Открытый урок по математике 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок математики во 2-а классе по теме: «Угол. Прямой угол.»

учителя начальных классов Н.А.Сологуб.

Данный урок разработан и проведён в рамках деятельности творческой группы «Современные педагогические технологии» с целью демонстрации опыта работы по применению деятельностной технологии в начальной школе по образовательной системе «Школа 2100» во 2 классе, автор учебника Л.Г. Петерсон.

Цели:

  • Сформировать представление об угле и его элементах, способность к распознаванию и обозначению углов;

  • познакомить с понятием «прямой угол»;

  • учить находить прямой угол с помощью чертёжного угольника;

  • отрабатывать навыки анализа и решения задач;

  • пополнять активный запас детей; учить работать в паре;

  • развивать математическую речь, мыслительные операции;

  • формировать познавательный интерес;

  • способствовать здоровьесбережению детей;

  • соблюдать гигиенические требования к уроку.

Тип урока: ОНЗ.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.
Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности.
Цели:

  • Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;

  • в начале урока мне хочется напомнить известное вам высказывание А. Нивена.

Слайд №2.


Математику нельзя изучать наблюдая, как это делает сосед.
А. Нивен

- Прочитайте его хором.
- Как вы понимаете смысл этих слов? (Если смотреть, как другие анализируют, сравнивают, преодолевают какие-то трудности, а сам ты этого ничего не делаешь. То математику знать не будешь.)
- Верно, я думаю, что вы успешно преодолеете все трудности, которые преподносит нам математика.

- Трудность 1-я:

Даны выражения. Найдите лишнее, докажите.

- Трудность 2-я:

Выполните операции. Найдите неизвестное число.

Трудность 3-я:

Отгадав загадки, вы сможете определить, какому разделу математики будет посвящен урок.

-Эта странная фигура,

Ну совсем миниатюра!

И на маленький листочек

мы поставим сотни …

- Он от солнца прилетает,

Пробивая толщу туч.

И в тетрадочке бывает,

А зовется просто…

- Три вешины тут видны,

Три угла, три стороны.

Ну, пожалуй, и довольно!

Что же это?

- Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня…

Эти загадки подсказали, какому разделу математики сегодня будет посвящен урок (Геометрии)

-Что изучает эта наука?

- И сегодня нам предстоит узнать новое из области геометрии.

- С чего начнем? (С повторения).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цели:

  • активизировать представление о плоскости и луче;

  • тренировать умения чертить, обозначать и называть лучи;

  • активизировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

  • организовать самостоятельное выполнение учащимися индивидуального задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

  • организовать фиксацию учащимися возникшего затруднения в обосновании правильности полученного результата.

Слайд №3.
- Посмотрите, нас встречают жители этой страны.
- Назовите эти фигуры одним словом. (Геометрические фигуры.)
- Назовите многоугольники. (Треугольник, квадрат, прямоугольник.) По щелчку мыши многоугольники исчезают.
- Назовите геометрическую фигуру, которая состоит из 4-х звеньев. (Незамкнутая ломаная линия.) По щелчку мыши ломаная исчезает.
- Какая геометрическая фигура не имеет ни начала на конца? (Прямая линия.) По щелчку мыши прямая исчезает.
- Назовите лишнюю фигуру среди данных фигур. (Отрезок.) По щелчку мыши отрезок исчезает.
- Какие геометрические фигуры остались? (Лучи.)
- Что вы знаете о геометрической фигуре луч? (Луч - это часть прямой, ограниченная с одной стороны.)
- Чем отличается луч от прямой? (Луч - это часть прямой, ограниченная с одной стороны, а прямая не имеет ни начала на конца.)
- У вас на партах лежат модели лучей.
- Покажите точку, начало луча, покажите весь луч.
Слайд №7.
- Сравните лучи АВ и АС.
- Что у них общего? (У них общее начало точка А.)
- Возьмите модели лучей и наложите их друг на друга так, чтобы точки совпали, а части прямой расходились в разные стороны.
- На сколько частей лучи разделили плоскость? (На 2 части.)
- Как бы вы назвали меньшую из этих частей) (Углом)
Слайд №8.
- Как докажете, что данная фигура является углом? Дети обосновывают своё мнение и приходят к выводу, что не могут доказать, что данная фигура является углом.
- Почему же возникло затруднение при доказательстве того, что выбранная вами фигура угол? (Нам неизвестно, что такое угол, каковы признаки этой геометрической фигуры.)
- Молодцы! Поняв причину, дальше надо … (Поставить цель, выяснить, что такое угол, выявить его признаки.)
- Назовите тему урока. (Угол.)
Открыть часть темы на доске.

III. «Открытие» нового знания.
Цели:

  • организовать построение нового знания об угле;

  • организовать фиксацию нового знания в речи;

  • организовать выполнение задания, вызвавшего ранее затруднение;

  • зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

- Покажите точку, общее начало лучей.
- Посмотрите, как называется общее начало лучей. (Это вершина угла.)
Слайд №9.
- Покажите лучи, которые образуют угол.
- Как их называют? (Стороны угла.)
Слайд №10.
- Сколько вершин у угла? (1.)
- Сколько сторон у угла? (2.)
- Так из чего состоит угол? (Из точки - вершины и двух лучей - сторон, которые выходят из этой точки - вершины.)
- Кто может сказать, что же такое угол? (Угол - это геометрическая фигура, которая состоит из точки - вершины и двух лучей - сторон, которые выходят из этой точки.)
- Продолжаем заполнять геометрический словарь.
- Какие новые слова в него добавили? (Угол, вершина угла, сторона угла.)
- Вы, конечно, знаете, что у каждой геометрической фигуры есть имя, и у углов тоже есть имя.
- Аня, как тебя называет мама? А тебя Саша?
- Вас дома называют разными именами.
- И угол тоже можно назвать по-разному.
- Прочитайте его имя в учебнике на стр. 38.
- Что интересного заметили при чтении имён угла? (Буква, которая называет вершину читается в середине.)
- Записывают это так: слово «угол» заменяют специальным знаком: …
- Запишем этот знак в тетради.
- Начинаем писать с верхнего правого угла клетки, ведём наклонную в нижний левый угол клетки и вправо по нижней стороне клетки в нижний правый угол. Дети записывают знак в тетради.
- Как пишется ваше имя?
- А теперь обратите внимание на то, как пишется имя угла. (Все буквы заглавные.)
- Как вы думаете, почему так записывают угол? (По названию вершины угла.)
- Правильно. Запишите имя угла в тетради.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: создать условия для выполнения учащимися нескольких типовых заданий на применение изученного знания с проговариванием во внешней речи.
- А теперь потренируемся в записи углов.
- Выполним задание №2 с.38.
- Прочитайте задание.
- Работать будем в парах.
- Один из вас назовёт имена углов. А другой вершины и стороны угла.
-А теперь запишите различные обозначения углов.
Слайд №11.
- Проверяем первый угол, если вы записали так, поставьте «+».
- Катя. Прочитай названия второго угла, если вы записали так, поставьте «+».
- Самостоятельно проверьте, так ли вы записали названия третьего угла, если вы записали так, поставьте «+».
- У кого получилось три «+», у кого два, у кого один.
- Молодцы. А теперь отдохнём и посчитаем.
Физминутка «Счёт через 4».
- Продолжаем работу.

V. «Открытие» нового знания (продолжение).
Цели:

  • организовать построение нового знания о прямом угле;

  • организовать фиксацию нового знания в речи.

- Скажите, а можно ли угол сделать больше или меньше по размеру?
Слайды: №12, №13.
- Смоделируйте полученный угол так, чтобы он стал меньше, а теперь, чтобы он стал больше.
- Какой вывод можем сделать о размере углах? (Углы бывают разные по размеру.)
- Верно, углы бывают разные, и наша задача узнать, какой угол самый главный.
- Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.
- Возьмите линейку и красный карандаш, проведите линии сгиба.
- На сколько частей прямые разделили плоскость? (На 4 части.)
- Что можете сказать о прямых? (Они пересекаются.)
- Сколько углов образовали пересекающиеся прямые?(4.)
- Эти пересекающиеся прямые образовали особенные углы.
- Может кто-нибудь знает названия этих углов?
-Это прямые углы.
Слайд №14.
- Покажите пальчиком каждый прямой угол.
- Раскрасьте прямые углы разными цветами.
- Поставьте точку на пересечении прямых.
- Чем будет являться эта точка для каждого из углов? (Вершиной угла.)
Слайд №15.
- Покажите, где в жизни встречается прямой угол?
- А вот, если две пересекающиеся прямые образуют прямой угол, то их называют перпендикулярными прямыми).
Повесить на доску карточку.
- Какими новыми понятиями пополнился наш словарь? (Прямой угол, перпендикулярные прямые).
- Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на партах лежит ещё один чертёжный инструмент.
- Кто знает, как он называется?
- Правильное его название чертёжный угольник.
- Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника.
- Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему?
- Итак, какова наша задача? (Научиться с помощью угольника определять прямые углы.)
Слайд №16.
- Составим алгоритм.

  1. Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла.

  2. Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла.

  3. Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол.

- Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника в окружающей нас обстановке.

VI. Самостоятельная работа c самопроверкой .
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на применение новых знаний;
Работа по учебнику с.39 №4.
- А теперь самостоятельно найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника.
Проверка работы с помощью доски.
- Самостоятельно проверьте, так ли вы нашли прямые углы, если так, поставьте «+».
- Каким новым понятием пополнился наш словарь? (Чертёжной угольник.)
- Какие новые жители поселились в стране Геометрия? (Угол, прямой угол.)
Слайды: № 12, 13.
- Посмотрите на все фигуры (Слайд №17.) и скажите, какие фигуры имеют углы?
- А какие имеют прямые углы?
- Что мы знали о прямоугольнике? А о квадрате?
- А что нового узнали?

VII. Повторение изученного.
- Решим задачу, в которой говорится о прямоугольнике и квадрате.
Работа по учебнику с.40 №9.
Задача. Начерти прямоугольник со сторонами 6см и 2см и вычисли его периметр. А теперь начерти квадрат с таким же периметром.
- Прочитайте задачу про себя.
- А теперь прочитайте задачу вслух, чтобы узнать, что известно в задаче, а что надо найти.
- Что же нам известно в задаче?
- Что надо узнать?
- Прежде чем вычислить Р, что надо сделать? (Начертить прямоугольник.)
- А потом? (Найти Р.)
- Как найти Р прямоугольника? (Надо длину всех сторон сложить.)
- Начертите прямоугольник и найдите его Р самостоятельно.
Проверка: решение дети записывают на доске.
- Прочитайте, что ещё нужно сделать в этой задаче.
- Любой ли квадрат надо начертить? (Нет.)
- А какой? (С таким же Р.)
- Сможем начертить? Почему? (Не знаем сторону квадрата.)
- Что мы знаем о квадрате?
- Как узнать сторону квадрата?
- Как представить 16 четырьмя одинаковыми слагаемыми?
- Значит чему равна сторона квадрата?
- Начертите квадрат.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели:

  • организовать фиксацию учащимися степени соответствия поставленной цели и полученного результата учебной деятельности;

  • создать условия для фиксации учащимися в речи нового знания, изученного на уроке: что такое угол, как определить прямой угол;

  • организовать фиксацию затруднений, которые остались, и способов их преодоления;

  • организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

- Какую цель вы ставили перед собой на уроке? (Узнать, что такое угол, его признаки.)
- Достигли цели? Докажите.
- Что такое угол? (Это меньшая часть плоскости, ограниченная двумя лучами, имеющими общее начало.)
- Углы бывают разные. С каким видом угла вы познакомились сегодня? (С прямым углом.)
- Как называются прямые, образующие прямой угол? (Перпендикулярные.)
- Как вы находили прямой угол среди углов? (С помощью угольника: совмещали угол и одну из сторон угольника. Потом смотрели, совпадает ли другая сторона угла со стороной угольника.)
- Каким значком обозначают прямой угол?
- Как записывают название углов? (Пишут значок угла и букву, обозначающую вершину угла, или три буквы, причём букву, обозначающую вершину, пишут в середине.)
- Оцените свою работу на уроке.

На партах у вас лежат смайлики. Подумайте, на какую ступеньку на лесенке успеха вы поставите своего смайлика.

Если вы считаете, что поняли тему сегодняшнего урока и вопросов у вас не осталось, поставьте его на верхнюю ступеньку. Если не все сегодня удалось и остались вопросы, то поставьте смайлика на среднюю ступеньку. Если считаете, что на уроке большая часть заданий осталась невыполненной, то поставьте смайлика на нижнюю ступеньку.

- Урок окончен. Спасибо всем за работу.



© 2010-2022