших детей (совместно с администрацией, педагогом - психологом)

«Посвящается матери» - цикл мероприятий

«Культура внешнего вида»

Декабрь

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

«Рождественские святки»


Январь

«Роль семьи в воспитании нравственных ценностей»

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом, логопедом)

Рейд сохранности учебников, тетрадей и рабочего места


Лыжная прогулка с фотоаппаратом

Февраль

Заседание родительского комитета

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

День Защитников Отечества

«Рыцарский турнир»

Март

«Друзья моего ребёнка»


«Поздравляем мам»

Апрель

Заседание родительского комитета

Беседа с родителями, чьи дети испытывают трудности в обучении (совместно с администрацией, педагогом - психологом, логопедом)

«Проблемы, которые решают взрослые в семье (покупки, отдых, распределение денег»

Май

Трудности адаптационного периода в 5 классе и пути их преодоления

Встреча с родителями учащихся, имеющими затруднения в школе

«До свидания, начальная школа!» (праздник)

Организация поездки в г. Городец

Катание на лошадях (Посещение конно-спортивной школы п. Ильиногорск)



Раздел 5. Критерии эффективности воспитательной системы класса.

№ п/п

Критерии

Методики

1

Воспитанность учащихся

Методика оценки уровня воспитанности ученика

(автор Н. П. Капустин);

Методика «Изучения воспитанности учащихся» (авт. М.И. Шилова)

2

Защищенность и комфортность ребенка в классе

Социометрия

Тест «Размышляем о жизненном опыте»

(авт. Н.Е. Щуркова);

Методика эмоционально-символической аналогии

(авт. А.Н. Лутошкин)

3

Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе.

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью

(разработана А.А.Андреевым)

Методика изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения

(разработана Е.Н.Степановым)

4

Сформированность классного коллектива.

Методика «Какой у нас коллектив» (авт. А.Н. Лутошкин)

Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося
и ученических коллективов. М., 1988г.

5

Репутация класса

Методика социально-психологической самоаттестации коллектива (СПСК) Р.С. Немова

6

Проявление индивидуальности классной общности

Методика определения уровня самоуправления
в ученическом коллективе

(автор М.И.Рожков) Методика изучения
мотивов участия школьников в деятельности

(автор Л.В. Байбародова)

7

Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности школьника

Методика «Карта одарённости»

8

Развитость креативных способностей учащихся.

Методика изучения личностных креативных способностей (авт Е.Е. Туник)





  • Результативность программы

Краткий анализ воспитательной деятельности за предыдущий период

Проанализировав учебно-воспитательную работу за прошедшие 2 учебных года, я могу сделать вывод, что цель деятельности классного руководителя - создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающегося, его успешной социализации в обществе на данном этапе достигнута, задачи поставленные перед всеми участниками программы решаются успешно, что подтверждается следующими факторами:

- сохранён контингент обучающихся

- отсутствие правонарушений со стороны учащихся

- 100% посещаемость учащимися учебно-воспитательных мероприятий в школе

- более 90% учащихся организованы во внеурочной деятельности (исключение составляют дети, обучающиеся на домашнем обучении),

- активное участие в школьных детских конкурсах

- наличие в классе действенной системы самоуправления

- 100% успеваемость обучающихся за учебный год

- активное участие родителей в жизни класса и школы





















































































Содержание


  1. Раздел I. Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

  2. Раздел II. Цель функционирования воспитательной системы класса

Пояснительная записка

  1. Раздел III. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества

  2. Раздел IV. Механизм функционирования и построения воспитательной системы класса

  3. Раздел V. Критерии эффективности воспитательной системы

класса

  • Диагностические данные исследования

ЛИТЕРАТУРА

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ ВСЕХ МАТЕРИАЛОВ



ЛИТЕРАТУРА

  1. «Воспитываем личность в начальной школе», Н.Ф. Дик Ростов-на Дону, 2005г.

  2. «Воспитание личности в коллективе», Я.Г. Плинер, Москва, Педагогический поиск, 2000г.

  3. «Воспитание младшего школьника», Л.В. Ковинько, Москва, Изд. «Академия», 1998 г.

  4. «Изучение универсальных учебных действий младших школьников» (методические рекомендации для педагогов-психологов, учителей начальных классов, за. Директора по начальному образованию), Н.Новгород, 2012 г.

  5. «Классный руководитель в современной школе», В.П. Сергеева, Москва, Педагогическое общество России, 1999 г.

  6. «Классный руководитель. Основные направления деятельности», Дереклеева Н.И. - М.,Вербум - М,2001г.

  7. «Организация внеурочной деятельности», Н.Новгород, НИРО, 2011 г.

  8. Организация воспитательной работы в классе (методическое пособие для классного руководителя)/В.И.Созонов,М.: Центр «Педагогический поиск»,2002г.

  9. Основы педагогического мастерства: учеб.пособие для пед.спец.выш.учеб.заведений/И.А.Зязюн и др.- м.,Просвещение,1989г.

  10. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед.ин-тов/Ю.К.Бабанский и др. -М.,Просвещение,1988г

  11. «Планируемые результаты начального общего образования», Москва, «Просвещение», 2011г.

  12. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания», Москва, «Просвещение», 2011г.

  13. «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни», Москва, «Просвещение», 2011г.

  14. «Рабочая программа УМК Гармония», Москва, «Просвещение», 2011г.

  15. «Родительские собрания», Москва, «ВАКО», 2008 г.

  16. «Справочник классного руководителя» (1 - 4 классы), Москва, «ВАКО», 2008 г.

  17. Сухомлинский В.А. «Методика воспитания коллектива» - М.,Просвещений,1981

  18. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» - М.,педагогика,1990 г.

  19. Электронные образовательные ресурсы









Приложение 2

Самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива

Министерство информации

Министерство здравоохранения

Министерство культуры

Министерство творчества

Министерство охраны законности и порядка

Министерство физкультуры и спорта

Министерство охраны природы

Министерство финансов

Министерство образования

Общее собрание класса

© 2010-2022